Методические рекомендации освоения нотной грамоты на уроках музыки общеобразовательной школы.


Методические рекомендации освоения нотной грамоты учащимися первого класса в ходе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Цель процесса освоения нотной грамоты - создать оптимальные условия для осознанного восприятия и исполнения музыки, а в дальнейшем повышения уровня музыкальной культуры как части духовной культуры детей.
Основными компонентами рассматриваемого процесса явились:
Разработка этапов освоения нотной грамоты в соответствии с календарно-тематическим планом и ходом вокально-хоровой деятельности на уроке музыки
Систематизация музыкального материала и форм работы.
Систематизация методов направленных на осознанное освоение нотной грамоты в ходе вокально-хоровой деятельности.
Рассматривая процесс освоения нотной грамоты учащимися первого класса в ходе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки, необходимо выделить поэтапность данного процесса. В нем были выделены четыре этапа работы, научно-педагогическая идея которых, заключается в следующем:
активизация вокально-слуховых представлений средствами релятивной сольмизации и слоговой системы нотных знаков;
освоение звуковысотных отношений, средствами звукозаписи, пения по руке и цифровой системы обозначения звуков;
освоение метроритмических отношений средствами звукозаписи;
освоение ладовых отношений мажора и минора при помощи зрительных ассоциаций нотной записи и таблицей «болгарской столбицы».
Рассмотрим содержание этапов процесса освоения нотной грамоты первоклассников применительно к вокально-хоровой деятельности.
Процесс освоения нотной грамоты происходит в течение учебного года на уроках музыки, и последовательность этапов совпадает с четвертями. Так первый этап: «Активизация вокально-слуховых представлений» - в 1 четверти; второй этап: «Освоение звуковысотных представлений» - во 2 четверти; третий этап: «Освоение метроритмических отношений» - в 3 четверти; четвёртый этап: «Освоение ладовых отношений» - в 4 четверти.
Процесс освоения нотной грамоты первоклассников в ходе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки вырабатывается в поэтапности процесса освоения нотной грамоты .
Основными принципами при организации содержания процесса освоения нотной грамоты выступали:
Соотнесенность внутренней и внешней деятельности в процессе освоения нотной грамоты.
Подчиненность вокально-хоровой деятельности логике формирования вокально-хоровых навыков.
Сочетание донотного и нотного периодов освоения нотной грамоты.
Соотнесенность вокально-хоровых упражнений музыкально-педагогического репертуара этапам освоения нотной грамоты и календарно-тематического плана по программе группы авторов: Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной
При исполнении заданий и упражнений для настройки и распевания с первых занятий важно уделять внимание вокальным и хоровым навыкам. К вокальным (певческим) навыкам относятся: певческая установка, дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция. Непосредственно к хоровым навыкам относятся: строй, ансамбль, понимание дирижёрских указаний [29, 27].
На первом этапе процесса освоения нотной грамоты у учащихся активизируются вокально-слуховые представления при помощи зрительных восприятий (рисунков, таблиц, ручных знаков), двигательных ассоциаций, игровой деятельности. Задачи этого этапа составляют:
знать высокий, средний и низкий регистр на основе вокально-слуховых представлений; звукоряд;
знать, уметь различать по высоте два звука «выше – ниже», исполнять их и узнавать на двух линиях; понимать цифровую систему обозначения нот;
знать, что такое нотный стан, скрипичный ключ, нотный знак.
сочетать слоговое название нот звукоряда и метод «ручные знаки».
Процесс изучения нотной грамоты на начальном этапе обычно условно разделялся на периоды: донотный и нотный. Донотный период включает в себя накопление музыкальных представлений при помощи вокальной деятельности, не прибегая к помощи звукозаписи, но используя при этом кроме словесных пояснений и игры на музыкальном инструменте, рисунки, знаки, краски, иллюстрации и многое другое. Нотный период представляет собой изучение знаковой и слоговой систем письменного обозначения звуков.
В нашем исследовании донотный и нотный периоды соединены в единый процесс. Необходимо помнить, что знакомство с нотной записью способствует более осознанному отношению детей к особенностям музыкального языка и по усмотрению педагога начинать работу по освоению звукозаписи можно и раньше[9,205].
Мы считаем, что зрительное восприятие нотного обозначения с помощью вспомогательных наглядных пособий и двигательных ассоциаций являются необходимым звеном в освоении музыкального материала. Только осознанная музыкальная деятельность первоклассников способствует освоению нотной грамоты.
На первом этапе необходимо активизировать вокально-слуховые представления при помощи зрительных ассоциаций. Вначале будет использоваться наглядно-дидактический материал в виде картинок с изображением животных и птиц. Проигрывая звуки разных регистров, объяснять детям, что каждый регистр ассоциируются с каким либо животным.
После этого ребята должны узнать, что такое нотный стан, нотный знак, т.е. нота и скрипичный ключ. Важно, чтобы у детей сформировалось правильное понятие о нахождении нот на нотоносце, соотношения к их высоте.
Для формирования звуковысотных представлений многие учителя пользуются звуковой «лесенкой». На них показаны соотношения звуков до-мажорного звукоряда. Используя «лесенку», можно предлагать детям различные игры. Например, «Угадайку», в которой они про себя должны воспроизвести мелодию, следя за указкой педагога, и постараться узнать знакомую песенку. Многие педагоги связывают «лесенку» с понятием «звукоряд» - ряд звуков, идущих поступенно вверх или вниз. Говорится о названии этих звуков и том, что этих звуков всего семь[14,62].
до
1
ре
2
ми
3
фа
4
соль
5
ля
6
си
7

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Цифровая лестница.

Понятие «звукоряд» вводится на основании приема изображения «лесенки», соответствия цифрового обозначения с абсолютным названием звуков и их расположение на этой лесенке. В этот период настройку и распевание следует проводить по «ручным знакам», глядя на нарисованную звуко-высотную лесенку. Они помогают усвоить отличительные черты каждой ступени лада. Здесь же применять пение с названием ступеней: I ступень – поется «раз»; II ступень – поется «два» и т.д.
«Первая ступень: кисть руки, сжатая в кулак и вытянутая вперед, фиксирует устойчивую ступень. Вторая ступень: кисть руки приподнята, подчеркивая движение от I ступени ко II ступени. Третья ступень: рука свободно парящая, кисть вытянута вперед. Образуется как бы крыша двух предыдущих ступеней. Четвертая ступень: кисть руки с вытянутым указательным пальцем опущена, тем самым фиксируя тяготение IV ступени к относительно устойчивой V ступени. Пятая ступень: рука находится в вертикальном положении, большой палец несколько поднят. Положение руки подчеркивает устойчивость V ступени. Шестая ступень: кисть руки опущена, пальцы вытянуты вниз, подчеркивая тяготение VI ступени к V ступени. Седьмая ступень: кисть руки поднята с вытянутым вверх указательным пальцем, подчеркивая тяготение VII к I ступени. В зависимости от положения той или иной ступени ручные знаки выполняются на различной высоте (на уровне головы, груди и пояса)»[43,102]. Ручными знаками можно передать темп, ритм, характер музыки, что помогает активизировать слуховое восприятие.
В 1 этапе процесса освоения нотной грамоты включены такие виды вокальной работы как настройка и распевание.
При подборе репертуара для настройки и распевания следует учитывать этап процесса освоения нотной грамоты, конкретную тему, изучаемую на уроке, а также примарные зоны диапазона детских голосов, с которых и начинать упражнения. Предлагаемые упражнения в таблице № 1 (см. прил. № 1) носят рекомендательный характер, как примерный репертуар.
Настройку следует начинать с упражнения № 10, суть которого состоит в выравнивании звучания одного звука хором, при котором используется: смена характера звучания, изменение гармонического сопровождения, пропевание на разных гласных (см. приложение № 2/1). Упражнение № 20 должно выработать умение интонировать два разных по высоте звука.
Распевание можно начинать с маленьких попевок, основанных на чередовании одного звука в разных регистрах, таких как «Птица и птенчики», (см. приложения №2). Упражнение «Два кота» важно для пения 2 звуков на разной высоте, которые изображались на 2 линиях, а упражнение «Тень- тень» - 3 звуков. Этот прием будет помогать осваивать различие высоты звуков в одной октаве.
В ходе настройки и распевания к предыдущим упражнениям добавить упражнения для знакомства с полным звукорядом, например, «Собачки», «Качели».
Ко второму этапу, дети подходят к теме нотной записи, накопив зрительные, звуковые и мышечные представления, тем самым продолжая углублять освоение звуковысотных отношений.
На втором этапе процесса освоения нотной грамоты учащиеся должны научиться переводить слуховые и зрительные представления в знаковые обозначения. Задачи этого этапа:
уметь записывать нотный знак (головка и штиль), скрипичный ключ и знать, что он обозначает;
знать, что такое нотоносец; расположение нот 1 октавы на нотоносце;
уметь петь «по руке» и по цифровой системе;
определять и исполнять направление движения 3 звуков: на месте, вверх или вниз поступенно или скачком.
Важно, чтобы первоклассники свободно ориентировались в таких понятиях, как «выше – ниже», «поступенно» (вверх или вниз), «через ступень» (вверх или вниз). При этом большую роль играет способ наглядного изображения мелодии. Вокально-хоровая деятельность на 2 этапе процесса освоения нотной грамоты состоит из таких видов работы как настройка, распевание, разучивание песни.
Выбор репертуара опирается на основные принципы отбора в соответствии с возрастными особенностями, в соответствии с этапами освоения нотной грамоты, в соответствии с видами вокально-хоровой деятельности.
В заданиях для настройки и распевания включены все виды движения мелодии: поступенно вверх и вниз, через одну ноту вверх и вниз, на одном звуке. Включая в настройку упражнение № 8 необходимо обратить внимание на переход на одну ступень вниз, движение вниз исполнять детям легче, не отвлекая от ощущения поступенного хода. Упражнение № 9 поможет осознать поступенное движение на три ступени и вверх и вниз.
Распевания проводятся на примере небольших песен-попевок. «Лепешки» развивает навык пения на одну ступень вверх, а «Не летай, соловей» - чередований движения на одном звуке, вверх на 1 ступень и вниз на 3 ступени. При этом каждое упражнение учитель сопровождает ручными знаками, показом на таблицу-лестницу и нотной записью.
При разучивании песни включаются задания для освоения нотной грамоты, например, «Песня о нотах». Ж. Металлиди.
Разучивая песни, учитель движением руки передает рисунок мелодии, обозначая направление ее движения, поступенность, встречающиеся скачки и т.д. Параллельно целесообразно использовать схематические зарисовки мелодии, рисунок «лесенки». Используя в комплексе визуальные наблюдения развития мелодии, вокализацию и показ звуковысотных соотношений рукой, педагог тем самым формирует у детей представление мелодии[9,206].
На третьем этапе процесса освоения нотной грамоты учащиеся получают новые понятия о ритмических отношениях, продолжают осваивать и углублять знания, полученные на 1 этапе. Задачи этого этапа:
знать соотношение двух длительностей: четверти и восьмой; уметь применять их в группировке;
знать и понимать, что такое сильная доля;
знать и понимать, что такое такт, тактовая черта, размер 4/4;
исполнять движение мелодии поступенно по звукоряду.
Метроритмические понятия формируются параллельно, но лучше ограничить их вначале лишь двумя длительностями. Ритмический рисунок песен или отдельных музыкальных фраз можно предложить прочесть по фигуркам. Так, на начальном этапе долгие звуки иногда условно обозначают большими фигурками, а короткие – маленькими.
Уместно применять творческие задания со стихами и обозначением длительностей. Важно, чтобы в этот период дети поняли соотношение длительностей: деление крупной длительности наполовину.
Для осмысления ритмических и звуковысотных соотношений и воспроизведения мелодии можно использовать запись фигурок, кружочков, черточек. Например:

мы и- дем, хо- ро- шо и - дем.

Мы по- ем, ве- се- ло по- ем.
Вводим понятие о сильной и слабой долях. Это можно сделать на примере имен (Наташа, Сережа, Костя) – выявляем соотношение ударных и безударных слогов. То же происходит и в музыке. Перед ударным слогом ставим тактовую черту.
Затем вводим понятие о такте. Например, показываем детям запись песни «Во поле береза стояла». Оказывается, долей в каждом такте одинаковое количество, а нот – разное. Вывод: каждая песня, пьеса имеет свой метр, размер. Этот размер (счет) пишется сразу после ключа[33,46]. На третьем этапе процесс освоения нотной грамоты будет проходить в таких видах вокально-хоровой деятельности как настройка, распевка, вокализация фрагмента крупного классического произведения.
Подбор репертуара соотнесен задачам, поставленным на 3 этом этапе освоения нотной грамоты.
Применяя упражнения для настройки и распевания, даем понятие сильной доли, такта, размера, начиная с 4/4. Для настройки используется упражнение № 13, в котором учащиеся будут осваивать движение по ступеням вниз и выдерживать целую длительность. Песенка «Ай, дуду» и «Два кота» призвана решить вопрос осознания соотношения четверти и восьмой. Поступенное движения целесообразно осваивать при распевании на примере следующих номеров: «Лесенка», «Цирковые собачки» (см. приложение №2).
Вокализация фрагмента крупного классического произведения Свиридов «Весна и осень» в ходе вокальной работы проводится с учётом освоения нотной грамоты. Перед учащимися раскладывается фрагмент нотного текста с подписанными цифрами. Ребята определяют ход звуков мелодии, показывают ход мелодии рукой, а затем - интонируют.
На четвёртом этапе процесса освоения нотной грамоты: «Освоение ладовых и метроритмических отношений» знания углубляются, расширяются основные понятия. Задачи этого этапа:
знать ладовое отличие мажора и минора; что такое тон и полутон;
уметь интонировать по таблице «болгарской столбицы»; знать и уметь интонировать устойчивые ступени мажорного и минорного лада;
знать систему длительностей звуков и пауз;
понимать жанровую основу размеров 2/4; 3/4; 4/4.
Объяснять различие мажора и минора можно начать, прочитав сказку «Мажор и Минор – такие разные братья» и выполнить небольшие задания к ним (см. приложение №2).
Прием пения по «ручным знакам» помогут в работе над строем и интонацией: жест руки ладонью кверху обозначает «тон вверх», ладонью вниз – «тон вниз», небольшое движение указательным пальцем вверх – «полутон вверх», вниз – «полутон вниз».
Метод пения по таблице «болгарская столбица» наглядно и доступно помогут освоить эти понятия. С помощью «болгарской столбицы» учащиеся должны понять строение мажорного и минорного лада. Знание структуры поможет пению в различных I
II
III
IV
V
VI
VII
I
II
III
IV
V
VI
VII
I
II
III
IV
V
VII
VI
I
I
I
ля
си
до
ре
ми
фа
соль
ля
до
ре
ми
фа
соль
ля
си
до
ми
фа //
cоль //
ля
си
до //
ре //
тональностях несложных упражнений, а затем и изучаемых песен.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Болгарская столбица
Одну из задач 4 этапа, знание системы длительностей, можно начать с помощью наглядного материала, сказок и стихов, раздаточного материала. (см. приложение №2). Продолжить освоение этой темы во всех видах вокально-хоровой деятельности, при этом вычленять данную мысль и концентрировать внимание детей на этом. Ребята должны осознать ритмическое начало мелодии, начиная с двигательных заданий: простучать по парте, прохлопать в ладоши, проговорить слогами, а затем спеть.
На данном этапе во все виды вокальной работы: настройку, распевание, разучивание и исполнение песни, вокализацию фрагмента классического произведения, необходимо включать процесс освоения нотной грамоты.
Умение петь по нотам является главным критерием освоения нотной грамоты учащихся на уроке музыки. Закрепить это понятие необходимо на упражнениях настройки и распевания.
Упражнение для настройки № 14 будет нацеливать на освоение размера 2/4 и в то же время устойчивые ступени мажорного лада. При помощи упражнения № 17 для настройки класса возможно усвоение размера 3/4, а также поступенный ход мелодии и ритмические группировки с разными длительностями.
Распевание, проводимое на примере детской песенки «Лиса» будет закреплять знание размера 3/4 и продолжать осваивать движение мелодии скачком через один звук. Упражнение «Мы идем», построенное на звуках тонического трезвучия может способствовать усвоению ладового различия мажора и минора и устойчивых ступеней. Здесь же возможно обратить внимание ребят на ритмическое разнообразие изучаемых длительностей. Расширяя знания метроритмических отношений в музыке, учащиеся осваивают размеры 2/4, 3/4 на примере упражнений для распевания «Василек», «Лиса» и др. Необходимо одновременно пояснить, что каждый из размеров необходим для песни (4/4), танца (3/4) или марша (2/4).
Разучивание песни «Добрые слоны», соответствует теме 4 четверти: «Музыка в цирке». В нотном тексте необходимо выделить компоненты для освоения нотной грамоты, которая соответствует данному этапу: например, ход мелодии, длительности, размер 4/4, связанность с маршевым характером и др.
Вокализация фрагмента классического произведения содержит в себе яркий показ окраски мажора и минора. Предложим для этого произведение Г.Свиридова «Весна и осень» из симфонических иллюстраций «Метель», как повторение пройденного. В нем весна отражена в мажоре, а осень в миноре. Также вокализация произведения Д. Кабалевского «Клоуны», соответствующее календарно-тематическому плану, должно ярко выявить различие ладов (см. приложение № 5). Эту работу можно построить по следующему плану:
- прослушать произведение;
- на раздаточных листочках с нотным эпизодом нарисовать ход мелодии;
- определить длинные и короткие длительности;
- пластически проинтонировать руками;
- спеть с показом ступеней на таблице «лестница» или «Болгарская столбица»;
- прослушать произведение.
На всех этапах процесса освоения нотной грамоты младшими школьниками 1 класса в ходе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки учитель должен выявлять и вычленять основные понятия, а также заострять внимание детей на отдельном виде знания. Для достижения поставленной цели применяются различные методы и приемы работы учителя.
Метод – это совокупность способов и приемов познания действительности. «Методы музыкального обучения можно рассматривать как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса»[1,55].
Каждая из современных методик использует определённые методы, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а так же по назначению и дидактическим задачам – воспроизведение, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение и контроль. При этом выбор методов в контексте специфики вокально-хоровой деятельности основан на особенностях содержания материала (сложность, новизна), конкретных педагогических целях, подготовленности певцов, а также индивидуальности педагога-музыканта.
Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и подобно любой методике, опирается на дидактические принципы. Принцип воспитывающего обучения; научность и доступность осваиваемого материала; наглядность при его преподнесении; прочность знаний, умений, навыков; активность музыкальной деятельности учащихся, их самостоятельность; связь музыкального воспитания с жизнью, интересами детей - все эти принципы лежат в основе методики музыкального воспитания[14,7].
Классификация методов применяемых в процессе освоения нотной грамоты.
Общедидактическиеметоды Специфические методы Специальные методы
Сравнения
Словесный
Наглядный
Обобщения
Репродуктивный
Последовательности Концентрический.
«Забегания вперёд».
Наблюдение за музыкой. Размышление о музыке. Музыкальное обобщение. Эмоциональная драматургия.
Импровизация.
Пение по нотам.
Пение по руке.
Ручные знаки.
Относительной сольмизации.
Релятивной сольмизации.
Пение по цифровому обозначению. Предупреждения ошибок.
Реализация процесса освоения нотной грамоты в ходе вокально-хоровой деятельности осуществляется при помощи общедидактических специфических, специальных методов: метод сравнения, метод наглядно-слухового показа, словесный метод, метод обобщения, репродуктивный, метод импровизации, метод пения по ручным знакам и т.д.
Система распределения специальных методов освоения нотной грамоты в ходе вокально-хоровой деятельности заключается в «концентрическом» способе освоения учебного материала. На каждом этапе обучения эти знания повторяются. Но они постоянно пополняются за счет включения нового материала, в связи с чем, происходит расширение и углубление освоенности нотной грамоты.
Понимание метода концентричности в работе педагога важно для осознания принципа организации вокально-хоровой деятельности.
Особенностью реализации этапов является то, что они преподаются методом «наращивания знаний» и методом «забегания» вперёд. Отметим, что в разных четвертях элементы нотной грамоты осваиваются на качественно-новом уровне. Метод «наращивания» связан с освоением нотной грамоты, так как в каждой четверти прослеживается усложнение изучаемого материала. Метод «забегания» вперёд применяется при знакомстве с полной системой каких-либо понятий.
Содержание и методы процесса освоения нотной грамоты подобраны с учётом формы проведения каждого этапа. Основной формой работы является урок, так как урок – это основная форма обучения, постоянный организованный процесс, включающий в себя все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, методы, деятельность. Ограниченность урока во времени предполагает осваивать нотную грамоту во всех видах музыкально-исполнительской деятельности. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что более органично и доступно осваивать нотную грамоту на уроках музыки в ходе вокально-хоровой деятельности.
В структуру урока музыки включены различные виды вокально-хоровой деятельности: настройка, распевание, разучивание и исполнение песни, вокализация отрывка произведения для слушания музыки. В целях, задачах и в содержании уроков музыки, говорится о том, что эти виды вокально-хоровой деятельности являются обязательными.
Для учителя музыки задача включения освоения нотной грамоты в эти виды деятельности представляется довольно сложной. Таким образом, этапы процесса освоения нотной грамоты, выработанные в таблице №1, необходимо учитывать при составлении поурочных планов.
Оценка освоенности нотной грамоты в ходе вокально-хоровой деятельности может носить условный характер, а может быть абсолютной. Отсюда появляются условия для поощрения, для создания доверительной атмосферы. Оценку можно использовать как стимул для дальнейшей вокально-хоровой деятельности и мотивации для занятий музыкальной грамотой.
Художественно-исполнительская концертная деятельность будет являться обобщающим видом работы, что позволит и учителям и родителям более зримо осознать всё, чему научились дети, как расширился их кругозор. Учитель делает вывод о том, что ему удалось выполнить, а также выявить проблемы, недостатки, ликвидацию которых он может предусмотреть в последующем планировании.
Вывод
Проблема поиска путей и средств максимально эффективного освоения знаний нотной грамоты на начальном этапе музыкального развития и воспитания важна и актуальна, так как современный образовательный процесс выдвигает новые, значительно более высокие требования к урокам музыки.
Современная педагогическая наука, направлена на то, чтобы максимально активизировать процесс развития и воспитания творческих способностей детей, используя для этого все лучшие, прогрессивные методы, проверенные опытом ведущих педагогов [63, 285].
Глубоко прав В.А.Сухомлинский, говоря: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка» [57, 145].
Рассматривая историю развития системы записи музыки, установлено, что для более успешного освоения нотной грамоты на уроках музыки можно ввести некоторые элементы из рассмотренных знаковых систем звукозаписи древних цивилизаций, особенно на подготовительном этапе в донотный период.
В процессе исследования выяснено, что современные методики музыкального образования корнями уходят в историю. Поэтому для успешного освоения нотной грамоты на уроках музыки необходимо изучать исторически сложившийся опыт различных направлений преподавания музыкальных знаний. Только критически оценивая пройденный путь, можно верно представлять перспективу развития, строить новое, опираясь на все лучшее и не повторяя ошибок прошлого.
Рассмотрев психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, мы выяснили, что годы детства являются благоприятным условием для обогащения и развития интеллекта, что для младших школьников характерна острота, подвижность восприятия, подъем умственной активности, что является хорошими предпосылками для музыкального развития и воспитания.
Анализ психолого-педагогического механизма освоения нотной грамоты младших школьников на уроках музыки позволил установить, что разумным решением этой задачи считается сочетание существующих ныне абсолютной и относительной систем.
В результате проведенного анализа общей и музыкальной психолого-педагогической литературы установлено, что вокально-хоровая деятельность, следуя традициям русской музыкальной культуры, является приоритетным видом исполнительской деятельности на уроках музыки, так как хоровое пение считается основой музыкального просвещения.
Итак, раскрыв и определив сущность и содержание освоения нотной грамоты на уроках музыки, выявлено, что знание нотной грамоты помогает учащимся осваивать различные виды музыкальной деятельности, а также является одним из средств подготовки школьников к самостоятельному общению с музыкальным искусством.

Список используемой литературы
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 112с.
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336с.
Абрамов Г.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 584 с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 431с.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. М., 2005.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. - 352с.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». - М.: Просвещение, 1983. – 224 с., нот.ил.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1975
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.2.: Интонация. Л., Музыка, 1971. – 245с.
Балашов С.С., Медушевский В.В., Тарасов Г.С. Спутник учителя музыки. Сост. Челышева Т.В. – М., Просвещение, 1993. – 125с.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1975.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 415с.
Вопросы эстетического воспитания и музыкального образования учащейся молодежи. Сб.науч.статей. Редколлегия: В.В.Кукшанов, Г.А.Кузнецова, Н.А.Новикова, Н.Н.Андреева, П.Н. Лукьянова. Изд. Свердловского государственного педагогического института. – 1974.
Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. – М., 1997. С.5.
Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 2003. – 143с
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.05.00 «Муз. воспитание», 03.07.00 «Преподавание в нач.классах общеобразоват. Шк.». – М.: Просвещение, 1989. – 207с.
Дубровина И.В. др. Психология: Учебник для студ. сред.пед.учеб.заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464с
Зайнетдинова Н.Ф. Башкирский песенный фольклор вначпльной школе. Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2005. – 64с.
Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1989.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. I-III классы. – М., 1980.
Класс сольного пения. Учебная программа по дисциплине «Класс сольного пения». Предназначена для студентов «050708 Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью 030700 Музыкальное образование». Составитель: Хусаинова Т.В., к.п.н., ст. преподаватель.
Критская Е.Д. Уроки музыки. 1- 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева, 207 с. – ISBN 978-5-09-024333-9.
Курс теории музыки. Учеб.пособие для муз.училищ и старших классов спец.муз.школ. / Т.С. Бершадская, Л.М. Масленникова, Б.А. Незванов, Г.Р. Фрейндлинг. Общая редакция А.Л. Островского. – Л.: Музыка,1978. – 151с.
Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – М.: Педагогика, 2001. – 168с.
Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. – М.: Академия пед. наук, 1957.
Мазель А.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. – М.,1978.
Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми // вып.13.М., 1978 с.28-37.
Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб.пособие для студ.пед.учеб.заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред.Э.Б. Абдуллина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.
Музыкально-эстетическое образование школьников: методические указания для студентов пед.вуза. / Авт. – сост. Зайнетдинова Н.Ф., Носорев Ю.А. – Стерлитамак: СГПИ, 2002. - 26с.
Мухаметзянова Р.К., Янкина Д.Р. Развитие музыкального мышления у детей 6-7 лет / Уч. Пособие по музыке для учителей начальных классов общеобразовательных школ. - Уфа: Китап, 2003. - 96 с.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М. 1972. – 383с.
Носорев Ю.А. Духовно-нравственное воспитание педагога-музыканта в условиях полиэтнокультурных традиций: Монография. – М.: АПК ППРО, 2007. – 208с.
Носорев Ю.А. Непрерывное музыкально-педагогическое образование в масштабе целостной образовательной системы Республики Башкортостан: Монография / Науч.ред. В.А. Волович. М.: АПКиППРО, 2009. – 108с.
Овчинникова Т.Н. Хор // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. М., 1986. – 174 с.
Осенева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с.
Осенева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 224с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М., «Просвещение». 2007. – 21с.
Профессиональная подготовка будущего учителя музыки в условиях непрерывного образования: Сб. науч. статей.- Стерлитамак, гос.пед. академия, 2006. – 116с.
Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. (Под ред. В.В. Давыдов; Науч. – исслед. инс-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 160с.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.муз.фак.высш.пед.учеб.заведений /Д.К. Кирнарская, Н.И. Кияшенко, К.В. Тарсова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368с.
Психология. Словарь. – М., 1990.
Радынова О.П., Груздова И.В., Комисарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 176с.
Радынова О.П. и другие. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили / Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 176с.
Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – Издательство «Композитор». СПб. – 2007, 544с.
Сб. «Музыкальное образование в школе» Вып. 16. М.: Музыка. 1985. – 164с.
Сергеева Г.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» - М. Мирос, 1997. – 56с.
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1998. – 136с.
Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 104с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под. Ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
Соколов Вл. Работа с хором. – М.: Музыка, 1983. – 190с., илл., нот.
Сохор А. Н. Музыкальная культура общества. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980, т. 1, - 215 с.
Спутник учителя музыки. /С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С.Тарасов и др.; Сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение, 1993. – 240с.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176с., ноты.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – В кн.: Хрестоматия по педагогике. / Под ред. З.И. Равкина. М.,1976. – 206с.
Сычёва М. А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей / М.А.Сычева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 362с.: ил. – (Сердце отдаю детям).
Тарасов Г.С. Психологические особенности младших школьников // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. – М., 1993.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. - Л.: АПН РСФСР, 1947. – 340с.
Ты и я - с музыкой друзья: Учебно-методические материалы / Авт.-сост. И.А. Синицина. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. Академия им Зайнаб Биишевой, 2008. – 56с.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 1990.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М., 1995. – 320с.
Шамин Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1983. – 176с., нот.
Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: Музыка, 1998. – 329с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., Педагогика, 1989. – 560с.