Доклад на ГМО учителей начальных классов на тему: ПОЛОЖЕНИЕ об единых требованиях к составлению рабочей программы по ФГОС


ПОЛОЖЕНИЕ
об единых требованиях к составлению рабочей программы по ФГОС
I. Общие положения.
1.Рабочая программа является нормативно – управленческим документом учителя, предназначенным для реализации требований к минимуму содержания, уровню подготовки учащихся, принятой концепции обучения, выбранной направленности по конкретной учебной дисциплине.
2.Рабочая программа рассматривается на заседании окружного (школьного)
методического объединения, принимается педагогическим советом и утверждается руководителем образовательного учреждения.
3. Рабочая программа призвана осуществлять:
· Общеобразовательный уровень знаний, умений и навыков обучаемых.
· Освоение УМК (учебно-методического комплекса) конкретных авторов,
обеспечивающих концептуальные основы образовательных систем.
· Освоение авторских или экспериментальных программ.
· Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
4. Рабочая программа реализует на практике право учебного заведения и каждого учителя расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, определять последовательность изучения материала, распределять учебные часы по разделам, темам, урокам, а также заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями.
II. Нормативно-правовые основы составления программы.
Необходимость разработки рабочей программы определяется Законом РФ «Об
образовании» (ст.32п.7). Данная программа является средством реализации определенной научной и методической концепции обучения, государственных образовательных стандартов второго поколения.
Содержание ее зависит от учебного плана образовательного учреждения и уровня
подготовки учащихся. Требования к структуре и содержанию рабочей программы
определяются настоящим локальным актом.
III. Структура программы.
Рабочая программа учителя состоит из следующих частей:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса
4. Содержание учебного предмета, курса;
5. Условия реализации содержания курса
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
7. Поурочное планирование
8. Контрольно-измерительные материалы в соответствии с программой
формирования универсальных учебных действий.
9. Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
3.1 Титульный лист.
3.2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие
- цели учебного предмета, курса;
- общая характеристика учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
3.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса (для каждого класса с выделением результатов обучения для детей с ОВЗ).
3. 4. Содержание учебного предмета, курса.
Учебная программа содержит обобщенный перечень разделов, тем (предметных циклов или других дидактических единиц). В тексте учебной программы должны использоваться понятия и термины, относящиеся к данной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственного образовательного стандарта. Иностранные слова (фамилии, названия, термины) должны приводиться в русской транскрипции.
Допустимо расписывать содержание предмета, курса на всю ступень обучения,
разводя по классам, например:
Для 1 класса …..
Для 2 класса….
Для 3 класса….
Для 4 класса….
3.5. Условия реализации содержания курса
3.5.1. Учебно-методический комплекс (УМК), используемый при обучении по
предмету, курса. Допустимо указать УМК на всю ступень обучения, разводя по
классам, например:
1 класс …
2 класс …
3 класс …
4 класс …
3.5.2. Образовательные технологии, применяемые при организации процесса
обучения по предмету, курсу на принципах системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий (УУД).
3.5.3. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса при обучении предмету, курсу. Допустимо расписывать на всю ступень, разводя по классам, например:
1 класс …
2 класс …
3 класс …
4 класс …

3.6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
В учебно-тематическом плане указываются последовательность изучения учебного материала, распределение его содержания и учебных часов по разделам, темам, определяются примерное время прохождения курса, количество контрольных работ, проектных работ, практических работ, экскурсий и т.д. Наличие учебно-тематического плана необходимо для удобства самоконтроля и контроля за выполнением рабочей
программы учителя.
3.7. Структура поурочного планирования
Сроки изучения учебного материала определяются по датам для контроля и
самоконтроля за выполнением рабочей программы. Содержание учебной программы подлежит отбору и согласованию с другими учебными программами.
Поурочное планирование содержит характеристику деятельности учащихся на
уроке, обобщенные требования к формированию универсальных учебных действий, обобщенные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, перечень разделов, тем, уроков (предметных циклов или других дидактических единиц), практических занятий, проектных и лабораторных работ, контрольных работ. В тексте поурочного планирования должны использоваться понятия и термины, относящиеся к данной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственного образовательного стандарта. Иностранные слова (фамилии, названия, термины) должны приводиться в русской транскрипции.
К поурочному планированию прилагается перечень практических
заданий, самостоятельных и контрольных работ, которые определяются исходя из
целей, задач курса и возможностей имеющейся материально-технической базы.
3.8. Контрольно-измерительные материалы в соответствии с программой
формирования универсальных учебных действий.
Контрольно - измерительные материалы составляются в разных вариантах,
разнообразны по форме, по уровню сложности, что позволяет учащимся сделать выбор варианта и формы в зависимости от имеющегося уровня знаний. Варианты 1 и 2 – низкого и среднего уровней сложности, варианты 3 и 4 – высокого уровня сложности. Учитель выбирает вариант работы исходя из уровня подготовки класса. Знаком * обозначены дополнительные задания, которые оцениваются отдельно. В первую очередь проверяются знания, умения и навыки государственного образовательного стандарта.
3.9. Список рекомендуемой для учащихся литературы.
Список литературы помещается в конце рабочей программы учителя. В нем
указываются обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, интернет сайты, а также справочные пособия в алфавитном порядке.
Каждое издание должно иметь библиографическое описание, фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место и дату его издания