Рекомендации по работе над словарными словами


Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Приёмы и формы работы над словарными словами.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается мехаическое заучивание.
1 Фонетические упражнения
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффектными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Упражнения для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур..жай, р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7. Игра «Из каких слов выпали гласные?»
Д..р..вня п..ртр..т
М..л..т..к с..л..м..
К..ньк.. т..л..ф..н8. Игра «Догадайся, что за слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова
о о ворона
о о сорока
о о молоко
о о корова
о о солома
о овёс
овощи
огород
9. Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ГО (город, горох, гореть, горизонт).
И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало:
Слова спокойно жили в книжке.
Но книжку вдруг погрызли мышки,
От слов начало откусили,
Из книжки в норку утащили.
…суда, …реза, …сква.
10. Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т.д. по направлению, указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом
следующего.
11. Игра «Волшебные домики».
Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами.
Лае..рь т..традьК..стер с..реньР..бята св..бода
Ул..ца р..стениеПод каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место пропуска в нужное слово. Выигрывает та команда, которвя быстрее откроет все окошки.
12. Игра «Собери слово».
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.
13. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
14. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
15. Игра «Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
а е л г о рв и ду пюс т к ня ж
16. Игра «Расшифруй слово».
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(БИЛЕТ) (ШОФЕР)
33 2 13 16 12 16
(ЯБЛОКО)
17. Игра «Ступеньки»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
Берег
Гореть
Агроном и т.д.
18. Выборочный диктант.
Дети записывают слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.
2 Орфографические упражнения.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо «с дырками» т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
Подбери слова к данным схемам.
∩; ∩^; ¬∩.
3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к.
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радост… Берёза кудряв…
Улица многолюдн… Календарь перекидн…
6. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?
7. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс – как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
8. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением
окончания меняется падеж имени существительного.
Подарил Девочка люблю Дружил думаю собака
Говорил горжусь 9. Работа над деформированным предложением.
Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?
Мой папа дал объявление в (газета).
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.
10. Найдите в тексте однокоренные слова.
Вокзал – это городские ворота. Если город небольшой, в нем один-два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.
Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо, тишина, вареньем малиновым пахнет.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
Первый день
1. Самостоятельное чтение слов учащимися.
2. Прочтение слов учителем "орфографически".
3. Повторение детьми 2-3 раза.
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Второй день
1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3. Дети три раза произносят «орфографически».
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Третий день
1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографический»
Четвертый день
1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.
Пятый день
1. Диктант.
3 Морфологические упражнения
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
1. Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных воробей (какой?).., газета (какая?)…, молоко (какое?)…
4. Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.
5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос Кто? на ухо наступил.
Слово не … вылетит – не поймаешь.
6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.
Машина остановилась … (дом).
Дети читали книги … (космонавт).
Заяц быстро несся …(лес).
7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить).
8. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных: Интересный случай
Аккуратный ученик
Березовая аллея
9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
Кто живет в лесу?
В чем хранятся ручки и карандаши?
Какой овощ растет в огороде?
зцпл о ц4 Синтаксические упражнения
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений . с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.
1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения.
Береза ……. в небе
Огурец ….. в доме
Воробей…. в школе
Комната… в лесу
Ученик….. в огороде
2. Составьте предложение с данными словами. Ветер, капуста, осина, товарищ.
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.
5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе.
6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.
Рисунок в книге … (картинка).
Килограмм – это тысяча … (грамм)
Мать родимая - ….. любимая(Родина)
7. Из слов составьте предложение.
Огород, растет, в, картофель.
8. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
Андрюша вынул из кармана носовой платок.
Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле.
9. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.
В гости иду к своему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня.
Куда путь держишь? Здравствуй лисичка – сестричка!
10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.
На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьёт фонтан в городе есть библиотека музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.
11. Смоделируйте предложение по схеме.
Что?.......что делают?........ в какие?.........как? во что?......
(Воробьи собираются в крупные стайки).
5 Лексические упражнения
Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.
1.Выпишите из словаря слова на заданную тему. «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.
Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
3.Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.
Квартира была закрыта на стоит
Билет в театр … десять рублей. замок
Телефон…. на тумбочке. стоит
4. Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
5.По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы» и т.д.
6.К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
7.К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.
8.Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д. Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие (завод). Руководитель школы (директор).
9.Игра «Кто как голос подаёт?»
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.
П…тух чирикает
С…рока лает
С…бака мычит
К…рова кукарекает
В…рона стрекочет
В…робей каркает
10. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.
Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.
М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.
11. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.
Волны тихо … у берега.
Молоко … из ведра.
Рабочий продолжает … стать.
12.Многообразие переносных значений слов хорошо показать на таких примерах:
Чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо.
Крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.
Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.
Чистая неисписанная тетрадь:
Чистые, вымытые руки;
Чистое, безоблачное, ясное небо и т.д.
13. Учащиеся подводятся к пониманию переносного значения слов и к умению употреблять эти слова в собственной речи.
У девочки короткие волосы. – У девочки короткая память.
Ребята идут в парк. – Часы правильно идут.
Кровать стоит на ножках. – Дело стоит.
14. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, предлагаются такие упражнения. Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям.
Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.
Осенью дует … ветер… ветер гуляет на просторе…ветер гонит стаи туч на край земли.
15. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся.
Трактор шумел, как с треском повалилась осина, будто…
На солнце засверкали ягоды земляники, словно…
Работа над словом
В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы
употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём.
Большим помощником для учащихся стал «Орфографический словарь».
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
Кроссворды можно использовать для фронтальной, парной и индивидуальной работы. Вводить эту работу можно уже с первого класса.
2 6 1 7 3 4 5 По горизонтали:
Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орех)
Шла Саша по …. и сосала сушку (Шоссе)
Вот …. тучи нагоняя (Север)
Название места, кто где – либо живет, надпись на конверте (Адрес)
Большие и дети, берегите (Билетик)
По вертикали:
Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес)
3. Лежали на свету, бросались в тьму, да и там покоя нет; как бы вырваться на свет (Семена)
Честь …. береги свято. (Солдата)
Человек, который выращивает хлеб. (Хлебороб)
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися курса родного языка: орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Многолетняя практика ряда учителей начальных классов показала высокую эффективность применения метода орфографического чтения.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.
Первый день
1. Самостоятельное чтение слов учащимися.
2. Прочтение слов учителем "орфографически".
3. Повторение детьми 2-3 раза.
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Второй день
1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3. Дети три раза произносят «орфографически».
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Третий день
1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически»
Четвертый день
1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.
Пятый день
1. Диктант.
«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.
Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами.
Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.
Игра - подсказка
_ о _ о _ _ _ (воробей)
_ е _ _ _ (петух)
Загадки
1. Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. (огород)
2. Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
3. Если б не было его - не сказал бы ничего. (язык)
Пословицы и поговорки
1. Огород - для семьи доход.
2. Мир, что огород - в нем все растет.
Шутливые стихи детских поэтов
Ваня, Ваня - простота
Купил лошадь без хвоста.
cел задом напереИ поехал в огород.
Русская народная песня
Зайчишка- трусишка
По полю бежал,
Морковку сорвал,
Капусту нашел -
Сидит и грызет.
Ай, кто-то идет.
Фразеологизмы
Бросать камешки в огород - намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически.
Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно.
огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы.
Овощи пустились в путь.
С "О" писать их не забудь!
Огород
Помидор
Морковь
Горох
Огурцы
Овощи
Озорной
озорник
необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова. Часто такие слова являются результатом заполнения кроссвордов.
В кроссворд нужно вписать пять наречий и два существительных, одно из которых с двойной согласной.
Б
РО
Т
А
(Ответы: вдруг, хорошо, быстро, скоро, весело, пальто, класс)
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Подробнее работа по первому и четвертому направлениям.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)
В методике существует немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.
1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;
6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
Загадки, отгадками которых являются словарные слова.
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
(горох) Растёт трава Алёнка
В красной рубашонке.
Кто не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
(земляника)
На лесной опушке
Стояли две подружки:
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.
(берёзки) В детский сад с бахчи
Привезли мячи.
Подали к обеду мяч,
Сладкий он и как кумач.
(арбуз)
Щиплет щёки, щиплет нос.
Но не страшен нам… (мороз) Ранним утром у школьных ворот
Собирается дружный … (народ)
Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице.
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься.
(лук) Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)
Глядишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(собака) Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
Забор стоит,
а за забором огурцы и помидоры. (огород) Кто шагает с сумкой книг утром в школу?
(ученик)
Если б не было его - не сказал бы ничего. (язык) Диктант.
«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.
Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами.
Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.
Игра - подсказка
_ о _ о _ _ _ (воробей)
_ е _ _ _ (петух)
Пословицы и поговорки
1. Огород - для семьи доход.
2. Мир, что огород - в нем все растет.
Шутливые стихи детских поэтов
Ваня, Ваня - простота
Купил лошадь без хвоста.
cел задом наперед
И поехал в огород.
Русская народная песня
Зайчишка- трусишка
По полю бежал,
Морковку сорвал,
Капусту нашел -
Сидит и грызет.
Ай, кто-то идет.
Фразеологизмы
Бросать камешки в огород - намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически.
Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно.
огород
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы.
Овощи пустились в путь.
С "О" писать их не забудь!
Огород Помидор Морковь Горох Огурцы Овощи Озорной озорник
Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям.
На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это ножи, которыми можно его разрезать
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.
Например,
1. Прочитайте "по цепочке".
2. Прочитайте словарь хором.
3. Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.
4. Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.
5. Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).
6. Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.
7. Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.
8. Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.
Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо.
Обобщение
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Рассмотрим несколько способов по освоению словарных слов.Работу по освоению словарных слов, строят в несколько этапов. Первым шагом в этой работе является введение нового слова.
Предъявление нового слова
Здесь я использую следующие способы:
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»); г) описание признaков предмета или предъявление слова-синонима.
Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.
Работа над слуховым образом слова
Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.
Запись слова с «окошком»
После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым «окном», или «дыркой».Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности», например, точка: б.реза.После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо я сама показываю написание нового слова – записываю на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, – либо предъявляю карточку или прошу посмотреть слово в учебнике на соответствующей странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив его несколько раз орфографически, то есть так, как оно написано.Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так как ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно же, чтобы он ставил ее САМ.
Работа над зрительным образом слова
На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).
Проиллюстрирую все сказанное примером из практики. Приведу фрагмент урока во 2-м классе. Проводится работа над словом береза.
Учитель. Отгадайте загадку.
В белом сарафане Встала на поляне.Летели синицы, Сели на косицы.
Дети находят отгадку, сообщают признаки, по которым они определили предмет.Учащиеся проговаривают слово «береза» орфоэпически, называют ударный и безударные слоги.Перед учащимися я ставлю следующую задачу.
– В тетрадь самостоятельно запишите слово береза, пропустив орфограмму («трудное» место).
Дети записывают слово.
– Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте, что написано о березе в книге Успенского «Почему не иначе?».«Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но название его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к корню «bhe» (бе), уходящему в глубокую древность, означавшему «блеск», «белизна». Ведь и ее кора – береста – носит название, связанное с тем же корнем».Итак, слово береза образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слоге?
Дети сверяют правильность ответа по словарю учебника.
– Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву.
Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, делится на слоги и для переноса (оба варианта).
Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа. Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
У. Прочитайте пословицы, объясните их значение.
На доске:
1. И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.
2. Березой обогреешься, а не оденешься.
3. Где дубняк, там и березняк.
– Когда так говорят: «Дать березовой каши»?
Дети. Когда хотят наказать розгами, выпороть, высечь.
У. Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.
На доске:
Сделанный из б.резы –Б.резовый лес –Гриб, который растет под б.резой.
– Составьте словосочетания со словами, предложенными вам.
На доске:
За березу – (спрятаться)За березой – (ухаживать)На березу – (влезть)На березе – (сидеть)Под березу – (сесть, лечь)Под березой – (сидеть)С березы – (слезть, упасть)– Опишите березу: какая она?
Д. Огромная, тонкая, маленькая, ветвистая, сухая, старая, молодая, кудрявая...
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование мнемонических приемов. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, «Сорока и медведь» Н. Сладкова, «Собака» А. Вознесенского.Хотелось бы рассказать о том, как беседа с учащимися о прочитанном произведении может помочь запоминанию орфографии определенного слова, например, слова «собака». Сначала дети рассматривают картинку с изображением собаки. Затем работают над определением «трудного места», то есть решают орфографическую задачу. Учащиеся слушают рассказ А. Вознесенского «Собака».
У. Заслужила ли собака медаль за свою верную службу?
К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О.
Порой на помощь к моим учащимся приходят детские поэты с небольшими шутливыми стихами.
Трудные учить словаПомогает нам игра.Петуха назвали «Петя» –Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,Петь не любит, любит мед,Лиса-лисица, посмотри,Очень любит букву... (и)
Чтоб не обиделась короваИ не прокисло молоко,Мы оба этих дружных словаНапишем в корне с буквой О.
А вы знаете, что СО?А вы знаете, что БА?А вы знаете, что КИ?Что собаки-пустолайкиНаучилися летать? (Д.Хармс)
Петуха спросили дети– Почему зовут вас Петей?Так ответил Петя детям:– Хорошо умею петь я. (И.Коньков)
Вот дети учатся писать правильно слово лимон. На доске стихотворная шутка Г. Сапгира «Ли-мон».
Что за «ли»?Что за «мон»?В звуках нету смысла.Но едва шепнут– Лимон ... –Сразу станет кисло.
Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно:
«Что за «ли»? Что за «мон»?»
Значит, в этом слове ошибок не будет.Завершающим этапом в работе становится закрепление нового слова. На этом этапе дети подбирают и записывают однокоренные слова. Эта работа может сочетаться с грамматико-орфографическим анализом предложений и другими упражнениями. После знакомства с новым словом в уголке русского языка (если такой есть в классе) постепенно может заполняться «страничка слова»
Способы запомнить словарные слова
Таких способов несколько и многие из них основаны на ассоциациях. Старшеклассники справятся с задачей и сами. Но малышам может потребоваться помощь родителей. Найдите в своем графике время на совместные занятия с ребенком. Ваше участие поможет ему быстрее и легче усвоить русские словарные слова. А кроме этого, такая совместная деятельность очень сближает и укрепляет семью.
Способ 1 – пишем рассказ: можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказик буквально в несколько предложений.
Слова могут быть объединены одной темой: «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль».
Или это могут быть слова с одинаковой орфограммой. Можно сочинить рассказик, в котором бы «Атлет на Арене ел Апельсин».
Главное, чтобы ребенок сам участвовал в сочинении. История не обязана быть очень складной или особенно логичной – главное, чтобы в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.
Способ 2 – рисуем картинки: можно, конечно, найти готовые карточки со словами в интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.
Придумайте вместе с ребенком яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисуйте его вместе. Обязательно отразите те буквы, правописание которых сложно запомнить, на своей картинке.
Например, бЕгЕмота можно изобразить сидящим на хвосте – тогда его ноги и туловище образуют букву Е. Или букву можно вписать в рисунок: нарисовать большой Орех и обвести его буквой О.
Кстати, если в слове несколько орфограмм, последовательно нанесите на рисунок их все: так Е, О и И в слове вЕлОсИпед можно изобразить в виде руля, колеса и рамы.
Этот метод хорош для существительных, которые приходится запоминать ученикам младших классов. Для абстрактных понятий он годится мало.
Способ 3 – склоняем словарное слово: надо просто записать слово со сложной орфограммой во всех падежах.
И.п. горизонт
Р.п. горизонта
Д.п. горизонту
В.п. горизонт
Т.п. горизонтом
П.п. (о) горизонтеТакая практика, использующая моторную память, помогает усвоить правописание.
Способ 4 – придумываем ассоциации: вот этот путь как раз хорош для абстрактных понятий. Запоминание таким способом похоже на заучивание иностранных слов. Наверное, поэтому старшеклассники и взрослые предпочитают именно его.
Ассоциативные цепочки можно строить на звуковом подобии. То есть подбирать такие слова, где аналогичная орфограмма стоит под ударением. И которые при этом еще и похоже звучат. К примеру, запомнить, что очевидец «очень видит», а макияж «мама наносит кистью».
Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и логичным, можно смешным. Проверяемая гласная должна быть в ударном положении, непроизносимая согласная – четко слышима и т.д. Чтобы запомнить правописание слова коньки, можно представить «коня на коньках». А для слова честно заучить, что «поступать честно надо ради чести».
Кстати, можно комбинировать несколько методов для более эффективного запоминания. Особенно таких слов, где собрались вместе сразу несколько орфограмм. Так, можно придумать основанный на ассоциациях образ, зарисовать его и обозначить непроверяемую букву на картинке. Возьмем слово штукатур: представьте, что «у штукатура есть смешная штука, а еще он турист». Нарисуйте человечка со щеткой, похожей на букву Ш. А сам он пусть стоит, широко расставив ноги, и будет похож на букву А.
Способ 5 – используем стикеры: этот метод можно рассматривать как завершающий этап после всех предыдущих способов.
Предположим, вы вместе с ребенком нарисовали веселые картинки для словарных слов. Теперь вырежьте их и развесьте в разных местах по всему дому. И в комнате ребенка (можно над письменным столом), и в ванной – пускай любуется, пока чистит зубы. И даже, не смейтесь, в туалете. А что, пускай время не пропадает зря.
Придумали яркий образ, сочинили основанный на ассоциациях рассказик, выписали словарное слово в свой самодельный словарик – и заодно сделали записку с этим словом на стикере. Чем чаще слова будут попадаться на глаза в разных не учебных ситуациях, тем быстрее запомнятся.