Методические и оценочные материалы по истории 11 класс(профильный уровень)


Оценочные и методические материалы
Предмет: история
Класс 11 класс (профильный)
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
Старшая школа Проф. 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). «Просвещение», Москва 2012г. Д 1.2 Примерная программа основного общего образования по истории. «Дрофа», 2012г Д 1.3 Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по истории. «Дрофа», 2012г Д 1.4 Авторские рабочие программы по курсам истории: « История России с древнейших времен до конца 17 века» автор А.Н.Сахаров, В.И. Буганов; «История России. Конец 17-19 века», автор А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, П.Н.Зырянова. Москва. «Просвещение» Д 1.5 Учебник по Новой истории (XVI-XVIII вв.) Д 1.6 Учебник по Новой истории (XIX- начало ХХ в.) Д 1.7 Учебник по всеобщей истории (с древнейших времен до середины XIX в.) К 1.8 Учебник по всеобщей истории (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) К 1.9 Учебник по истории России (с древнейших времен до середины XIX в.).: « История России с древнейших времен до конца 17 века», 10 класс автор А.Н.Сахаров, В.И.Буганов; Москва «Просвещение» К 1.10 Учебник по истории России (вторая половина XIX в. – начало XXI вв. «История России. Конец 17-19 века», 11 класс автор А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, П.Н.Зырянова.» Москва «Просвещение» К 1.11 Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории Ф Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивают усвоение исторических знаний.
1.12 Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории Ф Сборники заданий (в том числе тестовых), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.
1.13 Научная, научно-популярная, художественная историческая литература. Д 1.14 Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.) П2. Печатные пособия
2.1 Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории
(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие). Д/Ф Таблицы, схемы, диаграммы и графики в полиграфических изданиях и на электронных носителях.
2.2 Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории). Д/Ф 2.3 Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по истории России и всеобщей истории Д/Ф 2.4 Портреты выдающихся деятелей истории России и всеобщей истории. Д демонстрационный вариант представлен портретами исторических деятелей, обязательное изучение которых предусмотрено стандартом. Портреты могут содержаться в полиграфических изданиях и на электронных носителях.
2.5 Атлас по Новейшей и современной истории зарубежных стран с комплектом контурных карт Д 2.6 Атлас по истории России (с древнейших времен до кон.XV в.) с комплектом контурных карт Д 2.7 Атлас по истории России (XVI-XVIII вв.) с комплектом контурных карт Д 2.8 Атлас по истории России (XIX – начало ХХ вв.) с комплектом контурных карт Д 2.9 Атлас по Новейшей и современной истории России с комплектом контурных карт Д 2.10 Атлас по истории России Д 2.11 Атлас по Всеобщей истории Д 2.12 Козенко Б.Д., Севостьянов Г.И. История США. Самара, 2006
Д 2.13 Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 2005
Д 2.14 Энциклопедия для детей. Гл. ред. С.Т.Исмаилова. М.: Аванта+, 2007
Д 2.15 Задачник по истории России. С.Г.Смирнов.М.: «Международные отношения»,1995г. Д 2.16 Столыпин. Жизнь и смерть за Россию.С.Стетанов.М.:»Яуза» «Эксмо»,2009г. Д 2.17 Энцеклопедический словарь юного историка. В.Б.Перхавко, «Педагогика-Пресс»,1997г. Д 2.18 Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории Д/Ф Картографические материалы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.
2.19 Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем курсам (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.) Ф 3. информационно-коммуникативные средства
3.1 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории Д/ПМультимедийные обучающие программы и электронные учебники. Эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
3.2 Электронные библиотеки по курсу истории. Д Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу.
3.3 Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. Д Программный продукт, размещенный на CDRW и включающий обновляемый комплекс заданий по истории, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности УМК, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Перспективный аналог печатных материалов №№ 1.30 и 1.31
3.4 Игровые компьютерные программы (по тематике курса истории) Рекомендуются для внеклассной работы
4. Экранно-звуковые пособия
4.1 Видеофильмы по всеобщей истории и истории России Д Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды могут быть в цифровом (компьютерном) виде
4.2 Аудиозаписи и фонохрестоматии по всеобщей истории и истории России Д 4.3 Слайды (диапозитивы) по тематике курсов истории России и всеобщей истории. 5. Технические средства обучения
5.1 Телевизор с универсальной подставкой Телевизор не менее 72 см диагональ
5.2 Видеомагнитофон (видеоплейер) 5.3 Аудио-центр. Д Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков, CDR, CDRW, MP3, а также магнитных записей.
5.4 Мультимедийный компьютер Д Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
5.5 Сканер Д 5.6 Принтер лазерный Д 5.7 Копировальный аппарат Копировальный аппарат, диапроектор и мультимедиапроектормогут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
5.8 Цифровая видеокамера Видеокамера и фотокамера могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
5.9 Цифровая фотокамера 5.10 Диапроектор или оверхэд (графопроектор) Диапроектор и мультимедиапроектор могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
5.11 МультимедиапроекторД 5.12 Экран (на штативе или навесной) Д Минимальные размеры 1,25Х1,25 м
5.13 Средства телекоммуникации Д Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий
6. Учебно-практическое оборудование
6.1 Аудиторная доска с магнитной поверхностьюи набором приспособлений для крепления таблиц,карт6.2 Штатив для карт и таблиц 6.3 Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) 6.4 Шкаф (ящик) для хранения карт 6.5 Ящики для хранения таблиц 7. Специализированная учебная мебель
7.1 Компьютерный стол Д 7.2 Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) Д Нормы оценок
При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:
• глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)
•осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)
•полнота (соответствие объему программы, стандарта)
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности
1. Критерии оценивания устного ответа
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя;
ответ самостоятельный.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 5 (отл.) 4 (хор.) 3 (уд.) 2 (неуд.)
2. Умение
анализировать и делать выводы Выводы опираются
на основные факты и являются
обоснованными;
грамотное
сопоставление
фактов, понимание
ключевой
проблемы и ее
элементов;
способность
задавать
разъясняющие
вопросы;
понимание
противоречий
между идеями Некоторые важные
факты упускаются, но выводы
правильны; не
всегда факты
сопоставляются и
часть не относится
к проблеме;
ключевая
проблема
выделяется, но не
всегда понимается
глубоко; не все
вопросы удачны;
не все
противоречия
выделяются Упускаются
важные факты и многие выводы
неправильны;
факты
сопоставляются
редко, многие изних не относятся
к проблеме;
ошибки ввыделенииключевой
проблемы;
вопросы
неудачны или
задаются только с
Помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство
важных фактов
отсутствует,
выводы не
делаются; факты
не
соответствуют
рассматриваемой
проблеме, нет их
сопоставления;
неумение
выделить
ключевую
проблему (дажеошибочно);
неумение задать
вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3.Иллюстрация своих мыслей Теоретические
положения
подкрепляются
соответствующими
фактами Теоретические
положения не
всегда
подкрепляются
соответствующими
фактами Теоретические
положения и их
фактическое
подкрепление не
соответствуют
друг другу Смешивается
теоретический и
фактический
материал, междуними нет
соответствия
4. Научная
корректность
(точность виспользованиифактического
материала) Отсутствуют
фактические
ошибки; детали
подразделяются на
значительные и
незначительные,
идентифицируются
как
правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные;
факты отделяются
от мнений Встречаются
ошибки в деталях
или некоторых
фактах; детали не
всегда
анализируется;
факты отделяются
от мнений Ошибки в ряде
ключевых фактов
и почти во всех
деталях; детали
приводятся, но не
анализируются;
факты не всегда
отделяются от
мнений, но
учащийся
понимает
разницу междуними Незнание фактов
и деталей,
неумение
анализировать
детали, даже
если они
подсказываются
учителем; факты
и мнения
смешиваются и
нет понимания
их разницы
5.Работа сключевыми
понятиями Выделяются все
понятия и
определяются
наиболее важные;
четко и полно
определяются,
правильное и
понятное описание Выделяются
важные понятия,
но некоторые
Другие
упускаются;
определяются
четко, но не всегда
полно; правильное
и доступное
описание Нет разделения
на важные и
второстепенные
понятия;
определяются, но
не всегда четко и
правильно;
описываются
часто
неправильно или непонятно Неумение
выделить
понятия, нет
определений
понятий; не
могут описать
или не понимают
собственного
описания
2.Критерии оценивания письменных практических и контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Приложение3
3.Критерии оценивания тестов:
«5» - 95 - 100% «4» - 65 - 94% «3» - 35 - 64% «2» - 0 - 34%
Приложение 4
4. Критерии оценивания задания по написанию исторического сочинения, эссе:
Задание от 0 до 11 баллов. Задание оценивается по 7 критериям:
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся
к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание
исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях
(явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших
между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода
истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте
одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или
все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся
к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому изкритериев К1–К7 выставляется 0 баллов).
Критерии оценивания- Баллы
Указание событий (явлений, процессов) -2б
Правильно указаны два события (явления, процесса) -2б
К1 Правильно указано одно событие (явление, процесс)- 1б
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно -0б
Исторические личности и их роль в данный период истории России -2б
Правильно указаны две исторические личности, правильно
указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах)
данного периода истории России -2б
Правильно указаны одна-две исторические личности,
правильно указана роль только одной личности в событиях
(явлениях, процессах) данного периода истории России-1б
К2 Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль
в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
России указана неправильно. ИЛИ
Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль
в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
России не указана. ИЛИ
Исторические личности указаны неверно - 0б
Исторические личности не указаны
Причинно-следственные связи- 2б
Правильно указаны две причинно-следственные связи,
существовавшие между событиями (явлениями, процессами)-2б
Правильно указана одна причинно-следственная связь,
существовавшая между событиями (явлениями, процессами)
К3 1 Причинно-следственные связи указаны неверно.
ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны -0б
Историческая оценка событий- 1б
Дана историческая оценка значимости периода с опорой наисторические факты и (или) мнения историков- 1б
К4 Историческая оценка сформулирована в общей форме или на
уровне обыденных представлений, без привлечения
исторических фактов и (или) мнений историков.
ИЛИ Историческая оценка не дана -0б
Использование исторических терминов, понятий -1б
При изложении корректно использованы исторические
термины, понятия -1б
К5 При изложении допущено некорректное использование
исторических терминов, понятий. ИЛИ
Исторические термины, понятия не использованы -0б
Наличие фактических ошибок.
1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено
только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не
менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки,
учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5-2б
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки -2б
Допущена одна фактическая ошибка- 1б
К6 Допущены две или более фактические ошибки- 0б
Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только
в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не
менее 4 баллов-1б
Ответ представлен в виде исторического сочинения
(последовательное, связное изложение материала)- 1б
К7 Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений -0б
Максимальный балл 11
Вариант 0001
Часть 1
Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1)битва на реке Шелони2)битва на реке Воже3)поход Тохтамыша на Москву
2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А)поход княгини Ольги в Древлянскуюземлю
Б)составление «Правды Ярославичей»
В)осада поляками Смоленска
Г)Ляоянское сражение 1)1917 г.
2)946 г.
3)1904 г.
4)1072 г.
5)1235 г.
6)1609 г.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду 1965-1985 гг.
1) СЭВ; 2) совхоз; 3) ВСНХ; 4) Госплан; 5) Госснаб; 6) ВДНХ.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
4. Напишите пропущенное название должности.
14 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва от обязанностей _________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
A)внутренняя политика России в середине XVIII в.
Б) всеобщая перепись земель в 1570-1580-е гг.
B)новая экономическая политика Советской власти (1921-1926 гг.)
Г) преобразования в духовной сфере Российского государства в первой четверти XVIII в. 1)установление срока дворянской службы (25 лет)
2)отмена статьи Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС
3)отмена всеобщей трудовой повинности
4)создание системы светского образования
5)сокращение количества министерств и ведомств
6)введение «заповедных лет»
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие Характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Его Императорское Величество объявляет Высочайшее Свое благословение бывшим сего числа войскам на маневрах и командующим оными генералу от инфантерии Голенищеву-Кутузову и генералу от кавалерии графу фон дер- Палену, также и всем баталионным командирам, нижним же чинам жалует по рублю, по чарке вина и по фунту говядины на человека; а притом Высочайше объявить изволили, что весьма утешно для Его Императорского Величества видеть достижения войска такого совершенства, в каковом оно себя показало во всех частях под начальством таковых генералов, которых качества и таланты, действуя таковыми войсками и такой нации, какова российская, не могут не утвердить и не обеспечить безопасности и целости государства. <...>»Б) «Е.в. император всероссийский и е.в. император австрийский, король венгерский, желая осуществить на практике ту идею, которая руководит их сердечным согласием, имея целью упрочить мир, господствующий ныне в Европе, и стремясь отдалить возможность войны, которая могла бы его нарушить, убежденные, что эта цель наилучше может быть достигнута лишь прямым и личным соглашением между государями, соглашением, независимым от перемен, какие могли бы произойти в их правительствах, договорились о нижеследующих пунктах:
I.Их величества обещают друг другу, даже когда в требованиях интересов их государств окажется некоторое разногласие по поводу частных вопросов, сговориться так, чтобы эти разногласия не могли одержать верх над соображениями высшего порядка, какими они озабочены. Их величествами решено не допускать, чтобы кому-либо удалось разлучить их на почве принципов, считаемых ими за единственно способные обеспечить и, если нужно, принудительно поддержать европейский мир против всяких потрясений, откуда бы таковые ни проистекали.
II.На тот случай, если бы нападение со стороны третьей державы грозило нарушить европейский мир, их величества взаимно обязуются, не ища и не заключая новых союзов, сначала сговориться между собой, чтобы условиться относительно образа действий, какого следует держаться сообща.
III.Если бы вследствие сего соглашения явилась необходимость в военных действиях, таковые должны сообразоваться с особой конвенцией, которую предстоит заключить их величествам.
IV.Если бы одна из высоких договаривающихся сторон, стремясь вернуть себе полную независимость действий, пожелала денонсировать настоящий акт, то она обязана предупредить о том за два года, чтобы дать другой стороне время принять меры, какие она сочтет уместными».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1)Приказ от 8 сентября 1800 г.
2)На создание данного соглашения повлияли итоги Крымской войны.
3)Материал относится к Шенбруннской конвенции.
4)Род награждаемого генерала происходил из Рюриковичей.
5)Приказ был отдан Павлом I.
6)Данный документ был подписан императором, убитым впоследствии террористами.
7.Что из перечисленного было характерно для Владимиро- Суздальского княжества в ХII-ХIII вв.? Выберите три положения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)неразвитость вечевых традиций
2)независимость боярства и его стремление к ограничению княжеской власти
3)центральная роль посадника
4)верховная собственность великого князя на землю
5)непрочные позиции боярской знати
6)призвание князя на престол по договору
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) 58 дней и ночей героически обороняли от фашистов четырехэтажный дом в центре города 24 воина во главе с сержантом _____________________
Б) После 250-дневной героической обороны 4 июля 1942 г. советские войска
оставили ________________
В) Сражение под_____________ позволило советскому командованию выиграть время для подготовки обороны Москвы. Пропущенные элементы:
1)С.Л. Красноперов 4)Симферополь
2)Севастополь 5) Я.Ф. Павлов
3)Смоленск 6) Минск
9. Установите соответствие между событиями и участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ
A)Крымская война 1853-1856 гг.
Б) Отечественная война 1812 г.
B)русско-турецкая война 1768- 1774 гг.
Г) русско-турецкая война 1877- 1878 гг. 1)К.П. Победоносцев
2)П.Д. Киселёв
3)М.Т. Лорис-Меликов
4)А.Х. Бенкендорф5)А.В. Суворов
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора
«До сих пор я не решался печатать моих записок о Распутине. Мне не хотелось до времени касаться тех событий, которые роковым образом связаны с царствованием мученически погибшего Государя Императора Николая II. <...> Чтобы избежать тяжелых разочарований и ошибок в будущем, необходимо знать ошибки прошлого: знать правду вчерашнего дня. Мне, как близкому свидетелю некоторых событий этого вчерашнего дня, и хочется рассказать о них все, что я видел и слышал. Ради этого я решил преодолеть в себе то тягостное чувство, которое подымается в душе при близком соприкосновении с минувшим, особенно при воспоминании об его страшной развязке в подвале Ипатьевского дома. <...> Когда Распутин черной тенью стоял около престола, негодовала вся Россия. Лучшие представители высшего духовенства поднимали свой голос на защиту Церкви и Родины от посягательств этого преступного проходимца. Об удалении Распутина умоляли Государя и Императрицу лица, наиболее близкие Царской семье.
Все было безрезультатно. Его темное влияние все больше и больше укреплялось, а наряду с этим все сильнее нарастало недовольство в стране, проникая даже в самые глухие углы России, где простой народ верным инстинктом чуял, что у вершин власти творится что-то неладное.
И потому, когда Распутин был убит, его смерть была встречена всеобщим ликованием».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Партии Лидеры Год основания
(А) В.М. Чернов 1901 г.
Меньшевики (Б) (В)
Кадеты (Г) 1905 г.
(Д) А.И. Гучков(Е)
Пропущенные элементы:
1)1905 г.
2)1912 г.
3)Союз 17 октября
4)Ю.О. Мартов
5)большевики
6)1903 г.
7)В.М. Пуришкевич
8)эсеры
9)П.Н. Милюков
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
12. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.
Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.
Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.
Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. Й всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Князь, о котором говорится в отрывке, получил почётное прозвище Невский.
2)Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в правление Ивана Грозного.
3)Разорение Москвы, о котором сказано в отрывке, относится к 1382 г.
4)В годы правления этого князя в Москве был построен новый белокаменный Кремль.
5)Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.
6)Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение сыну без разрешения золотоордынского хана.
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
13.Напишите название японской армии, которая противостояла советским войскам.
14.Напишите название страны, обозначенной на схеме цифрой «1»..
15.Укажите название мирного договора с Японией, в подписании которого не участвовал СССР.
16.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)СССР вступил в войну с Японией ровно через три месяца после окончания войны с Германией.
2)Советско-японская война завершилась потерей Советским Союзом ряда дальневосточных территорий.
3)Во время изображённых на схеме событий состоялась конференция глав государств Антигитлеровской коалиции.
4)Во время изображённых на схеме событий произошла американская ядерная бомбардировка японского города Нагасаки.
5)Советскими войсками в советско-японской войне командовал Г.К. Жуков.
6)СССР не признавал государство Маньчжоу-Го.


17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А)«Письма о правилах российского
стихотворчества »
Б)ода «Вольность»
В)роман «Белая гвардия»
Г)картина «Манифестация» 1)Автор — противник церковной реформы патриарха Никона.
2)Автор был сторонником антинорманнской теории происхождения Русского государства.
3)Сюжет иллюстрирует события Гражданской войны на Украине в конце 1918 г.
4)Произведение иллюстрирует русскую интеллигенцию начала XX в. Автор вёл знаменитую переписку с Иваном IV.
5)Автор произведения был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Сибирь.
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18.Какие суждения об изображённой на иллюстрации первой желез¬ной дороге в России являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Данная железная дорога была построена в местах, связанных с биографией А.С. Пушкина.
2)Изображённая железная дорога была первой в Европе.
3)Открытие железной дороги произошло в царствование Александра I.
4)Первые паровозы называли пароходами.
5)Данная железная дорога связывала старую и новую столицы империи.
19. Какое из зданий, представленных ниже, было сооружено в годы правления того же императора, при котором в России появилась первая железная дорога? В ответе запишите цифру, которой обозначено это здание.

2) 4)
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из речи И.В. Сталина на XIX съезде КПСС
«Было бы ошибочно думать, что наша партия, ставшая могущественной силой, не нуждается больше в поддержке. Это неверно. Наша партия и наша страна всегда нуждались и будут нуждаться в доверии, в сочувствии и в поддержке братских народов за рубежом.
Особенность этой поддержки состоит в том, что всякая поддержка миролюбивых стремлений нашей партии со стороны любой братской партии означает вместе с тем поддержку своего собственного народа в его борьбе за сохранение мира... Когда товарищ Торез или товарищ Тольятти заявляют, что их народы не будут воевать против народов Советского Союза, то это есть поддержка, прежде всего поддержка рабочих и крестьян Франции и Италии, борющихся за мир, а потом и поддержка миролюбивых стремлений Советского Союза. Эта особенность взаимной поддержки объясняется тем, что интересы нашей партии не только не противоречат, а наоборот, сливаются с интересами миролюбивых народов. Что же касается Советского Союза, то его интересы во-обще неотделимы от дела мира во всем мире.
Понятно, что наша партия не может оставаться в долгу у братских партий и она сама должна в свою очередь оказывать им поддержку, а также их народам в их борьбе за освобождение, в их борьбе за сохранение мира. Как известно, она именно так и поступает. Я думаю, что наша партия оправдала эти надежды, особенно в период Второй мировой войны, когда Советский Союз, разгромив немецкую и японскую фашистскую тиранию, избавил народы Европы и Азии от угрозы фашистского рабства.
Конечно, очень трудно было выполнить эту почетную роль, пока «Ударная бригада» была одна-единственная и пока приходилось ей выполнять эту передовую роль почти в одиночестве. Но это было. Теперь — совсем другое дело. Теперь, когда от Китая и Кореи до Чехословакии и Венгрии появились новые «ударные бригады» в лице народно-демократических стран, теперь нашей партии легче стало бороться, да и работа пошла веселее.
Почему... не столь трудно будет работать этим партиям в сравнении с русскими коммунистами царского периода?
Потому, во-первых, что они имеют перед глазами такие примеры борьбы и успехов, какие имеются в Советском Союзе и народно- демократических странах. Следовательно, они могут учиться на ошибках и успехах этих стран и тем облегчить свою работу.
Потому, во-вторых, что сама буржуазия — главный враг освободительного движения — стала другой, изменилась серьезным образом, стала более реакционной, потеряла связи с народом и тем ослабила себя.
Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой «свободы личности», — права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменён принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан»
20.Укажите дату XIX съезда партии. Назовите решение, которое было принято на этом съезде. Укажите, как назывался высший орган партийного руководства, избранный на Пленуме ЦК по окончании XIX съезда партии.
21.Какие характерные черты в международном положении и международном коммунистическом движении отмечает в своей речи оратор? Укажите любые три характерные черты.
22.Назовите коммунистические партии, которые возглавляли упомянутые в речи П. Тольятти и М. Торез. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух международных организаций, созданных в 1940-1950-е гг., которые объединяли страны социалистического блока. Укажите, с какими коммунистическими партиями КПСС находилась в конфликте после смерти И.В. Сталина.
23.Проведение политики перестройки довольно быстро поставило под удар многие принципы идеологической политики КПСС, но советским руководством во главе с М.С. Горбачёвым перестройка была продолжена. Укажите не менее трёх причин необходимости проведения политики перестройки в 1985-1991 гг. Объясните, почему политика перестройки подвергалась критике.
24.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«События 1905-1907 гг. неправомерно называть революцией».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России.
1)978-1054 гг.;
2)1862-1911 гг.;
3)1985-1991 гг.
В сочинении необходимо:
—указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
—назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
—указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.