Оценочные и методические материалы по истории России


Приложение 2 к рабочей программе индивидуального обучения учебного предмета «История»
для учащейся 8Б класса
Карповой Дарьи на 2014/2015 учебный год
Оценочные и методические материалы по
истории России
Тест № 1.
А1. Восстание декабристов произошло 14 декабря:
1) 1818 г.;
2) 1821 г.;
3) 1825 г.;
4) 1826 г.
А2. Указ о вольных хлебопашцах предусматривал:
1) роспуск военных поселений;
2) освобождение крестьян за выкуп по желанию помещика;
3) выкуп за счет казны и переселение крестьян в Сибирь;
4) перевод посессионных крестьян в разряд государственных.
А3. Начало промышленного переворота в России в 1830 – 40-х гг. означало:
1) изготовление машин при помощи машин;
2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
3) изменение положения государственных крестьян;
4) внедрение двигателя внутреннего сгорания.
А4.К основным факторам, способствовавшим формированию взглядов декабристов не относится:
1) Отечественная война 1812 г. и патриотический подъём в стране;
2) аракчеевщина;
3) вольнолюбивые идеи А.Н. Радищева, А.С. Пушкина;
4) стремление прославиться.
А5. Прочтите отрывок из документа и укажите имя правителя, о котором идет речь.
Период его царствования с 1816 по 1825 г. часто называют реакционным. Вряд ли справедливо считать близкого сотрудника императора Аракчеева главной причиной того, что задуманные реформы не удались. Причина этого, думается в том, что формой правления в России оставалась абсолютная монархия, при которой общество не имело возможности поддерживать царя-реформатора. К тому же после победы в Отечественной войне Россия оказалась на вершине могущества, и реформы в этой ситуации выглядели совсем необязательными.
1) Павел I;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр II.
А6.Укажите положения, которые относятся к основным идеям западников.A) Самобытность русского народа. Б) Положительная оценка деятельности Петра I. B) Следование по пути европейских держав.   Г) Отрицательная роль реформ Петра I.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
4) Б В.
А7.К причинам поражения России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. нельзя отнести:
1) низкий моральный дух и отсутствие желания воевать у российских солдат;
2) экономическая отсталость России от передовых капиталистических стран;
3) устаревшее оружие русской армии;
4) отсутствие железных дорог, казнокрадство и взяточничество.
А8.Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому направлению общественной мысли 1830 – 1850-х гг. принадлежал автор.
С Петра начинается Санктпетербургский период русской истории, в котором застаёт нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, всё насилие дела Петрова, – вот чем окрещён был городок Питербурх при своём основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы.
1) марксизм;
2) западничество;
3) славянофильство;
4) народничество.
А9. Автором проекта величественного здания Казанского собора в Петербурге, сооруженного в 1801 – 1811 гг., в котором покоится прах М.И.Кутузова, является архитектор:
1) К.И.Росси;
2) А.Д.Захаров;
3) А.Н.Воронихин;
4) К.А.Тон.
А10.Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 гг.:
1) усиление позиций России в Европе;
2) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;
3) образование Тройственного союза;
4) вхождение Пруссии в состав Российской империи.
А11. Прочтите отрывок из документа и укажите название картины.
В купеческий дом сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец – вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка зазывает гостей. В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами. На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря.
1) «Разборчивая невеста»;
2) «Завтрак аристократа»;
3) «Сватовство майора»;
4) «Свежий кавалер».
А12. Расположите даты по порядку.
А) Бородинское сражение;  Б) сражение за Малоярославец;  В) сражение на реке Березине; Г) Смоленское сражение.
Укажите верный ответ:
1) А Б В Г;
2) Б А В Г;
3) Г А Б В;
4) А Г В Б.
А13. Установите соответствие между историческими деятелями и их достижениями.
А) Александр I;                              1) реформа государственных крестьян;
Б) Е.Ф.Канкрин;                             2) отмена крепостного права в Прибалтике;
В) П.Д.Киселев.                             3) введение «серебряного рубля».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
2) А 2; Б 3; В 1;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А14. Какие из указанных мероприятий не относятсяк царствованиюНиколая I.  Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
A)      Кодификация законов;   Б) Введение «чугунного» цензурного устава;B)      Введение университетской автономии;   Г) Создание Третьего отделения; Д) Создание Государственного совета.
1) А Б;
2) В Г;
3) Г Д;
4) В Д.
А15.Прочтите отрывок из документа и укажите имя автора записок.
Император стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы.
1) А.Х. Бенкендорф;
2) Николай I;
3) А.А.Аракчеев;
4) М.М.Сперанский.
А16.Укажите событие, которое произошло раньше всех остальных.
1) указ о «вольных хлебопашцах»;
2) начало промышленного переворота в России;
3) введение «серебряного рубля»;
4) реформа государственных крестьян.
А17. Установите соответствие между авторами и произведениями.
А)  А.Д.Захаров;                                       1) картина «Последний день Помпеи»;
Б)   К.П.Брюллов;                                     2) здание Адмиралтейства;
В)   М.И.Глинка.                                       3) опера «Жизнь за царя».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
2) А 2; Б 1; В 3;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А18. Книга этого учёного «Основы химии» была переведена на все европейские языки, им открыт периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания:
1) В.В.Докучаев;
2) Д.И.Менделеев;
3) Н.Н.Зинин;
4) А.М.Бутлеров.
А19.Одним из результатов проведения военной реформы 1860-1870-х гг. было:
1) введение всесословной воинской повинности;
2) создание полков иноземного строя;
3) создание регулярной армии на основе рекрутских наборов;
4) расформирование стрелецких полков.
А20. Прочтите отрывки из документов и укажите название войны, о которой идет речь.
«Помню как сердце усиленно билось и умилялось от бесчисленных проявлена народного энтузиазма. Помню этих старушек и стариков, на вид убогих, приходивших вносить свои лепты для славянских братий, в каком-то почти религиозном настроении. И действительно, деньги лились рекою. Улицы стали наполнятся маленькими группами русских офицеров в сербских костюмах, и на поездах варшавской дороги не хватало мест для посадки ехавших через Вену на Дунай добровольцев».
«Спросите народ, спросите солдата: для чего идут и чего желают в начавшейся войне, -  и все скажут вам, как один человек, что идут, чтоб Христу послужить и освободить угнетенных братьев».
Сербские войска успешно выполняли свои союзнические обязательства. Черногория  в войне была верным и стойким союзником России. Если спросите любого черногорца: "Сколько вас, черногорцев?", он обязательно скажет: "Нас с русскими сто семьдесят миллионов. Мы от русских себя не отделяем".
1) Кавказская война 1817 – 1864 гг;
2) Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.;
3) Крымская (Восточная) война 1853 – 1856 гг.;
4) Русско-иранская война 1826 – 1828 ггА21. Этот русский царь отличался консерватизмом и осторожностью, мудро избегал войн, быстро нормализовал обстановку в стране, получил прозвище  «миротворец»:
1) Александр II;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр III.
А22. Крестьянская реформа 1861 г. не привела к:
1) освобождению самой многочисленной части населения;
2) выходу страны из экономического кризиса;
3) духовному кризису в российском обществе;
4) развитию капитализма в России.
А23.Какие из перечисленных изменений, преобразований были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.:
А) отмена рекрутского набора в армию;
Б) ограничение барщины тремя днями в неделю;
В) создание губернских и уездных земств;
Г) запрещение продавать крестьян без земли;
Д) введение института присяжных заседателей;
Е) освобождение дворян от военной службы.
Укажите верный ответ:
1) АБГ;
2) АВД;
3) БВЕ;
4) ВГД.
А24.Прочтите отрывок из документа и укажите имя художника, о котором идёт речь.
Сила его – в непревзойдённом умении выражать психологическую сущность человека. Иные из этих картин можно назвать его университетом. Сколько материала было изучено им для «Запорожцев», «Ивана Грозного», «Царевны Софьи»!
1) В.Г.Перов;
2) И.Е.Репин;
3) В.М.Васнецов;
4) И.И.Шишкин.
А25. Укажите правильное соответствие.
Писатели:                                        Произведения:
А) Ф.М.Достоевский;                    1) «Отцы и дети»;
Б) И.С.Тургенев;                            2) «Бесы»;
В) Л.Н.Толстой.                             3) «Война и мир».
1) А 3;
2) В 1;
3) А 2;
4) В 2.
А26. Какие два из перечисленных ниже факторов способствовали ускорению развития России после реформы 1861 г.
А) расширение внутреннего рынка;
Б) сохранение помещичьего землевладения;
В) личная свобода крестьян;
Г) необходимость выкупа земли крестьянами.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
4) Б В.
А27.Прочтите отрывок из документа и укажите имя государственного деятеля.
В ряду мер, принимавшихся по укреплению финансовой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обмена бумажных денег на золотую валюту. Денежная реформа имела очень большое значение. Она поставила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. господствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов. В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти.
1) Е.Ф.Канкрин;
2) П.Д.Киселев;
3) П.А.Столыпин;
4) С.Ю.Витте.
А28. В число руководителей организации «Народная воля» в 1879 – 1884 гг. входили:
1) П.И.Пестель, Н.М.Муравьёв;
2) Н.И.Новиков, А.Н.Радищев;
3) А.С.Хомяков, И.С.Аксаков;
4) А.И.Желябов, С.Л.Перовская.
А29. Укажитедату начала «хождения в народ» революционных народников:   1) 1861 г.;
2) 1874 г.;
3) 1879 г.;
4) 1881 г.
А30. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:
1) наделом;
2) отрубом;
3) хутором;
4) имением.
8 класс
Тест № 2
Какой орган управления образуется и существует при Александре 1?
а) Тайное собрание б) Неоформленная дума
в) Негласный комитет
Период с 1825 по 1855 годы вошел в историю как
а)Кавказская война б) правление Николая1
в) правление Александра2М.М.Сперанский предложил проект
а) политической реформы б) крестьянской реформы
в) экономической реформы
Течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности
а) либерализм б) консерватизм в) анархизм
Н.М.Муравьев возглавлял
а) Южное общество б)Северное общество
в) Политическое общество
Деятельность тайных организаций декабристов приходится на период
а) 1826-1828гг б) 1816-1825гг в)1816-1819гг
Кто проводил денежную реформу в 1897 г?
а) С.Ю.Витте б) М.М.Сперанский в) Николай 1
Отечественная война 1812 г завершилась
а) полным изгнанием и разгромом армии Наполеона
б) подписание с Наполеоном дружеского соглашения
в) захватом Наполеоном России
Отмена крепостного права произошла
а) 19 февраля 1864 г б) 19 ноября 1961 гв) 19 февраля 1961г
Начало промышленного переворота
а) 30 – 40-е гг XIX б) 30 – 40-е гг XX в) 60 – 70-е гг XIX
Что происходит во время Заграничного похода русской армии?
а) присоединение Бессарабии б) убийство императора
в) смерть М.И.Кутузова
Как называлось письмо монарха к подданному
а) рескрипт б) транскрипция в) контрибуция
1 января 1964 года
а) свержение Николая 1 б) отмена крепостного права
в)появление новых органов управления – земств
Из перечня выберите события, которые произошли в период правления Николая 1
а) Кавказская война б) Синопское сражение
в) указ «о вольных хлебопашцах» г) Бородинская битва
д) восстание декабристов в Петербурге
е) начало промышленного переворота в России
Крымская война длилась
а) с 1817 по 1964гг б) с 1867 по 1870гг в) с 1853 по 1856
Перечислите самые яркие события во внутренней и внешней политике при правлении Александра 2.
Представьте, что вы – крестьянин первой половины XIX века. Расскажите о жилище крестьян, об одежде, питании, досуге, обычаях и семейных обрядах в этот период от первого лица (от лица самого крестьянина).
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.Время выполнения работы: 10-15 мин.Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.Время выполнения работы: 30-40 мин.Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Критерии оценивания устного ответа.Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
Полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; четко знает исторические даты и исторические события; ответ соответствует «требованиям к уровню подготовки учащихся».
Изложил материал грамотным языком, точно используя историческую и обществоведческую терминологию и символику, в определенной логической последовательности.
Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания.
Продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.
Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие историческое или обществоведческое содержание ответа.
Допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя.
Допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
Полно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала.
Имелись затруднения или допущены ошибки в определении исторической терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учащийся не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
При достаточном знании теоретического материала была выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.Отметка «2» ставится в следующих случаях:
Не раскрыто основное содержание учебного материала.
Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала.
Допущены ошибки в определении понятий, при использовании исторической и обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Ученик обнаружил незнание, и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.