Выступление соц.педагога на педсовете по теме : «Школа и семья: аспекты взаимодействия»


Выступление социального педагога
МОУ СОШ №13 на педсовете
по теме : «Школа и семья: аспекты взаимодействия»
Одной из форм социально-педагогической помощи семье является социальный патронаж семьи, которую я используем в своей практике очень активно. Получив предварительную информацию о семье я (социальный педагог) с целью профилактики и коррекции семейных отношений посещаю семью по месту жительства. При посещении семьи определяю цели патронажа:
1. Диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска(медицинских, социальных, бытовых), исследования проблемных ситуаций.
2. Контролирующие - оценка состояния семейных взаимоотношений, диагностика проблем.
3. Адаптационные – оказание конкретной, образовательной, посреднической, психологической помощи. Неблагополучные семьи требуют не просто особого внимания со стороны педагога, а требуют полного погружения в их проблемы, такие, как отсутствие средств к существованию, жилищные проблемы, безработица, разводы, пьянство, рост цен на услуги, продукты питания. Дети испытывают дефицит родительского внимания, отсутствие заботы, тепла, отсутствие надёжной защиты со стороны старших. Эти родители не интересуются здоровьем детей, их образованием, воспитанием.
Главным в решении проблем семейного неблагополучия должно стать формирование ответственной родительской позиции. Поэтому особое внимание в профилактической деятельности уделяется следующим элементам: - активизации жизненного потенциала семьи, направленного на благополучие детей; - воспитанию у подрастающего поколения позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к родительству; - психолого-педагогическому сопровождению родительства на разных стадиях его становления; - раннему предупреждению неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка; - пропаганде позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства
.При проведении патроната семей с детьми и их родителями необходимо проводить воспитательные беседы ( «Ответственность родителей за воспитание, обучение и содержание своих детей» «Родительская любовь и её роль в воспитании детей», «Режим дня», «Микроклимат семьи»), консультации («Семейные конфликты и невротические расстройства у детей», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка» и др.).
. Основными методами коррекционной работы являются: - убеждение (разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка); - моральная поддержка (по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным); - вовлечение в интересную деятельность (поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы); - готовность сопереживать (это часто отсутствует в неблагополучных семьях); Основной акцент в социально-педагогической работе поставлен на непрерывное социально-психологическое сопровождение семьи. Проведены консультации: « Жестокое обращение с детьми – причина самоубийства», «Как уберечь ребёнка от алкоголя», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка», «Трудный подросток: так ли это?», «Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь?» , «Телефон доверия: 8-800-2000-122».
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Вывод; Успех в работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации. В настоящее время нет более важной обязанности, чем обеспечить реализацию прав детей, их благополучие, сделать их жизнь свободной от страха, одиночества и нужды, дать возможность расти в своей или замещающей семье, что в дальнейшем позволит им успешно само реализовываться в жизни. Главное в работе с семьей - не быть равнодушным к чужой беде.