Методическая памятка по составлению рабочих учебных программ


Методическая памятка по составлению рабочих учебных программ
Что значит составить рабочую учебную программу по предмету?
Это значит переработать и модифицировать примерные программы на основе материала Государственного стандарта общего образования. Эта работа чаще всего включает в себя следующее:
- сравнить содержание примерных программ и содержание Государственных образовательных стандартов, посмотреть, все ли дидактические единицы (перечень изучаемых вопросов) включены в содержание Примерных программ (следует помнить, что выполнение ГОСТов обязательно!);
- сравнить содержание авторских программ, по которым вы работали, с содержанием Примерных программ и содержанием ГОСТов;
- выявить расхождения, зафиксировать их;
- добавить на ваше усмотрение собственные разделы или расширить тот или иной раздел, включив в него дополнительные дидактические единицы;
- перераспределить часы на темы и разделы (если есть в этом необходимость)
- составить рабочую программу согласно структуре.
Помимо этого составитель рабочей программы может самостоятельно:
- расширять перечень изучаемых тем, понятий;
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной учебной программе;
- конкретизировать и детализировать темы;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять учебный материал по годам обучения;
- распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ;
- конкретизировать требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся;
- включать материал регионального компонента по предмету;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся по предмету;


Порядок составления рабочих учебных программ.
Рабочая учебная программа составляется в соответствии со структурой.
1).Титульный лист содержит:
-наименование ОУ,
-название предмета,
-класс,
-год разработки,
-гриф рассмотрения, принятия программы педагогическим (методическим) советом,
-гриф утверждения программы руководителем ОУ.
На обороте титульного листа:
– сведения о составителе (составителях) программы с указанием должностей,
– сведения о рецензентах,
– прочие данные (например, результаты рассмотрения на городском МО).
– Следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа
2).Пояснительная записка.
(должна быть конкретной и лаконичной, на каждое положение п.з дать краткий ответ)
В ней следует отразить:
- место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования, в данном случае, на ступени начального образования.
(берём материал из Примерной программы стр.289 раздел "Общая характеристика предмета"-ж. Народное образование, №6-2005 год, выписываем оттуда нужный материал)
- цели и задачи реализации учебного предмета;
(соотнести цели и задачи в ГОСТах и Примерных программах, они одинаковы, записать их в свои п.з. можно также взять материал из других источников, например, бывших программ, методических пособий, но при этом они должны также соотноситься с перечнем целей и задач, обозначенных в ГОСТах))- роль предмета в формировании ОУУиН, ключевых компетенций;
(стр 290 – 291, Примерная программа – ж. Народное образование, №6-2005 год )
- новизна и отличие рабочей программы от примерной
(может заключаться в следующем -какой – либо раздел дополнен новыми темами,
-увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему,
-перераспределено количество часов внутри раздела, темы,
-изменена последовательность изучения учебного материала и т.д.(см. выше – составитель рабочей программы может самостятельно)
-межпредметные связи изучения предмета;
(стр.289, Пр.прогр. специфика начального курса - ж. Народное образование, №6-2005 год)
- особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе;
В этой части следует сказать, как будет организован учебный процесс в классе, на что обращено внимание, как будет построено занятие
(При организации учебного процесса особое внимание будет уделено…например, можно взять материал из Программ общеобразовательных учреждений, 2000г.,.издательство "Просвещение",часть 1, стр 5, последний абзац или подобрать в других источниках, следует сказать о собственных педагогических воззрениях, взглядах)
-предпочтительные формы контроля ЗУН, а также уровня подготовленности (промежуточного, итогового).
Формы контроля: беседа,
фронтальный опрос
индивидуальный опрос
самостоятельная работа
контрольная работа
тест
работа по карточкам
самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме
самоконтроль по образцу
подготовка творческих работ
презентация работ учащихся

3).Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в ГОСТах. Они д.б. распределены по классам.
(см. Пр. прогр.стр.293 ж Народное образование №6 2005 год; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, ж. Официальные документы, сентябрь 2004, стр. 10-11.)

4).Учебно-тематический план
Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Зачёты, контрольные, самостоятельные работы проводятся за счёт времени, отведённого на изучение предмета.

№ п/пТемаКоличество
часовВ том числе
Лабораторные, практические работыКонтрольные работы
1.
2.
В нижней части таблицы часы суммируются.

5).Содержание учебного предмета.
Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта.
Порядок записи такой:
- следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение;
- сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению (дидактические единицы);
- прописать темы практических и лабораторных работ;

6).Контроль уровня обученности.
Раздел включает систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета.
Это могут быть тексты контрольных и самостоятельных работ, тестовые задания, педагогические тесты, проверочные карточки-задания и др. Подобрать их можно из разных источников или разработать самим.
Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
7).Литература и средства обучения.
Здесь указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя.
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.