Памятка учителю по составлению рабочих программ в соответствии с ФГОС ООО


Памятка учителю по составлению рабочих программ в соответствии с ФГОС ООО
Документы:
1. Положение о рабочей программе
2. ФГОС ООО п.6 и п.18.2.2
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования (есть на школьном сайте)
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
5. Авторская программа по предметам
Структура рабочей программы содержит разделы: Где взять? Что писать?
титульный лист; приложение 1 (положение о рабочей программе)
пояснительная записка В пояснительной записке может содержаться следующая информация:
- на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа; (шаблон)
- цель (обобщенно) и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе; (Фундаментальное ядро содержания общего образования, авторские программы)
- особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации работы в данном классе;
- используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой учреждения);
- направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС;
- информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);
- УМК;
- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа. (на всю ступень).
Информация для этого раздела находится в ФГОС ООО, ПООП ООО, ПРИМЕРНОЙ и АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ.
общая характеристика учебного предмета, курса; В данном разделе раскрывается роль и важность предмета / курса с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной школе, основной и старшей школе; делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету с практикой. Общая характеристика учебного предмета содержится в примерной и авторской программе, а также в пояснительной записке по предмету в Фундаментальном ядре содержания общего образования. Обычно все педагоги писали этот пункт в пояснительной записке. И описывали «какой мой предмет хороший».
описание места учебного предмета, курса в учебном плане; В разделе указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета / курса, количество часов, выделяемое на освоение программы. Возможно показать разделение на инвариантную (70 %) и вариативную (30 %) части.
Можно привести фрагмент учебного плана. Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения.
В ФГОС ООО отсутствуют федеральный, региональный и школьные компоненты! Только 2 части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; В рабочие программы включаются формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП ООО, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО, которые обобщенно сформулированы в тексте ФГОС ООО.
ПООП ООО:
Личностные и метапредметные: стр. 27-46;
Предметные: п. 1.2.3.5-1.2.3.20.
Примерные и авторские программы: Предметные результаты.
В рабочей программе по учебному предмету / курсу необходимо разбивать результаты по годам обучения.
содержание учебного предмета, курса; Основное содержание предметов приводится в примерной основной образовательной программе ООО в пунктах 2.2.2.1. -2.2.2.16. Поэтому содержание авторской программы необходимо выверить с содержанием соответствующего пункта.
тематическое планирование № п/п№ урока в теме Тема раздела
Тема урока Количество часов Основное содержание урока Характеристика основных видов деятельности учащегося Домашнее задание
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; Раздел включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического обеспечения:
- средства обучения: технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература;
- дополнительная литература для учителя и обучающихся;
- перечень ЦОР и ЭОРов;
- перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе.
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. В данном разделе приводятся результаты на конец обучения, т.е. 9 класса