Методические рекомендации по составлению рабочих учебных программ дисциплин по специальностям технического и профессионального образования















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


































































Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления рабочей учебной программы по дисциплине с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программного материала.







ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Согласно со статьей 13 (глава 4 «Содержание образования») Закона Республики Казахстан «Об образовании» (с изм. и доп. по состоянию на 04.12.2015г) содержание образования – это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности.
Пунктом 46 статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об образовании» (с изм. и доп. по состоянию на 04.12.2015г) установлено, что учебная программа- программа, определяющая по каждой учебной дисциплине (предмету) содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению.
В соответствии с Типовыми правилами деятельности организаций технического и профессионального образования (с изменениями и дополнениями от 19.12.2014г) рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются организациями технического и профессионального образования на основе соответствующих типовых учебных планов и типовых учебных программ. Типовые учебные планы и типовые учебные программы разрабатываются в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования соответствующих уровней образования.
Типовой учебный план – документ, разработанный на основе модели учебного плана, устанавливающий перечень и объем учебных дисциплин применительно к профессии и специальности, срокам обучения в организациях технического и профессионального образования.
Рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования на основе типового учебного плана, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин, последовательность, интенсивность и основные формы организации обучения, контроля знаний и умений обучающихся и оценки уровня профессиональной подготовленности, утверждаемый руководителем организации образования.
Типовая учебная программа- документ, определяющий содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению по конкретной дисциплине типового учебного плана.
Рабочая учебная программа – документ, разрабатываемый организацией технического и профессионального образования для конкретной дисциплины рабочего учебного плана на основе типовой учебной программы, утверждаемый руководителем организации образования.
Цель рабочей учебной программы- планирование, организация, управление рабочим процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи рабочей учебной программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса колледжа.
Рабочая учебная программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую, организационно-планирующую.
Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.
Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы студентами средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации студентов.
Составитель рабочей учебной программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в типовой учебной программе: конкретизировать и детализировать темы: устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов колледжа, конкретизировать требования к результатам освоения учебной программы; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики технологии обучения и контроля уровня подготовленности студентов.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура рабочей учебной программы является формой представления учебного предмета, как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
пояснительная записка;
тематический план дисциплины;
содержание учебной программы дисциплины;
контрольные задания
перечень литературы и средств обучения.
Титульный лист должен содержать: (образец оформления титульного листа см.Приложение1)
наименование организации образования;
наименование дисциплины;
указания на принадлежность рабочей учебной программы дисциплины (практики) специальности технического и профессионального образования;
год составления программы;
Оборотная сторона титульного листа содержит следующие сведения:
о типовой учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа;
грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
Ф.И.О преподавателя, составителя рабочей учебной программы.
В пояснительной записке к программе должны быть отражены: назначение дисциплины; цели и задачи изучения учебного предмета; результаты освоения программы, которыми должны овладеть студенты в процессе обучения, в соответствии с результатами, запланированными в типовых учебных планах и образовательных учебных программах; роль и значение учебного предмета в подготовке конкурентоспособных кадров; педагогические технологии, средства обучения, используемые преподавателем для достижения требуемых результатов обучения; междисциплинарные связи; особенности организации учебного процесса по предмету в колледже (указать количество годовых часов и часов на семестр); формы контроля знаний. Выбор различных технологий, форм, методов обучения должен быть обусловлен характером планируемых образовательных результатов и спецификой содержания дисциплины с учетом требований работодателей.
В тематическом плане отражены темы предмета, последовательность их изучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего предмета, так и на отдельные темы, контрольные работы, курсовой проект.
При заполнении тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
В содержании рабочей учебной программы дисциплины необходимо описать разделы и темы, лабораторные работы и практические занятия. После каждого раздела необходимо описать основные знания, умения и навыки, которыми должны владеть студенты после его изучения.
Контрольные задания по дисциплине разрабатываются с целью оценки компетенции и определения уровня усвоения обучающимися содержания программного материала по каждой дисциплине в соответствии с планируемым уровнем профессиональной квалификации. Тестовые задания должны быть представлены по разделам, темам и иметь три основных уровня сложности. Тестовые задания разрабатываются в четырех вариантах по 25 вопросов, на каждый вопрос предлагается пять вариантов ответа ( варианты ответов А, В, С, D, E).
В перечень литературы входит основная и дополнительная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, электронные учебники, мультимедийные обучающие программы. Также указываются средства обучения. Перечень и содержание литературы должны соответствовать современному состоянию науки, техники, технологии производства.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015г)
Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования (утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080)
Типовые правила деятельности организаций технического и профессионального образования (с изменениями и дополнениями от 19.12.2014г)
Сборник методических рекомендаций (по разработке типовых учебных планов и образовательных программ по специальностям, типовых учебных программпо дисциплинам и профессиональной практике технического и профессионального образования) под редакцией Борибекова К.К. Астана, 2012
Методические рекомендации по разработке типовых учебных программ общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальностям технического и профессионального образования
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении под редакцией Шаяхметовой Р.И. Казань, 2010







Приложение1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

КГКП «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Утверждаю
Директор
КГКП «Электротехнический колледж»
_____________Сарпеков А.Т.
«___» сентября 201__г.








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«_______________________________»
(наименование дисциплины)




Специальность: шифр и наименование специальности по классификатору
Квалификация: шифр и наименование квалификации по классификатору





















Семей 201___г.
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ТИПОВОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «__________» (утв. «___»_____________201_г. _____________________________________________-)

Для специальности _____________________________________________________________


С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ 15-25%





ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ____________
(фамилия, инициалы)





ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК _________________





ПРОТОКОЛ №1 от «__».09.201__ г.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПЦК__________________










СОГЛАСОВАНО: методист УМО __________
Зам.директора по учебной работе ________
Руководитель предприятия __________
(для специальных дисциплин и профессиональной практики)









13PAGE 14215


13PAGE 14315