Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Мы -будущее России»


Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Мы - будущее России»
Духовно-нравственное воспитание направленно на приобщение младших школьников к системе высших ценностей, на создание условий для поиска и нахождения личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности делать свой выбор. Решение этих задач связанно с формированием устойчивых нравственных свойств и качеств личности младшего школьника. Основной функцией начальной школы в системе непрерывного образования является формирование коммуникативных интеллектуальных, деловых, эмоциональных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение этих задач обеспечивает формирование личностного отношения к окружающим, овладение нравственными, этическими, эстетическими нормами.
Программа «Мы – будущее России» рассчитана на четыре года обучения.
Курс программы направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Он создаёт условия для формирования духовно-нравственных качеств, способностей к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Для реализации программы разработан комплекс внеклассных мероприятий, фрагментов уроков, позволяющих младшим школьникам осваивать и на практике использовать полученные знания.
Программа предусматривает формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и направлена на развитие личности ребенка.
Цели программы:
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Воспитание творческого отношения к учению труду, жизни;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представление об эстетических идеалах и ценностях;
Повышение педагогической культуры родителей
Основные направления программа «Мы – будущее России»
«Ученик – патриот и гражданин»
«Ученик и его нравственность»
«Ученик и его отношение к труду»
«Ученик и его здоровье»
«Ученик и его отношение к природе»
«Ученик и Мир прекрасного
Рассмотрим несколько направлений:
«Ученик – патриот и гражданин».
Занятия этого направления дают элементарные представления о политическом устройстве государства, его институтах, их роли в жизни и общества, о его важнейших законов.
Виды деятельности и формы занятий:
1 класс:
Получение первоначальных представлений о конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - гербом, флагом Российской Федерации, гербом и флагом Башкортостана, Уфимского района (На плакатах, картинах, в процессе бесед, чтение книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом.)
2 класс:
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участие в подготовке и проведения мероприятий, посвященных государственным праздникам)
3 класс:
Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма; получение первичного опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед народных игр, организации и проведения национально- культурных праздников)
4 класс:
Знакомство с деятельностью общественной организации патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях ,проводимых детско-юношескими организациями)
Предполагаемый результат
Первый класс
Начальные представления о правах человека, гражданина, семьянина, товарища.
Второй класс
Элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре Российского общества, о наиболее значимых страницах, история страны об этнических традициях и культурном достоянии своего края; О примерах исполнения гражданского и патриотического долга; Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Третий класс
Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.
Четвертый класс:
Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт социальной и межкультурной коммуникации.
«Ученик и его нравственность».
Занятия этого направления дают первоначальные представления о базовых национальных Российских ценностях, знаний, правил, вежливого поведения, культуры речи, установление дружеских взаимоотношений в коллективе.
Виды деятельности и формы занятий:
Первый класс:
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотров учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей).
Второй класс:
получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Окружающий мир», «ИЗО», а так же дисциплин, изучаемых по выбору)
Третий класс:
ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью религиозной организации (путем проведения экскурсии в местах богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями)
Четвертый класс:
участие в проведения уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (В процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Предполагаемый результат:
Первый класс:
Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношения в семье.
Второй класс:
Уважительное отношение к традиционным религиям, неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Третий класс:
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Четвертый класс:
Способность эмоционально реагировать на негативное проявление в детском коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
«Ученик и его отношение к труду».
Мероприятия данного направления дают первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества, первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов
Виды деятельности и формы занятий:
Первый класс:
Получение первоначальных знаний о различных видах труда, знакомство с профессиями, приобретение навыков и умений самообслуживания в школе и дома
Второй класс:
Участие в различных экскурсиях, встречах с представителями разных профессий, встречах и беседах с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни
Третий класс:
Получение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий(праздники труда, ярмарки конкурсы), раскрывающие перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.
Четвёртый класс:
Участие в творческом применении знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике ( в рамках предмета Технология, участие в разработке и реализации различных проектах),приобретения опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования(занятия народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции)
Предполагаемый результат:
Первый класс:
Элементарные знания и представления о профессиях, первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками
Второй класс:
Ценностное отношение к труду и творчеству человека, трудовым достижениям России и человечества, навыки сотрудничества со старшими детьми.
Третий класс:
Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребность и умение выражать себя в различных наиболее привлекательных видах творческой деятельности.
Четвёртый класс:
Мотивация и самореализация в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности.
«Ученик и его здоровье».
Мероприятия данного направления дают первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека, о ценностном отношении к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстниках, об элементарных представлениях единства и взаимовлиянии различных видов здоровья на человека: физического, нравственного (душевного), социального-психологического (здоровье семьи и школьного коллектива)
Виды деятельности и формы занятий:
Первый класс:
Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости, здоровья физического, нравственного (душевного), и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива – в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом в школе, мед. работниками, родителями.
Второй класс:
Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания, здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе беседы, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ. В системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений.
Третий класс:
Участие в беседах о значении занятии физическими упражнениями, активного образа жизни и спорта прогулок на природе для укрепления своего здоровья, приобретения познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед и просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью)
Четвёртый класс:
Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержания чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; практическое освоение методов и форм здоровьесбережениях , простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры спортивной секциях школы и внешкольных учреждении, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походах спортивных соревнований)
Предполагаемый результат:
Первый класс
Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека , первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Второй класс:
Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Третий класс:
Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
Четвёртый класс:
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Данная программа предполагает совместную деятельность МОУ СОШ с.Авдон, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, взаимодействие МОУ СОШ с Авдон с традиционными религиозными общественными организациями и объединениями.
Изучение индивидуальных способностей личности учащихся включает общие сведения способности, темперамент, самооценку, успешность в деятельности, уровень воспитанности.
Изучение межличностных отношений: социометрия, общие сведения, социально-психологический климат в классе.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что в свою очередь, делает воспитательную работу по духовно-нравственным качествам более рациональной и экономной.