Рабочая программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников


Рабочая программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьниковПреамбула.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) (начального, общего образования) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития. Нормативной правовой и документальной основой программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция и программа развития образовательного учреждения (ОУ).
Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования.
Системообразующей идеей программы является познавательно- социальная, т.е. ориентация на воспитание человека знающего и познающего, полноценного субъекта социальной жизни, способного понять и принять существующие нормы, саморазвиваться и самосовершенствоваться, раскрывая индивидуально-личностный потенциал, готового к социальному творчеству.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся вОУ.
На ступени начального общего образования этой целью является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.Воспитательная система ОУ строится на основе его программы развития. В ОУ должен воспитываться гражданин и патриот, раскрываться способности и таланты учащихся, организовываться подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом школа должна постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями учащихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Современные условия и особенности развития и социализации обучающихся на ступени начального, среднего общего образования позволяют конкретизировать содержание задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания (табл. 1).
Табл. 1
Направления Задачи
В области формирования личностной культуры Формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
Воспитывать личность, способную принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной, обладающую качествами духовности, культуры, толерантности.
Создавать условия для принятия учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
Формировать представления об эстетических идеалах и ценностях.
Учить выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Воспитывать качества личности: трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
В области формирования социальной культуры Формировать основы российской гражданской идентичности.
Воспитывать чувства личной ответственности за Отечество.
Воспитывать патриотизм и гражданскую солидарность.
Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Продолжение табл. 1
Направления Задачи
Создавать условия для воспитания доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Воспитывать осознанное и уважительное отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям, вере и религиозным убеждениям.
Создавать условия для воспитания толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России
В области формирования семейной культуры Воспитывать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Формировать представления о семейных ценностях.
Знакомить учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи
3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспи-тания учащихся.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являют-ся ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных традициях ипередаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм — любовь к Родине, своему краю, народу, служение Оте-честву;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, уважениеи доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство,гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир,свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии обще-ства;
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равнопра-вие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших имладших, о продолжении рода;
личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, вну-тренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и чело-
вечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
4. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Усвоение ценностей духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям (табл. 2).
Табл.2
Направления Ценности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Нравственный выбор, смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этикеПроолж табл.2
Направления Ценности
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
5. Методологические подходы, принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Современные особенности развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у детей осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера их взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. Принципиально новые условия жизнедеятельности современных детей необходимо учитывать при формировании подходов и принципов воспитания и развития в организации их духовно-нравственного развития и воспитания.
Основополагающими методологическими подходами являются: личностью ориентированный, деятельностный и аксиологический. На основе этих подходов сформулированы следующие принципы:
социальной активности; » социального творчества;
мотивированности;
единства образовательной среды (единая система внутришкольного и внешкольного воспитания и образования);
субъектности;
опоры на традиции;
интеграции в социально-культурное пространство;
ориентации на идеал;
персонификации (учителя и родители подают ребенку пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании и развитии школьников. Пример — это персонифицированная ценность). Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Уклад школьной жизни организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных организаций).
Для решения воспитательных задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся педагогам и родителям необходимо обращаться к содержанию дисциплин предметной подготовки:
общеобразовательным дисциплинам гуманитарного цикла;
произведениям искусства;
периодической литературе, публикациям, радио- и телепередачам, отражающих современную жизнь общества;
духовной культуре и фольклору народов России;
истории, традициям и современной жизни своих Родины, края, семьи; жизненному опыту своих родителей (законных представителей) и прародителей;
общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
другим источникам информации и научного знания.
Программа объединяет все виды деятельности учащихся, в рамках которых можно решать задачи их развития, воспитания и социализации:
урочную деятельность — ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей (на словах) происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру русскому языку и литературе, истории и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей на деле обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия, КТД;
внеурочную деятельность — ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков, походах, фестивалях и др.;
3) внешкольную деятельность — приобретение гражданского опыта в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создание книги памяти своего микрорайона, города).
Направления и содержание духовно-нравственного развития и воспитания:
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Социальное партнерство школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования осуществляются не только школой, семьей, но и внешкольными учреждениями. ОУ сотрудничает с кем? (указать в программе). Обучение ИЗО, декоративно-прикладному искусству, занятия в хоре, обучение спортивным, бальным танцам, компьютерной грамотности организованы в виде кружков, секций, клубов и др. ОУ сотрудничает с библиотеками города, спортивными объектами — бассейнами, стадионами и др. Учащиеся школы занимаются в различных кружках, студиях, секциях (указать каких?). Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся зависит от систематической работы ОУ по повышению педагогической культуры родителей.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.Педагогическая культура родителей — один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни учащегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в ст. 38, 43 Конституции Российской Федерации, гл. 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 17—19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основана на следующих принципах:
совместной педагогической деятельности семьи и школы через управляющий совет школы, родительский комитет в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
сочетания педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогического внимания, уважения и требовательности к родителям (законным представителям);
поддержки и индивидуального сопровождения становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействия родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опоры на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями: родительские собрания на духовно- нравственные темы; родительская конференция; встречи за круглым столом; семейные чтения; лекторий для родителей; открытые показы воспитательно-образовательного процесса; проведение совместных учебных мероприятий (выставок, конкурсов, праздников); анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов; наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки, экскурсии, дни открытых дверей.
9. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования по направлениям. Характеристика личностных качеств младших школьников.
9.1. Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания: знание главных нравственных правил, норм; представления о базовых российских ценностях — идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую российскую нацию; умение отделять оценку поступка от оценки человека; различение хороших и плохих поступков; умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения; избегание плохих поступков, капризов; признание собственных плохих поступков; осуществление чего-либо полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе отказ ради них от каких-то собственных желаний; защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких; препятствова- ние (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности; уважительное отношение (в действиях) к старшим, традициям семьи, школы и общества, чести и достоинству других людей; добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому; следование правилам вежливого, приличного поведения (волшебные слова, правила этикета) в школе и общественных местах.9.2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям:
я знания о жизни, государственном устройстве России, правах и обязанностях граждан, их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
знание о свободе совести, взглядах на религиозные идеалы (вере, мировоззрении), традиционных российских религиях и светской культуре;
знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, расы, нарушения равноправия; терпимое отношение к гражданам другой национальности;
ш отрицательная оценка насилия как способа разрешения конфликтов между людьми, народами, государствами;
осуществление чего-либо полезного для своих — друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки личным интересам и желаниям);
участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправлении) ;умение отвечать за свои проступки;
препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;
избегание насилия, препятствование его проявлениям;
недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, в праздновании государственных праздников);
самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы к защитникам Родины, ветеранам.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
знание о важной роли разных профессий, науки, знаний и образования в современной жизни;
понимание особой роли творчества в жизни людей;
отрицательная оценка лени и небрежности; уважение в действии к результатам труда других людей;
стремление и умение делать что-либо полезное (вещь, услугу) своими руками;
умение работать в коллективе, в том числе над проектами;
стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;
стремление к творческому, нестандартному выполнению работы; выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
проявление настойчивости в работе — доведение начатого дела до конца;
соблюдение порядка на рабочем месте.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
* знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
знание о положительном влиянии незагрязненной природы на здоровье;
« знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека;
соблюдение правил гигиены и здорового режима дня; подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятия спортом и т.п.).
Воспитание ценностного отношения школьников к природе, окружающей среде:
начальные знания о роли жизни в природе, ее развитии (эволюции); начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, нормах экологической этики;
знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
отрицательная оценка действий, разрушающих природу (на основе норм экологической этики);
умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе;
самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека в природе;
бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);
добровольное участие в экологических проектах (озеленении школьного участка, очистке территории от мусора и т.п.).
9.6. Воспитание ценностных отношений к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях: я представление о красоте души и тела человека, гармонии в природе и творениях человека;
умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);
начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;
отрицание некрасивых поступков (в том числе речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета;
• самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
реализация себя в художественном творчестве;
украшение пространства своей жизни — дома, класса, школы, улицы;
соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
10. Критерии, показатели и уровни оценки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Задачи и направления диагностики.
Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося (мировоззрения, ценностей, мотивации, эмоционально-волевой регуляции).
Изучение межличностных отношений. Методы диагностики:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
интересы и способности;
самооценка;
ценности;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
Формы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение.
Критерии:
мировоззрение, ценности, отношения. Показатели:
пробует формировать образ мира, руководствуясь нравственными требованиями;
признает ценности окружающих;
способен справиться со своим эмоциональным состоянием; проявляет познавательный интерес, любознательность; признает ценности окружающих и ориентируется на их потребности; обладает устойчивым интересом к когнитивно-смысловой деятельности;
использует богатую (с учетом возраста) лексику; обладает креативной коммуникацией;
побуждения и мотивы. Показатели:
сформирована нравственная позиция (духовная рассудочность, различие добра и зла, совесть) ;способен определять и осуществлять личностную активность в формировании собственных взглядов и убеждений; мотивирован на цель;
эмоционально-волевая регуляция. Показатели:
сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду; ориентируется на чувство стыда как регулятора поступков и решений; взгляды и убеждения ученика соответствуют нормам, правилам и требованиям общества;
интересуется скрытым смыслом вещей, явлений, поступков; расширяет пространство познания; открыт для нового; мотивирован на общение с миром. Уровни: высокий, средний, низкий.
-965835470535