Формирование духовно — нравственной культуры младших школьников


Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка, окружающего мира и математики.
Как научить ребѐнка любить Отечество, свою национальную культуру, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающей ребѐнка - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льѐтся на него с экранов телевизоров, ребѐнку, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребѐнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, «развитие личности - смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Таким образом, целью обучения являются, прежде всего, интересы личности. Главная цель воспитания молодого поколения - формирование
глубоких и нравственных убеждений .  Прежде всего, дети должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. При этом книга остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.
 Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от получения новых знаний и огорчения от неудач и ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объѐм знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1- м классе постепенно вводятся понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения В нравственном воспитании культуры младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников междусобой.
Особое значение в каждом УМК придается урокам литературного чтения – главной задачей которых , является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников – читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами. Основное содержание воспитывающего урока в том, «чтобы младшие школьники всѐ глубже проникали в содержание произведений , разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах». Результат нравственного и эстетического воспитания «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди».
Нравственные ценности содержатся в произведениях, но
читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Читая и анализируя произведение, ученики задумываются о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой стакими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.
В учебнике много текстов, в которых речь идѐт о ровесниках первоклассника или тех, кто младше. Это стихотворения В. Берестова, А. Барто, Б. Заходера, С. Михалкова; отрывки из рассказов и повестей.
Одним из источников изучения жизни народа служат пословицы, поговорки, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь. Мир народных пословиц может и сейчас решать практические нравственные проблемы, которые возникают перед человеком в жизни, то есть формировать моральные убеждения, чувства и привычки . На уроках литературного чтения предлагаю подобрать или выбрать детям
соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого – выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Примерные задания для такого конкурса могут быть
следующими:
1. Кто больше назовет пословиц на определенную тему?
2. Объясните смысл пословиц.
3. Закончите пословицу. ( Кто грамоте горазд… (тому не пропасть); Сделав худо..(не жди добра).
4. Вставьте в пословицу пропущенное слово.
5. Разгадайте пословицу (афоризм зашифрован в виде пиктограммы).
6. Изобразите пословицу с помощью мимики и жестов.
7. Объясните значение слова в пословице. (Сперва аз да буки, а там и науки.Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда).
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк»,
«Сивка – Бурка», «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Предлагаю заполнить вот такую таблицу:
СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА
Произведения
Христианские заповеди
Возмездие за нарушение
«Сказка о рыбаке и рыбке» Героиня «старуха» нарушила заповедь: «Не пожелай ничего чужого», «Не завидуй»
«На пороге сидит его старуха,
Перед нею разбитое корыто».
«Сказка о царе
Салтане» Нарушены заповеди: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убий»,«Не лжесвидетельствуй».
Ткачиха и Повариха - окривели,
у Бабарихи на носу вскочил
волдырь.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Грех гордыни, нарушение
заповедей: «Не желай зла
ближнему», «Не завидуй»,
«Не убий».
Царица за своѐ зло наказана,
умирает с тоски:
«Тут еѐ тоска взяла,
И царица умерла».
Ребята ещѐ раз убеждаются, что надо следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и с миром. Также, в этих произведениях даны примеры христианской любви, а образы сказочных героинь, вобравших лучшие человеческие качества, вызывают самые светлые чувства даже через много лет после прочтения пушкинских шедевров. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма.
Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом
ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагалось узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания.
Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберѐшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением.
Материал учебника Русский язык позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Не менее важное значение в формировании духовно – нравственной культуры школьника воспитании отводит курс «Окружающий мир». В процессе изучения данного курса школьники знакомятся с культурой народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, ученики узнают о героизме людей разных национальностей,
который сопровождал великие открытия и великие войны, ребѐнок проживает судьбу своей Родины (своего родного края) с древнейших времѐн до современности, он осмысливает место семьи в обществе, своѐ место в этом мире, дети узнают символы российского государства. Учебники по окружающему миру знакомят обучающихся с текстами
патриотического содержания Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребѐнок научился понимать природу, чувствовать еѐ красоту, читать еѐ язык, беречь еѐ богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создаѐтся фундамент правильного отношения к природе.
В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.
Обладая знаниями различных методик, можно достаточно быстро научить детей писать, читать, танцевать, но для того, чтобы стать Человеком, одного этого мало. «Сказать: я – человек, не трудно, намного труднее быть им». Нужно вырастить в первую очередь ЧЕЛОВЕКА, а потом уже математика, юриста, строителя, потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает ко многому.
В заключение хочу сказать, каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай. Нет в саду цветов негодных,  Некрасивых, неприродных, Хуже трав или плодов – Нет в саду таких цветов! Нет в саду цветов-лентяев. У заботливых хозяев Нет неряшек, лежебок, Грубый не найти цветок. Жизни сад благоухает, Красотою восхищает, Если в нем живут труды, Если много доброты, Если знание растет И любви чудесный плод. С незапамятных времен В мире царствует закон: «Что посеешь – то пожнёшь». Ты каким цветком растешь?