ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
ГБПОУ КК ЕПК
Отделение преподавания в начальных классах и прикладной информатики
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Студентка Ш-32 группы
БЕСКОРОВАЙНАЯ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа
практического характера
Научный руководитель:
Орел Инна Александровна
Ейск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ..7
1.1 Сущность и природа процесса нравственного воспитания............................................................................................................7
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время…………..……..........................................12
1.3 Формы и методы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время………………………………………………………………17
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОА РАЗРАБОТКА ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ – ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»……………………………………………………………………22
2.1 Содержание программы кружка духовно нравственного направления «Этикет и культура общения»
2.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации и осуществлению нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время……………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………..……............50

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин из-за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?» [3]
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.
Таким образом, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников обусловлена следующим:
- для воспитания социально активных членов общества необходима подготовка широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепшее сознание и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Самостоятельно, без педагогической поддержке ему трудно ориентироваться в этих проблемах;
- так как само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания". [15, с.431].
- знания не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;
- младшие школьники, в соответствии с возрастными особенностями очень восприимчивы к воздействию на них.
Среди педагогов проблемами нравственного воспитания занимались А.М.Архангельский, Н.М.Болдырев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.Ф.Харламов и др. В их трудах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
В других работах дан анализ педагогического наследия видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина)
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
В связи с актуальностью проблемы нравственного воспитания в начальной школе, мы остановили свой выбор на теме "Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности".
Целью нашей работы является выявление оптимального сочетания способов (форм и методов) духовно-нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему духовно-нравственного воспитания младших школьников в начальной школе во внеурочное время в научной педагогической, психологической и методической литературе;
2. Разработать проект программы кружка духовно-нравственного направления «Этикет и культура общения»;
3. Предложить методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.
Предмет исследования: формы и методы нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время
Практическая значимость: разработанная программа работы кружка «Этикет и культура общения» может быть использована для практической деятельности учителей начальных классов и может использоваться студентами при изучении ПМ 02. Организация внеурочной работы и общения младших школьников.

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
1.1 Сущность и природа процесса нравственного воспитания
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание.
Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, природе, своим обязанностям и к самому себе.
По мнению Л.П. Крившенко, нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Для понимания сущности и природы нравственного воспитания определим, что же понимается под термином "нравственность".
Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. "Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений" [5, c.155].
Ожегов С.И. дает следующее определение: "Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами". [21, с. 414].
Л.А. Григорович дал следующее определение: "нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм."[10. c.104] И.С. Марьенко обозначил "нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д."[24. c.7]
"Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них."[5. c.104].
В трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека". [2, с. 360].
Ф.Ницше считал: "Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю" [29, с. 289]. "Мораль – это важничанье человека перед природой". [29, с.735].
В научной литературе определяют временем появления морали становление и развитие общества и считают, что способствовало этому возникновении трудовая деятельность людей.
Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом.
Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.
Усвоение нравственных норм, подчинение своего поведения им, является не легкой задачей для взрослого человека, еще труднее оно представляется для ребенка
В связи с этим В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить "умению чувствовать человека". [26, с. 120]
"Никто не учит маленького человека: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное". Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать".
В.А. Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает" [26, с. 170].
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (учебной, трудовой, художественной, игровой и т.д.). В тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.
Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [8, с.102]. Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей. [17, с.198].
Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. [4, с.386].
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития[22, с.86].
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. [25, с.8-14]
Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными разработаны подходы к определению указанного понятия, условия, влияющие на его эффективность, выделены особенности данного процесса у младших школьников.
1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной научно-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность.
Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста. [10, с 12]
Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. [10, с 12]
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество;
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско – краеведческая деятельность.
Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно – оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ , а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Результат–это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пойдя в туристический поход, школьник не только переместится в пространстве географии, но и приобретет некое знание о себе и окружающих, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). [8, с 10]
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и поведения в нем и др.).
Для достижения этого уровня необходимо непосредственное взаимодействие ученика с учителем, как значимого для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом педагога. Информация будет доверительней, если педагог пропагандирует сам здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов–получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечества, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в этой среде ребенок получает или не получает практическое подтверждение полученных социальных знаний.
Третий уровень результатов–получением школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном действии, при другом общественном социуме, вне дружеской обстановки он действительно становится социальным деятелем, гражданином, человеком. Очевидно, что для достижение данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой среде. [8, с 34- 56]
Таким образом, мы видим, что достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, тендерном и других аспектах.
В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в осуществлении нравственного воспитания возрастает роль учебно-воспитательного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [5, с.352].
Формирование нравственных ориентаций личности происходит не только в процессе обучения, но и в ходе творческой, активной деятельности, т.е. тогда, когда индивид пытается найти свои собственные, оригинальные решения разного рода задач. Это мнение подтверждается исследованиями, проведенными Л.И. Божович. В ее работе "Проблемы формирования личности" [9] автор, основываясь на изучения психологических закономерностей формирования личности в онтогенезе, обосновывает вывод о том, что формирование личности происходит в условиях творческой активности субъекта.
Подлинное творческое начало в человеке всегда деятельно, что находит свое конкретное воплощение в мыслительном процессе, практических действиях, поступках всей жизненной линии поведения. Следовательно, педагог, создавая для учащихся творческие условия в процессе освоения нравственной тематики, стимулируя активное освоение новых знаний, обретение новых личностных смыслов в жизни, развитие целеустремленности, сосредоточенности и терпения, способствует формированию нравственных качеств учащихся.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность, являясь ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных нравственных задач.
В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: "ситуативного" познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру [2, с.195].
Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая "ступенька" важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.
"Практически любая деятельность имеет нравственную окраску", считает О.Г. Дробницкий [12], в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, "обладает большими воспитательными возможностями". Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. [6].
Таким образом, начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

1.3 Формы и методы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время
Процесс воспитания осуществляется различными способами, под которыми мы понимаем всю совокупность форм, разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как – внешний вид организации воспитательного процесса.
Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация. [5, с. 157].
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). [ 41, с 143].
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации.
 Кружок. Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования. Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха[19, 21].
В организационной структуре образовательного учреждения детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - от личных качеств и профессиональной квалификации педагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, не формальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы[21].
Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя знаниями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования.
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.
Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности [11].
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно – репродуктивные и проблемно-ситуативные [24].
И.Г. Щукина выделяет три группы методов:
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). [11. c.113]
Учителя отбирают такие способы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.

Выводы по 1 главе
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
В настоящее время воспитание анализируется с точки зрения того, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не ценностей, определенное его к ним отношение.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.
Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОА РАЗРАБОТКА ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ – ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
2.1 Содержание программы кружка духовно нравственного направления «Этикет и культура общения»

Пояснительная записка

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшему него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К обучению в школе у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им полоза в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.
В основу программы положена примерная (типовая) программа А.И. Шемшуриной «Этикет и культура общения» духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Кружок «Этикет и культура общения» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует ее стратегической цели: создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся.
При изучении курса «Этикет и культура общения» учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала. Помимо навыков общения учащиеся получают основные навыки по формированию здорового образа жизни. Занятия по программе «Этикет и культура общения» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини-рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», из которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.
Цели занятий: познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи программы:
- познакомить воспитанников с понятием «этикет», с историей этикета, с навыками культурного доведения, с правилами, нормами поведения в общественных местах;
- воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
-развивать коммуникативные качества личности;
-развивать речь;
-будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично:
-формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Формы и методы организации работы
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы. Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера дается либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по зданиям игровых карточек.
Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
4. Анкетирование учащихся и родителей
Программа состоит из 4 крупных разделов:
Этика общения.
Этикет.
Этические нормы отношений с окружающими.
Этика отношений в коллективе.
Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно-ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
походы в театр;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера дается либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Планируемые результаты обучения Учащиеся должны знать:
историю, виды и значение этикета;
культуру внешнего вида, правила гигиены;
правила жизни в обществе;
правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
культуру поведения в общественных местах;
особенности поведения в школе;
правильного питания, представление о вреде курения, употребления алкоголя;
правила гостеприимства;
правила дарения и получения подарков;
правила оформления писем, поздравлений;
правила ведения переписки в сети Интернет.
Учащиеся должны уметь:
вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте;
следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону:
вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
общаться с представителями противоположного пола.
Программа рассчитана на 33 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю в 1 классе.
Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час).
Учебно-тематический план
1 класс
№ Название темы Кол-во часов
Всего
Теория Практика
Этика общения. 7 ч
1 Доброе слово, что ясный день 1 0,5 0,5
2 Если вы вежливы 1 0,5 0,5
3 Да здравствует мыло душистое 1 0,5 0,5
4 Когда идешь по улице 1 0,5 0,5
5 Узнай себя 1 1
6 Нам счастья не сулит обида чья-то 1 0,5 0,5
7 Подарок коллективу 1 1
Этикет. 8 ч
8 Простые правила этикета 1 1 9 Повседневный этикет 1 0,5 0,5
10 Веселые правила хорошего тона 1 0,5 0,5
11 Сказка об этикете 1 0,5 0,5
12 Продолжение сказки об этикете 1 1 13 Путешествие в страну этикета 1 1
14-15 Просим к столу 2 2
Этические нормы отношений с окружающими. 9 ч
16 Путешествие в волшебную сказку 1 0,5 0,5
17 Я могу быть волшебником 1 0,5 0,5
18 Маленькое дело лучше большого безделья 1 1
19 Любимый уголок родной Отчизны 1 0,5 0,5
20 У каждого героя свои герои 1 0,5 0,5
21 Мы соберем большой хоровод 1 1
22 Я люблю маму милую мою 1 1 23 Поздравляем наших мам 1 1
24 Люби все живое 1 0,5 0,5
Этика отношений в коллективе. 9 ч
25 Если радость на всех одна 1 1 26 Мой класс - мои друзья 1 1
27 Самолюб никому не люб 1 0,5 0,5
28-29 Поиграем и подумаем 2 2
30 О дружбе мальчиков и девочек 1 1 31 Путешествие в мир добрых мыслей 1 1
32-33 Доброта что солнце 2 2
Содержание программы «Этикет и культура общения»
1 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема: Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик-семицветик». От улыбки станет всем светлей. Конкурс на лучшего чтеца.
Универсальные учебные действия:
- Соотносить поступок с моральной нормой, выражать положительное отношение к процессу познания;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Тема: Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Сказка Л.Н. Толстого «Белка и волк». Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Игра «Beжливо - невежливо». Небольшие сценки-загадки. Анализ поступков.
Универсальные учебные действия:
- Различать основные нравственно-этические понятия, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Тема: Да здравствует мыло душистое.
Беседа о режиме дня. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. Игра «В сказочной стране будильника». Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, пословиц, стихов.
Универсальные учебные действия:
- Соотносить поступок с моральной нормой;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций алгоритм действий;
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Тема: Когда идешь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Применение правила. Золотое правило этики. Разыгрывание сценок.
Универсальные учебные действия:
- Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Тема: Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве. Игровая деятельность. Конкурс сказок.
Универсальные учебные действия:
- Выражать положительное отношение к процессу познания, способность к самооценке своих действий;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследовании;
- Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Тема: Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В.Осеевой «Кто наказ его?». Игра «Волшебный цветик-семицветик. Беседа.
Универсальные учебные действия:
- Соотносить поступок с моральной нормой, оценивать свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Тема: Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие. Презентация и выставка детских работ.
Универсальные учебные действия:
- Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема: Простые правила этикета.
Из истории правил этикета. Решение задач по культуре поведения. Беседа.
Универсальные учебные действия:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
Тема: Повседневный этикет.
Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма». А. Барто «Почему телефон занят. Разбор ситуаций. Ответы на вопросы. Игра «Можно -нельзя».
Универсальные учебные действия:
- Соотносить поступок с моральной нормой, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, выражать положительное отношение к процессу познания;
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
- Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Тема: Веселые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Универсальные учебные действия:
- Соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Тема: Сказка об Этикете.
Продолжение сказки об этикете. Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Конкурс сказок.
Универсальные учебные действия:
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Составлять план текста: делить его на смысловые части озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Тема: Продолжение сказки об этикете.
Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете. Выставка детских рисунков.
Универсальные учебные действия:
- Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследовании;
- Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Тема: Путешествие в страну Этикета.
Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Универсальные учебные действия:
- Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения.
Тема: Просим к столу.
Занятие в виде праздника. Выставка новогодних рисунков. Новогодний праздник.
Универсальные учебные действия:
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема: Путешествие в волшебную сказку.
Золотое правило этикета. Игра с пословицами. Игра с доброй феей.
Универсальные учебные действия:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Тема: Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстрации к путешествию. Прием свитка. Прием нахождения пословицы по ее частям. Игра «Лепесток».
Универсальные учебные действия:
- Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
- Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей);
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тема: Маленькое дело лучше большого безделья.
Работа с пословицами, поговорками. Выразительное чтение учащихся, беседа, обсуждение. Создание живой картины.
Универсальные учебные действия:
- Различать основные нравственно-этические понятия;
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата понятия;
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследовании;
- Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Тема: Любимый уголок родной природы.
Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Карта мест отдыха. Рисунки о любимом месте.
Универсальные учебные действия:
- Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Тема: У каждого народа свои герои.
Пословицы и поговорки разных народов. Работа с художественной литературой. Выставка рисунков.
Универсальные учебные действия:
- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Тема: Мы соберем большой хоровод.
Занятие в виде праздника. Игра-праздник в форме хоровода.
Универсальные учебные действия:
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Тема: Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы. Выставка рисунков своей мамы.
Универсальные учебные действия:
- Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно;
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить информацию, необходимую для ее решения.
Тема: Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Выставка рисунков. Поделки. Концерт детей.
Универсальные учебные действия:
- Оценивать свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Тема: Люби все живое.
Народные изречения о природе. Знакомство с репродукциями музыкальными произведениями о природе. Игра «налужайке».
Универсальные учебные действия:
- Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья;
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема: Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Совместная работа с родителями. Конкурс письменных работ.
Универсальные учебные действия:
- Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов, способность к самооценке своих действий;
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
- Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
Тема: Мой класс -мои друзья.
Беседа, обсуждение ситуации. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Викторина.
Универсальные учебные действия:
- Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
- Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
- Анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Тема: Самолюб никому не люб.
Рассказ В. Осеевой «Долг». Игра «Светофор». Викторина.
Универсальные учебные действия:
- Оценивать свои чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил не правильно и др.);
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
- Воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи;
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Тема: Поиграем и подумаем.
Сочинение песенки. Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков».
Универсальные учебные действия:
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения.
Тема: О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надежный человек». Выразительное чтение отрывков текста. Пересказ текста родителям.
Универсальные учебные действия:
- Соотносить поступок с моральной нормой анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
- Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Тема: Путешествие в мир мудрых мыслей.
Золотые правила этикета. Создание книги мудрости. Выставка работ.
Универсальные учебные действия:
- Соотносить поступок с моральной нормой;
- Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Тема: Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Универсальные учебные действия:
- Различать основные нравственно-этические понятия, способность к самооценке своих действий;
- Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов.
Первый уровень результатов - учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, той общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Литература
Для учителя:
1. Белопольская, Н.А. и др. Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная екст] / Н.А. Белопольская. - М., 2002.
2. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками [Текст] югданова.-М.: «Просвещение», 1982. Богусловская, Н.Е. Веселый этикет [Текст] / Н.Е.
3. Богусловская, Н.А. Купина. - Екатерин-\РДЛТД», 1998.
4. Буйлова, Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании де-кст] / Л.Н. Буйлова. - М.: ЦРСДОД, 2000. . Горбунова, Н.А. Классные часы [Текст] / Н.А.
5. Горбунова. - Волгоград: «Учитель ACT», Косачева, И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспи-Гекст] / И.П.6. Косачева. - М.: «АРКТИ», 2005. - 62 с.
Костылева, О.Г. Учись быть вежливым [Текст] / О.Г. Костылева, И.Г. Лукина. - М.: Чисти пруды, 2006.
Кульневич, СВ. Современный урок [Текст] Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, ме-iдистов / СВ. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2006
Кульневич, СВ. Совсем не обычный урок [Текст] Практ. пос. для учителей / СВ. Кулъдвич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2001.
Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках [Текст] / Л. Лихачева. - Екатеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.
Максимова, Т.Н. Классные часы 1 класс [Текст] / Т.Н. Максимова. - М.: «Вако», 2009г.
Малкова, Ю. Умный читатель [Текст] Серия «Через игру к совершенству» / Ю. Малкозь-М.: «Лист», 1999.
Ожегов, СИ. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1986.
Пахомова, О.А. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О.А. Пахомова. - М.: Кнк: люб, 2006. - 88 с.
Пятак, СВ. Расту культурным: для детей 4-5 лет [Текст]: в 2 ч. / СВ. Пятак. - М.: Эксе 2010.
Русские народные сказки в записи Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.
Сказка как источник творчества детей [Текст] Пособие для педагогов дошкольного учретдения. - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] Популярное пособие j родителей и педагогов / А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго,1996.
Смирнов, Н.А. Этика и этикет младших школьников [Текст]: Пособие для учителей и рателей учащихся начальных классов / Н.А. Смирнов. - М.: «Школьная Пресса», 2002.
Сухомлинский, В.А. Хрестоматия по этике [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагоп 1990.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика в начальных классах [Текст]: В помощь учитэш Часть1-2 / А.И. Шемшурина. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Шорыгина, Т.А. Беседы об этике с детьми 5-8 лет [Текст] / Т.А. Шорыгина. — М.: ТЦ Сф 2010.
Энциклопедия этикета [Текст]. - СПб.: Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей [Текст]. - М.: «ACT», 1998.
Этикет во все времена [Текст]: Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: «Астрея «Олимп», «ACT», 2000.
Для обучающихся:
Андреев, Ф.В. Золотая книга этикета [Текст] / Ф.В. Андреев. - М.: «Вече», 2004.
Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках [Текст] / Л. Лихачева. —Iтеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.
Этикет во все времена [Текст]: Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: «Астрой «Олимп», «ACT», 2000.
Пятак, СВ. Расту культурным: для детей 4-5 лет [Текст]: в 2 ч. / СВ. Пятак. - М.: Эта 2010.
Сорокина, Г.И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках [Текст] / Г.И. Сер-:• зя И.В. Сафонова и др. - М.: «Просвещение», 2000.
Титкова, Т.В. Как принимать гостей [Текст] / Т.В. Титкова. - М.: Издательская груши *>2004.
Ягодинский, В.Н. Как себя вести [Текст] (практический курс культурного поведена В.Н. Ягодинский. - М., 1991.
Шалаева, Г.П. Как себя вести? [Текст] / Т.П. Шалаева. - М.: Издательская группа I
Шалаева, Г.П. Как вести себя в гостях [Текст] / Г.П. Шалаева. - М.: Издательская грщACT, 2010.
Художественные произведения
Барто, А.Л. В театре.
Волков, A.M. Волшебник Изумрудного города.
Линдгрен, А. Малыш и Карлсон.
Маршак, С.Я. Вот какой рассеянный.
Маяковский, В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Милн, А.А. Винни-Пух и все-все-все.
Некрасов, А.С. Приключения капитана Врунгеля.
Осеева, В.А. Волшебное слово.
Русская народная сказка. Лиса и Журавль.
Толстой, Л.Н. Волк и собака.
Чуковский, К.И. Федорино горе.
Чуковский, К.И. Мойдодыр.
Чуковский, К.И. Телефон.
Чуковский, К.И. Краденое солнце.

2.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время
Специфика организации процесса нравственного воспитания младших школьников состоит в тесной связи отношений "учитель – ученик", вследствие чего учитель находится в ситуации личной ответственности, в том числе за формирование нравственных ориентаций у детей. Основными рекомендациями учителям начальной школы по организации указанного процесса могут быть следующие: [3]
- процесс нравственного воспитания младших школьников должен осуществляться систематически, а не от случая к случаю;
- для формирования нравственных качеств младших школьников необходимо применять всю совокупность средств доступных учителю, так как ему необходимо воздействовать на все сферы личности ученика воспитания, добиваясь положительной динамики процесса;
- в общей системе нравственного воспитания важное место должны занимать способы (формы, методы, приёмы и т.д.) направленные на формирование нравственных понятий, суждений, оценок, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, проблемные ситуации, метод дилемм, ситуации практического взаимодействия и их анализ, анализ поступков героев литературных произведений, диспуты по этическим проблемам и другие;
- способы нравственного воспитания должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня нравственного развития;
- темы для обсуждения нравственных проблем учителю необходимо заранее обговаривать с детьми и учитывать их предложения, выбирая наиболее интересующие их вопросы;
- воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время должна организовываться с учетом особенностей детей слабо успевающих в учебе, среди которых низкая самоорганизация, низкий уровень развития познавательных процессов, низкая самооценка, обуславливающая формирование негативных черт характера, конфликтности;
- особенность применения способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время состоит в том, что они в силу возрастных особенностей, очень восприимчивы к содержанию обсуждаемых вопросов и к оценкам, которые даёт учитель. Поэтому выводы должны быть максимально корректны в своих формулировках. Они не должны заключать в себе чрезмерную назидательность, а способствовать размышлению учащихся и приводить их к собственным выводам; [17]
- необходимо помнить, что знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но при этом одних знаний не достаточно. Критерием нравственного поведения могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы;
- желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, поэтому важно похвала и подкрепление социально желательного поведения и игнорирование мелких нарушений правил, с целью не акцентирования взимания и не провокации поступков "на зло";
- результат эффективности способов нравственного воспитания зависит от того, как педагог преподносит учащимся, те или иные нормы и правила поведения. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности. Слово учителя – инструмент воздействия на личность ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд, можно достичь целей. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, должны посвящаться специальные беседы педагога. Учитель призывает своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам;
- при нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, – включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения;
- для того чтобы повысить эффективность взаимодействия учителя и учащихся, необходимо объективно оценить состояние процесса нравственного воспитания в классе. Необходимо провести объективный четкий анализ мероприятий, мониторинг эффективности различных способов, систематически используемых учителем в своей профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
Практическая значимость данной работы - разработанная программа работы кружка «Этикет и культура общения», которая может быть использована для практической деятельности учителей начальных классов и студентами при изучении ПМ 02. Организация внеурочной работы и общения младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2015 - №11 – С. 68-71
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2009- №4.- С.78-80
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2009. – 534с.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2008- 354с.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб.пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006- 361с.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Стандарты второго поколения. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григрьев., Степанов П. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности Игра. Досугвое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григрьев., Куприянов Б.В. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение, 2007.- 376с.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.ЗазнобинаМедиаобразование в школе - 2009-№3 - С.23- 26.
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2012 - №6 – С. 3-6
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.
Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева-Ленинград, 1989 -265с.
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С. Немов – М.: Владос, 2010; - 436с.
Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.
Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 2009-126с.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 2009- 461с.
Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М: Просвещение, 1995.- 478с.
Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2007-387с.
Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского – М.: Просвещение, 2013 – 384с.
Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г.Сенько. – Минск, 2012.-190с.
Сластенин, В. А. Педагогика /В.А.Сластенин. - Москва, 2002.-405с.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский-М: Просвещение,1980.- 258с.
26. Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное Л.Толкачева.- Минск, -2002.-291с.
27. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника /Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. -266с.
28. Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки /Э.А. Урумбасарова. – Алмата, 1999.-364с.
29. Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Г.Н.Филонова. – Москва, 2003.-382с.
30. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман. – Москва, 2011.-173с.
31. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей /И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415с.
32. Харламов, И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. – Москва, - 2012.-386с.
33. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. - Москва, - 2011.-329с.
34. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика. технология. – Москва, 2001.-257с.
35. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. – СПб., - 2003.-413с.
36. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская – М.: Просвещение, 1986.- 371с.