Проект «Семья и семейные традиции как основа духовно-нравственного развития школьников»

Проект, реализованный в рамках школьной
Декады гуманитарных наук
«Семья и семейные традиции как основа духовно-нравственного развития школьников»

Благослови, Господь, семью –  творения венец. На головёночках детей покоится земля Святая Троица Земли - Ребенок, Мать, Отец. И человечество само не что-нибудь – семья.
Евгений Евтушенко

Семья – это одно из тех хранилищ нравственных и духовных ценностей, которые накапливаются и передаются из поколения в поколение.
Именно нравственные принципы лежат в основе формирования человеческой души, личности с большой буквы. Важную роль в этом процессе играет семья, и это обусловлено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья, формируя человеческое достоинство, обеспечивает доступ человека к первичным основам духа и жизни, создает условия для свободного воплощения той сердечной доброты, которая так необходима в современном мире.
Семья в России – это несколько поколений, живущих рядом, где старшие заботятся о младших, передавая им весь накопленный опыт, тепло своей души, а младшие внимательно прислушиваются, с уважением относясь к тем знаниям, которые им открываются.
Каждая семья - хранитель своих традиций, но все они основаны на общечеловеческих ценностях, на нормах общечеловеческой морали:
Уважительное отношение к старшим
Гуманное отношение к детям
Сохранение семейных связей
Ответственность за выполнение семейных обязанностей
Сплоченность, взаимопомощь, взаимовыручка.

Традиционно в семье закладывались гордость за свой род, а значит, и за свою Родину. Сейчас мы называем это патриотизмом. Но патриот – это тот, кто не только гордится своим Отечеством, своими корнями, но и знает, сохраняет и передает следующему поколению традиции своего народа.

Существуют ли семейные традиции в наше время? Такой вопрос мы задали себе и постарались ответить на него в ходе разработки и реализации проекта: «Семейные традиции: прошлое, настоящее будущее»

Проект реализуется в рамках декады гуманитарных наук в школе.
Цикл гуманитарных наук включает в себя русский язык, литературу, историю, иностранные языки. Именно при изучении этих предметов дети осознают многообразие человеческих отношений, традиций и духовно-нравственных ценностей, в том числе и через знакомство с семьями других людей, других времен, других народов.

Цель проекта -
Привлечь внимание учащихся к изучению и сохранению семейных традиций и ценностей.
Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа и народов других стран.
Помочь детям осознать духовное богатство русской нации.
Проблемный вопрос:
Существуют ли семейные традиции в наше время?

Данный проект поможет решить проблему разобщенности поколений, бесцельного времяпровождения, проблему отсутствия увлечений, что актуально для современного общества.

Содержание проекта:

Конкурс сочинений «Я и моя семья»
Проблемный вопрос: Достойна ли моя семья того, чтобы ею гордиться?
Рабочая гипотеза: Моя семья - самая лучшая.
Цель:
привлечь детей к изучению и сохранению семейных традиций и ценностей;
развивать способность видеть положительные качества своих родных;
воспитывать в детях гордость за свою семью;
помочь детям увидеть, что своей семьей можно и нужно гордиться.
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям других учеников.

Исследовательская работа «Моя родословная».
Проблемный вопрос:
·Знаком ли я с историей моей семьи?
Рабочая гипотеза: Мои старшие родственники – хранители истории моей семьи.
Цель:
Изучить историю своей семьи посредством опроса родных: прабабушек, бабушек, родителей, привлекая фотографии из семейного альбома, рассказы очевидцев событий.
Заложить в детях понимание того, что судьба страны зависит от судьбы каждого человека.
Научиться воспринимать себя не только как члена той семьи, с которой живешь в одном доме, но и чувствовать себя потомком всего своего рода, частью всего своего народа.
Убедить детей, что гордость за свою семью нужно пронести через всю свою жизнь и передать ее своим детям.

Творческая работа «Королевские семьи мира».
Проблемный вопрос: Королевские семьи – небожители или обычные люди?
Рабочая гипотеза: Королевская семья - одна из множества семей мира, имеющая свои традиции.

Цель:
На примере королевских фамилий познакомить детей с семейными традициями и ценностями разных стран и народов.
Воспитывать понимание того, что в любой семье, независимо от ее статуса, есть свои печали и радости, свои ценности
Научиться адекватно воспринимать особенности семейных традиций разных эпох.

Выпуск стенгазеты «Семейные праздники народов мира».
Проблемный вопрос: В чем особенность семейных праздников в разных странах, у разных народов?
Рабочая гипотеза: Семейные праздники народов мира отражают общечеловеческие нормы морали и нравственности.
Цель:
Познакомить детей с традиционными семейными праздниками народов мира.
Выявить общие черты и особенности семейных традиций разных народов.
Воспитывать уважение к традициям народов мира.


Викторина «В мире семьи»
Проблемный вопрос: Что я знаю о семье?
Рабочая гипотеза: Насколько хорошо я знаком с многозначным словом – семья.
Цель:
Расширить кругозор учащихся
Научить детей находить необходимый материал, используя дополнительные источники: словари, энциклопедии, общение с людьми старшего поколения и др.
Прививать навыки поисковой деятельности

Итоговый марафон - путешествие «Семья – семь я»
Цель:
В игровой форме подвести итоги декады гуманитарных наук в школе.
Дать возможность детям проявить знания, накопленные в процессе работы над проектом.
Способствовать изучению и сохранению семейных традиций и нравственных ценностей;

Дети путешествуют по следующим станциям:

«Народная мудрость – о семье»
(путешествие в мир пословиц и поговорок)
«Семья в истории»
(роль семьи в жизни выдающихся исторических деятелей России)
«К традициям – с уважением»
(в гостях у семей народов мира)
«Откуда ты – слово?»
(что можно узнать о семье из словаря)
«Угадай, из какой я семьи?»
(по произведениям художественной литературы)
«Кто кому брат, кто кому сват?»
(в кругу родственных связей)


В ходе реализации проекта, работая над изучением, исследованием своей семьи, знакомясь с семьями других, ребята смогли глубже осознать, что семья:
- помогает понять мир и разобраться в любой ситуации;
- учит добру и мудрости;
- учит уважать пожилых людей и свято хранит память о тех, кто ее защищал в тяжелые годы;
-семья - это близкие люди: это радость и любовь, тревоги и переживания, достижения и победы
- семья готовит к самостоятельной жизни, прививая правильные нравственные понятия и ценности.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15