Открытый урок на тему Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
Цели урока:
обучающие:
- помочь учащимся почувствовать и понять “странную” любовь поэта к Родине, его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России “страны рабов, страны господ”;
- отработать навыки анализа стихотворения;
- обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения;
- расширить словарный запас;
- углубить литературоведческие знания.
развивающие:
- развивать логическое мышление, память, монологическую речь;
- воспитать чувство взаимопонимания, взаимопомощи.
воспитательные:
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
- углубить представления о духовных поисках Лермонтова;
- воспитывать любовь к Родине;
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова;
тексты стихотворений “Родина ”, “Прощай, немытая Россия»;
презентация; аудиозапись песни М. Матусовского и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а «С чего начинается Родина», аудиозапись стихотворения М.Лермонтова «Родина». 
Эпиграф урока: Я родину люблю, и больше многих
М.Ю.Лермонтов
Словарная работа:
Родина-
Отчизна-
Гумно-
Ставни-
Желтая нива-
Лингвистические термины: анафора, сравнение, эпитет, высокий стиль



Ход урока:
1. Сообщение темы и целей урока. Здравствуйте! Тема нашего урока: “Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова”. 2. Вступительная беседа на восприятие. - Что такое Родина? Звучит песня “С чего начинается Родина?” - А как вы бы ответили на этот вопрос: “С чего начинается Родина?” -М.Ю. Лермонтов?
Мне кажется, что Лермонтов ответил словами, сказанными в минуту грусти: “ Москва есть и будет мое отечество. Там я родился, там много страдал и там же был счастлив”. - В Москве много мест, связанных с именем поэта. Это дом у Красных Ворот, где родился поэт, это дом на Малой Молчановке, где поэт готовился к поступлению в пансион (1829 – 1832 г.г.). Москва вошла в жизнь и творчество поэта, о ней будет сказано много замечательных строк “Москва! Москва! .. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно”.
-Сообщение ученицы о лермонтовской Москве.
- Какие ещё места связаны у Лермонтова с понятием “родина”? - Тарханы, имение бабушки, где Лермонтов провел свое детство.
- Сообщение ученицы о Тарханах.
- Кавказ, потому что он неоднократно бывал на Кавказе, любил его. Помните, как он писал: “Люблю я Кавказ”?
- Сообщение ученика на тему «Лермонтов на Кавказе»
- Москва, Тарханы, Кавказ – все это любимые места М. Ю. Лермонтова. А каково значение слова «родина»?
3. Словарная работа:
В толковом словаре слово “родина” трактуется по-разному. Родина – Отчизна, Россия Место, где человек родился. .
Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь. (сл. Ожегова)
Отчизна – Отечество, Родина. (сл. Ожегова)
Сейчас мы говорили о втором значении, а тема нашего урока связана в большей степени с первым понятием. Россия, Отчизна. Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году. - Что это за год? (год смерти поэта) - Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родине: “Люблю отчизну я, но странною любовью”. Давайте послушаем это стихотворение. 4. Чтение стихотворения: (прослушивание аудиозаписи) 5. Анализ стихотворения. - Прочитайте первую строчку. - Как вы думаете, почему странною любовью? Наша задача – разобраться, каково отношение Лермонтова к родине, в чем странность его любви. - А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”)
- Сообщение ученика о «Бородино». - Это более ранние произведения, и они совсем другие, в них есть поэтика, торжественное прославление истории России, подвиги русских людей.
А стихотворение “Родина” отличается, оно совсем другое. Это уникальный образец чистого, не осложненного ничем произведения. Здесь все просто, все понятно, а вместе с тем глубоко поэтично. Такое стихотворение мог написать только зрелый мастер. Давайте попробуем это стихотворение проанализировать, посмотрим, что получится.
Какие два облика России рисует Лермонтов?
Один облик России, который мы увидели заключен в словах:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья,
Не шевелят во мне отрадного мечтанья
Давайте обратим внимание на два эпитеты из этого отрывка: темной старины, заветные преданья (хотя Лермонтов и отрицает свою приверженность к прошлому, далекой старине, но в то же время преданья старины для него – заветные, то есть особенно ценимые, дорогие). Такое же противоречивое чувство вызывает у поэта и военная слава России. Он признает, что именно победы обеспечили величие и покой страны. Но не громкие победы, не «старины заветные преданья» волнуют его. Для того чтобы проникнуться его переживаниями, посмотреть на мир его глазами и осмыслить, понять его отношение к родине, необходимо проследить за развитием его поэтической мысли. Давайте проследим по тексту, как Лермонтов раскрывает тему родины; обратите внимание на смену картин природы (зачитать строки из стихотворения).
Бескрайние степи, безбрежные леса, разливы рек, подобные морям, - ничто не ускользает от его внимательного взгляда. Зарисовки степей, лесов, рек, создаваемые минимумом выразительных слов, отличаются не только динамичностью, но и полнотой выражения чувств поэта.
С чем можно сравнить смену картин в стихотворении? (Картины сменяют одна другую, как кадры в кинофильме,)
А для чего Лермонтову нужен был такой художественный прием? ( это создает представление о богатстве и обширности родной земли. Все огромно и величественно на родине поэта).
Обратимся опять к слову. Какие художественные средства помогают нам понять это? (Усиливает это впечатление и сравнение разливов рек с морями, и эпитет безбрежные (леса), также заставляющий вспомнить бескрайние моря, анафора, слово “взор” высокого стиля).
Что же входит для Лермонтова в понятие Родина? (Широта, простор, величие – вот что входит для Лермонтова в понятие Родины )
Что приходит на смену величественным картинам природы? Что вызывает у Лермонтова добрые, светлые чувства? На какие детали крестьянского быта он обращает внимание? (Бытовые зарисовки. Зачитываем строки из стихотворения: желтая нива – свидетельство о собранном урожае; полное гумно и крытые соломой крыши – признаки крестьянского достатка; и наконец, крестьянский праздник)

Словарная работа: объяснение значения слов
«гумно», (сл. Ожегова) – сарай для сжатого хлеба
Нива – засеянное поле, пашня.
Жнивье – солома на поле, где сжали хлеб.
«ставни»,
Чета (сл. Ожегова) – пара двух лиц.
Пара (сл. Ожегова) – два однородных предмета.
(олицетворяет берёзу с русской душой).
Объясните, как вы понимаете строки: «Дрожащие огни печальных деревень»? (Дрожащие огни – неровный свет от горящей лучины, при лучине ужинали, работали; «печальных деревень» - внешний вид крестьянских изб, выплывающих как островки человеческого жилья, вызывает у поэта чувство, окрашенное грустью: они одиноки в этом огромном мире Но и это поэт любит)
Подведем итог: что не волнует поэта, а что он любит, в чем странность этой любви А «чета белеющих берез» стала поэтическим символом России.
6. Опрос.
- Каковы тема и идея стихотворения? (Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь). - Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? (1) - Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? (4) и один раз – любовь. - Какова композиция? На сколько частей можно разделить стихотворение?(2 части; первая – негатив, вторая – положительная) - Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп? - Как вы думаете, почему меняется размер? (меняется настроение лирического героя, картина, микротема) - Какая самая короткая строчка? (не слава, купленная кровью) - Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю” - четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение. - Какая рифма? (чередуется мужская и женская). Используются все виды рифмовки. - Почему рифма меняется? (меняется настроение). Слишком много чувств. Эта странность раздирает душу поэта. - Какие художественные средства использует поэт? (эпитеты, - Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам (обоз, деревни и т.д.). В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, - то, аллах-керим, - что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”. - Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность? Вот они негативы, в первых строчках, но если так делить, то любви посвящено гораздо больше места. Странность в том, что поэт любит свою родину со всеми её недостатками.
7.Выводы. Поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стане. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонялся Лермонтов.В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны. - Обратимся к тем целям урока, которые ставили в начале. К какому выводу пришли.
Так в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?
- В чем особенности патриотизма Лермонтова?
(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце. Поэт впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой родины»)
ВЫВОД: - Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.
« Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.»
И.Л. Андроников.
8. Домашнее задание: выучить стихотворение «Родина» наизусть.













- Мы просили четвертую группу сопоставить стихотворения. 7. Чтение стихотворения “Прощай, немытая Россия”. - Когда оно было написано? 1841 год 20 апреля (по дороге в ссылку, в Петербурге). В ответ на новое изгнание появляется одно из самых сильных политических стихотворений. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении, никак не напоминавшем его прошлые поездки. Он чувствует, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строчки. Его снова отправили, он снова неугоден. Какое же отношение могло быть? - Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? (“немытая”, “страна рабов”) - Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? - Обратите внимание на самое главное. - Какое первое слово? (прощай) Он предчувствует свою гибель. - Страна рабов, страна господ – что это за приём? Антитеза. - О чем говорит поэт? ( о крепостном праве) - Мундиры голубые – о чем идет речь? Жандармы. - Что это за прием? Синекдоха. - Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.
я родину люблю И больше многих : средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать. " ("Я видел тень блаженства ").


« Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.»
И.Л. Андроников.

В.Белинский так определил поэзию М.Ю.Лермонтова: “Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность”. 

Тему Родины Лермонтов разрабатывал всю жизнь. Изначально она звучит в его поэзии вполне в традиционном ключе: любовь к земле, давшей жизнь, первые радости и первые печали:
я родину люблю И больше многих : средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать. " ("Я видел тень блаженства ").
В 1829 году создано стихотворение "Жалобы турка", отрицающее ту Россию, "где стонет человек от рабства и цепей". Стихотворение названо "Жалобы турка". Между тем оно о России. В заключительной его строке звучит горестное признание лирического героя, раскрывающее смысл всего произведения: "Этот край моя Отчизна!".


Белинский писал о Лермонтове: “...уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут услышаны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах”. Сегодня мы можем сказать, что это время наступило.

Суровая красота Кавказа с детства покорила Михаила Юрьевича, когда он ребенком неоднократно бывал там. Она обосновалась в нем, когда он вынужден был жить на Кавказ отправленный туда в ссылку. ' Поэзия Лермонтова многозначна, и если автор пишет о при роде, то это обязательно о людях. Ибо природа величественна и прекрасна, а человек никак не может обрести покой в божествен но красивом крае России.
Стихотворение «Бородино» (1837 г.) было написано поэтом к 25ой годовщине Бородинского сражения. «Бородино» - стихотворение о подвиге русского народа, спасшего Родину от наполеоновского нашествия. В стихотворении герои – простые солдаты. Один из них и рассказывает о «дне Бородина». «Схватки боевые», когда «нашли большое поле, есть разгуляться где на воле» показаны с большим мастерством. Для поэта важно, что ведь это было поколение декабристов, поколение Пушкина, перед которым он поклонялся всю жизнь. Не желая славословить Россию самодержавно-крепостническую, Лермонтов сосредотачивает внимание на России народной, родившей поколение богатырей, не похожих на «нынешнее племя».

Он вырос в центре России. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] его дом, очаг, малая родина. Он вспомнит об этих местах тогда, когда вокруг будет все враждебное и чужое. Вспомнит точно, почти документально. Вот описание Тархан: «...на восточной окраине находились дубовые рощи, где брала начало небольшая речка Милорайка. По ее руслу были устроены пруды, окружавшие усадьбу с трех сторон. На восточном берегу Милорайки два сада Средний и Дальний с декоративными участками, на западном берегу Круглый, соединенный липовой аллеей с дубовой рощей».





















Патриотизм в лирике.
Лермонтов с уважением относился к русскому народу. Особенно это проявилось в стихотворении «Бородино»,которое молодой Лермонтов мечтал понести на суд Пушкину, хотя и не был с ним знаком.
В рассказе старого солдата правдиво и драматично передан самый дух сражения и, главное, донесено то живое чувство патриотизма, боевого товарищества и готовности "до конца стоять", какое испытали в далёкий "день Бородина" его участники.
О чём в первую очередь сокрушается солдат, вспоминая минувшее? Он говорит о "плохой доле" тех, кто сложил голову на бородинском поле. "Немногие вернулись с поля", защищая Родину. И первое слово солдата – именно о них, потому что нельзя, вспоминая победу, забывать о погибших ради неё. "Да, были люди в наше время. Могучее, лихое племя. Богатыри" Героическое поведение русских солдат поражает. Оно не только в словах:
"Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый", –
В большей степени оно в спокойствии, с каким русские воины занимаются своим делом в ночь перед боем: ни страха, ни уныния, ни легкомысленной для такого момента весёлости или беспечности. Каждый занимается делом, либо отдыхает, набираясь сил. В ворчании старого солдата чувствуется восхищение Лермонтова мужеством русских солдат, их внутренним достоинством, патриотизмом и нам при чтении передаётся его точка зрения, его взгляд. Прославляя героизм русского войска, патриотизм защитников Родины, Лермонтов не скрывает огромных жертв и кровопролития, какие несёт война. "Плохая доля" тех, кто остался лежать вечно на Бородинском поле, "гора кровавых тел", бесчисленные раны оставшихся в живых – всё это вызывает скорбь. Однако какой бы ужас ни несла война, она необходима и священна, если враг пришёл на твою землю. И поэтому каждой строчкой Лермонтов воспевает воинскую доблесть, стойкость и человеческое мужество. Готовность "постоять головою за родину свою" – это то высшее для поэта человеческое начало, которое делает человека человеком.





Итак, рождение поэта В начале XIX столетия на перекрёстке дорог, идущих от Красных ворот к Сухаревке и с Каланчёвки к Красным воротам, стоял каменный дом, принадлежавший генерал-майору Ф.Н. Толю. (Дом не сохранился, но фотография дома у Красных ворот, сделанная в 1930-е годы, даёт представление об этом двухэтажном здании, состоящем из двух флигелей.) В 1814 году в этом доме поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович капитан в отставке, принадлежащий к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из знатного дворянского рода Столыпиных.
В ночь с 2-го на 3 октября 1814 года у Лермонтовых родился сын Михаил. Крестили ребёнка 11 октября 1814 года в церкви Трёх Святителей, расположенной неподалёку от Красных ворот. В Москве М.Ю. Лермонтов прожил первые полгода своей жизни: в апреле 1815 года Лермонтовы уехали в имение Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии, где и прошло детство поэта, омрачённое ранней смертью матери и затянувшейся жестокой распрей между отцом и бабушкой, разрешившейся только со смертью отца в 1831 году. Об этом времени Лермонтов вспоминал в 1831 году:
Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть.
Михаилу Лермонтову было тринадцать лет, когда осенью 1827 года Е.А. Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице в доме гвардейской прапорщицы Е.Я. Костомаровой. Небольшие особняки, стоявшие вдоль тихой, поросшей травой улицы, напоминали помещичьи усадьбы. В доме Костомаровой (дом не сохранился) Арсеньева с внуком прожили два года. С первых дней приезда в Москву юный Мишель жадно впитывает в себя новые впечатления московской жизни, знакомится с архитектурными памятниками древней русской столицы, учится понимать язык её каменной летописи. Переселившись в Москву, Лермонтов часто захаживал к своим родственникам Мещериновым, жившим на Трубной улице. Все члены этой семьи увлекались литературой, музыкой, живописью.
Заботясь об образовании и всестороннем развитии единственного внука, Арсеньева не жалела ни сил, ни средств. По совету Мещериновых Мишеля стали готовить к поступлению в Московский Благородный пансион. Лермонтов овладевает латынью, усиленно занимается французским, достигает заметных успехов в живописи и графике, берёт уроки музыки. Именно в эту пору он начинает своё знакомство с Москвой, с её улицами и площадями, с её историей. Прогулки по Москве доставляли ему истинное удовольствие.Кто видел Кремль в час утра золотой, Когда лежит над городом туман, Когда меж храмов с гордой простотой, Как царь, белеет башня-великан.
В 1829 году Е.А. Арсеньева перебралась в небольшой особняк на Малой Поварской, принадлежавший купчихе Ф.И. Черновой (ныне Малая Молчановка, дом 2). Дом этот был построен в 1816–1817 годах и представлял собой одноэтажное здание в стиле ампир. В этом доме Лермонтов прожил три года, вплоть до отъезда из Москвы в конце июля 1832 года. Дом на Малой Молчановке это единственное сохранившееся в Москве здание, где жил Лермонтов (проецируется на экран фотография с фасадом Дома-музея). Палевый домик с мезонином и решётчатым деревянным забором стоит как маленький оазис былых времён среди многоэтажных домов современного большого города. Построенный после пожара 1812 года купцом Черновым, дом сохранился до наших дней и донёс до нас память прошлого. Стены дома на Малой Молчановке были свидетелями и горьких, и счастливых событий и переживаний, выпавших на долю юноши. Здесь он жил, окружённый неустанной заботой бабушки Елизаветы Алексеевны женщины деспотического нрава, прямого и непреклонного характера. Обожая Мишеля, оставшегося её единственным утешением на старости лет, бабушка подчинила свою жизнь его интересам, вникала во всё, что могло быть полезным, необходимым или приятным её внуку.
Двери дома на Молчановке всегда были открыты для друзей, приятелей и знакомых Мишеля. В малой гостиной и в зале (демонстрируется фотография большого зала Дома-музея) было многолюдно и шумно: здесь звучали стихи, ставили домашние спектакли, пьесы для которых сочинял сам Лермонтов. Юный Мишель очень любил музыку, и в гостиной можно было услышать пьесы на фортепиано и скрипке в исполнении Лермонтова. Нередко Мишель уединялся в мезонине, погружаясь в мир любимых книг или отдаваясь стихии творчества. Попробуем представить картину раннего зимнего вечера. Вечереет. Загораются огни. Через сени, кухню, девичью, по деревянной лестнице с перильцами можно попасть в мезонин. Тёмный, узкий коридорчик с низенькими дверцами одна из них в комнату Лермонтова. В комнате мезонина низкий потолок, маленькие окна. Здесь стоит деревянная кровать, письменный стол, шкаф с книгами. Глобус, рядом карта, над диваном несколько гравюр. Среди книг, выстроившихся на полке, «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» Пушкина, альманах «Полярная звезда» на 1825 год, издаваемый Бестужевым и Рылеевым, семь глав «Евгения Онегина», выходивших отдельными книгами с 1825-го по 1830 год. Много книг на иностранных языках. На столе брошены конспекты лекций отделения словесных наук при Московском университете. На диване только что полученный, ещё не разрезанный номер «Московского телеграфа». На письменном столе, рядом с чернильницей, песочница, служащая вместо пресс-папье, гусиное перо и несколько толстых, вручную прошитых тетрадей. Это ученические тетради Лермонтова, в которые поэт вписывал свои только что сочинённые стихи. Среди них шедевры мировой лирики. А писал их Лермонтов в 15–16 лет.
Всё в доме на Молчановке хранит память о поэте: здесь можно увидеть подлинные вещи, к которым прикасалась рука Лермонтова, его рукописи, картины, портреты, музыкальные инструменты, которыми он искусно владел, копию «Книги судеб», которую Мишель изготовил к новому, 1832 году, богатую личную библиотеку поэта. Особую ценность для нас представляет акварельный автопортрет Лермонтова 1837 года, подаренный им Лопухиной, хранившийся в архиве Верещагиных-Хюгель за границей и возвращённый в 1962 году на родину поэта.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








Тарханы, по-старинному Никольское или Яковлевское,- большое поместье в Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой.
В конце XVIII столетия заглазное нарышкинское село перешло от камергера Ивана Александровича Нарышкина в руки Арсеньевых.
"Лета тысяща семь сот девяносто четвертого, ноября, в трети на десять день (тринадцатого ноября).- действительный камергер... Иван Александров сын Нарышкин, в роде своем не последний, продал лейб-гвардии Преображенского полку прапорщика Михаилы Васильева сына Арсеньева жене Елизавете Алексеевой дочери недвижимое свое имение... село Никольское, Яковлевское тож". Вслед за покупкой имения молодые муж и жена Арсеньевы, Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна, происходившая из богатого рода Столыпиных, поселились в нем.
Зимой 1814-1815 года в Тарханы въехал обоз уже с другими молодыми супругами - Лермонтовыми: Юрием Петровичем и Марией Михайловной, дочерью Елизаветы Алексеевны. Они привезли с собой родившегося в Москве сына Мишу.
Строки о Тарханах наполнены почти ощутимой любовью; Лермонтов описывает природу и обстановку очень нежно, трепетно и с благоговением.

И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Тарханы легко узнать в этих строках и сейчас. Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, подняться по внутренней деревянной лестнице на второй этаж и через две лермонтовские комнаты выйти на большой балкон - и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтово, дымится в утренний час за прудом, который во влажных осоках, поросший тростником, камышом и рогозом, лег в извилистые берега, дремлет, не отошедший от ночного сна.
За плотиной, справа, где глубокий сырой овраг, бочаги и ржанцы, в ту пору, когда порозовеет от утренних лучей вода, снимется пролежавший ночь на травах и влажной земле туман, снимется, разрыхлится, поплывет, цепляясь за кусты и ветлы, низко продымит над полями.
Посмотришь в противоположную сторону. За вязами и кленами, отгороженный гривой ставших по гребню сосен, там южный скат горы; к пруду и к дороге он порос яблонями и вишнями. В откос горы уступом вошла вытесанная в грунт ровная площадка. Средний сад - "сад с разрушенной теплицей". Площадка - место этой старой теплицы.
Где прилегающий к дому парк сходит к пруду, там, по спускам, "аллеи темные". В них сумеречно, прохладно. В вечерние зори здесь повиснет рассыпчатая волна янтарного света и станет понемногу гаснуть в лиственных тенях. Осенью на дорожки упадет желтый лист: восковой - клена, пильчатый - вяза, медный - дубовый, и будет лежать, пахнуть горечью, шуметь под шагами.
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет. Из Тархан выехали большим обозом, так как с Арсеньевой отправился на воды и её брат Александр Алексеевич Столыпин - он ехал с женой и детьми. Ехали и другие родственники, также множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург, решила сделать ему подарок, очень щедрый, - поездку на Горячие воды на целое лето.
Ехали долго, недели две. После Ставрополя увидели горы. На подъезде к маленькому городу Александрову вдруг открылось все Пятигорье. Сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним словно облачка забелели вершины Большого Кавказа. Там угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса, - он то скрывался за горами и скалами, то возникал снова. Проехали аул Бабуковский - первое горское поселение. Миша увидел плоскокрышие сакли с узкими щелями окон, сложенные из камня ограды, толпу кабардинских детей, с любопытством глядевших на проезжающий обоз: Дальше ехали по каменистому берегу горного Подкумка. Вскоре показался конический, поросший лесом Машук, скрывающий дома Горячеводска. Правее широко растянулся Бештау, вздымая к облакам несколько скалистых вершин.
И вот Горячеводск. Горячая гора, вся в известковых потеках, дымится от бегущих по ней серных ручейков... Позади возвышается Машук... На одной из открытых площадок его - казацкий дозорный пост. От подошвы Машука начинается Главная улица, пересеченная несколькими переулками. Дома почти все из тонкого леса, отштукатуренные и выбеленные, с камышовыми крышами. Несколько казенных зданий только строится, - солдаты пилят известняк здесь же, на Машуке. Городок охраняют егеря и казаки, расположившиеся с двумя пушками у въезда.
Далекие горы молчат, в степи только изредка проскачет конный казак. Но в воздухе висит тревога и велит быть начеку. Мальчик, поднявшийся с гувернером к казачьему пикету на Машуке, смотрит вдаль. Вот плавно пролетел орел. В тишине раздался выстрел - прокатилось эхо... Тень тучи бежит по кустарнику и траве - словно отряд всадников летит с гор..
Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки.
Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение "Смерть поэта", посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: "Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону". У Лермонтова и Раевского был сделан обыск. В конце февраля поэт пробыл несколько дней под арестом в Главном штабе. Затем он был переведен из гвардейского Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Полк этот находился на Кавказе, где шла война с горцами. В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находилось командование войск Кавказской линии. В дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в посёлке появились красивые здания, он был переименован в Пятигорск. Там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка "Эолова арфа", четко вырисовывающаяся на фоне неба. В нее вмонтировали музыкальный инструмент - арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и специальное устройство и издавали довольно мелодичные звуки. "Я теперь на водах, - пишет он в Петербург, - пью и принимаю ванны... Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны... Ежедневно брожу по горам... Как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов"/ Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ. ( "Кавказ", 1830)
Лермонтов лечился здесь до конца августа.



























Он встретился в Пятигорске с поэтессой Ростопчиной. Здесь познакомился с Белинским, однако сближение их произойдет позднее, в Петербурге.
Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман "Герой нашего времени", в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта, его большая любовь к Кавказу. Места по соседству с "Эоловой арфой" воскрешают в памяти страницы повести "Княжна Мери". У источника Печорин встречается с юнкером Грушницким. С источником связано знакомство Грушницкого с княжной Мери. Здесь началась история, завершившаяся трагически. В сентябре он едет в отряд Вельяминова в Анапу, через Тамань. В Тамани он случайно попал на квартиру к хозяевам, которые занимались контрабандой. Здесь и произошла история, рассказанная в "Герое нашего времени". В небольшом домике, крытом камышом, воссозданном в наши дни, теперь располагается музей.
Оттуда Лермонтов снова через Ставрополь, где в это время познакомился с некоторыми из переведенных сюда из Сибири декабристов, направился в Тифлис (ныне Тбилиси), поблизости от которого находился Нижегородский полк. Встречи с сосланными на Кавказ декабристами скрашивали поэту тяжесть изгнания, погружали его в атмосферу острых политических споров. Особенно сдружился Лермонтов с известным декабристом А.И.Одоевским.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Гродненский полк стоял близ Новгорода. Но так как перевод из полка в полк еще не состоялся фактически, то он все-таки направился в Тифлис, воспользовавшись случаем попутешествовать по Кавказу.
"С тех пор как выехал из России, - писал он Раевскому из Тифлиса, - поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже... Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал... Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (имеется в виду Крестовая гора) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником. Много зарисовок сделано Лермонтовым во время его ссылки на Кавказ в 1837 году. Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы. "Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ..." (Надпись рукою Ф.Одоевского на оборотной стороне картины "Крестовая гора")
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург. В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А.В. Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой при реке Валерик. В "Журнале военных действий" отмечено: "Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием..." В стихотворении "Я к вам пишу случайно; право..." Лермонтов описал этот поход и бойца Валерика.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В августе 1840 года Лермонтов совершил еще один поход, участвуя во множестве жестоких стычек с горцами. После краткого отдыха в Пятигорске он снова в отряде Галафеева, теперь в составе кавалерии. Как вспоминали сослуживцы, он удивлял удалью даже старых кавказских джигитов. 10 октября он принял команду от раненого Р.И. Дорохова над группой конных "охотников" (добровольцев), в которую входили разжалованные офицеры, казаки, кабардинцы - люди отчаянной храбрости. "Невозможно было сделать выбора удачнее, - писал сослуживец поэта, - всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам хищников и во главе отряда оказывал самоотвержение выше всякой похвалы". Галафеев представил Лермонтова к награде и направил командующему личную просьбу о его переводе в гвардию. Лермонтов не получил наград и не был переведен в гвардию.
В январе 1841 года Лермонтову был выдан отпускной билет на два месяца, и он отправился в Петербург. В конце апреля, не дождавшись отставки, Лермонтов покидает столицу и едет в Ставрополь. В дороге он нагоняет А.А. Столыпина, и дальше они едут вместе. В конце мая они приезжают в Пятигорск и снимают квартиру у В.И. Чилаева. Даже по местным пятигорским условиям квартира оказалась очень скромной. И все же она понравилась поэту. Особенно когда он вышел на небольшую терраску, с которой виднелась белоснежная горная цепь с возвышавшимся над ней двуглавым Эльбрусом. С того дня, когда Лермонтов переступил порог небольшого домика на краю города, у подножия Машука, прошло уже полтора столетия. С тех пор в ничем не примечательном, небольшом, покрытом камышовой кровлей домике вместе с поэтом поселилось бессмертие, потому что он стал последним приютом поэта.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Через полтора месяца после приезда, 13 июля 1841, вечером, в доме Верзилиных (ныне д.9 по ул. Буачидзе; здесь теперь Музей-заповедник М.Ю. Лермонтова), где часто собиралась молодежь, развернулись роковые события. Князь С.В. Трубецкой играл на фортепьяно. Среди прочих в комнате был Л. С. Пушкин, брат поэта. Лермонтов сидел подле одной из дочерей хозяев дома. В комнату вошел Мартынов, одетый, по своему обыкновению, в щегольскую черкеску с серебряными газырями и с большим кинжалом у пояса, красивый и надменный. Но видно было, что он любуется собой, и это было смешно. Лермонтов, не терпевший ни малейшей фальши, при каждой встрече подтрунивал над Мартышем, как он его звал. Часто рисовал на него карикатуры, писал эпиграммы, однако все в границах дружеской шутки. И вот, когда Мартынов вошел в гостиную, Лермонтов, обратившись к своей соседке, сказал по-французски:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Мадемуазель Эмилия, берегитесь - приближается свирепый горец.
Хотя это было сказано тихо, но тут Трубецкой перестал играть, и слова "свирепый горец" прозвучали во всеуслышание. Позднее, когда все стали расходиться, Мартынов сказал Лермонтову:
- Господин Лермонтов, я много раз просил вас воздержаться от шуток на мой счет, по крайней мере - в присутствии женщин.
- Полноте, - ответил Лермонтов, - вы действительно сердитесь на меня и вызываете меня?
- Да, я вас вызываю, - сказал Мартынов и вышел.
Собственно, несмотря на все предчувствия, вызов на дуэль оказался для Лермонтова неожиданным, - он все-таки не думал, что его бывший товарищ по юнкерской школе окажется столь мелочно-обидчив... Но мелочно-обидчивыми были многие из людей, окружавших Лермонтова и в Петербурге, и в Пятигорске...
Поединок был назначен на 15 июля. 14-го Лермонтов и Столыпин-Монго выехали в Железноводск. Утром 15-го в Железноводске Лермонтов встретил Екатерину Быховец с теткой (Быховец была его кузиной), которых сопровождали Лев Пушкин и еще двое молодых людей. Все это общество выехало в Шотландку (иначе колония Каррас), лежащую на полпути из Железноводска в Пятигорск (ныне - поселок Иноземцево, на улице Свободы сохранился так называемый дом Рошке, д. 38, где хозяева содержали ресторан для приезжающих отдохнуть и повеселиться молодых офицеров). Там обедали. Лермонтов выпросил у Быховец золотое бандо (головной обруч) с тем, что на другой день или вернет его сам, или передаст с кем-нибудь. Дело в том, что прическа, при которой надевается бандо, была любимая у Лопухиной, - Лермонтов так однажды изобразил ее на акварельном портрете. А Екатерина Быховец и вообще была похожа на Лопухину. Незадолго до описываемых событий Лермонтов создал стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю...", обращенное к Екатерине Быховец.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Из Шотландки до места дуэли Лермонтов ехал с Глебовым и рассказывал ему, что задумал грандиозную работу. "Я выработал уже план, - говорил он Глебову, - двух романов: одного из времен смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкой в Вене, и другого - из кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове... персидской войной и катастрофой, среди которой погиб Грибоедов в Тегеране, и вот придется сидеть у моря и ждать погоды, когда можно будет приняться за кладку их фундамента. Недели через две уже нужно будет отправиться в отряд, к осени пойдем в экспедицию, а из экспедиции когда вернемся!" В этот же день между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым при секундантах М. П. Глебове и А.И. Васильчикове. При этом присутствовали, то ли как секунданты, то ли как наблюдатели, Столыпин-Монго и Трубецкой... Лермонтов был убит.
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег-
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ...








Московский университетский Благородный пансион. Гравюра на дереве.Вид Тифлиса. Картина М.Ю. ЛермонтоваЭпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 г. Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. ГагаринаУсадьба В.И. ЧилаеваДом Рошке15