• Семья и семейные традиции как одна из основ духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС НОО

Е.С.Баландина - учитель начальных классов,
молодой специалист
Тема: «Семья и семейные традиции как одна из основ духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ФГОС НОО».
Проект «Семейные традиции»
Я работаю учителем второй год. В моём 2 «Г» классе 23 ученика. Но учу и воспитываю я не только детей, но и их родителей. Ведь от того, в каких условиях живёт и развивается ребёнок, будет зависеть вся его последующая взрослая жизнь
Убеждена в том, что пример красноречивее любой проповеди, поэтому сама стараюсь быть для моих учеников положительным примером, стремлюсь побуждать к этому и родителей.
Исследование психологов показывают, что ощутить так нужную ребёнку стабильность, защищённость и надёжность помогают традиции, заведённые в семье. Простые, казалось бы, домашние традиции помогают взрослым членам семьи стать единым целым, а ребёнку вырасти полноценной личностью. По этой причине было решено запустить долгосрочный проект «Семейные традиции», в котором участвуют и дети, и родители.
Сначала, в рамках курса «Мы и окружающий мир» был проведен урок «Наша дружная семья». Ребята познакомились с правилами общения и поведения в семье, с понятием «традиции» - исторически сложившимися и передаваемыми из поколения в поколение обычаями, правилами поведения.
Ученики с удовольствием рассказывали о том, что происходит в их семьях. Выяснилось, что не во всех семьях присутствует высокий уровень культуры отношений. Были ребята, которые не смогли назвать традиции своей семьи.
Затем, на классном часе мы учились составлять родословную семьи. Учащиеся получили задание с помощью взрослых составить родословную и изготовить герб своей семьи. Эта работа увлекла нас всех. Дети с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, в классе звучали забытые имена! Были родители, которые выражали слова благодарности за то, что у них появился повод узнать о своих предках.
В рамках проекта было проведено родительское собрание «Семейные традиции и их роль в воспитании ребёнка». Цель собрания - помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека. В этот раз мы собрались за круглым столом, говорили о традициях в семьях, делились проблемами воспитания детей, обсуждали ситуации, которые всегда можно решить мирным способом. На этом собрании не было ни слова об успеваемости детей! В неформальной обстановке родители охотно шли на контакт, приводили свои примеры и с интересом выслушивали других участников собрания. Традиции в семьях были названы разнообразные. Например, бабушки с внуками очень любят печь пироги по выходным, некоторые с приходом весны едут на прогулку в лес, другие читают все вместе книжки на ночь. Были названы в качестве традиций воскресный обед в кругу большой семьи, рыбалка с дедушкой на каникулах, поход каждой осенью в лес за грибами, большой костёр на даче в конце лета, в новогодние каникулы всей семьёй лепить пельмени, на новый год собираться всей семьёй у бабушки за праздничным столом и многое другое.
Были и такие родители, которые откровенно признались, что в их семьях ничего такого нет, но обязательно появится, потому что это важно и нужно, прежде всего, для ребёнка. Равнодушных и тихонько отмалчивающихся на этом собрании не было, что очень меня порадовало. Мне показалось, что мы лучше узнали друг друга, а это значит, что связь «Учитель – ученики – родители» стала крепче!
Очень важным считаю то, что в конце собрания родители сами выявили роль семейных традиций в воспитании ребенка:
1.Традиции дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день – праздник»;
2.У детей появляется и крепнет гордость за свою семью;
3.Детские воспоминания остаются на всю жизнь, передаются следующим поколениям;
4.У детей формируется положительный пример семьи, на котором они в дальнейшем будут строить и свою семью.
5.Семейные традиции создают в целом позитивный образ будущего. Дети в таких семьях вырастают оптимисты, а, как известно, только оптимист может стать успешным в жизни.
Для укрепления отношений между родителями и детьми мы решили проводить совместные праздники: «Дни именинников», «Праздник мам и бабушек», «Рыцарский турнир». На таких мероприятиях родители получают возможность посмотреть на своего ребёнка в окружении его одноклассников, увидеть, может быть, над какими проблемами воспитания нужно поработать в семье.
Класс – это тоже семья, только школьная. Поэтому и в классе должны быть свои традиции. Я решила узнать мнение детей и родителей по этому вопросу. И в результате мы решили каждый учебный год начинать праздником «День рождения нашего класса», а заканчивать - походом на природу.
Эту важную очень нужную работу я буду продолжать и в следующем учебном году.

15