Выступление на РМО по теме :Роль духовно-нравственного воспитания в жизни младших школьников

Киреева Тамара Фёдоровна
учитель начальных классов Игоревской МСШ
Холм-Жирковского района
Смоленской области.
Выступление на РМО по теме:
«Роль духовно – нравственного воспитания
в жизни младшего школьника».

Цель: способствовать углублённому осмысливанию явлений современной жизни с православной точки зрения, помочь лучшему взаимопониманию между людьми, стоящими на разных позициях
Задачи:
- осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания;
- воспитание в детях лучших черт православного человека: доброту, заботу о ближнем,
- уважение к старшим, любовь к Родине, к её культуре и традициям.
Роль воспитания в развитии и формировании личности осознавалась и ставилась
в педагогике очень давно, ещё древнеримский философ Сенека говорил: «Научись сначала добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».
Особенно эти слова нужно помнить нам, учителям начальных классов.
Именно в младшем школьном возрасте дети раскрывают души своему учителю.
Мы не имеем права нести только знания, развитие ради развития губительно.
«Развитие должно происходить в целомудрии», - эти слова прозвучали из уст Суровой, литератора, автора книг и программ по духовно-нравственному воспитанию детей, стали основой в моей работе с детьми. Мы не имеем права нести только знания.
Конечно, в настоящее время происходит нравственный кризис детей и взрослых.
Причиной послужило переустройство нашего общества, фактическое изменение или полное отсутствие общенациональных идеалов, ценностей, святынь.
Работая с детьми, мы видим, что цель у подрастающего поколения – иметь много материальных ценностей, а не духовных, хорошо учиться, чтобы получить выгодную, хорошо оплачиваемую работу для себя, а не для блага и укрепления своей Родины. А сколько детей и подростков совсем не учатся, не работают и вообще не представляют и не имеют понятия о нравственных началах человека. Мы всё больше ощущаем человеческую и детскую чёрствость, жёсткость, цинизм, да и сами этим часто заражаемся.
. Для достижения цели в своей работе использую ряд бесед на кружке:
- Ты и твоя семья (Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.)
- Ты и твоё имя. Твой святой. (Не хвали себя, есть много лучше тебя.)
Нашим детям жить в открытом мире, мы не знаем, какой путь они выберут, но люди с ними будут рядом всегда. Поэтому и они должны быть
людьми, воспитанными во всех отношениях.
- Милосердие /читаем и разбираем сказку Уайта «Звёздный мальчик». Иногда, даже сразу не хватает слов, т.к. у детей слёзы сострадания к героям сказки. Здесь же читаем сюжеты из «Библии о милосердии И.Христа «Воскресение дочери Иаира».
- Воздержание /«Что плохо, от того бегай,
Что добро, тому следуй»./
- Послушание / Эта тема стоит не один раз в работе кружка. Разбираем вместе с родителями. Именно вместе с родителями говорим о дисциплине, мы жалуемся родителям, а они нам. А ведь непослушание- это самый большой грех для детей. На исповеди дети всегда ждут этого вопроса и уже анализируют своё поведение, своё отношение к старшим.
Обязательным условием для проведения праздников в классе является присутствие родителей.
- Мода и ты / Назначение одежды « По одёжке встречают, по уму провожают» /.
- Ты и твоя причёска.
- Как вести себя дома / Заповедь 5 «Уважай отца твоего и мать твою.»/
За каждой беседой о правильном поведении должно стоять нравственное начало. Можно быть вежливым / извините, добрый день и т.д. / и в то же время глубоко безнравственным человеком. На протяжении учебного года посещаем церковь, беседы на классных часах по православной культуре: «Андрей Рублёв – великий иконописец», «Иконы Спасителя», «Иконы Богоматери».
Материалы можно найти у священника, в Воскресной школе, купить в книжных киосках.
Таким образом, кружковая работа по духовно – нравственному воспитанию построена так:
1 класс – кружок художественного чтения /сказки, пословицы, скороговорки, загадки.
Работаем над техникой чтения, звуками. Тексты подбираю такие, где безграничное поле деятельности для нравственного воспитания.
1. Рассказы о животных /Заповедь 6 – Не убивай без нужды./
Дети рисуют, пишут сочинения о своих питомцах. Сколько любви и заботы в этих строках!
2. Рассказы о детях. Авторы К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, В.Осеева и др. Детям очень интересно читать о своих сверстниках, давать им оценку, выбирать себе друзей, предлагать свою помощь нуждающимся.
3. Русские народные сказки, сказки других народов. Из них извлекаем уроки:
Добро побеждает зло.
Правда в огне не горит, в воде не тонет.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
В течение года мы совершаем поездки по святым местам России: в Оптину Пустынь, Шамардино, Храм Христа Спасителя, Тихонову пустынь, Смоленский Успенский Собор, Болдинский монастырь, в Троице- Сергиеву Лавру.
Я наблюдала в этом году в храме в Светлое Христово Воскресенье, что стоят в основном молодёжь, дети. Сначала стало обидно. А потом радостно. Вот они дети нового времени. Среди них много моих выпускников.
Какая – то ниточка соединила нас. Мы стояли, радостно и с удовольствием поглядывали друг на друга. Мы – семья, мы – едины.
Разработаны конспекты уроков по литературному чтению с использованием элементов устного народного творчества.
Результаты работы по теме прилагаются. Имеются видеофильмы
на православную тематику.
Принимала участие в Международных Рождественских Чтениях в Москве.
Просмотр фрагментов фильма «Преподобный Сергий» с последующим обсуждением.














13PAGE 15


13PAGE 14115




15