МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 11-м классе по теме: «Духовная жизнь Серебряного века»


Тиунова Елена Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№34
пгт. Джубга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ИСТОРИИ
План-конспект урока истории в 11-м классе по теме:
«Духовная жизнь Серебряного века»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.
Задачи урока
1.Раскрыть основные направления художественной культуры(музыки, живописи, литературы) Серебряного века. Выделить особенности каждого направления.
2.Повысить интерес детей к идеалам Серебряного века.
3.Расширить кругозор, способствовать развитию эстетических качеств.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал.
Понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
I. Организационный момент урока.
II. Изучение новой темы.
III. Проблемная ситуация
IV Закрепление темы урока
V. Подведение итогов урока
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока.
II. Изучение новой темы.
Вводная беседа о значении культуры в историческом процессе.
Учитель: Чтобы понять, как культура влияет на человека, попробуем разобраться, «что такое культура». Из курса обществознания вы знаете: Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизни. В РФ это понятие связывают с театром, музыкой и даже манерой поведения человека в обществе.
Давай те вспомним:
- Какие потрясения и изменения были в жизни России в начале XX века? Почему после таких потрясений все таки происходит расцвет, а не закат культуры? (Ответы детей)

«Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания».
Джефри Горер В русском искусстве такая депрессия и кризис наступили после «Золотого века» русской культуры, а в начале XX века после долгой депрессии снова происходит расцвет, названный историками «Серебряным веком».
XX век – век индустриализации. В век индустриальной эпохи рушились традиционные ценности человечества. У людей возникает депрессия растерянность, страх, непонимание происходящего. Устоявшиеся привычные нормы, что хорошо, а что плохо, уже не работают.
Анализ основных направлений культуры
Ситуация начала XX века стимулирует философские поиски, цель которых - выработка общероссийской идеи, т.к. идеи «Официальной теории народности» сдали свои позиции. Поисками занялась группа выдающихся философов и правоведов, объединившиеся вокруг сборника «Вехи». Идеи «веховцев» были восприняты критично, как со стороны правительства, так и со стороны представителей интеллигенции. Суть изысканий состояла в том, что левая и леворадикальная интеллигенция не может стать во главе государства, т.к. не может решить поставленные задачи. Таким образом, общенациональная идея в начале XX века так и не была найдена.
Что касается науки и образования «Серебряный век» характеризуется их подъемом. Растет число средних учебных заведений , уменьшается количество безграмотных, образование становится доступным всем слоям населения.. В 1913 году проходит первый Всероссийский съезд учителей Развивается и высшее образование. В науке большой прорыв и новые достижения: проводятся исследования в области физиологии растений (К.А.Тимирязев); в области высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, И.М.Сеченов); была создана теория иммунитета (И.И.Мечников); заложены теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения (Н.И.Жуковский);разработана теория реактивного двигателя (К.Э.Циолковский); изобретено радио (А.С.Попов)
Идет развитие и исследовательская деятельность в области: военного дела, геологии, истории, металлургии, географии.
В области литературы:
Сообщение учащегося(опережающее задание):
-«Поэзия Серебряного века»- понятие, охватывающее не только видных поэтов, но также десятки и сотни любителей, которые создали среду, необходимую для их появления. Для Серебряного века характерно появление широкого слоя просвещенных любителей искусств. Многие из этих любителей становились профессионалами, другие же составляли аудиторию.
Невероятным кажется, что одновременно жили и творили: Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Николай Гумилев, Николай Рерих и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры «человеческим садом». Явлением в русской поэзии Серебряного века был символизм, объединившийся вокруг журнала «Мир искусства». Символизм это движение романтиков, воодушевляемых философией идеализма, утверждающих, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. В своем творчестве символисты стремились к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Они определяли понятие «символ» как тот знак, который соединяет две реальности, два мира- земного и небесного, и связь эта устанавливается только чувствами. Брюсов называл символизм « поэзией намеков». Представители этого течения считали, что только искусство помогает достичь идеалов, приобщиться к царству души. Роль поэта они возводили к тому, что он творец новой жизни, пророк, он помогает создать нового человека. Миссию поэта символисты считали самой высокой на земле, так как искусство для них было выше всех сфер человеческой жизни.
Представители символизма: Белый, Брюсов, Цветаева, Добролюбов, Волошин, Горький, Бальмонт, Блок, Анненский, Замятин.
А.Блока.Чтение стиха «Вхожу я в темные храмы».
Мистические устремления символистов отрицали акмеисты. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей его многоцветности и силе. Представители акмеизма: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Зенкевич, Сергей Городецкий, Мандельштам. Чтение стиха А. Ахматовой «Молитва». Футуристы вошли на литературную арену несколько раньше, чем акмеисты. Они объявили классику и всю старую литературу нечто мертвое, отжившее, несоответствующее современности. Футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество.
Сообщение учащегося (опережающее задание)
Музыка Серебряного века представлена различными поколениями композиторов. Это - поздний период творчества Н.Римского-Корсакова, расцвет А. Глазунова, С Танеева, А.Лядова. Широкий круг тем и образов выражается в идеях космизма, религиозно-мистических мотивах, образах добра и зла, жизни и смерти, тесном взаимодействии обрядово-архаичных и современно-бытовых тем. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. На небосклоне загораются две звезды – Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Их творчество трудно отнести к какому-либо определенному течению, и это доказательство зрелости русской музыкальной культуры.
Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. Сергей Рахманинов синтезировал в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ ( а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку ХХ века. Музыкальный гений конца XIX – начала XX века – Сергей Рахманинов – один из немногих, остался верен классическим тенденциям.
Сообщение учащегося (опережающее задание)
Валентин Александрович Серов – русский живописец, график, мастер портрета. Валентин в юности довольно просто и ясно сформулировал одну их своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 году в Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери С.И. Мамонтова Веры. Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей-живописцев – в мастерских (портреты З.Н. Юсуповой, портрет княгини О.К. Орловой). В 1899 году Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием он заинтересовался исторической темой и написал картину «Петр I». В России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Законодателем моды в живописи стал модерн. Он повлиял на творчество Константина Коровина, Валентина Серова. Сторонники нового стиля (Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере) объединились в творческом обществе «Мир искусства». Задача «мир искуссников» – привносить красоту в жизнь людей. В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в ней приняли участие 16 художников, которые были связаны с поэтами-символистами.
В одной из замечательных картин Петрова-Водкина «Купание красного коня», художник только с помощью символического понимания цвета выразил предчувствие больших перемен. В начале XX века художественная жизнь стала невероятно интересной: проходило много выставок. Основные течения европейского искусства – фовизм, кубизм, футуризм, и другие – получили в России развитие. Почти все они пришли с опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые уникальные варианты. Врубель в «Царевна-лебедь» создал один из наиболее поэтических женских образов в искусстве. В ней он воплотил женскую тоску по счастью, светлому человеческому чувству. Творческим методом Врубеля является слияние в нерасторжимом единстве реального и фантастического.
Сообщение учащегося (опережающее задание)
В начале XXвека в архитектуре и скульптуре стал актуальным модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образом в скульптуре. С именем Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, здания, банки, бани. Классическим образцом русского модерна считается особняк С.П.Рябушинского, построенный Шехтелем. В том же стиле в 1902–1904 годах перестроен Ярославский вокзал в Москве. Организован новый театр – художественный общедоступный театр. Современное название этого театра МХТ (Московский художественный театр). МХТ открыл для России А.П.Чехова. Многие из вас слышали о системе Станиславского.
Учитель:
– В начале XX века происходит колоссальный расцвет русской культуры, появляются новые направления музыки, живописи, литературы Серебряного века и новые произведения искусства.
Ответ учащихся на проблемный вопрос урока
– Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?
III. Физкультминутка
Учащиеся вспоминают детские песенки и делают танцевальные движения
IV. Закрепление темы урока
– Какие достижения искусства и науки, русской культуры начала ХХ в. вы для себя открыли?
IV. Рефлексия
Эмоционально выделяют то, что запомнили без затруднений:
На уроке я узнал…
Меня заинтересовало…
Мне было трудно понять…
V. Подведение итогов. Домашнее задание:
Учащимся выставляются оценки.
1.Подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX (по выбору).
2. Подготовить рисунки к произведениям поэтов, писателей.
3.Составить кроссворд по теме « Деятели русской культуры начала XX века».