Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Особенности организации воспитательной системы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция)
разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Образовательное учреждение взаимодействует с различными социальными институтами .
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В концепции ДНВР четко прописан современный воспитательный идеал
согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»
в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и
задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно
исторических социокультурных условиях.
(В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа.Ценность семьи.народа ,веры; XVIII в. Россия стала империей Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Позже вера в коммунизм и служения коммунистической партии и т.д.
В 90е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Система базовых национальных ценностей
Патриотизм (любовь к родине, своему народу ,служение отечеству)
Социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость)
Гражданственность ( долг перед Отечеством,законы,обязанности,свобода совести, вероисповедания)
Семья ( любовь ,верность, Здоровье, достаток, почетание родителей, забота о младшем старшем, о продолжении рода.)
Труд и творчество ( творчество ,созидание трудолюбия)
Наука (Познание,истина,сознание)
Традиционные российские религии
Искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни)
Природа ( жизнь.планета.земля.)
Человечество ( Миру-мир,международное сообщество)
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовнонравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.
В концепции ДНРВ новое отношение к компетент.подходу- Владение определенными компетенциями не подразумевает нравственность и духовность.(т.е. теряется ценность российского образования)


Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Нравственный пример педагога;
Социально-педагогическое партнёрство ;
Индивидуально-личностное развитие;
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
Социальная востребованность воспитания.
На основе концепции разрабатывается программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников

Программа духовно нравственного развития должна формировать целостное пространство духовно нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

Вашему вниманию представлена информация об основных направлениях и видах внеурочной деятельности по требованиям ФГОС.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
общественно-полезная деятельность;
проектная деятельность.
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность);
техническое творчество;
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая. деятельность.





Целью внеурочной деятельности в нашей школе является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.


Направление образовательно-воспитательной деятельности нашей школы:
физкультурно-спортивные (Храбрых И.И., учитель физической культуры);
художественное (Добрынина Е.Н., учитель музыки, Влазнева С.Е., педагог дополнительного образования);
социально-педагогические (научно-познавательное) (Байдунова Э.А., учитель географии);
военно-патриотическое (Никиташина А.В., учитель истории);
социально-педагогическое (проектная деятельность) (Дяченко Т.Н., учитель начальных классов).
Со следующего уч.года вводится спец.курс "Основы религиозной культуры и светской этики".




Оценивание процесса воспитания.
Определение уровня воспитания и развития, определенный рост, падение.

Оценивание воспитательного мероприятия


Название мероприятия
Содержание воспитывающей деятельности



интеллектуально-познавательный
аспект
духовно-нравственный
аспект
Смыслопоисковый
аспект


Что подвергается оценке

Процесс Результаты
( как вклады учителя-воспитателя, (достижения воспитанников)
выраженные в реализации
признаков ситуации воспитания)

Достижения обучающихся (воспитанников)

Достижения Достижения, связанные с
учебные личностным, нравственным ростом

Качества или виды Деятельности (сферы занятости) личностного опыта школьников и их результативность
(духовная составляющая) ( «материальная» составляющая)

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы

Выпускник начальной школы
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
умеющий высказать свое мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Заключение
Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.