Социально-педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования. Изменение смысловых ориентиров: от эгоизма до альтруизма»


Муниципальный профессиональный конкурс
«Классный руководитель - 2016»
Социально-педагогический проект
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников
в условиях обновления содержания образования.
Изменение смысловых ориентиров:
от эгоизма до альтруизма»
Автор проекта: учитель начальных классов
МБОУ лицей №5 г. Воронеж
Потапова Наталья Александровна
2016 год

Содержание
Актуальность.
Анализ ситуации.
Цель и задачи.
Этапы реализации проекта:
а) изучение психолого-педагогической литературы, положительного опыта духовно-нравственного воспитания;
б) корректировка и реализация скорректированного плана воспитательной работы;
в) анализ и оценка результатов проекта.
Вывод.
Список использованных источников.
Актуальность проекта
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, к своим близким, семье, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития нашей страны.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В непростых условиях, которые сложились в настоящее время, педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть их духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, научить нравственному самоопределению. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
Сегодня ещё прослеживаются негативные тенденции в детской и молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И мне бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как :- потребность общества в широко образованных, высоконравственных людях;
- разнообразие источников сильного воздействия на сферу нравственности как позитивного, так и негативного характера;
- вооружение нравственными знаниями для представления о последствиях нарушения норм или последствиях какого-либо поступка для окружающих людей.
Анализ ситуации
Сегодняшние дети не похожи на нас в детстве. Они более информированы, более раскованы, и от этого более подвержены отрицательному воздействию - безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивная реклама. А это в свою очередь разрушает традиции и культуру нашего народа, наносит вред процессу воспитания, приводит к формированию вредных привычек у детей.
За последние годы наблюдается тенденция увеличения просмотра детьми телевизионных передач, увлечение компьютерными играми. В современной ситуации развития общества, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, эгоизма, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Проанализировать и оценить ситуацию в моём классе мне помог комплект А.А. Логиновой, А.Я. Данилюк «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов». В пособии представлена комплексная программа исследования результатов воспитательной деятельности в классе: исследование учащихся, образовательной среды и характера взаимодействия с семьями воспитанников. Исследование проводится по основным пяти направлениям программы, что позволяет гармонично сочетать воспитательную деятельность и мониторинг.
Контрольный этап исследования в моём классе проводился в сентябре 2014г. Моё внимание привлекли результаты исследования второго направления (блока): исследование нравственной сферы младших школьников. Программа исследования нравственной сферы младших школьников ориентирована на исследование чувств, которые испытывает ребёнок при соблюдении и нарушении моральных норм, а также на исследование первичных проявлений альтруистической направленности у учащихся, т.е. содержание исследования включало в себя два параметра.
Параметр 1 показывал эмоциональное отношение учащихся к нравственным и безнравственным поступкам, наличие у ребёнка свода правил, регламентирующих его поведение, влияющих на оценку своих поступков и мотивацию деятельности в целом. По этому параметру учащиеся показали высокий уровень сформированности адекватного эмоционального отношения к нравственным и безнравственным поступкам.
А вот параметр 2 исследовал уровень сформированности альтруистической направленности учащихся. Что же такое альтруизм?
Альтруизм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других. Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.
На фоне доминирующей роли учителя в формировании первичных общественных отношений в младших классах у учащихся возникают первые самостоятельные попытки построения взаимоотношений в коллективе, основанных на общей совместной деятельности (обучении). У детей формируются первые общественные интересы, связанные с делами в классе и общественной жизнью школы, возникает желание участвовать в коллективной деятельности, что, в свою очередь, способствует формированию у детей умения считаться с интересами и мнениями других людей и возникновению желания удовлетворять их потребности и интересы (первичная альтруистическая направленность). В данной связи особое значение в исследовании нравственной сферы младших школьников имеет изучение альтруистической направленности личности.
Каждому учащемуся предлагалось записать в тетрадь три своих желания. Упражнение позволяло выявить соотношение желаний, направленных на себя, на родных (друзей) и на общество (на весь мир). Все возможные варианты ответов необходимо разделить на три группы:
а) желания, направленные на себя (0 баллов);
б) желания, направленные на друзей и близких (1 балл);
в) желания, направленные на всё общество в целом (на весь мир) (2 балла).
Желания, в которых проявлялись разрушительные или агрессивные устремления учащихся, при обработке данных не учитывались. В результате при подсчёте баллов я поняла, что альтруистическая направленность у моих учащихся не выражена, дети писали желания, которые в подавляющем своём большинстве были направлены на самих себя: хочу телефон, планшет, компьютер, щенка. Единицы вспомнили про родителей, два учащихся написали про мир и, чтобы у всех всё было хорошо. Выводы неутешительны:
- у учащихся невыраженная альтруистическая направленность;
- низкая общественная направленность и ориентация на близких людей;
- в своих желаниях ориентируются прежде всего на себя, пренебрегая интересами окружающих; имеют ярко выраженную эгоистическую направленность.
А ведь очень важно каким человеком станет сегодняшний ученик. Будет ли он способен на чувства сострадания, сопереживания, на помощь ближнему, сумеет ли отличить «черное от белого»? Ни для кого не секрет, что в современном мире компьютерных технологий очень много соблазнов для маленького человека, дать отпор которым ребёнок не может. Семья и школа должны быть единой основой для развития личности.
Цель проекта
Cоздание оптимальных условий для формирования духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника, в частности формирования более выраженной альтруистической направленности у обучающихся.
Задачи проекта:
• формировать чувства патриотизма и гражданской солидарности, воспитывать понимание значимости мира на Земле;
• развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с сверстниками, родителями в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям;
• развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям;
- воспитывать ценностное отношение к природе;
- формировать у обучающихся уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим, желание бескорыстно помочь.
Этапы реализации проекта:
Изучение психолого-педагогической литературы, положительного опыта духовно-нравственного воспитания.
Корректировка и реализация скорректированного плана воспитательной работы.
Анализ и оценка результатов проекта.
этап. Изучение психолого-педагогической литературы, положительного опыта духовно-нравственного воспитания
Я изучила психолого-педагогическую литературу, в частности программу духовно-нравственного развития, которая является составной частью ООП НОО лицея, построенная в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Выяснила для себя, что основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, такие как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа, наука, традиционные религии, человечество.
Проанализировав этот теоретический материал в контексте своего класса, я поняла, что содержание и значение некоторых базовых ценностей раскрыто недостаточно полно в воспитательной работе моего класса. Например, таких ценностей как патриотизм, природа, семья, социальная солидарность.
Я решила более подробно и глубоко остановиться именно на этих ценностях, использовав все возможности урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Я обратилась к высказываниям великих людей с целью понимания функций духовно-нравственной культуры и воспитания.
«Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие».
Я.А.Коменский

«Кто движется вперед в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».
Аристотель
этап. Корректировка и реализация скорректированного плана воспитательной работы
Теоретический анализ привел меня к необходимости внесения корректив в план воспитательной работы + усиление воспитательных целей на проводимых мною уроках + углубление направлений, связанных с этими ценностями, в программах внеурочной деятельности.
Мной были предусмотрены, разработаны и проведены следующие мероприятия.
Начать хочу с мероприятий, проведённых в рамках ВУД «Геометрика ТИКО»: на занятиях были затронуты все базовые ценности, на которые я запланировала сделать упор. Организованы и проведены проекты «Транспорт», «Зоопарк», «Сочи – 2014», «Космос», «Морские глубины», «Мой двор». Несмотря на то, что этот конструктор направлен на развитие пространственного и логического мышления, он также очень хорошо служит и воспитательным целям: во-первых, умение работать в парах, группах, умение общаться, договариваться, находить компромиссы, умение помогать друг другу, взаимовыручка, искать выход из трудных ситуаций, социальная солидарность.
Мероприятия, направленные на формирование чувства патриотизма и гражданской солидарности, воспитания понимания значимости мира на Земле.
В рамках программы внеурочной деятельности «Я - лицеист» в прошлом году к 70-летию Великой победы была организована экскурсия к памятнику легендарного танка Т-34, ребята готовились: мы сделали открытки, написали на них слова благодарности павшим героям, с георгиевскими ленточками возложили цветы к памятнику. Настрой был необыкновенно патриотический, торжественный, ребята шли с гордостью, с чувством исполнения долга, поддержания традиции. В классе прошёл конкурс выразительного чтения стихотворений о войне, в параллели прошёл конкурс патриотической песни, классный час «Этот день Победы».
Обучающиеся готовили исследовательские проекты о своих родственниках, воевавших в ВОВ, освобождавших наш город Воронеж, был проект о фамильной династии лётчиков.
В настоящее время мы с командой из нашего класса участвуем в сетевом проекте «Интересные места России». Мы выбрали в нашем городе Центр Военного и Патриотического Воспитания «Музей-диораму» и парк «Патриот», посетили его, взяли интервью у одного из основателей этого музея (есть видео), приготовили репортаж, сделали презентацию об этом месте и разместили на сайте нашей команды (на сайте «Китендо»).
Мероприятия, направленные на воспитание ценностного отношения к природе.
В рамках этого направления воспитывается чувство любви к родной земле; заповедной природе; планете Земля; экологическое сознание.
Направление расширено за счёт программы внеурочной деятельности «Загадки природы (РОСНАНО)». Здесь ребята узнают много дополнительной информации и друг от друга, и из разных источников: справочников, энциклопедий, сети Интернет. Есть возможность пользоваться дополнительным оборудованием, например, микроскопами. Основная форма работы – работа в группах.
В рамках программы «Я – лицеист» был проведён день лицея «Конкурс экологических агитбригад», организована экскурсия в Воронежский биосферный заповедник. По программе «Я – исследователь» учащиеся готовят много исследовательских проектов о разных животных, птицах, насекомых, экологии. В результате этих мероприятий у учащихся возникла потребность сделать что-то для улучшения экологической ситуации хотя бы для начала в рамках нашего класса, школы.
Была организована и проведена акция «Зелёный уголок». Учащиеся принесли из дома много комнатных растений, при помощи родителей были приобретены земля, плошки для цветов. Все вместе мы оформили «Зелёный уголок» не только в нашем классе, но и в рекреации возле нашего кабинета.
Мероприятия, направленные на формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, желания бескорыстно помочь.
Это направление дополнено программой внеурочной деятельности «Я – лицеист», в рамках которой в прошлом учебном году было организовано и проведено семейное мероприятие «Папа, мама, я – дружная семья!» Присутствовали не только мамы, папы, но и бабушки, дедушки, получился тёплый, душевный праздник, очень трогательная атмосфера, присутствовали представители сразу трёх поколений, были и шуточные конкурсы, и забавные сценки, стихотворения из жизни, песни, в неформальной обстановке произошло сплочение нашего большого коллектива.
Дружбе был посвящен и подготовленный по программе праздник Дня лицея «Дружат дети на планете», к которому мы выучили песню о дружбе, стихотворения, сделали постановку юмористического танца на тему школьной жизни. Ребята очень любят такие выступления! Наш класс третий год подряд неизменно занимает 1 место в лицее!
Мы участвовали в социальной акции «Маленькое чудо!» В рамках этой акции учащиеся вместе с родителями собирали новогодние подарки для детей-инвалидов в Воронежский областной специализированный дом ребёнка: книги, мягкие игрушки, развивающие игры, канцтовары. Ещё мы захотели поздравить ребят с Новым годом: нарисовали красивые рисунки, написали тёплые поздравления с праздником, так же рассказали немного о своём классе, о наших увлечениях и интересах, предложили ответить на наше письмо, указали адрес нашего лицея. Будем ждать ответа!
Когда я планировала свою работу, то учитывала индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку, в тоже время старалась охватить как можно большее количество детей. Использовала разные формы работы как традиционные: классные часы, беседы, экскурсии, семейные праздники, так и инновационные: проектную деятельность всех видов сетевые проекты, социальные акции, исследовательские, творческие, информационные проекты. Как можно чаще организовывала на занятиях работу в группах, для того, чтобы интересы группы, коллектива выходили на первый план. Активно привлекала к сотрудничеству родителей, бабушек, дедушек, сплачивая детский коллектив.
этап. Анализ и оценка результатов проекта
В конце учебного года на интерпретационном этапе проводилась повторная диагностика духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Исследование опять проводилось по всем основным направлениям воспитательной деятельности, но я делала акцент на втором направлении (блоке): исследование нравственной сферы младших школьников, а именно уровне сформированности альтруистической направленности учащихся. Учащиеся показали качественно другие результаты. Желаний, направленных на родных, друзей и общество в целом было гораздо больше. Были желания, направленные на самих себя, но они были не материальными и потребительскими, а совершенно другого качества. Например, хочу хорошо учиться, хочу стать олимпийской чемпионкой.
Если оценивать данные диагностики с точки зрения планируемых результатов, то сегодня мои ученики находятся на втором уровне, а именно:
Первый уровень – приобретение младшим школьником социальных знаний, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
(Школьник знает и понимает общественную жизнь)
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
(Школьник ценит общественную жизнь)
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
(Школьник самостоятельно действует в общественной жизни).
Свою перспективную задачу вижу в достижении моими учащимися третьего уровня планируемых результатов, т.е. самостоятельных действий школьников в общественной жизни.
Вывод
Причиной создания моего проекта послужили низкие результаты альтруистической направленности моих учащихся по итогам мониторинга. Предпринятые мероприятия по всем направлениям воспитательной деятельности, широкое вовлечение учащихся, родителей, привлечение детей к участию в сетевых проектах, социальных акциях позволили повысить уровень воспитанности, нравственности и альтруизма у моих учащихся.
Закончить своё выступление мне хочется двумя цитатами, которые тронули меня. Одна принадлежит древнему китайскому мыслителю и философу Конфуцию: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Другая цитата принадлежит великому русскому писателю Л.Н. Толстому: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Для себя я объединила их и поняла, что не хочу клясть темноту, я буду зажигать маленькие свечи в маленьких сердечках моих учеников. И если хоть одно сердечко сохранит этот огонёк, начнёт делать добро и поверит в него, я буду счастлива!

Список использованных источников
1. Белоусова Т. Л. и др. Под ред. Данилюка А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1, 2
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.
3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Москва, Просвещение, 2008 г.
4. http://festival.1september.ru/
5. http://www.prosv.ru/
6. http://www.zavuch.info/
7. http://pedsovet.org/