Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся кадетских классов Исток

Содержание

1. Пояснительная записка.

2

1.1.Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся кадетских классов».

3

1.2. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся.

4

1.3. Предполагаемый результат реализации программы.

10

2. Организация работы педагога по формированию программе духовно-нравственного воспитания.

12

2.1. Направления реализации программы.

13

2.2.Условия образовательного учреждения, способствующие реализации программы.

67

3. Литература.
4. Приложение.

74
77







Пояснительная записка.
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности МОУ «СОШ №32», семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития, и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель воспитательной работы - создание условий для самоопределения и социализации обучающихся образовательного учреждения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, города, общества, государства. Программа воспитания и социализации обучающихся конкретизирует методы освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, формирование собственного стиля общественного поведения.
Программа основана на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, концепции духовно-нравственного воспитания и развития, обеспечена преемственность с программой духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся среднего звена образования.
1.1. Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся кадетских классов».
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся кадетских классов являются:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», с изменениями;
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р, приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393);
Федеральная программа развития образования (закон РФ от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010, 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);
Образовательная инициатива «Наша новая школа», в Федеральной целевой концепции развития образования на 2011-2015гг.
Конвенция ООО о правах ребёнка.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1.2. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Программа является концептуальной и методической основой для разработки и реализации более полного достижения национального воспитательного идеала учащихся школы с учетом культурно- исторических, этнических, социально- экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития учащихся среднего звена кадетских классов.
Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их родителей. Процесс воспитания и социализации в образовательном учреждении рассматривается в двух аспектах.
Во-первых, это целенаправленная, взаимосвязанная совокупность внеурочных мероприятий, организующих досуг школьников. Структурными основаниями этой системы являются услуги дополнительного образования, где находят удовлетворение своих потребностей подавляющее большинство обучающихся нашей школы, а также набор коллективных творческих дел, яркие традиции, сплачивающие детей и взрослых. Во-вторых, школьная система воспитания и социализации – это видение более широкое и охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами образовательной организации. Процесс воспитания и социализации в образовательном учреждении реализован в соответствии с психолого-педагогическими требованиями Программа духовно- нравственного воспитания и развития обучающихся творческой, коллективной, групповой, индивидуальной деятельности. Воспитание и социализация относится к деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников. Процесс воспитания организуется по направлениям развития личности школьников: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, профориентационное, экологическое, научно- познавательное.
Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, описание ориентиров, лежащих в ее основе.
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают в области формирования личностной культуры:
Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;
Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
Формирование нравственного смысла учения
Формирование основ морали осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
Формирование основ российской гражданской идентичности;
Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
Укрепление доверия к другим людям;
Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; 9. Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
Формирование отношения к семье как основе российского общества;
Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Ценностные установки воспитания и социализации школьников:
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
1.3. Предполагаемый результат реализации программы.
Предполагаемым результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Обобщенный результат образовательной деятельности учащихся среднего звена как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника: умеет учиться (может организовать свою деятельность, умеет добывать информацию и работать с ней, активно познает мир); обладает основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение); знает свои права, обязанности и ответственность как человека, гражданина, школьника, члена семьи, любит свою Родину, родной город; имеет первоначальные знания по экологии, развивает экологическое сознание; любит свою семью, уважает и принимает семейные ценности и традиции; знает и выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих; обладает творческими способностями (в любой области) и стремится к самосовершенствованию.
Уровни результативности:
Каждое из основных направлений воспитания и социализации школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации школьников.

Организация работы педагога по формированию программы духовно-нравственного воспитания учащихся кадетских классов.
В основе Программы «Исток» в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно- деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших кадетов, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.
Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы среднего общего образования. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен учащийся кадетского класса посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно- нравственного развития учащихся кадетского класса.
Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно- деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.
Срок реализации программы: 3 года- 2015-2018 учебный год (5-7 класс).
2.1. Направления реализации программы.
Организация работы педагога по формированию программы «Исток» в кадетских классах осуществляется по следующим направлениям:
гражданско-правовое и военно- патриотическое.
Ценностные установки. Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества-учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества; сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям; учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества; сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям; учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской полиции; учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; учащиеся имеют представления о правах и Программа духовно- нравственного воспитания и развития обучающихся, обязанностях гражданина, семьянина.
нравственное:
Ценностные установки. Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
учащиеся имеют представления о национальных ценностях; сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дама; сформировано представление о истории страны, религиях России; у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому; учащиеся имеют представления об отрицательном влиянии СМИ; сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.
интеллектуальное:
Ценностные установки. Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям; учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов; умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий; у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.
здоровьесберегающее:
Ценностные установки. Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально- психологическое.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека; имеют опыт первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека.
творческое:
Ценностные установки. Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в -учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека.
Планируемые результаты воспитательной деятельности:
учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека; сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда; имеют интерес к занятиям художественным творчеством.
Этапы реализации программы.
Первый этап анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению. Выделение приоритетов в работе педагога (учителя и классного руководителя) с учётом результатов проведённого анализа и возможностей. Организация методической работы с образовательным учреждением по вопросу формирования духовно- нравственной личности. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса в кадетском классе. Разработка или подбор программ, необходимых для реализации программы духовно- нравственного воспитания «Исток». Планирование и организация просветительской работы педагога с учащимися и родителями (законными представителями), с педагогами дополнительного образования. Организация взаимодействия с социальными партнерами школы по реализации данного направления.
Второй этап реализация программы по духовно-нравственному воспитанию. Внедрение в систему работы учителя дополнительных образовательных программ и программ воспитания, разработанных в образовательном учреждении в соответствии с направлениями работы:
Программа патриотического воспитания учащихся «Растим патриотов России».
Программа по Профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Подросток».
Программа по Профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся «Безопасное колесо».
Программа развития Взаимодействия семьи и школы «Мы- вместе» - в воспитании ребенка.
Программа Дополнительного образования «Мир творчества».
Образовательная программа внеурочной деятельности с обучающимися по оптимизационной модели в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.
Программа воспитания и социализации учащихся среднего звена МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32».
Программа духовно – нравственного воспитания школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» в рамках реализации ФГОС НОО.
Программа «Здоровье».
Программа кадетского движения «Я- кадет».
Реализация плана мероприятий, направленных на формирование духовно- нравственной личности: организация и проведение общешкольных и классных мероприятий для всех участников образовательного процесса в соответствии с планом работы школы (традиционные мероприятия, классные часы, акции, диспуты, спортивные соревнования, конкурсы, концерты, викторины, лекции, беседы, консультации, экскурсии, коллективно-творческие и социально-значимые дела и т.д.) Организация работы детского самоуправления и школьных общественных детских объединений (Отряд ЮИД «Перекресток», отряд волонтеров «МЫ», Детское объединение – «Алые паруса» (5-8 классы), Школьный информационный центр (радио, газета, телевидение). Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам воспитания: проведение лекций, семинаров, круглых столов; подбор необходимой научно- методической литературы; привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению мероприятий, обмен опытом среди педагогов и родителей.
Третий этап- подведение итогов работы по программе: Разработка критериев оценки. Подбор диагностического инструментария. Проведение диагностики и анализ результатов.
Для реализации программы «Исток» и её полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Организация социально открытого пространства духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов: нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам; социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ; индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации; интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную; социальной востребованности воспитания – соединение духовно- нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.
Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий на основании системно- деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения учащихся среднего звена.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:
Направление воспитания
Задачи воспитания

Формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека
Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой
Беседы, прочтение книг, изучение предметов предусмотренных базисным планом, плакаты, картины


Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью интересных людей
Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, мероприятия, составление Книги памяти, встречи с интересными людьми


Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, традициями, особенностями быта народов
Беседы, просмотр кинофильмов, творческиеконкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, проведение национально- культурных праздников


Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны
Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, мероприятия, посвященные государственным праздникам


Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности
Участие в социальных проектах, акциях, мероприятиях проводимых общественными организациями

Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов
Беседы, экскурсии, путешествия, участие в творческих конкурсах, литературно-музыкальные гостиные, художественные выставки, отражающие традиции народов России.


Ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (с согласия родителей)
Экскурсии, участие в подготовке праздников, встречи с религиозными представителями.


Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков, нравственное поведение в коллективе
Урок этики, беседы, классные часы, просмотр фильмов, тематические мероприятия, коллективные игры, проведение совместных мероприятий старших и младших школьников.


Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия семьи и школы
Беседы, создание генеалогического древа, открытые семейные праздники, совместные поездки, творческие проекты, спортивные соревнования

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Получение первоначальных навыков труда, творческой деятельности, значение творчества в жизни человека и общества. Получение навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками.
Экскурсии по городу, на предприятия, встречи с людьми различных профессий, презентации, праздники труда. Ярмарки, конкурсы, город мастеров, экономические игры.


Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду, применение знаний на практике
Разработка и реализация социальных проектов.


Приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности.
Трудовые акции, лаборатории, работа детских объединений

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Усвоение элементарных представлений об этнокультурных ценностях, традициях, этического отношения к природе в культуре народов России
Беседы, классные часы, просмотр кинофильмов.


Получение первоначального опыта непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотное поведение
Экскурсии, туристические слеты и походы, прогулки.


Получение опыта участия в природоохранной деятельности
Благоустройство пришкольной территории, экологические акции, подкормка птиц, участие в реализации экологических проектов.


Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой
Уход за растениями.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, народов России
Встречи с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам, посещение выставок, знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов


Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными промыслами
Экскурсии, посещение музея, исследовательские работы, участие в конкурсах, фестивалях, ярмарках, фестивалях народного творчества


Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края

Разучивание стихов, знакомство с картинами, просмотр фильмов.


Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей

Знакомство с местными мастерами прикладного искусства, беседы, просмотр фильмов, тренинги, конференции, участие вместе с родителями в проведении выставок, музыкальных вечеров, в краеведческой деятельности, совместное посещение объектов художественной культуры


Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творчества

Занятость в объединениях дополнительного образования, участие в художественном оформлении школы и дома








Программа «Исток»
Программа может корректироваться в течение срока реализации.
Мероприятие по воспитательной работе являются традиционными.

Сентябрь «Наше будущее в наших руках!»
Задачи:
(проведение Дня знаний;
(изучение интересов и запросов учащихся и осознанное совместное планирование деятельности ученического коллектива;
(вовлечение педагогического и ученического коллективов к выполнению намеченных задач;
(знакомство с Уставом школы, Едиными требованиями к учащимся, правами и обязанностями , с законом « Об образовании».
(профилактика детского дорожного травматизма, обучение правилам поведения на улице и основам ПДД, формирование у детей и родителей культуры поведения на дороге.


Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Художественно-эстетическое воспитание
Урок «Наше будущее в наших руках».
Мероприятие «День рождение класса».
Урок «Нам нужен мир!»
Трубникова С.Е.










Духовно- нравственное воспитание
Экскурсия в Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь.
Трубникова С.Е., род. комитет
Оформление сопроводительных документов


Встреча со священником Иоанна Богословского Собора.
Трубникова С.Е.
Денисенко Н.М.


Участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры.
Трубникова С.Е.
Школьный этап- 1 сентября- 20 октября 2015-2016 уч.года, 2016-2017 уч.года

Художественно-эстетическое воспитание
В гостях у царицы- осени. Оформление стен. газеты.
Трубникова С.Е., актив класса
В гостях у царицы- осени

Социально- значимая деятельность
Кл. час. «Уважение к старшим – индикатор воспитанности».
Трубникова С.Е.
«Уважение к старшим – индикатор воспитанност

и».

Гражданско- патриотическое воспитание
Встреча с ветераном УМВД по РМ Кондратьевым А.И.
«В тебе взрослеет гражданин».
Трубникова С.Е.
Беседа с ветераном о правах и обязанностях гражданина


Мероприятие «Посвящение в кадеты»
Трубникова С.Е.
Совместно с администрацией школы, объединением силовых структур «Воин», МВД РМ, священником Денисенко Н.М.


День солидарности в борьбе с терроризмом
Трубникова С.Е.
Кл. час.


Встреча с руководителем ассоциации силовых структур «ВОИН» Гагариным А.В.
Трубникова С.Е.
Кадетское движение


День исторической памяти: Александр Невский.
Трубникова С.Е.
Кл. час.


Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет мир»
Творческая

группа- Бородулина Д., Шмелёва Д., Солдатихина К., Маршев С., Гурьчнов Д.
Мероприятие с участием педагога- организатора Стебловой О.П.


День воинской славы России «Бородинское сражение».
Трубникова С.Е.
Тематическо-дисциплинарная линейка

Спортивно- оздоровительное воспитание
День здоровья
Трубникова С.Е., спортивный сектор- Нечайкина Д., Сюваткин Д.
Мероприятие совместно с учителем физ-ры Салищевым А.А.

Экологическое воспитание
Акция «Чистый город»
Трубникова С.Е., сектор трудовой дисциплины- Серова Ю., Батяйкина Н.
Уборка листвы на закрепленной территории


Поход на р. Уду
Трубникова С.Е., род. комитет
Кадетское движение

Социально- значимая деятельность
Акция «Разноцветный мир».


Сбор канц. товаров в детские дома РМ
Трубникова С.Е., актив класса




Социально- значимая деятельность
Выборы президента ШГ «Алые паруса»
Актив класса



Оформление классного уголка. Участие в смотре на лучший классный уголок
Актив класса
Оформление уголка «Мы кадеты!»


«Выборы- 2017». Выборы актива класса


Трубникова С.Е., инициа тивная группа
Выборы «нового» актива класса


Участие в работе школы «Лидер»

Актив класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.

Социально- значимая деятельность, художественно- эстетическое воспитание
Подготовка ко Дню Учителя.
«Не смейте забывать Учителей!»- встреча с учителями- ветеранами педагогического труда
Трубникова С.Е., творческий сектор- участники танцевальной и вокальной студии
Совместно с педагогами доп. образования- Шмаренко Г.А., Шипицына М.С.

Социально- значимая деятельность
Анкетирование учащихся
Трубникова С.Е.
«Моё отношение к школе», «Мои планы на новый учебный год»


Диагностика



Диагностический классный час «Уверенность в себе»
Трубникова С.Е.
Диагностика

Учебная деятельность





Факультативный курс «Основы православной культуры»

2015-2016 уч.г.


Факультативный курс «Основы исламской культуры»

2016-2017 уч.г.

Учебная деятельность
Факультативный курс «История кадетского движения»
Объединение силовых структур «ВОИН»- Гагарин А.В.
Кадетское движение


Встречи с представителями «ВОИНа»
Трубникова С.Е.
Совместно с куратором кадетского движения Салищевым А.А., Гагариным А.В.



Октябрь «Я выбираю жизнь».
Задачи:
( сформировать представление об общечеловеческой культуре, нравственных образах и нормах;
( создать условия для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм как ценностей;
( способствовать усвоению норм гражданского и нравственного поведения в обществе, социализации личности школьников, воспитанию правовой культуры и сознания учащихся, гражданской ответственности , объективной самооценки дисциплинированности, формированию чувство патриотизма, гордости за свою Отчизну.

Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Гражданско-патриотическое воспитание
Кл. час «В тебе взрослеет гражданин»

Трубникова С.Е.
Тематическая линейка

Художественно-эстетическое воспитание
Мероприятие «01.10 - международный день музыки»
Трубникова С.Е., творческий сектор
Совместно с учителем музыки Загородновой Л.П., педагогом по вокалу Шипицыной М.С.


Праздник, посвященный дню учителя «Ученики - учителям. Всегда мы благодарны Вам!»
Выпуск газеты «Перемена» и «Школьные вести»
Трубникова С.Е., творческий сектор
Совместно с педагогами доп. образования Шипицыной М.С., Хмаренко Г.А.


Уютный класс (смотр классных кабинетов)
Актив класса



Мероприятие «Посвящение в первоклассники»
Бородулина Д., Шмелёва Д., Маршев С.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Конкурс рисунков по теме «Мы- за безопасный мир»
Творческий сектор


Профориентация
Социологические опросы: «Я и моя будущая профессия»

Трубникова С.Е.


Социально-значимая деятельность
Концерт для ветеранов педагогического труда «С праздником мудрости!»

Трубникова С.Е.
Совместно с педагогами доп. образования Шипицыной М.С., Хмаренко Г.А.

Экологическое воспитание
Беседы с учащимися «Охранять природу – значит охранять Родину»

Трубникова С.Е.



Конкурс научно-исследовательских работ «Эколого-краеведческие проблемы »

Трубникова С.Е.
Учитель биологии Журавлёва Л.В.

Правовое воспитание

Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Трубникова С.Е.



Общешкольная линейка по вопросу: «Задачи учащихся в ходе месячника гражданской защиты»
Трубникова С.Е.



Встреча с работником МЧС
Трубникова С.Е.
Совместно с кураторм кадетского движения Салищевым А.А.


Тематическая линейка: «Я выбираю жизнь»
Трубникова С.Е.


Организация работы с органами ученического самоуправления
Формирование школьного правительства
«Алые паруса»
Актив класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.

Экологическое воспитание
Акция «Сохраним мордовские леса»
Трубникова С.Е.


Спортивно - оздоровительное направление
Спортивный марафон по военно- прикладным видам спорта «Юный спасатель»

Трубникова С.Е.
Совместно с кураторм кадетского движения Салищевым А.А.

Организация работы с органами ученического самоуправления

Формирование школьного правительства
«Алые паруса»
Актив класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Мероприятие «Мы поздравляем именинников»
Актив класса


Экологическое воспитание
Посещение Республиканского краеведческого музея им И.Д. Воронина
Трубникова С.Е.


Кадетское движение
Кадетский лагерь
Трубникова С.Е.
Совместно с куратором кадетского движения Салищев А.А.

Диагностика
Диагностический классный час «Мои недостатки»

Трубникова С.Е.
Диагностика

Ноябрь «Мир вокруг нас».
Задачи:
( создание оптимальных условий для формирования творческой индивидуальности учащихся школы;
( создание условий для развития познавательных интересов;
( воспитание милосердия, уважение к старшим признательности, любви к своей малой Родине.
формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.
Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Гражданско-патриотическое воспитание

День народного единства

Трубникова С.Е.



Кл. час «Судьба и Родина едины»
Трубникова С.Е.


Художественно-эстетическое воспитание

Конкурс рисунков «Вот какая моя мама!»
Актив класса



Конкурс «А ну-ка, мама»
Трубникова С.Е., актив класса



Конкурс плакатов мир без наркотиков
Актив класса


Спортивно – оздоровительное направление
Спортивный праздник «Будешь сильным, будешь ловким со спортивной подготовкой»
Трубникова С.Е.
Совместно с куратором кадетского движения Салищевым А.А.


Спортивное соревнование «Бегом от вредных привычек»



Трубникова С.Е.
Совместно с куратором кадетского движения Салищевым А.А.


Тренинги «Простые правила здорового образа жизни»
Трубникова С.Е.


Профориентация

26 ноября - Всемирный день информации (встреча с представителями СМИ, беседа «Журналистика - это интересно!»)
Трубникова С.Е.


Социально-значимая деятельность

День толерантности
Трубникова С.Е.



День отказа от курения
Трубникова С.Е.



Акция «Всемирный день отказа от курения»
Трубникова С.Е.



Социальная акция «Подари улыбку детям» (20 ноября – Всемирный день ребёнка)
Трубникова С.Е., актив класса


Экологическое воспитание

Классный час «Чистая душа -чистая планета»
Трубникова С.Е.



Тематическая линейка «Всемирный день толерантности»

Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.

Организация работы с органами ученического самоуправления
Акции волонтеров:
Марафон «Бегом от табака, алкоголя и наркотиков»
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Акция «Речь без сквернословия»
Трубникова С.Е.



Выпуск газеты «Забор»
Трубникова С.Е., Солдатихина К.



Социологический опрос «Почему мы говорим грубые слова?»

Трубникова С.Е.


Кадетское движение



Пребывание с санатории «РЕШМА»
Трубникова С.Е.
Совместно с организатором кадетского движения Салищевым А.А.

Диагностика


Диагностический классный час
Трубникова С.Е.
Диагностика

Учебная деятельность
Участие в олимпиаде по Основам православной культуры, «Наше наследие»

Трубникова С.Е.
Школьный этап


Участие в НПК «Ярмарка идей»
Трубникова С.Е.
Муниципал. этап



Декабрь « Семья и современная школа».
Задачи:
изучение индивидуальных способностей учащихся;
содействовать формированию благоприятного эмоционально – психологического и нравственного климата в школьном коллективе
Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Гражданско-патриотическое воспитание

Дни воинской славы России:
День победы русской эскадры над турецкой под командованием П.С. Нахимова у мыса Синоп

Трубникова С.Е.



День неизвестного солдата
Трубникова С.Е.



Битва под Москвой (1941)
Трубникова С.Е.



День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей
Трубникова С.Е.


Художественно-эстетическое воспитание

Конкурс новогодних плакатов и газет

Актив класса, Гурьянова О.А.



Новогодние праздники
Трубникова С.Е., род. комитет


Спортивно – оздоровительное направление
Всемирный день борьбы со СПИДом
Трубникова С.Е.



Классные часы: «Твой выбор – твоя жизнь»
Трубникова С.Е.



Спортивные соревнования «Мы за ЗОЖ!»
Трубникова С.Е.
Совместно с организатором кадетского движения Салищевым А.А.


Общешкольный урок здоровья: «Будь здоров!»
Трубникова С.Е.
Совместно с организатором кадетского движения Салищевым А.А.


Всемирный день борьбы со СПИДом
Трубникова С.Е.



Классные часы: «Твой выбор – твоя жизнь»
Трубникова С.Е.


Экологическое воспитание
Изготовление кормушек для птиц
Актив класса, родители- папы



Беседы о бережном отношении к живой природе
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем биологии Журавлёвой Л.В.


Акция «Не убивайте ёлочку зимой»
Трубникова С.Е.


Правовое воспитание

12 декабря – День Конституции РФ
Трубникова С.Е.



Единый день профилактики
Трубникова С.Е.



Классные часы «Твои права и обязанности» (о выполнении Устава школы и правил поведения учащихся)
Трубникова С.Е.



Тематическая линейка «День конституции 12 декабря. Основной закон нашей страны».
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Экскурсия в музей МВД РМ.
Трубникова С.Е.
Совместно с ветераном УМВД по РМ Кондратьевым А. И.

Организация работы с органами ученического самоуправления

Акция «Мы – активные во всем!»
Трубникова С.Е., актив класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Мероприятие «Мы поздравляем именинников»
Актив класса


Диагностика
Диагностический классный час «Деньги на карманные расходы»
Трубникова С.Е.
Диагностика

Учебная деятельность
Участие в олимпиаде по Основам православной культуры, «Наше наследие»


Трубникова С.Е.
Муниципальный этап


Январь «Знаем сами и всех научим, как сделать свое здоровье лучше».
Задачи:
( мониторинг психического развития учащихся;
( забота о сохранении и укреплении здоровья;
( пропаганда ЗОЖ;
( организация спортивных соревнований, походов, экскурсий, малых Олимпийских игр.
Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Гражданско-патриотическое воспитание
Права и обязанности гражданина (беседы на классных часах)
Трубникова С.Е.
Совместно с
ветераном УМВД по РМ
Кондратьевым А.И.


День окончания блокады Ленинграда (Цикл бесед «А память священна»
Трубникова С.Е.
Согласно
графику
работы
школьного музея

Художественно-эстетическое воспитание

Конкурс рисунков и плакатов по ПДД и правилам пожарной безопасности
Актив класса
Совместно с
учителем
ОБЖ Гущиным В.А.


Пополнение школьной галереи искусств «Зимняя сказка»
Актив класса



Выступление агитбригады ЮДП «Как нельзя себя вести»
Трубникова С.Е.











Выпуск школьной прессы, посвящённый Татьяниному дню и Дню студентов
Актив класса


Профориентация
Реализация проекта «Моя профессия»
Трубникова С.Е.
Совместно с родителями класса


Анкетирование учащихся «Кем я мечтаю стать»
Трубникова С.Е.


Экологическое воспитание

Реализация проекта «Покормите птиц зимой»
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем биологии Журавлёвой Л.В.


Экология жилища
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем биологии Журавлёвой Л.В.

Правовое воспитание
Беседы на классных часах «Общественный порядок и правила поведения обучающихся в общественных местах»
Трубникова С.Е.



Единый день профилактики

Трубникова С.Е.


Социально-значимая деятельность

Акции отряда волонтёров «Здоровая Россия» по профилактике употребления ПАВ
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Акция «Сделай добро!»
Актив класса
Приобретение кормов для животных, содействие о организацией по защите прав животных г.о.

Саранск


Реализация социального проекта «Шаг навстречу»
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Работа отряда волонтеров , помощь ветеранам, очистка памятников
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Акция «Покормите птиц зимой»
Трубникова С.Е., актив класса



Тематическая линейка
Памятные даты героев России. День героев Отечества

Трубникова С.Е.
Данилина Ю.Н.


Волонтёрское движение- кл. часы для учащихся нач. школы. «Национальные парки»
ТрубниковаС.Е., волонтёры класса


Диагностика
Диагностический классный час «Жизнь – главная ценность человека». «Я- изгой»
Трубникова С.Е.
Диагностика

Учебная деятельность
Факультативный курс «Школа этикета»
Педагог доп. образования



Курсы «Стрельба», «Строевая подготовка»

Куратор кадетского движения Салищев А.А., Мышкин В.В.
Кадетское движение


Февраль «Отчизны верные сыны».
Задачи:
( воспитывать чувство гражданственности, приобщение к духовным ценностям своего Отечества;
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Гражданско-патриотическое воспитание
День Победы советских войск под Сталинградом (1943 г.)

Трубникова С.Е.
Работа школьного музея


День защитника Отечества
Трубникова С.Е., актив класса
Совместно с родителями класса


Экскурсии в школьный музей имени П.И. Ботина
Трубникова С.Е., экскурсионная группа класса
Работа школьного музея


Уроки мужества
Трубникова С.Е.



Общешкольное мероприятие «День памяти воинов-интернационалистов «Пока горит свеча»
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогами доп. образования Шипицыной М.С., Хмаренко Г.А.


Час Памяти, встреча с воинами интернационалистами
Трубникова С.Е.



Фестиваль патриотической песни «Песни великого подвига»

Трубникова С.Е., Девяткина Е., Батяйкина Н.
Совместно с педагогом доп. образования Шипицыной М.С.


Мероприятие «Посвящение в кадеты»
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогами доп. образования Шипицыной М.С., Хмаренко Г.А.


Конкурс чтецов «Славим Россию»

Маршев С.
Совместно с учителем литературы Винокуровой Н.М.


Открытый классный час
«Служили наши деды»
Трубникова С.Е.



Мероприятие «Юные солдаты Отчизны»
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогами доп. образования Шипицыной М.С., Хмаренко Г.А.


Вечер, посвящённый 23 февраля

Трубникова С.Е.
Совместно с родителями класса

Художественно-эстетическое воспитание

Концерт, посвящённый Дню защитника Отечества
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогами доп. образования Шипицыной М.С., Хмаренко Г.А.


Выставка плакатов и рисунков, посвящённых дням Воинской славы России
Трубникова С.Е., актив класса



Смотр строя и песни, посвящённый Дню защитников Отечества
Трубникова С.Е.
Совместно с организатором кадетского движения Салищевым А.А.


Соревнования «А ну-ка, мальчики»
Трубникова С.Е., девочки класса
Род. комитет

Спортивно – оздоровительное направление

Беседы на классных часах «Полезные и вредные привычки»
Трубникова С.Е., актив класса



Проект-исследование «Чем опасны чипсы, кола, кириешки?»
Трубникова С.Е.



Соревнование по баскетболу , посвящённое Памяти Кости Старикова и Сергея Иванова

Трубникова С.Е., спорт. Сектор класса
Совместно с организатором кадетского движения Салищевым А.А.


Поход в Ледовый дворец
Трубникова С.Е.
Катание на коньках

Профориентация
Деловая игра «Я выбираю профессию»
Трубникова С.Е., актив класса



Мероприятие:«Есть такая профессия – защищать Родину»
Трубникова С.Е., актив класса


Экологическое воспитание


Правовое воспитание
Социально-значимая деятельность

Экологическая викторина «Мордовская флора и фауна»
Работа лекторской группы «Молодая гвардия» «Подвиг молодогвардейцев (из цикла «А память священна»
Трубникова С.Е., учебный сектор



Совместно с учителем биологии Журавлёвой Л.В.


Летопись войны (встречи с ветеранами ВОВ и труда, видеозапись их воспоминаний)
Трубникова С.Е., актив класса
Совместно с родителями класса


Акция «С добрым утром, ветеран!»- поздравление ветеранов на дому
Трубникова С.Е., актив класса, волонтёры класса


Диагностика
Диагностический классный час «Жизнь – главная ценность человека»
Трубникова С.Е.
Диагностика

Учебная деятельность
Участие в олимпиаде по Основам православной культуры», «Наше наследие»
Трубникова С.Е.
Региональный этап


Участие в научно- практической конференции
Трубникова С.Е.
Школьный этап


Март «Грани детства: радуга искусств»
Задачи:
( воспитание у учащихся эстетической культуры, потребности в творческой
деятельности, посредством участия в конкурсах, фестивалях, концертах;
воспитание уважения к женщине- матери.
Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Гражданско-патриотическое воспитание
Кл. час. «День воссоединения Крыма с Россией»
Трубникова С.Е.



Классные часы и мероприятия: «Родина, семья, школа»
Трубникова С.Е.
Совместно с родителями


Операция «Мы вас помним»-поздравление ветеранов педагогического труда
Трубникова С.Е., актив класса


Художественно-эстетическое воспитание
Концерт, посвящённый Дню 8 марта
Трубникова С.Е., творческий сектор
Соместно с педагогами доп. образования Шипицыной М.С., Хмаренко Г. А.


Выпуск школьных СМИ о празднике 8 марта
Трубникова С.Е., актив класса



Конкурс стихов «Есть женщины в русских селеньях»
Трубникова С.Е., Маршев С., Батяйкина Н.
Совместно с учителем литературы Винокуровой Н.М.


Мартовский калейдоскоп» праздничные мероприятия, посвященные Международному Женскому Дню 8 Марта; встречи, конкурсы, огоньки, по классам
Трубникова С.Е., актив класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.

Спортивно – оздоровительное направление

Весёлые старты «Стартуют все: девочки, мамы, учителя», совместное мероприятие
Трубникова С.Е.



Мониторинг здоровья
Трубникова С.Е.
Соместно с мед. Работником Богатовой Н.Н.


Всемирный день сна (беседы о профилактике различных заболеваний и о ЗОЖе)
Трубникова С.Е.
Совместно с родителями Мягковой Я.Б., Солдатихиной О.В., Нечайкиной О.В.

Профориентация
Встречи с представителями различных профессий
Трубникова С.Е.
Совместно с родителями


Калейдоскоп профессий
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.

Экологическое воспитание

Единый день профилактики
Трубникова С.Е.
Совместно с инспектором ОДН


Беседа «О профилактике экстремизма»
Трубникова С.Е.


Социально-значимая деятельность

Тренинги отряда волонтёров «Здоровая Россия» по профилактике употребления ПАВ
Трубникова С.Е., волонтёры класса



Создание проекта «Наша школа» (к 40-летию открытия МОУ СОШ №32)
Трубникова С.Е., актив класса
Совместно с родителями


Тематическая линейка «Всемирный день поэзии».
«Всемирный день Земли»
Трубникова С.Е.
Совместно с Кл. рук. 6 Б класса Викторовой Н.Д.


Мероприятие «Мы поздравляем именинников»
Актив класса


Диагностика
Диагностический классный час «Жизнь класса глазами учеников»
Трубникова С.Е.



Апрель «Берегите землю, берегите».
Задачи:
совершенствование работы по экологическому воспитанию, формирование культуры поведение учащихся, привитие навыков ЗОЖ
( формирование готовности выполнять трудовые роли

Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Гражданско-патриотическое воспитание
Кл. час. «День космонавтики»
Трубникова С.Е., актив класса



День победы русских воинов князя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] над немецкими рыцарями на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) (день воинской славы России, беседы из цикла «А память священна»)
Трубникова С.Е.



Экскурсии по святым местам земли мордовской.
Трубникова С.Е.
Совместно с родителями


Праздник «Святая Пасха»
Трубникова С.Е.
Совместно с родителями


Встречи СС священником
Трубникова С.Е.
Священник Денисенко Н.М.

Художественно-эстетическое воспитание

Всемирный день детской книги

Трубникова С.Е.
Совместно с библиотекарем Мироновой Д.С.

Спортивно – оздоровительное направление

День здоровья
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем физической культуры Салищевым А.А.


Соревнование детей группы риска «Бегом от ПАВ»
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем физической культуры Салищевым А.А.


Анкетирование учащихся «Что такое ЗОЖ?»
Трубникова С.Е.


Профориентация
Встречи с сотрудниками военкомата (разговор о военной профессии, 8 апреля День работников военкомата)
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем ОБЖ Гущиным В.А., куратором кадетского движения Салищевым А.А.


Тематическая беседа «Чернобыль – черный день» ,к 30-летию со Дня Чернобыльской трагедии
Трубникова С.Е.


Экологическое воспитание

Беседы на классных часах о защите природы
Трубникова С.Е.



Общешкольная линейка «День памяти погибших в радиационных катастрофах»
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Культурно-экологическая акция «День Земли». Благоустройство школьного двора.
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Операция «Обелиск»
Трубникова С.Е., волонтёры класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Акция «Белая ромашка», «Посади дерево»
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем биологии Журавлёвой Л.В., совместно с родителями

Правовое воспитание

Единый день профилактики
Трубникова С.Е.
Совместно с ветераном УМВД по РМ Кондратьевым А.И.


Классный час «Ещё раз о правах и обязанностях»
Трубникова С.Е.


Социально-значимая деятельность
Тренинги отряда волонтёров «Здоровая Россия» по профилактике употребления ПАВ
Трубникова С.Е., волонтёры класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Мероприятие «Природа в опасности»
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем биологии Журавлёвой Л.В.


Создание и реализация экологических проектов
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем биологии Журавлёвой Л.В.


Акция «Школьный двор»
Трубникова С.Е.



Конкурс рисунков и плакатов «Природа в опасности»
Экологический патруль, изготовление листовок для населения «Не засоряйте нашу территорию»
Трубникова С.Е., актив класса
Совместно с учителем биологии Журавлёвой Л.В.

Диагностика
Диагностический классный час «Место подростка в обществе»
Трубникова С.Е.
Диагностика


Май « Шаги нашей истории»
Задачи:
( формирование атмосферы взаимопонимания, добра, чувства патриотизма у учащихся школы;
( воспитание гордости за мужество, героизм российского народа;
( оказание помощи в организации летнего отдыха учащихся;
( подведение итогов работы за год

Направление ВР, учебной деятельности
Мероприятие, кл. час, учебное занятие
Ответственные
Примечание

Гражданско-патриотическое воспитание
Школьный парад Победы
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Мероприятия, посвящённые Дню Победы
Трубникова С.Е.
Соместно с педагогами доп. образования Шипицыной М.С., Хмаренко Г. А.


Встречи с ветеранами ВОВ и труда
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Вахта Памяти
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Операция «Ветеран живёт рядом»;
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Операция «С Днём Победы»;
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Трудовая вахта по благоустройству памятника «Подвиг в камне и в бронзе»;
Трубникова С.Е., волонтёры класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Участие в патриотических акциях:
Георгиевская лента;
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


вахта памяти;
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


экскурсии в школьный музей;
Трубникова С.Е., экскурсионная группа
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


митинг, посвящённый памяти павших в годы ВОВ;
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


участие в параде Победы;
Трубникова С.Е.



Выставка рисунков «И внуки восславят радость победы»
Трубникова С.Е.
Совместно с учителем ИЗО Ильиной Е.Н.


Рейд по проверке школьных учебников
«Сохраним школьный учебник»
Трубникова С.Е., Журтов Т., Сюваева Э.
Совместно с библиотекарем Мироновой Д.С.

Художественно-эстетическое воспитание

Конкурс «Открытка ветерану»

Актив класса, творческий сектор


Спортивно – оздоровительное направление

Эстафета, посвящённая празднику Победы

Трубникова С.Е.
Совместно с учителем физической культуры Салищевым А.А.

Профориентация
Календарь знаменательных дат (в помощь в выборе профессии):
7 мая – День радио
Трубникова С.Е.


Экологическое воспитание
Реализация проекта «Зелёная школа»
Трубникова С.Е.



Акция «Чистый двор»
Трубникова С.Е.


Правовое воспитание

Единый день профилактики
Трубникова С.Е.



Беседа «О профилактике экстремизма»
Трубникова С.Е.


Социально-значимая деятельность
Тренинги отряда волонтёров «Здоровая Россия» по профилактике никотина»
Трубникова С.Е., волонтёры класса
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Акция «Георгиевская ленточка
Трубникова С.Е.
Совместно с педагогом- организатором Стебловой О.П.


Тематические линейки
«Помним! Гордимся! Дорожим!»
Трубникова С.Е.
Ответственный
6 Г класс


Акция «Поздравь ветерана!»
Актив класса, волонтёра класса



Мероприятие «Мы поздравляем именинников»
Актив класса



Выпуск школьных СМИ, посвящённых Дню Победы
Творческий сектор



Линейка Последнего звонка
Трубникова С.Е.


Социально-значимая деятельность.
Концерт, посвящённый окончанию учебного года
Трубникова С.Е.
Концерт для родителей

Гражданско- патриотическое воспитание.

Организация поездки в санаторий «РЕШМА»
Трубникова С.Е.
Кадетское движение


Экскурсия в музей пожарной безопасности
Трубникова С.Е.


Диагностика
Диагностический классный час «Виды летней занятости подростка. Формы летнего отдыха и оздоровления»
Трубникова С.Е.
Диагностика


2.2. Условия образовательного учреждения, способствующие реализации программы.

1.Оснащенность здания школы.
Дизайн и оснащенность учреждения способствует созданию комфортной психологической атмосферы и повышению эффективности воспитательной работы классного руководителя и учителя: имеется компьютерный класс, видео- класс, интернет, школьный сайт; работает школьная библиотека и читальный зал (возможен просмотр фильмов и проведение мероприятий, библиотечных уроков); оформлены стенды, уголки различной направленности (расписание индивидуальных консультаций, секций, кружков, информация по ЗОЖ, уголок по Правилам дорожного движения, школьная газета «Алые паруса» и т.д.; классные кабинеты оснащены средствами ТСО: интерактивные доски, телевизоры, компьютеры, видеоаппаратура; демонстрационные материалы по формированию ЗОЖ; современная столовая, оборудован кабинет ОБЖ, медицинский и стоматологический кабинет; имеется актовый зал с проектором, экраном, аудиоаппаратурой, музыкальными инструментами; работает спортивный зал, танцевальный зал; оборудован стадион и волейбольная площадка, бассейн, функционирует кабинет музыки; кабинет логопеда, психолога; школьная типография; школьный музей боевой славы им. П.И. Ботина; историческая экспозиция. Школьное пространство создает впечатление целостности, в то же время оно мобильно.

2. Методическое обеспечение воспитательного процесса
В воспитательном процессе наблюдается положительная динамика по формированию духовно- нравственному воспитанию учащихся кадетских классов, благодаря разнообразию форм и направлений работы с учителями и педагогами дополнительного образования, с учащимися и родителями с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Основные направления методической работы
Методическая работа с педагогическим коллективом: - педагогические советы, - организация и участие в семинарах, конференциях на уровне школы и города, - заседания МО классных руководителей, - обмен опытом по организации воспитательной работы в классе, - организация консультаций для начинающих классных руководителей, - работа на базе школы городского клуба классных руководителей; - обучение на курсах, самообразование - создание на странице школьного сайта банка сценариев школьных и классных мероприятий, классных часов, методических и диагностических материалов для классных руководителей.
В школе разработаны методические программы:
Программы по кружкам, секциям и факультативам
Программа патриотического воспитания учащихся «Растим патриотов России».
Программа по Профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних « Подросток».
Программа по Профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся «Безопасное колесо».
Программа развития Взаимодействия семьи и школы «Мы- вместе» - в воспитании ребенка.
Программа Дополнительного образования «Мир творчества».
Образовательная программа внеурочной деятельности с обучающимися по оптимизационной модели в рамках реализации ФГОС НОО и ООО.
Программа воспитания и социализации учащихся среднего звена МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32».
Программа духовно – нравственного воспитания школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» в рамках реализации ФГОС НОО.
Программа «Здоровье».
Программа кадетского движения «Я- кадет».
Также реализуется подготовка учащихся к участию в мероприятиях и конкурсах на уровне класса, школы, города; социальная проектная деятельность; работа с активом класса; профориентация - работа по родословной; беседы, обмен опытом с классными руководителями, с узкими специалистами школы (психолог, социальный педагог) и городских учреждений по работе с детьми и семьей.
Методическая работа с родителями: - родительские собрания; - родительский всеобуч; - День открытых дверей (Саммит школьных дел) - Родительская конференция; - работа школьного сайта, электронного журнала; - привлечение к профориентационной работе, к участию в мероприятиях и классных часах. - работа в Управляющем совете школы и в родительских комитетах класса.

3. Коммуникативная среда
Коммуникативная среда способствует взаимопониманию всех участников воспитательного процесса и повышению его эффективности. Коммуникативная среда включает: - демократический стиль управления, общения и преподавания на принципах педагогики сотрудничества; - доброжелательную атмосферу в классе и в школе в целом; - продуктивное общение учащихся, родителей и сотрудников учреждения; - сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и города - работу Управляющего совета; - работу сайта образовательного учреждения; - сотрудничество образовательного учреждения с различными организациями и службами города, с объединением силовых структур «ВОИН» В целом достигается главная цель - формирование положительного отношения к школе и стойкая мотивация к сотрудничеству.


Таким образом, в школьном здании созданы необходимые условия для формирования духовно- нравственной личности учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В учебном процессе классный руководитель применяет методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. В основу ФГОС положен системно- деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию. Система построения учебного материала на уроке позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового.
Конечный результат работы по духовно- нравственному, военно-патриотическому и гражданскому воспитанию кадетской школы спроектирован в виде модели выпускника- кадета, которому присущи следующие качества:
Высокая духовность – развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания казачества, творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, готовность к сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований, сформированность морально-этических принципов.
Гражданская позиция – осознанное принятие культурно-исторических ценностей родной страны, общенациональных приоритетов и задач, наличие личной системы ценностных ориентаций, включая нормы и правила общения, принципы толерантности; развитие гражданского самосознания, личной ответственности за судьбу России и малой родины; целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей.
Патриотическое сознание – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, уважение к традициям и кодексу чести казаков. Результатом реализации программы воспитания и социализации должен стать ученик: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции казачества и кадетства; осознающий и принимающий ценности семьи, традиции многонационального российского народа; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на реализацию своего творческого потенциала на основе традиционной культуры и нравственных идеалов казачества; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
4.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
5. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
6.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
7. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
8. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
9. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
10. Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
11. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
12. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
13. Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011
14. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
15. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011. Внеклассная работа
16. Праздник вручения паспортов / И. Е. Магомедова //Ж. Воспитание школьников. – № 6-2010.
17. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»: вечер, посвященный годовщине вывода войск из Афганистана / Т. Е. Вежевич // Ж.Воспитание школьников. - № 1-2010.
18. Защитник земли русской: вечер памяти Александра Невского / Т. Ю. Маврина // Ж.Воспитание школьников. – № 9-2009.
19. Родина моя – Россия: праздник для учащихся начальных классов / С. Чернышова // Ж. Воспитание школьников.– № 10-2006.
20. День защитника Отечества: праздник для детей младшего школьного возраста / Я. Леонова // Ж.Воспитание школьников. - № 1-2006.
21. День Победы: конкурс для учащихся среднего школьного возраста / Т. Андреева // Ж.Воспитание школьников. -№ 3-2008.
22. Литературно-музыкальный час, посвященный Великой Отечественной войне и военной поэзии А. Т. Твардовского: урок памяти для учащихся 5 – 6 классов / И. Л. Новикова, М. М. Марюхина // Ж. Воспитание школьников. –– № 3-2010.
23. Полководцы Победы Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский: интеллектуальная игра для учащихся старшего школьного возраста / О. В. Путенко //Ж. Воспитание школьников. –№ 4-2010.























Приложение.








13PAGE 15


13PAGE 147615





Заголовок 1 Заголовок 315