Система деятельности по программе духовно-нравственного воспитания младших школьников

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Приоритетной задачей нового десятилетия XXI века является, на наш взгляд, разработка и реализация национальной стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания. 
Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России определяется как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России». Данный ориентир задает новый вектор развития системы воспитания и духовно-нравственного развития, стратегии педагогического мышления, ценностных ориентаций современной семьи.
Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательного процесса.
С целью создания концептуальной идеологической основы образовательного процесса в начальной школе лицея разработана данная программа.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Мечтаю, живу и люблю» является составной частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Нормативно-правовая и методологическая основа программы ДНРВ обучающихся на ступени начального общего образования определена:
Законом РФ «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основной образовательной программой МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет сегодня следующие базовые национальные ценности российского общества:
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
ФГОС и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России устанавливают требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их социальные
компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание системы деятельности по социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Планируемые результаты
ФГОС и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяют три основных уровня воспитательных результатов:
В данной программе все три уровня планируемых результатов определены внутри каждого модуля (концентрума) программы.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Направления реализации программы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество
Деятельность по направлениям программы комплексно реализуется в рамках концентрической модели ДНРВ обучающихся.


1 год обучения: « Семя «Я». Моя семья.
2 год обучения: « Мой город – мой Новосибирск».
3 год обучения: « Россия – Родина моя».
4 год обучения: « Я – гражданин Вселенной».

Первый концентрум «Семь «Я». Моя семья» определяет цели, задачи, планируемые результаты и стратегии деятельности первого года обучения в начальной школе.
Основная идея духовно-нравственного воспитания в этот период заключается в познании себя, осознании себя как личности и себя как части семьи, семейных традиций и уклада, семейной истории и будущего.
Задачи воспитательной работы в этот период
развивать интерес к самому себе;
формировать качество самопризнания себя как личности;
формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
формировать нравственную культуру учащихся;
способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни
воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
развивать у детей интерес к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение.

Календарный план
№ п\п
мероприятия
сроки
ответственные

1
Урок знаний «Здравствуй школа, здравствуй класс!»
сентября
Кл. руководитель, родительский комитет

2
«Что означает моя фамилия». Беседа
Третья неделя сентября
Кл. руководитель

3
«Почему меня так назвали». Беседа
Четвёртая неделя сентября
Кл. руководитель

4
Классный час «Как вести себя в общественных местах»
октябрь
кл. руководитель

5
Семейный праздник «Нам вместе весело»
октябрь
Кл. руководитель, родительский комитет

6
Час общения «Мир моих интересов»
ноябрь
кл. руководитель

7
День всех матерей
ноябрь
кл. руководитель

8
Конференция идей «Золотые правила хозяюшки»
январь
Кл. руководитель, родительский комитет

9
Игра «Проект семьи 21 века»
февраль
Кл. руководитель, родительский комитет

10
Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа»
апрель
Кл. руководитель, родительский комитет


2. Второй концентрум «Мой город – мой Новосибирск» определяет цели, задачи, планируемые результаты и стратегии деятельности второго года обучения в начальной школе.
Основная идея духовно-нравственного воспитания в этот период заключается в развитии у детей интереса к истории своего края, места, где они живут; приобщении к духовным и национальным традициям; в воспитании личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
Задачи воспитательной работы в этот период
формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему Новосибирска и области;
формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;
развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране;
воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;
развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);
формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражение этого в своей деятельности.
3. Третий концентрум «Россия – родина моя» определяет цели, задачи, планируемые результаты и стратегии деятельности третьего года обучения в начальной школе.
Основная идея духовно-нравственного воспитания в этот период заключается в развитии у детей интереса к истории своей страны, где они живут; приобщении к духовным и национальным традициям России; в воспитании личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
Задачи воспитательной работы в этот период
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
развивать чувство гордости за свою страну;
воспитывать уважение к людям старшего поколения, героям ВОВ;
воспитывать чувство мужества, ловкости, ответственности;
развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.
4. Четвёртый концентрум «Я – гражданин Вселенной» определяет цели, задачи, планируемые результаты и стратегии деятельности четвёртого года обучения в начальной школе.
Основная идея духовно-нравственного воспитания в этот период заключается в развитии у детей интереса к истории государств нашей планеты; приобщении к духовным и национальным традициям различных народов Земли; в воспитании личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
Задачи воспитательной работы в этот период
Воспитывать уважение к людям другой национальности;
воспитывать чувство толерантности;
развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них со Программа ДНРВ «Мечтаю, живу и люблю» содержит методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность, соответственно, выстраивается как методический конструктор и состоять из нескольких модулей (концентрумов).
Духовно-нравственное развитие обучающихся осуществляется в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельность:
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей.


Оценка достижения планируемых результатов
Ведущие методы мониторинговых процедур:
экспертные суждения (родителей, партнеров школы);
анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.). 
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития страны.
15