Школьная туристко – краеведческая деятельность как форма воспитательного процесса подрастающего поколения.


Школьная туристко – краеведческая деятельность как форма воспитательного процесса подрастающего поколения.
Анаисова Людмила Валентиновна, учитель географии, биологии ФСОШ № 1, ПДО Теректинского Дома творчества;

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у него не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Д.С. Лихачев.
Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым утверждена Государственная программа развития образования РК на 2011 – 2012 год. Вместе с задачами внедрения принципиально новых моделей образования приоритетным направлением государственной политики в этой сфере названо развитие системы воспитания подрастающего поколения. Одно образование не дает гармонично развитую личность, действующее во благо общественного прогресса. В этих целях в Программе запланирован комплекс мер по патриотическому воспитанию, формированию гражданской активности и механизма раскрытия творческого потенциала молодежи. Однако, определяя задачи на перспективу надо иметь реальное представление о сегодняшнем уровне воспитательной работы в учреждениях образования, о ее проблемах и недостатках. Как указывается в Программе эффективность воспитывающего потенциала в них остается низкой. Одним из главных направлений в деятельности, образовательных учреждений является воспитание учащихся в духе казахстанского патриотизма. В настоящее время актуальной проблемой стоящей перед всеми педагогами страны, является воспитание у подрастающего поколения любви к родному краю, родной культуры, воспитание гражданственности казахстанского патриотизма.
Одним из средств патриотического воспитания учащихся является краеведение. Туристко – краеведческая деятельность с каждым годом становится традиционным средством обучения и воспитания подрастающего поколения в системе образования Казахстана. Краеведение – это не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и развитие способностей сохранения природного и культурного наследия своего края, заботе о его будущем. «Краеведение – это сфера общения людей разных поколений, разного уровня знаний, объединенных общими интересами и тягой освоения нового» - С.О. Шмидт. Слово краеведение введено в 1914 году ученым географом И.Д. Маньковым и историком – методистом В.Я. Улановым. Краеведение – это область знаний, характеризующая жизнедеятельность человека на своей Земле, во времени и пространстве. Это механизм передачи адаптационного опыта от поколения к поколению. Осуществляется через краеведческий подход и краеведческую информацию. Краеведческая информация – это сведения, получаемые в ходе социально – культурной адаптации. Краеведческий подход – это метод достижения теоретического и практического освоения действительности последовательно от территориально – локального к глобальному уровню познания мира через освоение и анализ опыта предыдущих поколений. Принципы краеведческого подхода в педагогике – сущность, связи и отношения. Имеется в виду выработка понятий о важности опыта прошлого, исторической памяти, формировании памяти об общем и особенном. В настоящее время туристко – краеведческая деятельность в Казахстане осуществляется в трех секторах:
Государственный сектор. Это система образования – организации общего среднего образования, ДДТ, Центры туризма и экологии, станции юных натуралистов, спортивные школы, системы органов молодежной политики.
Частный коммерческий сектор. Туристические фирмы.
Частный некоммерческий сектор. Общественные объединения, фонды, союзы.
Главную роль в развитии краеведческой деятельности принадлежит государственному сектору. Хотелось бы подробнее остановиться на школьном краеведении. Школьное краеведение – это совместный путь учителя и учеников в осмыслении адаптационного значения, самоощущения человека в определенной местности. Это умение использовать плоды человеческой культуры. Это воспитание государственного патриотизма с опорой на природу. Школьные программы туристко – краеведческих объединений должны предусматривать использования всех путей к природе. Специалисты выделяют три тесно связанных каналов формирования субъективного отношения:
- Перцептивный, когда основы формирования отношения служит чувственное восприятие объекта;
- Когнитивный, когда оно складывается, прежде всего, на основе переработки словесной информации;
- Практический, при использовании, которого главную роль играет непосредственное взаимодействие с объектом. Задействование каждого канала предусматривает использование специфических форм и методов работы. Устоявшийся тип учебных программ не в состоянии отразить это разнообразие. Краеведение вошло в программу школьного обучения, подготовлены многообразного типа учебные пособия; обновились экспозиции в местных музеях, появились региональные краеведческие журналы.
Краеведческая деятельность не является жестко фиксированными для определенного периода школьной жизни ребенка, но психологические исследования, восприятие детьми природных объектов и развитие субъективного отношения к природе позволило определить возраст который является особенно благоприятным для экологизации сознания. Этот возраст 10 – 13 лет. Особенно важно не обойти вниманием подростков в увлечениях туристко – краеведческой деятельности в данный возрастной период, когда ребенок открыт для получения знаний и сам является источником новых открытий.
Организация туристко – краеведческой деятельности состоит из 18 форм работы. В них входит: экскурсии, походы, экспедиции, кружки, музеи, соревнования, научные слеты, уроки с использованием краеведческой работы. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер туристко – краеведческой деятельности в обучении, воспитании и оздоровлении детей. Учитель – главное действующее лицо и основной источник инициативы. Поэтому необходимо постоянно заботиться об идеологической, физической и научной подготовке учителей. Нельзя внедрять в школе туристко – краеведческую деятельность административно – командными насильственными методами. Туристко – краеведческую деятельность в школе организуют учителя истории, географии, физкультуры. В нашей Федоровской школе № 1 данная деятельность проводится в рамках Научного общества учащихся, организованном в 2009 году, а так же, работой кружков, которая осуществляется в тесном контакте с Центрами Туризма и экологии и ДДТ.
Разнообразный комплекс средств и методов работы, заложен в программах Республиканских туристических экспедиций «Моя Родина Казахстан», «Атамекен», «Жаик – Урал», в которых значительное место отведено туристко – краеведческой деятельности. В соответствии с заданиями программ юные краеведы в период походов в экспедиции ближе познают родной край, его историю, культуру, особенности природы, участвуют в различных акциях по озеленению и благоустройству населенных пунктов, знакомятся с биографиями земляков. Будучи разнообразной и свободной по выбору это личностно – ориентированная внеклассная жизнь хорошо дополнит строгость и обязательность школьных уроков, с использованием краеведческого материала.
Например, по урокам географии: «Почвы», «Реки», «Климат», «Природа родного края», «Полезные ископаемые»; по истории: «Что такое этнография?», «Топонимика», «Изучение родословной семьи», «Нумизматика», где были использованы материалы, полученные в экспедиции «Жайык – Урал». В которой Федоровская СОШ № 1 Теректинского района Западно – Казахстанской области принимала участие с 2007 года по 2016 год, где Анаисова Людмила Валентиновна являлась руководителем экспедиции и отвечала за научную и исследовательскую деятельность учащихся.
На научных слетах были заняты следующие места:
2007 год – общекомандное второе место;
2008 год – научный доклад «Жайык – Урал» - первое место, общекомандное – третье место;
2011 год - общекомандное первое место;
2012 год - общекомандное первое место.
2015год- общекомандное первое место.

В школе ведутся прикладные курсы в 10 – 11 классах по следующим направлениям:
- «Краеведение и экология» - 10 класс, учитель географии и биологии Анаисова Л.В.;
- «Геоэкология родного края» - 11 класс, учитель географии и биологии Анаисова Л.В.; организовано НОУ «История родного края» - 7 – 9 классы, учитель истории Сагитова М. М., где учащиеся имеют возможности более детально изучить свой край. Можно сказать, что историческое краеведение, соединяя самые разнообразные материалы (археологические, географические, исторические) является интереснейшей отраслью знаний и относится к числу комплексных наук. Географическое краеведение, помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное воздействие, это гармония помогает в XXI веке противостоять разрушительному натиску, ненависти и жестокости на человеческую душу.
Большие возможности для патриотического воспитания школьников представляет школьный музей, руководителем которого является учитель ИЗО Жамет Н.Ж. Главная ценность созданного музея не в том, что он знакомит школьников с историей края, сколько в том, что материалы для него собирают сами ребята, они же выступают в роли экскурсоводов и оформителями экспозиций.
В завершении, хотелось бы отметить, что краеведческая работа, организованная в нашей школе имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе и полученные в ходе самостоятельной творческой работы, знания, познавательный опыт приносит огромное удовольствие детям.






15