Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: « Путешествие по России»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида»








Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР группы №12
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье.

Тема: « Путешествие по России»











Воспитатели:
Генрих Ириной Владимировной







г. Шарыпово
2015 г.
Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»
Цель: Создать условия для развития [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Обучающие: - обобщить и систематизировать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] детей о России;
-закрепить знания о названиях крупных российских городов и рек;
-закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн;
- закрепить названия народных промыслов.
Развивающие: -формировать уважительное отношение к государственным символам;
-развивать память, мышление;
-развивать познавательный интерес у детей;
-развивать умение добывать информацию самостоятельно;
- расширять словарный объём детей по теме.
Воспитывающие: -воспитывать любовь к Родине;
- воспитывать гражданско – патриотические чувства;
- воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство гордости за свою страну;
- воспитывать любознательность, наблюдательность.

Материалы: игрушка Буратино, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, карта России, запись гимна России, минус песни «Салют Победы», презентация о России, предметы и картины народного декоративно – прикладного искусства, запись музыки «Паровоз».
Предварительная работа: Беседы о российской символике; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; выполнение рисунков, посвященных Великой Отечественной войне; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Методические приёмы:
- игровой (использование игры путешествия, игрушки Буратино, дидактических игр);
- наглядный (использование иллюстраций, предметов, слайдов);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Словарная работа: за Родину горой, истинный герой, величавой, разводные, географические.




Ход занятия
I. Оргмомент.
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята я сегодня пришла в группу и увидела на моём стуле сидит кто это? (показ игрушки Буратино) Он сказал мне , что хочет узнать больше о стране, в которой мы с вами живём. Как мы можем помочь Буратино? (ответы детей)
Воспитатель: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] много разных стран, но самая большая какая страна? Как она называется?(Россия.)
– Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
– Как мы можем сказать про Россию, что она для нас? (Россия – наша Родина).
–Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна).
–А что означают слова малая Родина? (Это место где мы живём, город, деревня).
Воспитатель: Ребята, Буратино внимательно вас слушает и всё запоминает, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение:
Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)
– Чему все эти пословицы учат нас? ( Добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).
– А теперь подойдем к карте. Покажите на карте, где находится Россия? Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по России вместе с Буратино.
– Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)
Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.
(Звучит музыка “Паровоз”.)
Воспитатель: Станция называется “Государственная”
– Назовите столицу России? (Москва.)
– А кто расскажет стихотворение о Москве?
Стихотворение:
Москва – это Красная площадь, Москва – это башни Кремля, Москва – это сердце России, Которое любит тебя
Воспитатель: Президентом нашей страны является кто? (В.В. Путин.)
– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
–Ребята встаньте по четыре, это ваша компания, выберите посыльного (работа в группах) Задание посыльным: найдите флаг нашей страны среди других.
( посыльным даются конверты с флагами разных стран, среди них Российский. Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
– А кто расскажет стихотворение о флаге?
Стихотворение:
Белый цвет – березка, Синий неба цвет, Красная полоска –  Солнечный рассвет
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это? (на доске вывешены гербы разных стран)
– Найдите герб нашей страны. (дети выбирают из предложенных герб России.)
– Расскажем стихотворение про герб Буратино?
Стихотворение:
У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)
– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.
(Прослушивание отрывка гимна.)
Воспитатель: Мы отправляемся дальше.
Станция называется “Лесная”
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Нам в дождь и в зной Поможет друг, Зеленый и хороший Протянет нам десятки рук  И тысячи ладошек. (Дерево.)
Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)
– Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т.д.)
– Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)
– Какие ягоды можно собирать в лесах России? (Черника, брусника, клюква и т.д.)
– А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, сыроежки и т.д.)
– Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)
– Кто живёт в наших лесах? ( живут птицы, животные). Каких животных вы знаете? (Медведь, лиса и т.д.)
– А каких птиц вы знаете? (Дятел, скворец и т.д.)
– А теперь встаньте вкруг, мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали Это – березы в лесу, Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Руки согнули назад
Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.
– А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.
Воспитатель: Станция называется “Географическая”
–Ребята разделимся на три компании словами: Герб, флаг, гимн.
–Выберите посыльного, посыльные подойдите ко мне и получите задание.
( Задание - вам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте). (Слово РЕКА.)
– Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)
2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)
3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)
Воспитатель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.)
– Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”
– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Буратино не забыли? Поехали.
Мы приехали на станцию “Историческая”
Стихотворение:
Славилась Россия чудо – мастерами,  Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили, Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Давайте расскажем Буратино, какие изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
Разноцветные подружки Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.) – Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.) – Следующая загадка.  
Эта роспись – просто чудо, Голубая вся посуда. Роспись с синим завитком Манит русским васильком. (Гжель.) Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.  
Выросла золотая травка на ложке, Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)  
Все игрушки – непростые, А волшебно-расписные Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)  
Добрый мастер сделал сказку, Оживают звери в сказке, Мишки, зайцы, колотушки –  Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Воспитатель: Буратино, ребята запомнил названия изделий Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру “Золотые ворота”.
– Мы поиграли, но нам надо ехать дальше.
– А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.
– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)
– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В следующем году мы отмечаем 71 годовщину победы. Кого мы в этот день вспоминаем? ( Всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив).
Воспитатель: Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. И об этом мы сейчас споем песню
“Салют Победы”. (Дети исполняют песню и речевку.)
“Если дружба велика – будет Родина крепка”
Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое рассказали Буратино.
III Итог.
Воспитатель: - Приглашаю всех пройти на ковёр и сесть в кружок.
 Скажите, что мы делали? Мы рассказывали Буратино о России, а как по другому можно было бы Буратино узнать о России? ( посмотреть и прочитать в книгах, энциклопедиях, поискать информацию в интернете, посмотреть фильм о России), Сейчас каждый из вас будем говорить, что вам было делать труднее всего или что вам понравилось делать больше всего. При этом вытягивайте ленту из круга, лежащего на полу.
Воспитатель: - Посмотрите, что у нас получилось? (солнце) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Буратино сегодня побудет у нас в группе, у нас в группе есть книги, картины о России, вы можете ещё сами рассказать Буратино о России.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15