Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ярмарка»


Бердник Марина Александровна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 32 «Росинка»
г. Выборг, Ленинградская обл.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
«Ярмарка»
Задачи:
Коррекционные:
Развивать зрительное восприятие и узнавание предметов по контурам и силуэтам.
Развивать произвольное слуховое внимание и слуховую память.
Развивать правильное речевое дыхание.
Развивать общую и мелкую моторику рук.
Закреплять знания о звуках и буквах, умение выделять первый звук в слове.
Обогащать словарь детей новыми словами, пословицами.
Упражнять в построении полных и грамматически правильных ответов, в выработке выразительной дикции.
Изобразительные:
Обобщить представления и знания детей о народно-прикладном искусстве.
Побуждать детей к проявлению творческой активности в сочинительстве и импровизации по мотивам дымковской росписи.
Продолжать приобщать детей к русскому промыслу (росписи глиняных игрушек), совершенствовать умение расписывать игрушку дымковским узором.
Совершенствовать технические навыки (использование нетрадиционных приёмов рисования).
Воспитательные:
Развивать способность сосредотачивать своё внимание на выполняемом действии,
Развивать самоконтроль за поведением и речью.
Оборудование:
Фланелеграф, разрезные картинки, контуры и силуэты дымковских игрушек, дымковские игрушки, схема слова «дымково», буквы, картинки, «карусель», «Лавка - киоск», перчаточные куклы, глиняные игрушки для росписи, краски, палочки, схемы дымковских узоров, аудиозаписи народной музыки.Ход занятия:
Дети входят в зал с логопедом под музыку, приветствуют гостей.
Логопед: Добро пожаловать гости дорогие,
Веселья вам да радости желаем!
Давно мы вас ждём, поджидаем,
Веселье без вас не начинаем.
1 ребёнок: Рады мы встречать гостей,
Проходите поскорей,
Как живём, во что играем,
Рассказать вам обещаем!
2 ребёнок: Наш детский сад зовут «Росинка».
Нам радостно живётся в нём.
Мы здесь играем и гуляем,
Танцуем, пляшем и поём.
Логопед подзывает детей к себе:
Ребята, вы играть любите? Давайте поиграем! Я загадаю слово, а вы должны будете его угадать. А чтобы вам было легче, я назову несколько слов-подсказок. Слушайте внимательно: солнце, тепло, капель, ручей, веселье, скворец. Как вы думаете, какое слово я загадала?
Ответы детей.
Беседа логопеда с детьми по вопросам:
Правильно! А какое у вас настроение весной? Посмотрите друг другу в глазки. Скажите, почему они у вас блестят? Отчего у вас такие добрые улыбки? Чему вы ещё радуетесь? Какие весенние праздники вы знаете? Как вы думаете, что нужно для того, чтобы праздник был весёлый? А фокусы вы любите? Тогда повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем колдовать.
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Глазки все закрыли,
Завертелись, закружили.
КРИБЛИ-КРАБЛИ-БУМ.
Дети повторяют за логопедом заклинание.
Логопед достаёт шкатулку, дети открывают глаза:
Открывайте глазки.
Вот шкатулка непростая,
Вот шкатулка золотая,
Тайна скрыта в ней большая,
Вы найдите 10 частей,
Разгадайте её скорей.
Дети открывают шкатулку, достают из неё разрезную картинку, составляют на фланелеграфе.
Логопед: Что у вас получилось?
Дети: Петрушка, клоун, скоморох…(варианты ответов)
Логопед: Да, это скоморох. А чтобы узнать, куда он нас приглашает, нам с вами нужно прочитать слово, которое написано у него на гармошке.
Дети читают: ЯР – МАР - КАЛогопед: Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это весёлое представление с играми, хороводами, песнями, шутками, интересными загадками.
На ярмарке кто – то продаёт, а кто – то покупает.
Ярмарка – это большие торги.
Логопед: Ну, что, хотите поехать на ярмарку?
Дети: Да!
Логопед: Вставайте друг за другом и поехали:
Дети встают друг за другом, «берут» в руки «руль», звучит музыка, дети двигаются по кругу и выполняют движения в соотвествии с текстом.
Речь с движением «Ехали, мы ехали…» - на последних словах дети берутся за руки и ведут хоровод.
Ехали, мы ехали, до горы доехали,
Въехали, съехали, дальше поехали,
Ехали, мы ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дальше поехали,
Ехали, мы ехали, до речки доехали,
Мост переехали, дальше поехали,
Ехали, мы ехали, до площади доехали,
На площадь заехали, на ЯРМАРКУ приехали.
В зал вбегает скоморох:
Эй, ребята, поспешите и на ярмарку бегите.
Тут веселье и игра, ждут вас просто чудеса!
Ярмарка! Ярмарка! Огневая, яркая,
Глянешь направо – лавки с товаром,
Глянешь налево – веселье даром.
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
А меня то вы узнали?
Дети: Да. Скоморох!
Логопед: Спасибо, скоморох! Мы получили твоё приглашение и вот приехали на ярмарку.
Скоморох: Ну, молодцы, что приехали! Давайте знакомиться. Как меня зовут, вы знаете! А вот как вас зовут, я не знаю.
Дети хором называют свои имена.
Логопед: Ребята, так мы не познакомимся. Трудно понять, что вы говорите хором. Давайте лучше знакомиться по - нашему. Вставайте в круг и поиграем. Вы по очереди будете называть своё имя, отхлопывая его в ладоши, а последний слог сдуете скомороху с ладошки. Он поймает этот слог и назовёт ваше имя.
Проводится игра «Поймай слог»
Скоморох: Ну, вот, мы с вами и познакомились.
Хоть сума моя проста
С виду вроде бы пуста.
Ну ка, ………, подойди,
В сумку руку опусти.
Ребёнок подходит к скомороху и достаёт из сумки лист бумаги, отдаёт его скомороху.
Скоморох: А это мой рисунок. Я хотел нарисовать игрушки и вот что получилось. Помогите, пожалуйста, отгадать.
Логопед: Ну, что, ребята, попробуем?
Дети: Да!
Логопед: Встаньте парами. Сначала каждая пара назовёт предмет, который она узнала, а потом вы должны будете найти силуэт этого предмета на столе, и назвать какой росписью его украшают.
Дети разбиваются на пары и выполняют задание.
Скоморох: Какие вы молодцы, ребята! Спасибо, помогли мне.
А теперь, не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Логопед: Отчего ж не поиграть.
Всегда мы играм рады!
Правда, дети?
Скоморох: Теперь, ……., подойди,
В сумку руку опусти.
Ребёнок достаёт из сумки скомороха шнуры с палочками.
Скоморох: А теперь мы посмотрим, какие вы быстрые и ловкие!
Игра «Моталочка» под музыку.
Скоморох: Да быстрые вы и ловкие!
Посидите, отдохните,
Да умом пошевелите.
Дети рассаживаются на стульчики.
Отгадайте – ка загадку:
Весёлая, белая глина, кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы,
А, ну, отгадайте, кто я?
Дети: Дымковская игрушка.
Скоморох: Что же это за дымковская игрушка такая, и где её можно встретить?
1 ребёнок : Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.
2 ребёнок: Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
3 ребёнок : Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо – сказки
И лепили там из глины все игрушки непростые,
А волшебно-расписные.
Скоморох: Для чего нужны эти дымковские игрушки?
Дети: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми дом украшают. Их берегут.
Дымковские мастерицы долгими зимними вечерами лепят игрушки, расписывают их.
А весной спешат на ярмарку, чтобы удивить и обрадовать своим товаром покупателей.
Логопед: Ну, молодцы! Всё рассказали! А вот правильно или нет, мы сейчас и посмотрим.
У меня есть карточка. (Логопед выставляет на доску карточку с зашифрованным словом.)
На ней спряталось слово. Посмотрите внимательно, какие буквы вы видите? Как они называются?(Гласные) Какие буквы спрятались в этом слове? (Согласные) Помогите мне, пожалуйста, найти согласные буквы. В названии этих картинок найдите первый звук, назовите его, и вместо картинки поставьте нужную букву.
Дети выполняют задание и читают слово: Дымково
Логопед: Да, ребята, правильно. В Дымково игрушки лепили из глины, обжигали в печи, расписывали и продавали на ярмарке. Мы с вами на ярмарку приехали, повеселились, поиграли, а подарки купить не успели. Не пора ли нам лавку искать?
Скоморох: Раз уж вы мне помогли, да много интересного рассказали, помогу и я вам лавки с товаром найти. Пойдёмте!
Ярмарка! Ярмарка! Все на ярмарку!
Звучит музыка. Дети ходят врассыпную по залу. Когда музыка затихает, дети произносят свои заклички.
1 ребёнок : Подходите! Подходите!
Мои бублики купите!
Мимо вам не дам пройти,
Их вкуснее не найти.
2 ребёнок: Зайца, зайца продаю
По дешёвке отдаю!
3 ребёнок: Эй, постойте, погодите!
Где вы брали сапоги?
4 ребёнок: Да, вон там, скорей беги!
Там немного их осталось,
Пары две!
3 ребёнок : Какая жалость!
Открывается лавка с дымковскими игрушками. В ней находится мастерица – воспитатель. Дети с логопедом обступают лавку.
Воспитатель – мастерица: Милости прошу в лавку мою!
Заходите, забегайте,
Всё, что надо выбирайте.
Здесь на ярмарке игрушки:
Птицы, утки, погремушки.
Беседа воспитателя с детьми по вопросам:
Ребята, а вы узнали мой товар? Он вам нравится?
Чем вам нравятся дымковские игрушки?
Из чего они сделаны? (какая она?)
Чем украшены игрушки? Какие элементы дымковской росписи использовали мастерицы, расписывая игрушки?
Какие основные цвета используют в «дымке»? Как можно охарактеризовать эти цвета? Они какие?
Да, чтобы игрушки радовали детей и взрослых их расписывают яркими, весёлыми красками.
А что вы ищите на ярмарке? Не подарки ли?
Дети: Да!
Воспитатель – мастерица: Я думаю, что самый лучший подарок тот, который изготовлен своими руками. И сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую, где вы будете настоящими художниками – мастерами и закончите роспись дымковской игрушки, которую лепили в замке с мастером Александром Николаевичем.
Скоморох: Вот бы и мне одним глазком взглянуть на работу ребят!
Воспитатель – мастерица: Нет ничего проще! Проходи и ты, скоморох, вместе с ребятами в мастерскую! Рассаживайтесь за столы.(Дети занимают места за столами)
Но прежде, чем приступить к росписи, чтобы наша работа спорилась, и всё у вас получалось, а пальчики были ловкими, сделаем для них гимнастику.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Гости»
Дети: «Мама, мама,
Что? что? что?
Гости едут,
Хорошо!
Здрасьте! здрасьте!
Чмок-чмок-чмок!
Воспитатель – мастерица: Молодцы! Пальчики размяли, а теперь приступайте к работе.
Дети расписывают глиняные игрушки, которые они предварительно покрыли грунтовкой. Воспитатель, логопед, скоморох помогают по необходимости. Звучит музыка.
Воспитатель – мастерица: Молодцы, ребята! А сейчас, пока наши игрушки подсохнут, я предлагаю вам поиграть в игру «Где был Иванушка?»
Дети выходят из-за столов, играют в игру с перчаточными куклами.
Воспитатель – мастерица: Вот и поиграли, повеселились. Игрушки наши подсохли, пойдёмте, рассмотрим их.
Дети подходят к столам, выставляют игрушки на крутящуюся подставку «Карусель», рассматривают.
Давайте вспомним, какой росписью мы расписывали игрушки? Красивые подарки получились? Вам они нравятся?
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду:
«Удивительное чудо!»
И сегодня это чудо сделали вы своими руками. Какие у нас руки?
Дети: Трудолюбивые, умелые, старательные, золотые,…..
Воспитатель – мастерица: Какие пословицы о труде вы знаете?
Дети: Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Сделал дело, гуляй смело.
Логопед: Ребята, смотрите, как кружатся наши игрушки. Как вы думаете, что у нас получилось?
Дети: Карусель
Логопед: А вы любите кататься на карусели?
Дети: Да
Скоморох: Эй, скажите, вы успели побывать на карусели?
Там вчера такое было, даже дух перехватило.
Подходи по одному, всех, кто хочет, прокачу!
Раз, два – подхватили,
Три, четыре – раскрутили.
Дети подходят к карусели, берутся за ленточки, кружатся под песню «Ярмарка» В. Леонтьева.Дети: Еле – еле, еле – еле,
Закружились карусели!
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Скоморох: Голова не закружилась?
А в глазах не помутилось?
Тогда поехали в другую сторону!
Дети: Еле – еле, еле – еле,
Закружились карусели!
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Карусели заводные.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья,
Дети: До свиданья! До свиданья!