Конспект НОД по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в средней группе Корешки для Мишки


Структурное подразделение
государственного бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы им. С.Ф. Зинченко
пос. Глушицкий – Детский сад «Золотое зёрнышко».
Конспект НОД
по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности
с дошкольниками в средней группе.
Тема: «Корешки для Мишки».
Составила: воспитатель
высшей квалификационной
категории Сураева Наталья Юрьевна.
2016 год.
План-конспект НОД по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в средней группе.
Тема: «Корешки для Мишки».
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1) Приобщать детей к миру искусства. Вызвать интерес и сочувствие к сказочному персонажу, желание ему помочь, упражнять в изображении героев с помощью мимики. Способствовать развитию у детей стойкого интереса к изобразительной деятельности, используя нетрадиционную технику рисования: способом «тычка». Развивать эстетические чувства, цветовое восприятие. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. («Художественно-эстетическое развитие»)
2) Развивать двигательную активность детей, умение выполнять свои движения в соответствии с текстом. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. («Физическое развитие»)
3) Развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; способствовать становлению самостоятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к изобразительной деятельности. Создать атмосферу творческого поиска. («Социально-коммуникативное развитие»)
4) Активизировать речевую деятельность детей, развивать речевое дыхание. Обогатить словарь детей словами «весёлый», «грустный», «испуганный», «сердитый». Развивать интонационную выразительность речи. («Речевое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования способом «тычка», физкультминутка;
- наглядные: демонстрация «сказочного» леса и куклы-медведя из кукольного театра бибабо, рассматривание, показ способов действия;
- словесные: беседа, чтение стихотворения, рассуждения, подведение итогов.
- игровые: подвижная игра, выполнение игровых действий. Материалы и оборудование: Аудиозапись с фоновой музыкой, ноутбук; декорации леса, медведь (кукла бибабо), бубен, мольберт; на каждого ребёнка: стаканчик с гуашью жёлтого цвета, вырезанный силуэт репки, ¼ листа белой бумаги А4, влажные салфетки. Предварительная работа:Знакомство с нетрадиционной техникой рисования способом «тычка», чтение русской народной сказки «Мужик и медведь», подвижная игра «Медведь и дети», игры с движениями «Театр эмоций», «Баба Яга», дидактическая игра «Угадай эмоцию».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка, подвижная игра
Игровая Игры с правилами и движениями, дидактическая игра.
Коммуникативная Беседа, вопросы
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Чтение стихотворения
Продуктивная Нетрадиционная техника рисования
Ход:
Воспитатель вводит детей в группу:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня в нашей группе. Но почему-то они все серьёзные, а некоторые даже грустные. Давайте мы улыбнёмся и поприветствуем гостей. (Дети улыбаются и приветствуют гостей)
Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать? А хотели бы вы побывать в сказке?
(ответы детей)
Воспитатель: - Все вы за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.
Если сказка в дверь стучится
Ты скорей ее впусти
Потому. Что сказка птица
Чуть спугнешь и не найти.
Звучит музыка. Дети, взявшись за руки, двигаются «змейкой» за воспитателем по направлению к художественной мастерской.
Воспитатель: - Ребята, а куда мы с вами попали?
Воспитатель: - Правильно, это лес. Только лес-то непростой, а сказочный. Поздоровайтесь, ребята, с ним.
(Дети здороваются с лесом)
Воспитатель: - Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ребята, какие деревья растут в сказочном лесу?
(Дети называют деревья)
Воспитатель: - А кто это сидит на пенёчке под ёлочкой?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, из какой сказки этот медведь?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, наш Мишка какой-то грустный, вы не знаете почему? (высказывания детей) А давайте мы у него узнаем.
Воспитатель: - Мишка, Мишка, расскажи:
почему же ты грустишь?
Почему же ты не спишь?
На дворе уже зима,
спать тебе давно пора!
Медведь: - Ох беда, беда, обманул меня мужик! Оставил голодным! Пообещал мне мужик корешки вкусные, а сам мне какие-то коренья с землей дал. Я просил у него вершки, а он мне травы какой-то дал. А себе вкусненькие, сладенькие корешки забрал. Так что остался я голодный. И веселиться мне совсем не хочется!
Воспитатель: - Миша- медведь, не переживай, мы поможем твоей беде, но если ты не будешь грустить, а будешь с нами веселиться! Правда, ребята?
Медведь: - Ну, не знаю, мне совсем не хочется веселья, а вдруг не получится у меня?
Воспитатель: - Получится! Поиграй вместе снами!
Игра «Театр эмоций»
Начинаем мы играть
Начинаем колдовать… (выполняются движения руками, как будто дети    колдуют)
На всех нас без сомненья,
Влияет настроение. (На каждое слово хлопок руками)
Кто веселится… (изображение мимикой радости)
Кто грустит…  (изображение грусти)
Кто испугался…
Кто сердит…
Игровое упражнение «Угадай эмоцию»
Ребёнок изображает какую-либо эмоцию, а остальные дети отгадывают и называют её.
Игра «Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая, и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная
Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)
 Медведь: - ха-ха-ха!
Воспитатель: - Ну вот, теперь ты улыбаешься, и мы с ребятами нарисуем для тебя вкусную и сладкую репку!
Дети садятся за столы рисовать красками репу.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, чем же нам рисовать – кисточек-то нет! Наверное, Баба-Яга залетала, да кисточки и унесла. Что же делать? Чем рисовать?
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: - А я знаю ещё один необычный способ: у вас на столах лежит белый лист бумаги, возьмите его правой рукой и сомните, потом переложите в левую руку и сделайте то же самое. Что у нас получилось? Вот этим комочком мы и будем закрашивать нашу репку.
(Показ нетрадиционной техники рисования способом «тычка». Дети закрашивают силуэт репки, используя способ «тычка» под звучание спокойной музыки )
Медведь: - Какая красивая и сладкая репа у вас получилась!
Медведь: - А я тоже знаю одну игру. Хотите со мной поиграть?
Подвижная игра «Медведь и дети».
Медведь: - Пока я буду играть на бубне – вы играйте и веселитесь, но как бубен замолчит – замрите и не шевелитесь! А кто пошевелится – уведу к себе, в берлогу.
(Дети играют с медведем)
Воспитатель: - Теперь наши репки высохли. И мы можем подарить медведю его корешки.
Медведь: - Ну, спасибо вам, ребята, теперь я никогда не буду грустить.
Воспитатель: - И обижать деревенских жителей!
Медведь: - Конечно! Ведь теперь у меня есть такие замечательные друзья! До свидания, ребята! Спасибо вам за все!
Воспитатель: - Да и нам, ребята, пора домой возвращаться.
Закружились, завертелись,
В группе все мы очутились!
Воспитатель: - Ребята, понравилось вам путешествие по сказке?
А что именно?
Что вы дома расскажете о нашем путешествии?
Чему вы научились во время путешествия? (Высказывания детей)
Воспитатель: - В круг скорее становитесь,
Крепко за руки возьмитесь.
И друг другу улыбнитесь! (Улыбаются друг другу)
Улыбнитесь и гостям,
Что пришли к нам в группу.
Попрощаемся сейчас,
Скажем: «До свиданья!» (Прощаются с гостями).
Самоанализ занятия по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в средней группе.
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми средней группы, возраст от 4 до 5 лет. В количестве 9 детей.
При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемые САНиПИН: проведены: влажная уборка, проветривание; освещение, время проведения, продолжительность самой деятельности соответствуют нормативным требованиям. Осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя, передвижения), физкультурная минутка, смена игровой среды, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Длительность образовательной деятельности 20 минут, что соответствует нормам СанПина.
Образовательная деятельность построена с учетом интегрированного подхода, предполагающий реализацию задач таких образовательных областей, как «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, я определила: цель, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель занятия: совершенствование умений изображать предмет, используя нетрадиционную технику рисования через театрализованную деятельность.
Для достижения данной цели использовались следующие задачи: 1) Приобщать детей к миру искусства. Вызвать интерес и сочувствие к сказочному персонажу, желание ему помочь, упражнять в изображении героев с помощью мимики. Способствовать развитию у детей стойкого интереса к изобразительной деятельности, используя нетрадиционную технику рисования: способом «тычка». Развивать эстетические чувства, цветовое восприятие. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. («Художественно-эстетическое развитие») 2) Развивать двигательную активность детей, умение выполнять свои движения в соответствии с текстом. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. («Физическое развитие») 3) Развивать взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; способствовать становлению самостоятельности. Развивать память, наблюдательность, интерес к изобразительной деятельности. Создать атмосферу творческого поиска. («Социально-коммуникативное развитие») 4) Активизировать речевую деятельность детей, развивать речевое дыхание. Обогатить словарь детей словами «весёлый», «грустный», «испуганный», «сердитый». Развивать интонационную выразительность речи. («Речевое развитие»)
В соответствии с требованиями ФГОС использовала виды деятельности: игровую, коммуникативную, продуктивную, двигательную, восприятие (художественной литературы и фольклора).
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Предварительная работа была проведена в полном объеме: знакомство с нетрадиционной техникой рисования способом «тычка», чтение русской народной сказки «Мужик и медведь», подвижная игра «Медведь и дети», игры с движениями «Театр эмоций», «Баба Яга», дидактическая игра «Угадай эмоцию».Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Вводная часть: способствовала созданию психологической комфортности. Настроила детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дала психоэмоциональную разрядку, создала заинтересованность предстоящей деятельностью.
Основная часть: Направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации. В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание игровой мотивации, наглядных, словесных и практических методов.
В заключительной части НОД использовала так же игровую проблемную ситуацию- возвращение в группу с помощью «волшебного» заклинания. Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение) . В конце игрового общения, с помощью вопросов (Что ты дома расскажешь о нашем путешествии? Чему ты научился во время путешествия?) мне удалось закрепить положительные эмоции и новые знания, приобретенные детьми.
Все этапы образовательной деятельности взаимосвязаны между собой, выстроены в одной сюжетной линии, переходы от одного этапа к другому чёткие и последовательные.
В образовательную деятельность внесла игровую мотивацию путешествие в страну сказок. Обучение строила как увлекательную, игровую деятельность.
Выполнение различных игровых заданий создали положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысили речевую активность детей и сохраняли интерес на протяжении всей образовательной деятельности.
В работе применяла следующие методы:- словесный — был использован в течении всей образовательной деятельности ( при создании игровой мотивации, при решении проблемной ситуации – это беседа, чтение стихотворения, рассуждения, подведение итогов);
- наглядный: демонстрация «сказочного» леса и куклы-медведя из кукольного театра бибабо, рассматривание, показ способов действия;
- игровой: подвижная игра, выполнение игровых действий;
- практический: при выполнении проблемной ситуации (изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования способом «тычка», физкультминутка);- метод контроля и стимулирования — в виде одобрения и похвалы.
Использованные методы соответствуют изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Предложенные задания давались детям в игровой форме, что способствовало решению поставленных задач на развитие: памяти, речи, воображения, внимания, художественно-эстетическому восприятию.
На протяжении всей деятельности дети были отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием выполняли все задания.
Тип образовательной деятельности интегрированный, что способствует решению поставленных задач в комплексе. Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и задачами образовательной деятельности. Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость, каким- то одним видом деятельности. Дети динамично переключались с дидактической игры на игры с движениями и рисование.
Обращала внимание на осанку детей во время работы за столами, умело и со знанием методики организовала динамическую паузу и плавный переход от одной позы к другой (сидя за столами, стоя у «волшебного» леса, постоянное перемещение от одного задания к другому) и т. д.
Думаю, что рисование нетрадиционной техникой вызвала интерес и активность у детей. Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
Анализируя проведенную образовательную деятельность можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что деятельность построена логично, а этапы взаимосвязаны.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако несколько детей работали в своем темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности.