Конспект итогового занятия по программе Истоки в старшей группе на тему Верность родной земле


Конспект интегрированного занятия по программе «Истоки» в старшей группе «Верность родной земле»
Цель: закрепить знания обучающихся о русских богатырях по разделу «Верность родной земле».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- первичное освоение детьми социокультурных и духовно-нравственных категорий курса пропедевтики «Истоки»;
- знакомство детей с основами духовно-нравственных отечественных традиций и традиционного уклада жизни, художественной, бытовой, детской игровой культурой родного народа;
- формирование представлений о культуросообразном и целесообразном устройстве окружающей предметной среды дома, детского сада и возможности совместно со взрослыми участвовать в создании этой среды через элементарную трудовую деятельность, оформление интерьера, изготовление подарков для близких к праздникам и другую социально значимую деятельность.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- содействие общему развитию ребёнка, развитию его внутреннего мира;
- развитие основных психических процессов личности ребёнка (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, чувствования), адекватной самооценки;- развитие социальных навыков и норм поведения (приветливости, чуткости, доброжелательности, отзывчивости, благодарности и т.п.), оказание помощи в налаживании взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
- развитие нравственных и эстетических чувств ребёнка, формирование системы ориентированных на национально-культурную традицию нравственных и эстетических эталонов
- содействие развитию речи детей, обогащению словаря лексикой социокультурного содержания, повышению выразительности речи, получению навыков речевого общения в совместной деятельности;
- развитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений, навыков усидчивости и аккуратности, качеств старания и терпения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:- оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям отечественной культуры, традиционному укладу жизни;
- содействие формированию у детей навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств;
- воспитание духовно-нравственной основы личности ребёнка-дошкольника;
- воспитание желания подражать благим образцам, жить по совести;
- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к близким;
- воспитание уважения к труду, людям труда и бережного отношения к результатам труда.
 1. Организационный момент.
Дети с воспитателем входят в зал под музыку «Богатырская сила»
Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые гости!
Светит солнышко с утра,
в детский сад идти пора!
Новый день нам шлет привет,
Улыбнемся мы в ответ!
Давайте пожелаем друг другу удачного дня, улыбнемся друг другу и улыбка подарит нам хорошее, солнечное настроение и поможет нам в нашей работе. Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях (подходим к сказителю, садимся в круг на стульчики).
Воспитатель: здравствуйте, добро пожаловать к нам в гости. Кто вы таков и откуда к нам пожаловали?
Сказитель: здравствуйте, люди добрые! Приехал я к вам издалека, из далекого прошлого, привез с собой послание, а от кого это послание- не скажу, отгадайте загадку и узнаете сами (загадка о богатыре)
Пишут вам богатыри русские и просят вас о помощи: «дорогие наши дети, просим вас рассказать всем взрослым о подвигах и делах наших, чтобы не забывал народ русский о славе богатырской.»Воспитатель: ребята, поможем богатырям? Расскажем и покажем гостям нашим о богатырях русских?
Сказитель: спасибо вам, дети, что согласились помочь богатырям, а я помогу вам.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
2. Актуализация знаний.
Сказитель: хочу я вам сегодня рассказать о своем любимом занятии- больше всего я люблю сочинять былины, рассказывать о героях-богатырях, поэтому называют меня сказителем. Кто такие богатыри? Откуда вы узнали о них?
Дети: из былин мы узнали о богатырях.
Все верно, из былин мы узнаем о богатырях, которые жили в далекой старине и прославлялись своими подвигами и делами. А что такое былина?
Дети: это история о богатырях.
Сказитель: Слово былина произошло от слова быль- это то, что было когда-то давно.
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения
Да про подвиги богатырские.
В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень не легкой на Руси. Богатыри очень много работали, тренировались, от того и были сильными, могучими. И каждый раз вставали на защиту своей земли. Герои-богатыри сделали целью своей жизни – служить своей Родине-Руси.
Назовите, пожалуйста, основных богатырей былин ?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Всех ли богатырей вы назвали, мы сейчас проверим (картина васнецова «Богатыри»), приготовьте, пожалуйста, свои подзорные трубы, которые помогут нам поподробнее рассмотреть картину.
Как называется первая былина, про кого она?
Про Илью Муромца.
Почему Илью прозвали Муромец?
Потому что он родился в славном городе Муроме, в селе да Карачарове.
Как вы понимаете, что значит сиднем сидел?
У него не двигались руки, ноги, у него не было сил.
Что же произошло однажды?
Пришли странники, угостили его напитком медвяным и у Муромца появились силы.
В чем проявляется любовь к родителям? Как в старину называли мать и отца?
Батюшка, Матушка. Илья Муромец помог родителям на работе убрать пеньки, пока они отдыхали;
Еще Илья Муромец просил у родителей прощеница – благословения перед дорогой.
Во второй былине, про какого богатыря узнали? Как называется эта былина?
Добрыня Никитич и змей.
Кого победил Добрыня Никитич?
Змея о двенадцати хоботах
Что помогло ему победить Змея Горыныча
Сила, храбрость и голос из-под небес: «-Побейся 3 раза.»
Кого защитил русский богатырь Добрыня Никитич?
Русский народ, родную землю.
О каком богатыре мы еще прочитали?
Об Алеше Поповиче и ТугаринеЗмеевичеЧто помогло Алеше победить ТугаринаЗмеевича?
Ему помогла храбрость и молитва о том, чтоб пошел дождь.
Всё вышло по молитве, Туча дождевая намочила крылья коня Тугарина, и он упал на землю.
Ребята, какими качествами обладают богатыри? Давайте назовем эти качества. Называем и, дотрагиваясь до плеча соседа, передаем дальше.
Отважный, мужественный, сильный, смелый, храбрый, бесхитростный, удалый, верный, миролюбивый, честный, преданный, могучий, здоровый, правдивый, надежный, твердый в слове.3. Физ. минутка:
Раз, два, раз, два,
Мы шагаем дружно в ряд-
Богатырский наш отряд!
Богатырская застава, смотрим влево, смотрим вправо!
Ни в морях, ни в небесах,
Не пропущен будет враг.
Молодцы! Вот какими качествами обладали русские богатыри. А еще, богатыри русские любили после боя тяжелого отдохнуть- играть на музыкальных инструментах и песни петь, сейчас я вам предлагаю тоже сыграть на русских музыкальных инструментах.
4. Рефлексия.
Наше занятие о русских богатырях подходит к концу. Вспомним, какой завет оставили нам богатыри
Защищать свою родину, беречь её. Защищать слабых бедных стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну-Родину. Скажите,дети, что вы сегодня узнали на занятии нового? Что показалось трудным? Что понравилось больше всего» Всем спасибо за работу, молодцы!