Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в царство Снежной королевы»


Муниципальное бюджетное дошкольнообразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида приоритетным осуществлением деятельности по подготовительно-речевому направлению развития детей №72 «Антошка»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Путешествие в царство Снежной королевы»
Воспитатель
Алиева А.А.
г. Набережные Челны 2015г
Цель:
развивать речевые умения детей, мелкую моторику; интонационную выразительность речи; память, сообразительность, находчивость.
Задачи:
- закрепить умение интонационно выделять первый звук в слове, умение отгадывать загадки; совершенствовать умение рассказывать сказку по моделям, высказывать собственное мнение.
- воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности;
- способствовать формированию положительных свойств психики детей.
 Материал: “Волшебный” клубочек, модели по сказке,,письмо в конверте, шкатулка с горохом, мелкие игрушки, колпачок на голову, компьютер, презентация, микрофон.Предшествующая работа: чтение народных и авторских сказок: “Снежная Королева”, “Морозко; показ настольного театра по сказкам; драматизация по сказкам; рассказывание сказок по моделям.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть.
Организационный момент.
(Дети заходят под музыку в зал)
Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с гостями и встаньте в круг.
Д/у « Чудесный клубочек»
Воспитатель: Посмотрите, что это?
 Как вы думаете, какой он?
Да ребята, это чудесный клубочек, сила волшебства которого увеличивается от ласковых слов. Мы будем передавать его по кругу, и говорить друг другу комплименты. Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Я думаю, волшебный клубочек нам очень пригодится в пути.
На экране появляется сказочник Оле Лукойе. Слайд 1.
Воспитатель: Ребята, это сказочник Оле Лукойе из сказки «Снежная Королева».
Почему-то  Оле Лукойе такой грустный.
Воспитатель находит рядом с экраном конверт.
Ребята, сказочник прислал нам послание. (восп-ль читает)
«Произошло большое несчастье! Снежная Королева заколдовала мальчика Кая. Она превратила его в человека с ледяным сердцем и забрала в своё снежное царство. А маленькая Герда совсем одна отправилась на поиски своего названного брата.
Ребята, пожалуйста, помогите Герде и Каю. Помните, в пути вас ждут трудные испытания.»Воспитатель Ребята, вы не боитесь трудностей? Тогда в путь! Но чтобы попасть в сказку, обуем волшебные сапоги - скороходы (дети имитируют надевание). Постучим каблучками и скажем дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!». Руки расставьте в стороны как птицы. Летим! Теплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (рука над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно, легко. Приземляемся, снимите сапоги - скороходы, а то они нас унесут далеко от сказки. А чтоб в лесу не заблудиться без тропинок и дорог, нам поможет золотистый, круглый, сказочный клубок (бросает клубок).
Дети идут за волшебным клубочком.
II часть.
Звучит музыка.
На экране появляется красивый сад. Слайд 2.
Воспитатель: Друзья, мы попали в чудесный сад – здесь лето продолжается круглый год. А сколько цветов вокруг!
А вот и сама хозяйка прекрасного сада.
На экране появляется Садовница Слайд 3.
Задание № 1. д/у «Волшебный ларец»
Воспитатель: Ребята, мы сможем продолжить наше путешествие только после того, как выполним задание дивной Садовницы.
В шкатулку насыпается горох, который смешивается с мелкими игрушками.
Детям нужно рукой отыскать в горохе игрушку. Достать предмет, назвать слово, интонационно выделяя первый звук. Сказать с какого звука начинается слово.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы удачно справились с заданием, и Садовница осталась очень довольной! А нас, друзья, ждут новые испытания!
Звучит музыка, на экране появляется принц с принцессой. Слайд 4.
Воспитатель: Ребята, мы сможем двигаться дальше, если отгадаем загадки
Задание 2. д/и «Сказочные загадки»
Вспомните и назовите сказки:
Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна – лягушка»)
Царь, три сына, жар – птица, царевна. («Конёк - горбунок»)
Отец, мачеха, три дочери, принц. («Золушка»)
В каких сказках живёт Баба – Яга? («Гуси – лебеди», «Царевна лягушка», «Финист – Ясный Сокол» и т.д.)
Кто соткал за одну ночь ковры, да такие, что на них всё царство расписано, с городами, лесами, нивами, животными, птицами? (Василиса Премудрая – «Царевна лягушка», Марья – царевна – «Пойди туда – не знаю куда»)
Какие волшебные вещи есть в русских сказках? (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, волшебная книга, шапка-невидимка и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Нам удалось удивить принца и принцессу своими знаниями!Мне, кажется, нас ждёт новая встреча!
Звучит музыка, на экране появляется разбойница. Слайд 5.
Воспитатель: Ребята да это же Маленькая Разбойница. Друзья, мы сможем продолжить наше путешествие только после того, как выполним её задание.
Задание 3. Игра «Вежливый колпачок» (доскажи словечко)
Воспитатель: Ребята,давайте поможем Маленькой Разбойнице стать умной и послушной девочкой и научим её вежливым словам.
Встаньте в круг. Я буду произносить предложения и надевать вам на голову колпачок. Тот, кто надел колпак, должен будет закончить моё предложение и назвать подходящее по смыслу вежливое слово.
Растает ледяная глыба от слова тёплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит ( добрый день)
Когда бранят за шалости, мы говорим прости (пожалуйста)
Чтоб легче ехать и идти, мы пожелаем (доброго пути)
Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь (здравствуйте)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
Всем с большой любовью желаем крепкого (здоровья)
Нужно знать, как дважды два, все волшебные ( слова).
Воспитатель: Молодцы! Как много вежливых слов узнала от вас Маленькая Разбойница! А теперь снова в путь!
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём
И дальше мы с тобой пойдём.
Вдруг послышался вой ветра.
Воспитатель: Как стало холодно! Руки озябли. Предлагаю согреть их: глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот (дети выполняют дыхательное упражнение).
Ребята, посмотрите да мы пришли к Королевству.
 А вот и сама Снежная королева. Слайд 6
Воспитатель: Ребята, мыхотим спасти Кая. Поэтому мы должны выполнить ещё одно задание, самое сложное. Случилось несчастье, испортился любимый диск Снежной королевы и ей не удалось посмотреть начало её любимой сказки. Скажите, как называется эта сказка. Расскажите, что же происходило в начале сказки с помощью подсказок- моделей.
На экране появляется кадр из сказки «Морозко» (дети называют фильм).Слайд 7
Задание № Рассказывание сказки по моделям.
Воспитатель: Ребята, Снежной королеве очень понравилось, как вы справились с заданием!
На экране -  встреча Герды с Каем. Слайд 8.
Воспитатель: Вот мы и помогли Герде выручить Кая. А теперь нам пора возвращаться.
Обуваем волшебные сапоги-скороходы. Постучим каблучками и произнесём волшебные слова: «В детский сад попасть нам нужно!»
Итог занятия
Воспитатель: С благополучным возвращением! («снимаем сапоги-скороходы»)
Мы прошли долгий путь. С какими трудностями вы столкнулись на пути? Как вам удалось разрушить чары Снежной Королевы и освободить Кая? Что больше всего боится Снежная Королева? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, у меня в руках микрофон.
Это волшебный микрофон, с его помощью вы сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать добрее и радостнее.
Дети высказывают свои пожелания.
Воспитатель: А я хочу, ребята, пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей. И тогда все люди на планете станут счастливыми!
На этом наше занятие окончено.