Абай и Пушкин — созвучие двух сердец .


КГУ «Булакская средняя общеобразовательная школа»

Литературный вечер
для учащихся 8 – 11классов
Провели: Хамзина Г.К.
Юсупова Г.Т.
2014 – 2015 учебный го
  Абай    и      Пушкин  -  созвучие  двух  сердец  .
 
Учебная  цель:                 Изучение    жизни    и  творчества  А.С.  Пушкина 
                                            и  А. Кунанбаева.
Воспитательная  цель : Приобщение  учащихся  к  культурному  достоянию
                                            русского  и  казахского  народов ,  эстетическое
                                            воспитание .Развивающая   цель :     Привитие интереса  к  творчеству  выдающихся                                            поэтов  -   Абая  и  Пушкина  ,  изучению  языков .
Оборудование:                 Портреты  Абая  и  Пушкина  ,  выставка
                                            произведений  Абая  и  Пушкина , сборники стихов
 
 Оформление зала :         Осенние  листья  , цветы ,  шары ,   казахские
                                            орнаменты ,   вывеска  с  темой  вечера,   газеты  на
                                            тему    стихов    Абая    и  Пушкина  русские
                                            и  казахские   народные  костюмы.
                                  
                                  Ход    классного  часа :І.  Операционно-  мотивационный  этап.
II .Психологический    настрой  на  фоне  казахской  музыки   
                           ( музыка  Құрманғазы )1.Слово  учителя.
Мы  приветствуем   гостей,
Дорогих  учителей!
Всех  знакомых, незнакомых,
И  серьезных, и  веселых!
 
-Ребята  ,  сегодня  мы  поговорим  о  знаменитых  людях  ХІХ  века.
Абай  и  Пушкин!  Светочи  поэзии, наша  гордость, непревзойденное   достижение 
казахской  и  русской  литературы .  Их  стихи -  гимн  высокой  гражданственности, 
«  союз  волшебных  звуков , чувств    и  дум».  Для  них  поэзия  властитель  языка ,Начиная   разговор  о творчестве  двух  гениев -  А.С. Пушкина  и А. Құнанбаева  давайте,
  Вспомним,  что  мы знаем  о  них ?(  дети  делятся  своими  знаниями)
1. :  Абай  Құнанбаев-  великий  поэт  ,  гордость  казахского  народа . Родился  в 
Семипалатинской  области , среди  голубых  Чингизских  гор .  Имя Абай  дала  ему
  в  детстве  мать . Оно  означает «вдумчивый ,  «осмотрительный»
2.:  Александр  Сергеевич  Пушкин  родился  в Москве .Саша  был   кудрявым  мальчиком ,
  со  смуглым  личиком  ,  с  очень  живыми  глазами  .
3. - Бабушка  Пушкина  учила  маленького  поэта  русской  грамоте ,  рассказывала  ему  о
   русской  старине.Няня  знала   множество  сказок,  песен и  была  замечательной 
разказчицей . 
4.  Бабушку  Абая  звали  Зере.  Бабушка  Зере прививала  Абаю  любовь  к 
народному  творчеству  с  малых  лет.  Она  знала  старинные  легенды  о  батырах , 
сказания ,  песни.
5.   Рассказы бабушек , сказки  запали в души  поэтов  и  стали  источниками  их  творчества .
Ведущий 1 :  Творчество  Абая  и  Пушкина -  это  отражение  времени  ,  в  которое
суждено  им  было  жить  . «  В  центре  пушкинского  творчества   жизнь  его  современников  , 
раскрытая  им  горькая  драма  века ». Он « знал все  страдания  человека  своей  эпохи,
  выпавшие  на  долю  тех , кто беззаветно  начал  борьбу  за  свободу  ,  и  тех ,  кто  не 
  отважился  на  мятеж .  Жил ,  задыхаясь  в  атмосфере  самовластья  ,  погибая  под  ударами
  враждебных  человеку  обстоятельств»  
Ведущий 2 : Эпоха  Абая – это период  ломки  патриорхальновековых  устоев .  Казахстан 
находился  на  пути  к  новому  развитию ,  но  весьма  усиливался  феодальный  гнет ,
  борьба  за  власть .  Несмотря  на  противоречия , раздиравшие  страну,
развивалась  прогрессивная  мысль ,  происходило  становление  литературы,
расширялась  сфера  культурного  общения   казахов  и  русских .Ведущий1 :  Оба  поэта  с  ранних  лет  сочиняли  стихи.  Каждый  любил  свою  Родину  , 
красоту  родной  природы .Ведущий  1:   Для  Пушкина   природа -  это  чародейка , «очей  очарованье».
Эта  та  действительность  ,  которая  вдохновляла  поэта  на  творческий  труд .  
Несравненный  живописец  природы , 
Пушкин  воспринимал  ее  не  только  зорким  глазом  художника  и  тонким  слухом 
музыканта ,  но  и  любящим  свою  Родину  сердцем горячего  патриота .
Ведущий 2 :  Абая  же волнует  судьба  народа ,  живущего  в  степи и  лишенного  права
  наслаждаться  красотой  русской   природы . Но  Абай  любит  природу  родного  степного
края  и  воспевает  ее  в  своих  стихах .  В  поэзии Абая  нашли  отражение  разнообразие
  картины  народной  жизни  :Бескрайние  просторы  степей  , жизнь и  быт  казахского  ауыла , летние  кочевья , 
поготовка  к  зиме , соколиная  охота  .
  Абая    увлекает  не  только  степная  природа . В  этой  степи  живет  его  народ . Вот
  почему стихи  о  природе -  это  в  то  же  время  стихи  о  народной  жизни ,  полной 
противоречий  и  контрастов . 
Послушайте  эти  замечательные  стихи :  
 Күз    .Осень . (  Абай)
Сұр  бүлт  түсі  суық  қаптайды  аспан  ,
Күз  болып  ,  дымқыл  тұман жерді  басқан  . 
Білмеймін  тойғаны  ма  ,  тоңғаны  ма ,
Жылқы  ойнап  , бие  қашқан, тай  жарысқан?
 
Жасыл  шөп ,  бәйшешек  жоқ  бұрынғыдай,Жастар  күлмес ,  жүгірмес  бала  шулай .
Қайыршы  шал- кемпірдей  түсі  кетіп ,
Жапырағынан  айырылған  ағаш ,  қурай.Тучи  серые ,  хмурые ,
Дождь  недалек ,Осень . Голую  землю   туман  заволок .
То  ль  от  сытости ,  то  ль  чтоб  согреться , резвясь ,
Стригунка  догоняет  в  степи  стригунок . 
Косяком  потянулись  на  юг  журавли , 
Караваны  верблюдов
Под  ними  прошли ,И  в  аулах -  уныние  и  тишина .Смех ,  веселые  игры  остались  вдали .
 
                   Жаз  / Лето . ( Абай )
 
Жаздыгүн  шілде  болғанда,Көкорай  шалғын ,  бәйшешекҰзарып   өсіп   толғанда ;
Күркіреп  жатқан  жылқыныңШалғыннан  жоны  қылтылдап ,Ат, айғырлар ,  биелерБүйірі  шығып ,  ыңқылдап ,
Суда  тұрып шыбындап  ,Құйрығымен  шылпылдап ,Арасында  құлын-  тай
Айнала  шауып  бұлтылдап ,Жоғары -  төмен  үйрек  ,  қазҰшып  тұрса  сымпылдап  .Қыз-  келіншек  үй тігер  ,
Бұрала  басып  былқылдап ,Ақ  білегін  сыбанып ,әзілдесіп  сыңқылдап.Летом ,  когда  тенисты  деревья ,
И  буйно  цветут  цветы  на  лугах ,И  на  широких  речных  берегах
Шумно  раскидываются  кочевья ,Так  высока  в  степи  трава ,Что  спины  коней  видны  едва . 
.Гусей  и  уток крикливых  стаи
То  опускаются ,  то  взлетают ...
 Смехом  и  криками  оглашая
 Степной  простор  далеко  вокруг . 
Осень .  ( А.С.  Пушкин)
 
Унылая  пора !  очей  очарованье  !
Приятна  мне  твоя  прощальная  краса –
Люблю  я  пышное  природы  увяданье ,В  багрец  и  золото  одетые  леса ,В  их  сенях  ветра  шум  и  свежее  дыханье ,И  мглой  волнистою  покрыты  небеса ,И   редкий  солнца  луч  ,  и  первые  морозы ,
И  отдаленные  седой  зимы  угрозы . 
Зима.    (  А.С.Пушкин).Вечор ,  ты  помнишь  вьюга  злилась , 
На   мутном  небе  мгла  носилась.
Луна  как  бледное   пятно ...
И  ты  печальная  сидела ,А  ныне  погляди в  окно  .Под  голубыми  небесами
Великолепными   коврами ,Блестя  на  солнце  ,  снег  лежит.
Прозрачный    лес один  виднеет.
И  ель  сквозь  иней  зеленеет,
И  речка  подо  льдом  блестит . 
       Жазғытұры  / Весна. (Абай ) 
Жазғытұры   қалмайды  қыстың  сызы ,Масатыдай   құлпырар  жердің  жүзі .Жан-  жануар ,  адамзат  анталаса ,
Ата-  анадай  елжірер  күннің  көзі .
Жаздың  көркі  енеді  жыл  құсымен  ,Жайраңдасып  жас  күлер  құрбысымен .Көрден  жаңа  тұрғандай  кемпір  мен  шал
Жалбаңдасар  өзінің  тұрғысымен 
Как  весенней  порою  шумят  тополя!
     Ходит  ветер , цветочною  пылью  пыля .
Все  живое  обласкано  солнцем  степным ,Словно  мать  и  отец ,Рада  наша  земля . 
И  все   дедушки  лучший  надели    убор,
И  долины  в  тюльпанах,  как  пестрый  ковер ,В  приозерных  низинах  гремят  соловьи ,Им  кукушки  зарей  отзываются  с  гор .Музыкальная    пауза  :    Танец « Қамажай ».
 
Викторина:
1.   Кто  из  героев  сказок  А.С.Пушкина  и  где  жил  в  ветхой  землянке 
    30  лет  и  3  года  ?   
    (Старик  со  старухой ,  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»
2.  Что  кричал  петушок  сидя  на  спице ?    (Кири- куку , царствуй  лежа  на  боку .)
3.  Как  царица  обращалась  к  волшебному  зеркалу ?     («Свет  мой , зеркальце ! Скажи !  Да  всю  правду  доложи»)4.  Как  обращался  старик к  золотой  рыбке  ?    («Смилуйся  ,  государыня  рыбка»
5.  Как  звали  работника  попа ?  ( Балда)
6.  Какими  словами  заканчиваются « Сказка  о мертвой  царевне  и  о  семи
     богатырях»,  и  « Сказка  о  царе  Салтане »?
    (  я  там  был ,  мед  ,  пиво  пил , да  усы  лишь  обмочил .
7.  Как  начинает  Пушкин «Сказку  о царе  Салтане »?
     (  Три  девицы  под  окном  пряли  поздно  вечерком)
8.  Кто  чередой  из  вод  выходит  ясных  ?    ( 33  богатыря  и  с  ними  дядька  Черномор)
 
              (Вручение  призов  за  правильные  ответы .)
Ведущий 1 :  Как  же  складывалась  судьба  великих  деятелей  литературы ? 
1. Жизнь  А.С.Пушкина – « один  чудесный  миг»
Детство  в  Москве ,  учеба в  Царскосельском  лицее .Он  увлекается  театром,  балами, являлся 
членом  различных  литературных  обществ ,  вступил  в  кружок «Зеленая  лампа ». Был  дружен 
с  будущими  участниками восстания 14  декабря 1825 года  .  Мечтал о переустройстве  России ,
  свободе :                                 Хочу  воспеть  свободу  миру .                                 На  тронах  поразить  порок . Выразитльное   стихотворений    . 
  «Узник»  ,  «Во  глубине  сибирских руд»                        
 
Ведущий  :   Вольнолюбивые  стихи  поэта  разлетались  по  всей  стране. «Пушкина  надо 
сослать  в  Сибирь  :  наводнил  Россию  возмутительными  стихами» ,-  сказал  царь  Александр  І
. Поэта  ждала  южная  ссылка  с  мая 1820  по  июнь 1824  года. Затем  ссылка   в Михайловское 
Псковской  губерний  под  надзор  властей на  2  года . А затем  было  Болдино,  Женить-
ба на  Наталье  Гончаровой ,  семейная  жизнь,  светские  интриги .
    В  сентябре-  октябре 1833 года  он  посетил  Казань ,  Симбирск , Оренбург ,  Уральск  . Здесь 
поэт  работал  над  историей  Пугачевского  восстания .    
    Творческая  жизнь  Пушкина  была  яркой ,  но  недолгой . 27  января  1837  года  на  дуэли 
он  был  смертельно  ранен , а 29  января  его  не  стало  .
        Таковы  лишь  основные  вехи жизни  поэта . 
 
Ведущий 2 : Жизнь  Абая  -  это  годы  учебы ,  борьбы  за  просвещение  казахского  народа .
Это  радости  любви  и  горести  утрат .  Абай  Кунанбаев  родился  10  августа  1845  года  в  Чингизских  горах  бывшей  Семипалатинской  области.
   Первоначальное  образование  получил  дома  у  муллы ,  а  затем  его   отец   Кунанбай 
отправил  сына  учиться  в  медресе  . К  тому  времени  у  Абая  пробудился  интерес  к  поэзии.
Он  стал  увлекаться  чтением  восточной  литературой . Нарушая  суровый  устав  медресе , 
подросток  самовольно  посещал  русскую  школу. Он  начал  писать  стихи ,  самостоятельно 
изучал  русский  язык ...   Отец  суровый  и  властный  человек  ,  не  дал  ему  закончить  обучение .
  Вернул  сына  в  аул  и  начал  приучать  его  к  разбирательству тяжб ,  к будущей
  административной
  деятельности  -  главы  рода . Однако  Абай  не  стал  преемником  отца .Он   писал 
стихи ,  часто  посещал  публичную  библиотеку  в  Семипалатинске .В это  время  судьба 
свела его  с  сыльнымиЕ.К.Михаэлисом ,человеком  широчайших  знаний ; С.С. Гроссом ,
Н.И.Долгополовым ,  приехавшими  в  степь  записывать  казахские  народные  сказания ,
обряды .  Они  познакомили  Абая  с  произведениями  русских  писателей , и ,  благодаря  им ,
  он  понял что  у  просвещенных  народов  искусство  сочинения  стихов  и  прозы  является 
самым  уважаемым  делом . Вскоре  всем  смыслом  жизни Абая  стала  литература .
  Поэт  прожил недолгую жизнь -  59  лет .  Он  воспитал  одаренных  сыновей  и  пережил 
трагедию  их  потери . До  последних  лет  жизни  Абай  сохранил верность  музе  добра  и 
справедливости .                              Ғылым  таппай  мақтанба  
 
                                Ғылым   таппай   мақтанба  ,                                Орын   таппай  баптанба  ,                                Құмарланып  шаттанба                                Ойнап   босқа  күлуге .                                Бес  нәрседен  қашық  бол  ,                                Бес   нәрсеге  асық  бол ,                               Адам  болам  десеңіз .                               Тілеуің  ,  өмірің  алдыңда .
                               Оған  қайғы  жесеңіз .                               Өсек  ,  өтірік  ,  мақтаншақ ,
                               Еріншек  ,  бекер  мал  шашпақ –
                               Бес  дұшпаның   білсеңіз .                               Талап  ,  еңбек  ,  терең  ой ,
                               Қанағат  ,  рақым  ойлап  қой  -
                               Бес  асыл  іс  , көнсеңіз .
 
 
Пока  не  знаешь – молчи .Пока  блуждаешь  -  молчи ,В  бесцельных  днях  и  в  ночи
Пустых  забав  не  ищи .Чтоб  человеком  ты  был
И  вровень   с  веком  ты  был ,Ты  пятерых    побори
И  пятерых  избери .Злословье , ложь ,  хвастовство ,
Безделье и  мотовство  -
Вот  пять  друзей ,  согласись .
Увидев  зло -  отвернись ,К  беде  пороки  ведут .Добро  увидев -  о  нем
Ты  помни  ночью  и  днем
 Ведущий 1 :   Да ,  Абай  и Пушкин  жили  в  разное  время , но  судьба  поэтов все- таки 
переплелась  на  творческом  поприще .Абай  занимается  переводами  русских  и  зарубежных  поэтов: Лермонтова ,  Крылова ,  Гете. 
Первым  из  среднеазиатских   поэтов  перевел  он и  Пушкина  . Его  увлекли  герои  романа
«Евгений  Онегин» ,  особенно  Татьяна  (  речь идет  о  переводе на  казахский  язык 
известного  письма  Татьяны  к  Онегину .) В  ней  он  увидел  душевную  красоту , 
высокую  нравственность ,  ответственность  за  свои  поступки ,  глубокое  чувство  долга .
Ведущий  2 :  Близость  творчества двух  поэтов  прослеживается  и в  стихах  о  любви .  В  них
  радость  и  томление ,  нежность и  страсть .
Любовная  лирика  Пушкина  доступна , но и  сложна:  она  может  быть  и предельно   нежной ,
  и младенчески  чистой ,  и рыцарски  возвышенной ,    страстной  и  даже  озорной .
У  Пушкина  любви  все  возрасты  покорны. Это  чувство  поднимает  душу ,  несет  на
  крыльях  вдохновения .  Оно недосягаемо  по  своей  глубине .
 
Выразительное   чтение  стихотворений  А.С. Пушкина о  любви . 
Ведущий 2 : Непревзойденным мастером  в  воспевании  благородных  чувств  в  казахской  литературе  прошлого  века  был  Абай .  Та  же  чистота и  глубина  и  страсть  захватывает  нас,
когда  мы  читаем  стихи  Абая.
                         Язык  любви   – язык  без  слов
 
                         Язык  любви – язык  без  слов .                         Лишь  чувства ,  ощущений зов ,
                         Мгновенный  взгляд  или  улыбка   -
                         Его  основа  из  основ .                         Когда- то  с  этим  языком
                         Я  был  до  тонкости  знаком ,                         Но  для  меня  его  значенье –
                         Увы !-  давно  уж  под  замко    Лирическая  песня  :   «  Көзімнің  қарасы »
 
Ведущий  1  : Абай  и  Пушкин -  это  поэты  высокой  гражданственности . Они  одинаково 
  видели  цель  своей  деятельности  в  беззаветном  служении  своему  народу . « Народу  отдал 
я  любовь »,  писал  Абай.  «Неподкупный  голос  мой  был  эхом  русского  народа  !»  восклицал
  Пушкин . 
Ведущий :   Читая  Абая  и  Пушкина  ,  мы  испытываем  особые  чувства от  возможности
  общения  с  ними  через  их  творчество . Прошли  годы . Но не  угас  интерес  к  творчеству  великих поэтов ,  не  иссякла  дружба 
казахского  и  русского  народов . и  сколько  бы  не  проходило  десятилетии и  даже 
веков -  никогда  не  исчезнет желание  возвращаться  к  пройзведениям  двух  гениев -
Абая  и Пушкина . 
Игра  :    «     Угадай-  ка !»
 
Я  читаю  строки  из  стихов  , ребята  должны  угадать  автора .
 
1. Я  памятник  себе  воздвиг  нерукотворный
   К нему  не  зарастет  народная  тропа  ...    / Пушкин /
 
2.Осень. Голую  землю  туман  заволок .                       /  Абай  «  Күз » /
То ль  от  сытости ,  то  ль  чтоб  согреться,  резвясь ,
стригунка  догоняет  в  степи   стригунок...                 /    Абай /
 
3.Буря  мглою  небо  кроет ,                            /  Пушкин  « Зимний  вечер»
Вихри  снежные  крутя ;То,  как  зверь ,   она  завоет ,
То,  заплачет  как   дитя   ...
 
4. Ғылым  таппай  мақтанба  ,                               /  Абай /
Орын  таппай  баптанба ....
 
 
 
5.Кто    перевел   «  Парус»    Ю. М.   Лермотова  на  казахский  язык ? / Абай/
 
Белеет  парус  одинокий 
В  тумане  моря  голубом –
Что  ищет  он  в   стране   далекой ?Что    кинул   он  в  краю  родном   ?  ...
 
6.Во  глубине  сибирских  руд                                      / Пушкин /
Храните  гордое  терпенье, 
не  пропадет ваш  скорбный  труд
И дум высокое  стремленье ...
 
7. Как  весенней  порою  шумят  тополя !       /  Абай  « Жазғытұры»
Ходит  ветер ,  цветочною  пылью  пыля .
Все  живое  обласкано  солнцем степным,
Словно  мать и  отец,
Рада  наша  земля ...          
 
8.Подруга  дней  моих  суровых ,                                 /  Пушкин  « Няне»
Голубка  дряхлая  моя  !Одна  в    глуши  лесов  сосновых
Давно ,  давно  ты  ждешь  меня ...
 
 
9.  Женщины  юрты  ставят  ловко.                                /Абай  « Жаз»/
Видны  уверенность  и  сноровка
в   плавных  движениях  белых  рук ...
 
-  На  этом  наш  литературный  вечер  подходит   к  концу . 
Я   хочу   пожелать  вам    добра  и  мира ,  счастья  и благоденствия. Кем бы  вы  не  были  русский  или  казах ,  татарин  или поляк  . Любите  и  берегите свой  родной  язык ,  также
  уважайте  язык   других  народов.
               
                 Пусть  торжествует  дружба  и  согласие,
                 Что  завещал  всем  землякам  Абай .                 Должно  быть  в  человеке  это  счастье.
                 Как  есть  в  году  благоуханный  май . 
 
 
Обратная связь • Контакты • Пользовательское соглашение