Урок музыки в 5 классе по теме Музыка и изобразительное искусство


Железниченко Лариса Валерьевна
Фестиваль педагогичеcкого творчества
Педагогические идеи и технологии: среднее образованиеУрок музыки в 5 классе
Тема семестра: Музыка и изобразительное искусство.
Тема урока: « В мире искренних чувств…»
Тип урока: углубление и закрепление знаний.
Жанр урока: урок- размышление;
Музыкальный материал:
А.Ермолов, «Волшебный мир искусства»
Ф.Шуберт «Аве Мария»
Ш.Гуно «Аве Мария»
Муз. Ю.Чичкова, сл.М.Пляцковского «Мама»
Дидактическое обеспечение урока:
репродукция картины: «Сикстинская Мадонна», презентация;
аудиозаписи по слушанию музыки;
словарь эстетических эмоций;
схемы анализа и названия музыкального произведения;
портреты: композиторов Франца Шубера, Юрия Чичкова, художника Рафаэля Санти;
понятийный словарь: романтизм, Франц Шуберт, Рафаэль Санти;
учебник Е.Критская «Музыка» 5 класс, с.86-87
Задачи:
Образовательная:
познакомить учащихся с образом матери в разных видах искусства
(музыка, литература и живопись);
интерпретировать интонационно-образное содержание прослушанного произведения в процессе обсуждения и дискуссий;
тренировать умение учащихся давать полный ответ названия музыкального произведения по схеме;
проверить знания понятийного материала: виды искусства, музыкальные жанры (песня, вокализ), состав исполнителей (оркестр);
рассмотреть кратко творчество Ф.Шуберта, Рафаэля;
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать творческое нестандартное логическое мышление и воображение.
Воспитательная: на основе восприятия разных видов искусств воспитывать чувство любви и уважения к женщине-матери.
Эпиграф: «Мы будем вечно прославлять
ту женщину, чье имя – Мать!»
Муса ДжалильХод урока:
Звучит музыкальный эпиграф (А.Ермолов, «Волшебный мир искусства»)
- Мы продолжаем работать над темой «Музыка и визуальные образы». Скажите, почему в песне поется «Волшебный мир искусства…»? Каждое произведение искусства несет в себе выражение чувств человека, передает его отношение к жизни. Ребята, а какие виды искусства вы знаете? Назовите их по фотоиллюстрациям.
Проверка знаний понятийного материала: (слайды)
Виды искусства (музыка, театр, народное искусство, архитектура, живопись)

Небольшой музыкальный жанр, в котором сочетаются поэтический текст и музыка (песня, опера, вариация)
Мелодия для голоса без слов (вокализ, песня, опера)

4)Большой коллектив музыкантов (оркестр)

5)Итальянский композитор, автор концерта «Времена года» (А.Вивальди)

- В искусстве есть великие вечные темы. Какие темы можно передать через виды искусства?
- Тема добра и зла, свобода, достоинство человека.
- Не случайно тема нашего сегодняшнего урока называется «В мире искренних чувств» (звучит фоном музыка Ш.Гуно «Аве Мария»). Во все времена ей покланялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью.
Мы будем вечно прославлять
ту женщину, чье имя – Мать!
- Слово «мама» для всех людей на земле, независимо от того, в какой стране они живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково нежно. В классе присутствуют дети разных национальностей. Скажите, как по-украински будет «мама»? (по-армянски, по-русски, по-английски, по-татарски)
- Мама – наверное, самое лучшее слово в мире. Что для вас значит мама? (любовь, ласка, тепло). Мама - всегда образ светлого и возвышенного, небесного и земного. Сегодня на уроке мы обратимся к высоким творениям, созданным в разные времена итальянским художником Рафаэлем Санти «Сикстинская мадонна» и австрийским композитором Францем Шубертом «Аве Мария».

- Сегодня на уроке вы объедены в группы: «Арфа», «Скрипка», «Флейта», «Труба». Информацию о жизни и творчестве этих талантливых людей вы можете найти в энциклопедии.
Вопросы:
Какой стране принадлежит творчество Рафаэля? (Италия)
Как называли Рафаэля современники? (Божественный Санти)
Эпоха, в которой жил Рафаэль? (Возрождение)
Сколько лет прожил Рафаэль?(37)
Кто изображен на картине «Сикстинская Мадонна»? (Святой Сикст, Варвара, ангелы, Мадонна с ребенком на руках)
Вопросы:
Какой стране принадлежит творчество Ф.Шуберта? ( Австрия)
Чьим современником был Шуберт? (Л.Бетховена)
Сколько песен им написано? (600)
Как переводится с латинского языка Аве? (радуйся)
-Эпоха, в которой жил Рафаэль – эпоха Возрождения, а Шуберт – в период романтизма, (проговаривают термин все, потом по выбору).
Композиторам - романтикам был присущ внутренний мир человека.
-Что же может сблизить итальянского художника 16 века и австрийского композитора 19 века? Конечно, образ Матери, Мадонны. Заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей о самой дорогом человеке.
Игровая ситуация «Наведи порядок» (слова перепутались, правильно построить предложение и объяснить, как понимают эти слова). Лидеры групп получают в конвертах задания.
Нет /Без матери / ни героя/ ни поэта
Без матери нет ни поэта, ни героя. (М.Горький)
с любви/ Любовь/ к матери/ к Родине/ начинается
Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю.Яковлев)
неиссякаемый/ Сердце/ чудес/матери/источник
Сердце матери неиссякаемый источник чудес. (П.Беранже)
как ты желал бы/ относились к тебе /К родителям/
чтобы твои собственные дети/ относись так
К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. (Сократ)
Перед вами картина великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

Картина написана в начале 16 века по заказу итальянского монастыря Святого Сикста. Мадонна с итал. – мать Божья, от «миа» «донна»- моя госпожа. Дева Мария, с древнееврейского – Мариам, из рода Давидова -мать Иисуса Христа).
-Какое впечатление производит на вас эта картина?
-Что вы на ней видите? На переднем плане? На заднем? Какую цветовую палитру использует художник? Какие краски преобладают на этой картине?
( желтый, белый, зеленый)
-Как вы думаете, что хотел выразить художник?
-Обратите внимание на взгляд Марии. Какими чувствами полны ее глаза? (нежность Любовь к своему сыну, и в тоже время предчувствие страданий)
-Образ Марии, мамы Христа - это образ всех матерей. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.
Прием « Микрофон» (несколько детей высказывают свое мнение)
-Для меня картина Рафаэля это…
-Тема материнства это…
Физкультминутка.
-Какая музыка льется с картины? Прекрасное продолжение темы материнства является музыка австрийского композитора Франца Шуберта
« Аве Мария», что означает «радуйся». Этими словами Архангел Гавриил поздравил Деву Марию с рождением Иисуса Христа. Когда вы будете слушать это прекрасное музыкальное произведение, попробуйте представить себе музыкальный образ, созданный композитором. Какими средствами музыкальной выразительности (мелодия, темп, лад и т.д.) композитор раскроет нам образ Марии?
Прием «мини-соревнование» (используя на столе карточки) анализ-интерпретация.
Восприятие музыкального произведения (видео)
-Какой оставила след в сердце музыка Ф.Шуберта? Чем наполнила ваши души такая музыка? Какая звучала мелодия? Темп? Лад? Форма?
Прием « Микрофон» (несколько детей высказывают свое мнение)
-Для меня музыка Ф.Шуберта…
-Вы слушали произведение австрийского композитора, понятна ли она была вам?
-Обязательно ли слушателю знать язык того народа, на котором звучит произведение?
-Какие нравственные качества пробуждает в нас музыка Ф.Шуберта? (вера, добро, милосердие).
-Созвучны ли музыкальные чувства, внутреннему состоянию картины?
С. Островский «Песня о женщине»
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках,
Самая прекрасная их женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Сколько б ты не вышагал путей,
Все на свете метится следами,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Творческие мини – проекты для групп
1 группа составить сенкан к слову « Мама» (в паре)
Мама
Добрая, нежная
Любит, переживает, заботиться
Мама самый дорогой человек на Земле.
Ангел-хранитель, солнце
2 группа составить хокку на музыку Шуберта, используя следующие слова и словосочетания:
-горит свеча
-в мире искренних чувств
-творцы искусства
-мир волшебных мелодий
-вдохновение
-волшебные краски
-волшебные строки
-волшебные звуки
-открытый рояль
-теплота красок
-язык музыки
-музыка и живопись
Горит свеча
Мир волшебных мелодий Шуберта
Теплота красок Рафаэля.
3 группа написать мини – сочинение « Я слушаю Франца Шуберта…»
4 группа Прием « Ассоциативный куст»
Художник – талант - Италия – материнство – вечность – Сикстинская Мадонна
Рафаэль
Санти

-Каждая группа представит нам результат своих мини-проектов. (1,2,3,4 группа)
Вокально - хоровая работа (работа над художественным образом песни Ю.Чичкова «Мама», исполнение песни.
Итог:
-Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока
«Мы будем вечно прославлять
ту женщину, чье имя – Мать!»
-Почему художники, поэты, музыканты воспевают мать, потому что материнство является основой человечества. Без матери не будет ничего на Земле. Мы побывали в мире искренних чувств. Музыка, литература, изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ материнства и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы зрители и слушатели почувствовали глубину художественных произведений. Все мамы разные, но для нас - самые дорогие. Тема материнства она прекрасна и почитаема у любого народа, и сегодня мы убедились, что музыка австрийского композитора Франца Шуберта и картина итальянского художника Рафаэля как бы соединились в один образ - образ Материнства. Изменилось ли у вас отношение к маме? Какое желание появилось, какие слова вы бы сказали маме, придя домой после нашего урока?
-Ласковые, добрые, нежные.
Домашнее задание:
Первой группе я предлагаю найти в интернете фотографии Ф.Шуберта, его семьи и к следующему уроку подготовить фотожурнал, так как 31 января исполняется 215 лет со рождения композитора.
Второй группе я предлагаю заняться поисковой работой. Найти в дополнительной литературе ответ на вопрос: какие еще картины написал Рафаэль?
-Ну а те, кому эти задания будут не под силу, подумайте о том, если бы Рафаэль и Шуберт, встретились в одно время, о чем бы они спросили друг у друга.
Оценивание: (за работу на уроке дети получают оценочные символы - это могут быть различные фигуры, на которых написаны оценки с комментарием)
Желтый символ – высокий уровень оценивания,
Розовый - достаточный уровень оценивания,
синий цвет - средний уровень оценивания.