Аммиак и его свойства

Урок в 9 классе «Аммиак и его свойства» по технологии проблемно-диалогического обучения

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: В результате обсуждения учебных проблем учащиеся должны установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами.

Задачи:

1. Учащиеся должны выяснить и объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака.
2. Учащиеся должны изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония.
3. Опираясь на ранее приобретенные знания, учащиеся должны определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, учебный диалог, работа с учебной и справочной литературой.

Средства обучения: химический эксперимент, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник.

Ход урока

Этапы урока
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся

Подготовка к восприятию

Сообщает, что на уроке будет рассматриваться водородное соединение азота. Для создания проблемной ситуации, ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

Проблемно-диалогическая технология
Предлагает сравнить окраску индикатора лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота. Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и наблюдаемыми результатам: Что удивило? Что предполагали увидеть?

Задает проблемную ситуацию: почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов?














Проводит обсуждение решения проблемного вопроса.

Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения?









Помогает сформулировать проблему: За счет чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?


Формулирует проблему: Существуют ли вещества, которые взаимодействуют с аммиак подобно воде?



Формулирует проблему: Почему в отличие от азота аммиак в окислительно-восстановительных процессах может быть только восстановителем?


Демонстрирует опыт «Фонтан», предлагает объяснить, что интересного заметили?
Проводят опыт. Наблюдают разную окраску лакмуса.
Обсуждают увиденные результаты (говорят, что ожидали увидеть одинаковую среду в растворах)




Высказывают предположения. (Должны придти к разному строению атомов хлора и азота)
Составляют план решения проблемы:
-составить электронно-графические формулы атомов азота и водорода;
- составить схему образования молекулы водородного соединения азота;
- составить уравнение реакции между аммиаком и водой;
- установить причину появления в растворе гидроксид–ионов;
- определить какой еще ион образуется в растворе.
(План записан на доске)

Рассматривают строение атомов азота и водорода, разбирают схему образования молекулы аммиака, взаимодействие аммиака с водой и диссоциацию образовавшегося вещества. (Сильные ученики работают самостоятельно по плану, средние при необходимости могут воспользоваться учебником, слабые работают с текстом учебника).
Выходят на новую проблему и формулируют ее с помощью учителя.

Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (делают вывод, что атом азота благодаря неподеленной электронной паре может соединяться с протоном, который имеет свободную орбиталь).

Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (с образованием протона в воде диссоциируют кислоты). Составляют уравнения реакций аммиака с соляной и серной кислотой.

Определяют степень окисления азота в аммиаке; выясняют, что она низшая, значит, аммиак может быть только восстановителем. Составляют уравнения реакций с кислородом, электронный баланс.

Обсуждают возможные варианты, вспоминают физические свойства аммиака

Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?
- узнали, что водный раствор аммиака, в отличие от аналогичных растворов неметаллов VI и VII групп, проявляет основные свойства;
- механизм образования донорно-акцепторной связи;
- выяснили, что в ОВР аммиак может быть только восстановителем.
-Тема урока «Аммиак и его свойства» формулируется учащимися в конце урока.

Дом. задания

Используя материал учебника и доп. литературу, раскройте взаимосвязь свойств и областей применения аммиака.