Конспект урока по теме: Аммиак и его свойства


Конспект урока по теме «Аммиак и его свойства»
Тип урока: получение новых знаний.
Цель урока:
формирование системы знаний об аммиаке как о водородном соединении азота, имеющем огромное практическое значение.
Задачи урока:
образовательные: изучить строение и свойства аммиака; рассмотреть донорно-акцепторный механизм образования химической связи; развить умения по составлению окислительно-восстановительного баланса;
развивающие: развивать познавательный интерес, используя элементы современных технологий; формировать умение наблюдать, сравнивать, выделять основные признаки сравнения; продолжить формировать умение составлять уравнения ОВР; воспитательные: развивать интерес к предмету, умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности в быту.
Оборудование: сеть ПК, мультимедиа проектор, экран
План урока
I. Актуализация знаний, необходимых для успешного освоения нового содержания
II. Введение нового материала
Прогнозирование свойств аммиака
Изучение свойств аммиака
Физические свойства
Химические свойства
Области применения аммиака и его производных
Способы получения аммиака
III. Первичное закрепление нового материала.
IV. Применение нового знания в стандартных ситуациях.
V. Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации).VI. Диагностика уровня освоения учащимся нового знания
I. Актуализация знаний, необходимых для успешного освоения нового содержания
Вводное слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с основной характеристикой элементов подгруппы азота. Мы видели, что теоретические знания могут позволить предсказать свойства вещества, как физические, так и химические. Вспомните, какие особенности строения молекулы азота определяют его химическую инертность.
- Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне атома азота?
- Какое количество электронов внешнего уровня атома азота являются валентными?
- Сколько ковалентных химических связей образуется между атомами в молекуле азота?
Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства.
Демонстрация видеоопыта    HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/28d7ef77-aeed-686b-f81b-15e4a296a4d6/view/" \t "_blank" Дым без огня - взаимодействие аммиака с хлороводородомВещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю. Вас взволновало то, что вы сейчас увидели, как густой дым наполнил колбу и начал выливаться на стол? А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!
Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак».
В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».
Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия.
Формула аммиака – NH3, т.е. это водородное соединение азота.
1. Пользуясь планом характеристики элемента, охарактеризуйте азот как химический элемент (1s22s22p3, валентность азота равна III, может быть IV, это типичный неметалл, ОЭО = 3,0).
2. Сколько ковалентных связей может образовать атом азота? (три по обменному механизму и четвертую связь атом азота может образовать по донорно-акцепторному механизму)
3. Учитывая ОЭО азота, скажите, какие типы связей можно наблюдать в молекуле аммиака? (Связи N-H ковалентные полярные, электронная плотность смещена от водорода к азоту, поэтому на атоме азота возникает частичный отрицательный заряд)
4. Рассмотрите модель молекулы аммиака (Иллюстрация Строение молекулы аммиака). Какую геометрическую фигуру напоминает молекула аммиака? (Пирамиду, в вершинах которой находятся 3 атома водорода и неподеленная пара электронов азота).
Задание в парах (выполняется индивидуально в тетради с возможностью взаимопроверки): показать электронную и структурную формулы молекулы аммиака, указать неподелённую пару электронов внешнего уровня.
II. Введение нового материала
1. Прогнозирование свойств аммиака:
- Как вы думаете, будет ли аммиак растворяться в воде?
Подсказка: обычно в воде растворяются те вещества, молекулы которых могут притягиваться к молекулам воды.
Ответ: да, аммиак должен растворяться в воде, так как его молекула полярна.
Демонстрация видеоопыта Растворение аммиака в воде. "Фонтан" 2. Давайте получим аммиак так же, как его получали алхимики. Справедливости ради, надо сказать, что лабораторный способ получения аммиака с тех пор практически не изменился. Демонстрация видеофрагмента Получение аммиака (практическая работа)Беседа по вопросам:
-Аммиак легче или тяжелее воздуха?
- Как вы думаете, почему это вещество имеет такой едкий запах?
Используют ли люди это свойство аммиака?
- Раньше барышни, склонные к обморокам, носили с собой «нюхательную соль». Как вы думаете, что это за вещество?
- Как узнать аммиак, отличить его, не спутав при этом с другими веществами?
Конечно, по запаху. А ещё можно провести качественную реакцию, в чём вы убедились в ходе выполнения практической работы.   
3. Охарактеризуйте физические свойства аммиака по плану:
Агрегатное состояние. Цвет. Вкус. Запах. Растворимость в воде. Плотность.
4. Переходим к характеристике химических свойств аммиака
Мы уже заметили, что аммиак хорошо растворяется в воде, что он имеет очень резкий запах, наконец, вспомните, ведь его ещё в средние века называли «щелочной воздух».
Беседа по вопросам:
- Как образуется донорно-акцепторная связь?
- Какие частицы могут предоставить аммиаку свободную атомную орбиталь (АО), да ещё и притягиваться к молекуле? (Ион Н+)
Посмотрите, как образуется ион аммония, и сделайте окончательный вывод о валентных возможностях азота. Просмотр анимации Донорно-акцепторный механизм образования катиона аммония- Может ли азот проявлять валентность, равную 5?
- Откуда в растворе аммиака берутся ионы ОН- ? Не может ли именно этот факт объяснить едкий запах и вкус аммиака?
- Будет ли аммиак реагировать с кислотами? Почему? (В растворах кислот много ионов Н+).
Демонстрация видеоопыта Взаимодействие аммиака с концентрированными кислотамиВывод: растворение аммиака в воде и в кислотах – процесс химический, в основе которого лежит способность молекул аммиака связывать ионы водорода. Причина этого – наличие у атома азота свободной пары электронов, которая «перетягивает» протон водорода Н+ из молекул воды Н2О и соляной кислоты HCl.
- Горит ли аммиак?
- А что такое горение? (Это окисление, процесс потери, отдачи электронов. У азота в молекуле аммиака электронов много, следовательно, сильный окислитель, такой, как кислород, может их отнять. Т. о., аммиак гореть должен!)Решение проблемы:
Аммиак не горит в воздухе, но в чистом кислороде или в присутствии катализатора аммиак хорошо окисляется.
Демонстрация видеоопыта Горение аммиака в кислороде
Какие продукты образуются при горении аммиака без катализатора и при окислении аммиака в присутствии катализатора (оксида хрома (III))? В каком случае аммиак теряет больше электронов и почему?
Применение аммиака.
В течение всего урока мы постоянно говорили и имели дело не только с самим аммиаком, но и с его солями, например, с хлоридом аммония (нашатырем).
Соли аммония человек широко использует в быту и в технике. С одним способом их использования мы познакомились – очистка медных изделий (паяльников). Но есть и другие:
Бабушка всегда посоветует приложить к месту ожога крапивой или укуса насекомого примочку из нашатыря, потому что он нейтрализует кислоты.
Растения скажут вам «спасибо», если вы их подкормите раствором солей аммония; (Просмотр текста с иллюстрациями Соль плодородия )Ваша мама печет пирожки, используя пекарский порошок, который содержит карбонат аммония.
Пользуясь материалом учебника, назовите другие области применения аммиака и его солей.
III. Первичное закрепление нового материала.
А теперь закрепим знания о химических свойствах аммиака. Предлагаю вам выполнить следующие задания: записать указанные уравнения реакций, ответить на поставленный вопрос, выбрав один вариант ответа.
Химические свойства аммиакаIV. Применение нового знания в стандартных ситуациях
А теперь попробуем сконструировать модель аммиака HYPERLINK "http://www.fcior.edu.ru/card/8990/konstruktor-animaciy-donorno-akceptornyy-mehanizm-obrazovaniya-iona-ammoniya.html"
HYPERLINK "http://www.fcior.edu.ru/card/1160/laboratornaya-rabota-konstruirovanie-modeley-molekul-azota-ammiaka-i-azotnoy-kisloty.html"
Лабораторная работа "Конструирование моделей молекул азота, аммиака и азотной кислоты"
V. Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации.
Усложним задание: сконструируем модель азотной кислоты.
- конструирование
Лабораторная работа "Конструирование моделей молекул азота, аммиака и азотной кислоты" (конструирование молекулы HNO3)
А теперь я вам предлагаю записать условие задачи, решением которой вы займётесь дома, а на следующем уроке мы проверим правильность решения
- запись условия задачи, планирование хода её решения.
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/67a99ef6-4da4-c2b8-43ba-74086748886b/view/" \t "_blank" Расчет реакции аммиака с продуктом взаимодействия галогенида щелочного металла с ортофофорной кислотойVI. Диагностика уровня освоения учащимся нового знания
Мы подошли к завершающему этапу урока, на котором необходимо показать: какие знания об аммиаке вы приобрели. Я предлагаю вам выполнить тесты по теме урока, заданий всего десять, вам необходимо дать ответы на вопросы 1-7 и 10.
HYPERLINK "http://www.fcior.edu.ru/card/8526/testy-po-teme-ammiak-i-ego-svoystva-soli-ammoniya.html"
Тесты по теме "Аммиак и его свойства. Соли аммония"

Домашнее задание: пользуясь материалом учебника, изучите строение молекулы аммиака и его свойства, получение и применение. Ознакомьтесь подробнее со статьёй «Соль плодородия», обратив внимание на промышленный способ получения аммиака. Решите задачу, условие которой вы записали в классе.