Рабочая программа и календарное планирование по русскому языку в 5 классе

ГБОУ ЛНР «Ровеньковская специализированная школа № 3»


УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
Г.В.Месропян
________________________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс





Составитель рабочей программы:
Фоменко Ирина Васильевна




2016

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с:
1.Примерной программы по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011).
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Методическими рекомендациями по преподаванию предмета «Литература» в 2016 – 2017 учебном году
Временным Основным Законом (Конституции) Луганской Народной Республики.
Русский язык – язык русского народа. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели и задачи обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному
языку:
воспитаниегражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствованиеречемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоениезнаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формированиеумений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи (20%). Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения пятиклассниками программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения пятикласссниками программы по русскому языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка ЛНР и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учебный план предусматривает изучение русского языка в V классе в количестве 140 часов (4 часа в неделю).




















Основное содержание программы

5 класс
Русский язык
Учебно-тематический план


п/п
Содержание программного материала

Количество часов, отведённых на изучение раздела, темы



Формы работы: групповые, индивидуальные, игровые

Плановых уроков

Плановых контрольных работ

Развитие речи

Всего контрольных уроков и уроков р.р.


Виды работы: сочинения, изложения, диктанты, диктанты с грамматическим заданием.






Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.
3
-
1

1


Повторение изученного в начальных классах.
24
1
5
6


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
25
2
6
8


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
12
1
2
3


Лексика. Культура речи.
10
1
3
4


Морфемика. Орфография. Культура речи.
18
1
4
5


Имя существительное
18
1
4
5


Имя прилагательное
10
1
3
4


Глагол
17
1
1
2


Повторение и систематизация изученного.
3
1
1
2


ИТОГО
140
10
30
40



Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание курса русского языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниях, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.











































Календарно-тематическое планирование



Содержание (раздел, тема)
Дата проведения
Примечания



По плану

По факту



Язык – важнейшее средство общения 3ч. (1р.р.)
Язык и человек. Язык - важнейшее средство человеческого общения.





Язык и его единицы. Общение устное и письменное.





Р.р. №1 Стили речи.





Повторение изученного в начальных классах 24 (1К.р.+5 р.р.)
Звуки и буквы. Произношение и правописание.





Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.





Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.





Правописание непроверяемых безударных гласных
в корне слова





Правописание проверяемых согласных в корне слова





Правописание непроизносимых и непроверяемых согласных в корне слова.





Буквы И, У, А после шипящих.





Разделительные Ъ и Ь.





Раздельное написание предлогов с другими словами





Р.р. №2. Текст.





Р.р. №3 Обучающее изложение





Части речи.
Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч.





14. Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами.





15.Правописание
-тся и -ться в глаголах





Р.р. №4 Тема текста.





Правописание безударных личных окончаний глаголов.





Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих.





Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.





Местоимение. Личные местоимения.





Р.р. №5 Основная мысль текста.





Р.р. №6 Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом».





Повторение и обобщение изученного в 5 классе





Контрольная работа № 1 по теме «Повторение изученного в начальных классах». Диктант с грамматическим заданием.





Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

















Синтаксис, пунктуация, культура речи 25ч. (2к.р., 6 р.р.)
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании





Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Разбор словосочетания





Предложение. Простое предложение





Р.р. №7 Контрольное изложение «Первый снег».





Р.р. №8 Работа над ошибками, допущенными в контрольном изложении.





Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации





Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее





Сказуемое как главный член предложения. Тире между подлежащим и сказуемым





Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение





Определение - второстепенный член предложения.





Обстоятельство как второстепенный член предложения





Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами





Обобщающие слова при однородных членах предложения





Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях.





Р.р. №9 Письмо. Виды писем.





Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения





Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения». Тестирование.





Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.





Простые и сложные предложения





Р.р. №10 Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Опять двойка».





Р.р. №11 Работа над ошибками, допущенными в контрольном сочинении.





Прямая речь. Пунктуация при прямой речи. Диалог. Пунктуация при диалоге.





Р.р. №12 Правила этикета. Вежливые слова.





Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.





Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.





Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 12 ч.
(2р.р, 1 к.р.)
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.





Звук как единица речи. Гласные звуки.





Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие.





Р.р. №13 Обучающее сжатое изложение.





Согласные звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака





Графика (средства письменности). Алфавит.





Двойная роль букв е, ё, ю, я





Орфоэпия как как раздел науки о языке. Ударение





Фонетический разбор слова





Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». Диктант с грамматическим заданием.





Анализ контрольной работы.





Р.р. №14 Устное сочинение по картине.





Лексика. Культура речи 10ч. ( 3р.р., 1 к.р.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение





Однозначные и многозначные слова.





Р.р. №15 Творческая работа. Рассуждение.





Прямое и переносное значение слов.





Р.р. №16 Типы речи. Повествование и его структура.





Р.р. №17 Обучающее сочинение-повествование.





Синонимы. Словари синонимов. Омонимы. Словари антонимов.





Антонимы- слова с противоположным лексическим значением.





Контрольная работа № 5 по теме «Лексика. Культура речи». Диктант.





Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи»





Морфемика. Орфография.Культура речи. 18ч. ( 4р.р., 1 к.р.)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.





Окончание и основа самостоятельных частей речи.





Корень слова. Исторические изменения в составе слова.





Р.р. №18 Рассуждение. Обучающее сочинение- рассуждение.





Суффикс как значимая часть слова. Приставка как значимая часть слова





Р.р. №19 Выборочное изложение «Последний лист».





Анализ ошибок изложения





Чередование гласных и согласных звуков.





Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем.





Морфемный разбор слова






Р.р. №20 Контрольное сочинение- описание картины с элементами рассуждения. (Кончаловский «Сирень»)





Р.р. №21 Работа над ошибками, допущенными в контрольном сочинении.





Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з исна конце приставок.





Чередование букв о а в корне –лаг-/ -лож- Чередование букв о а в корне –раст - /-рос-





Буквы ёопосле шипящих в корне





Буквы и ы после ц





Контрольная работа №6 по теме «Морфемика. Орфография». Диктант с грамматическим заданием.





Анализ контрольной работы.





Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное 18ч. (4 р.р., 1к.р.)
Имя существительное как часть речи





Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.





Р.р. №22 Сжатое изложение «Перо и чернильница».





Род имен существительных





Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа





Р.р. №23 Обучающее подробное изложение.





Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа





Три склонения имен существительных





Падеж имен существительных





Правописание падежных окончаний существительных





Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ





Р.р. №24 Речевой этикет.





Р.р. №25 Сочинение-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье»





Множественное число имён существительных.





Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных





Морфологический разбор имени существительного





Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное». Диктант с грамматическим заданием.





Анализ контрольной работы.





Имя прилагательное 10ч. ( 3 р.р., 1 к.р.)
Имя прилагательное как часть речи





Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.





Р.р. №26 Описание животного. Подготовка к изложению.





Р.р. №27 Подробное контрольное изложение «Кошка Ю-ю»





Р.р. №28 Анализ контрольного изложения





Прилагательные полные и краткие





Морфологический разбор имени прилагательного





Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном





Контрольная работа № 8. по теме «Имя прилагательное». Диктант





Анализ контрольной работы





Глагол 1ч. (1 р.р., 1 к.р.)
Глагол как часть речи.





Не с глаголами





Р.р. №29 Рассказ, особенности, структура, стили. Невыдуманный рассказ





Неопределенная форма глагола.
Правописание –тся и –ться в глаголах





Виды глагола





Буквы е и в корнях с чередованием





Время глагола. Прошедшее время





Настоящее время. Будущее время.





Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов





Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием





Морфологический разбор глагола





Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа





Контрольная работа №9 по теме «Глагол». Диктант с грамматическим заданием.





Анализ ошибок контрольной работы





Повторение и систематизация изученного 6ч. (1 к.р.+1 р.р.)
Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова.





Контрольная работа №10 по теме «Повторение и систематизация изученного». Диагностическая работа





Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне слова





Морфемика. Морфология. Упражнения на закрепления.





Р.р. №30 Сжатое изложение с изменением лица..





Анализ диагностической работы. Подведение итогов года.























































































































































































Перечень учебно-методического обеспечения
Класс
Программы
Учебная литература
Методическая литература
Дополнительная литература
Оборудование

5
Русский язык (для ОУ с русским языком обучения). Примерная программа основного общего образования - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык 5 класс. - М.: Просвещение, 2015г.
Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М. Т. Баранов Русский язык 5 класс. Методические рекомендации.-Москва: Просвещение, 2014г.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку


М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык. Рабочие программы. 5 – 9 классы,- Москва: Просвещение, 2011 г.


М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Л. А. Тростенцова. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Раздаточный материал по русскому языку для V класса.



Граник Г. Г. Секреты орфографии. - М., 1991.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.





А.В. Канафьева, В.В.Леденева. Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.




СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания

____________________

От №

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
____________Л.В.Гениевская
Дата____________________