Выступление в формате ПЕЧА-КУЧА. Развитие коммуникативных умений на уроках ОРКСЭ


Печа-куча как одно из средств развития коммуникативных умений на уроках ОРКСЭ.
-Здравствуйте, уважаемые слушатели. Меня зовут Звездина Л.К., я преподаю ОРКСЭ в Асовской ООШ Березовского района. Наша школа обслуживает 9 населенных пунктов, которые находятся в радиусе 30 км. На территории поселения есть 2 храма. Прокопьевская церковь в дер. Плотниково и Свято-троицкая церковь в с.Асово. Большинство родителей учащихся выбирают модуль Основы Православной Культуры. Он ведется в нашей школе 4 год. Я работаю по курсу третий год.
-Тему, которую я хочу представить, известна многим. Но, может быть, что-то вы узнаете новое или что-то уточните и захотите применить в своей практике. Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания», то есть воспитание для совершения добрых дел. Главная задача предмета в том и состоит, чтобы привить школьнику вкус и стремление к добру, чистоте, добрым делам, благородным поступкам.  Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие.
-Поэтому изучая «Основы православных культур», мы с детьми размышляем над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чём смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает? На наших уроках мы говорим о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрываем жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
-Когда на уроке необычно, материал подан ярко, творчески, когда ученик видит не только учителя и слышит не только его речь, отношение к предмету становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на занятия и активно участвует в подготовке урока. В связи со спецификой преподавания предмета изложение материала должно быть не только информативным, но и интересным, нестандартным, запоминающимся. Именно эту задачу помогает решить применение информационных технологий.
-Для повышения эффективности усвоения материала данного курса на своих уроках я использую разные формы организации работы на уроке, направленные на формирование у учащихся коммуникативных умений.
Видеолекции, продолжительностью от 5до 10 минут
Короткометражные фильмы и мультфильмы
Виртуальные экскурсии и другие…
Особое внимание уделяю публичному выступлению.
-Практически все они сопровождаются пословицами и поговорками. Пословицы и поговорки разных народов передают мудрость и жизненный опыт предшествующих поколений. Логично использовать их на уроках ОРКСЭ при рассмотрении большинства тем. Почти на каждом уроке, на каком-либо этапе есть возможность использовать этот жанр народного творчества. Дети увлекаются, пополняется словарный запас, они приобретают некий жизненный опыт, анализируя их содержание.
-Приведу примеры работы с пословицами на уроках ОПК. Работая с этим жанром, использую элементы технологии «Печа-куча». Почему элементы? Потому что работа начата относительно недавно. Работа с пословицами и поговорками следует расценивать как некую подготовительную работу. Чтобы овладеть технологией в целом понадобится время и главное желание, как детей, так и учителя. Задания выполняются и на уроке, и дома. Публичное выступление у многих людей вызывает страх. Мы учимся побороть неуверенность и предстать перед публикой. Учу детей чувствовать свою роль как выступающего, так и благодарного слушателя. Анализируя чтение стихов или выступление по проекту обсуждаем, что получилось, что нет. Дети учатся принимать критику и давать рекомендации, хвалить выступающего и поддерживать в случае неудачи.
-У вас на столах есть учебники. Можете заглянуть. Урок 6. Я же приведу пример. По этому уроку предлагается такое задание. Оно на карточке перед вами.
Урок 6 Проповедь Христа
Из рабочей тетради
Отметь утверждения, с которыми ты согласен. Объясни свою позицию.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит.
Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.
При построении ответа учащийся старается донести главную мысль в сжатой форме. Оценивание осуществляется по критериальному листу, с которым так же мы работаем на уроках. Обратите внимание на критерии и показатели. Они просты и понятны для детей. На ваш взгляд, какая из пословиц относится к изображению?
-Как выдумаете, какое чувство испытывают наши герои?
Урок 10 Тема «Совесть и раскаяние».
Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть, подбери для своего рассказа заголовок - пословицу
За совесть, за честь хоть голову снесть.
Злая совесть стоит палача.
Совесть без зубов, а загрызёт.
Ребенок переживает свой жизненный опыт, анализируя события, набирается смелости, и выбирает то, которое возможно представить в рамках указанной пословицы.
-Урок 21 Тема «Зачем творить добро».
Один из самых известных русских святых – Серафим Саровский говорил своим ученикам: «Радость моя! Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи...» О каком спасении идет речь? Как ты понимаешь эти слова? В своем объяснении используй пословицу
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Добрый разум не наживёшь сразу.
Учащийся выстраивает монологическую речь, встраивая пословицу в контекст своего рассказа.
-В домашних условиях учащиеся работают в контакте с родителями, по ходу знакомя их с этой технологией. В планах создавать презентации полноформатные по этой технологии. Чтобы дети освоили эту технологию, они должны в нее влюбиться. Конечно, поддержка родителей очень необходима. Особенно в таком специфическом предмете, каа Основы православной культуры.
-Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. Для того, чтобы развивались у ребенка коммуникативные навыки необходимо постоянное общение.
 В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях, умение ценить и принимать традиции православных христиан, самоанализ и самоконтроль результата,
В метапредметном плане проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, осознанное построение речевых высказываний, как в устной форме так и в письменной, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной,
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
   Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОПК, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
-У кого-то возникнет вопрос. Возможно ли это за такой короткий срок (34 уч. ч.)? Вероятно на этот вопрос можно ответить таким примером. Что бы вы посоветовали хозяину, у которого есть одно зерно пшеницы, а его семья питается скудно? Всего одно зёрнышко на всю семью. Выбросить его как бесполезное - жаль? Поделить на всех - не хватит? Съесть самому – тоже не насытиться? Добрый хозяин посадит зерно в землю и будет ухаживать за растением. В следующем году у него будет уже тридцать зёрен, через год девятьсот, ещё через год он засеет зерном всё поле и получит обильный урожай.
-Большое желание и терпение помогут задеть струнки души ребенка освоить ступеньки познания, Роль учителя быть проводником и помогать ребенку, подталкивая его в нужном направлении. Благо, что есть время еще в 5классе, и мы продолжаем обсуждать главные человеческие ценности и добродетели на уроках ОДНКНР. Дети пишут интересные отзывы по занятиям. Вот некоторые из них. Как говорится: Капля камень точит. Снова вернемся к желанию. Все зависит от нас. Успех приходит к тому, кто его добивается.
-Так вот я предлагаю вам попробовать это сделать.
-В заключении Синквейн по мастер-классу Выбор пословицы к теме выступления
Печа-куча (пословица)
2 прилагат3 глагола
предложение из 4 слов Отношение к теме
Синоним