Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс(УМК: Власенков А.И.,Рыбченкова Л.М)


Календарно-тематическое планирование по русскому языку .10класс.
(68 часов-2 ч.в неделю)
(УМК по редакцией: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.
“Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи."10-11 кл.)
№ п/пТема урока Кол-во
часов Тип урока Виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Требования к уровню подготовки обучающихся Учебно-методическое обеспечение Дом. задание Дата проведения
План Факт
1 Язык и общество.
Язык и культура 1 Беседа, лекция учителя Индивидуальная, групповая Речеведческий анализ предложений. Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры.
Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение.
Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. Сопоставление текстов. 2,3 Язык и история народа 2 Беседа, работа с текстом Групповая Словарный диктант. Выполнение тренировочных упражнений Знать о взаимосвязи языка и истории народа.
Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе.
Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи Чтение и анализ текстов. 4 Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении. Подготовка к ЕГЭ Работа с учебником, лекция учителя Индивидуальная, фронтальная Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм. Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государ- ственном.
Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
Энциклопедия “Русский язык”. – М.: Аванта +, 1999. Чтение и анализ текстов.Работа со словарём 5 Активные процессы в современном русском языке. Работа с учебником, лекция учителя Групповая Орфографический разбор слов.
Выполнение тренировочных упражнений Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.
Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора.
Скворцов, Л. И. "Экология слова, или Поговорим о культуре рус.
Языка". Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 кл . Работа с деформирован-ным текстом.
Доклады 6,7 . Рр. Практикум написания сочинения.
Подготовка к ЕГЭ Практикум Работа с книгой Индивидуальная, фронтальная Комплексный анализ текста.
Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 клЧтение и анализ текстов.Мини- сочинение
8 Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Объяснительный диктант, работа с учебником Индивидуальная, фронтальная Орфографический разбор слов.
Выполнение тренировочных упражнений Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.
Уметь производить анализ орфографических трудностей.
Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи Стр.6- 7(вопросы).Упр.3 9 Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. . Подготовка к ЕГЭ
Рассказ, работа
с книгой, беседа Индивидуальная, фронтальная Самостоятель-
ная работа Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.
Уметь использовать в собственной речи.
Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Стр.11,упр.10 10 Написания, подчиняющие
ся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии Беседа, работа с текстом Индивидуальная, фронтальная Тестовые задания. Практическая работа Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.
Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания.
Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 клСтр.16,упр.22,25 11 Фонетический разбор.
Подготовка к ЕГЭ Объяснительный диктант, Работа с учебником Индивидуальная, фронтальная Фонетический разбор слов.
Практическая работа, тест Знать порядок фонетического разбора.
Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.
Горшков, А. И. Русская словесность. – М.: Прос Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 кл вещение, 1996 Упр.28(анализ текста) 12 Повторение ранее приобретен
ных знаний о лексике русского языка Работа
с книгой, беседа Индивидуальная, групповая Выборочный ди ктант.Выполнение тренировочных упражнений . Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности сино нимов,антонимов, паронимов, омонимов.
Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи.
Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.

Стр.20(вопр.),тео рет.мат.упр.36 13
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления
Тренировочные упражнения. Работа с учебником Групповая Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм. Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку
Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 клСтр.24-25,упр.42; стр.27,29,упр.57 14 Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художествен
ной речи.
Проблемные задания Индивидуальная, групповая Контрольное упражнение Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования.
Толковый, лексикологический, этимологический словари Стр.34-37,упр.64;стр.41,43
Упр.73 15 Русская фразеология Рассказ, работа
с книгой, беседа Фронтальная Выполнение тренировочных упражнений. Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.
Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки.
Лексические и фразеологические словари . Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 клСтр.47-49,упр.83 16 .
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Практикум Индивидуальная, групповая Выполнение тренировочных упражнений. Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеоло-гического разбора.
Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили ре
чи." Упр.94(анализ текста) 17 Кр. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.
Контроль Фронтальная Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.
Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998 18 Обобщающее повторение ранее изученного
. Подготовка к ЕГЭ Проблемные задания Групповая Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.
Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность.
Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили ре
чи." Чтение и анализ текстов.Работа со словарём 19 Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Практикум Индивидуальная, групповая Выполнение тренировочных упражнений. Знать основные способы словообразования.
Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки.
Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили ре
чи." Стр.55,56,упр.104 20 Выразительные словообразовательные средства Проблемные задания Групповая Знать выразительные словообразовательные средства.
Уметь подбирать тексты, иллюстрирую
щие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем
Тексты изучаемых художественных произведений Стр.60-63,упр128,134 21 Обобщающее повторение частей речи Проблемные задания Индивидуальная, фронтальная Контрольное упражнение Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. Стр.67,упр.142 22 Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.
Практикум Индивидуальная, групповая Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.
Скворцов, Л. И. "Экология слова, или Поговорим о культуре рус.
Языка". Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 кл . Стр.70-72,упр.150 23 Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ
Проблемные задания Групповая Практическая работа, тест Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Буланов, В. К. Трудные вопросы морфоло-
гии. – М., 1989 Стр77-78,упр.159 24 Правописание не и ни с разными частями речи.
Правописание наречий.
Практикум Индивидуальная, групповая Выполнение тренировочных упражнений. Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.
Уметь применять знания
на практике.
Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Стр.82,92,упр.191 25 Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание. Подготовка к ЕГЭ
Практикум Практическая работа, тест Буланов, В. К. Трудные вопросы морфоло-
гии. – М., 1989 Стр.95,упр.203,206 26 Кр. Контрольный диктант
с грамматическим заданием.
Контроль Фронтальная Контрольное упражнение Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.
Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998 27,28 Рр. Язык и речь.
Текст, его строение. Типы речи.
Подготовка к ЕГЭ
Проблемные задания Групповая Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.
Уметь производить речеведческий анализ художествен
ного и научно-попу-лярного текстов
Розенталь Д.Е. Русский
Язык. 10-11 класс Упр.198,201(ана лиз текстов) 29 Рр. Функциональные стили речи.
Проблемные задания Групповая Выполнение тренировочных упражнений. Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике
Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ. Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Чтение и анализ текстов.Работа со словарём 30, 31 Рр. Лексика научного стиля, его признаки и разновидности.
Проблемные задания Проблемные задания Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная.
Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы
Справочная литература по научному стилю речи Чтение и анализ текстов.Мини- сочинение
32 Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Проблемные задания Проблемные задания Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм Уметь исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля, участвовать в диалоге, дискуссии.
Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Работа с деформирован-ным текстом.
Доклады 33,34 Рр. Изложение с элементами комплексного анализа текста.
Подготовка к ЕГЭ
Проблемные задания, работа с книгой Проблемные задания, работа с книгой Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.
Рыбченкова, Л. М. Тексты для изложений. – М., 1999 (с. 140–142) 35,36 Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Рассказ, работа с книгой, беседа.
Практикум. Индивидуальная, групповая Выполнение тренировочных упражнений. Обобщить знания учащихся об интонации и ее роли в предложении;
Закрепить навыки правописания приставки Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику.»Русский язык. Базовый уровень».М. «Просвещение».2010год Стр.102,упр.209,ОК 37,38 Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Проблемные задания Групповая Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ Обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выделения;
уметь определять грамматическую связь между главными членами
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику.»Русский язык. Базовый уровень».М. «Просвещение».2010год Упр.213,220,ОК 39 Именительный и творительный падежи в сказуемом. Беседа, рассказ.
Практикум. Индивидуальная, групповая Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»;
работа по предупреждению грамматических ошибок Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Стр.107,упр.227,ОК 40,41 Тире между подлежащим и сказуемым. Подготовка к ЕГЭ
Беседа. Практикум. Практическая работа, тест Обобщить знания по теме: «Члены предложения»;
закрепить навыки постановки знаков препинания в ПП;
дать понятие о речевой недостаточности, научить отличать ее от неполных предложений Энциклопедия афоризиов.
Э. Борохова, М., 2001Г. Упр.230(анализ текста) 42 Управление при словах, близких по значению. Практикум Фронтальная Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор Помочь научиться преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками Афоризмы на тему «Жизнь» Упр.235,ОК 43,44 Кр. Контрольная работа. Групповая Контрольное упражнение Проверить практические умения школьников, а также знания теории по разделу «Главные члены предложения» Тест. 45 Однородные члены предложения и пунктуация при них. Практикум Индивидуальная, групповая Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа Обобщить знания по теме «Осложненное предложение», закрепить навыки правописания не
с разными частями речи. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику.»Русский язык. Базовый уровень».М. «Просвещение».2010год Упр.238,ОК 46,47 Знаки препинания при однородных членах предложения Беседа, практикум. Фронтальная Тренировочные упражнения по материалам КИМовОбобщить знания по теме
«Пунктуация при однородных членах предложения» Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику.»Рус
ский язык. Базовый уровень».М. «Просвещение».2010год Упр.241(анализ тек ста) 48,49 Однородные и неоднородные определения Тренировочные упражнения. Индивидуальная, групповая Тренировочные упражнения, анализ предложений. Научить различать однородные и неоднородные определения, закрепить навыки правописания. Розенталь Д.Е. Русский
Язык. 10-11 класс Сопоставление текстов
(материалы ЕГЭ) 50,51 Кр. Проверочная работа Фронтальная Контрольное упражнение Проверка ЗУН по пунктуации Тест. 52,53 Обособленные определения. Подготовка к ЕГЭ
Беседа, практикум Групповая Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ Обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения, формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Стр.118,упр.243 54 Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными Практикум. Проблемные задания Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ Закрепить знания о структуре СПП, показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в ПП, формировать умение пользоваться этими оборотами в речи Розенталь Д.Е. Русский
Язык. 10-11 класс. Упр.247(анализ текста) 55 Приложения и их обособление. Беседа.
Практикум. Проблемные задания Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений Обобщить знания учащихся о приложениях, формиро-
вать навыки знаков препинания при приложениях. Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.ЧешкоУпр.250(анализ текста) 56 Обособление обстоятельств. Практикум. Проблемные задания, работа с книгой Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений Обобщить знания об обособленных обстоятельствах; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах Розенталь Д.Е. Русский
Язык. 10-11 класс Упр.253,255 57 Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. Подготовка к ЕГЭ
Беседа по вопросам.
Практикум. Индивидуальная, групповая Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений Совершенствовать умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточнениях и уточняющих членах предложения. Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Упр.261(анализ текста) 58,59 Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. Выполнение упражнений. Групповая Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений Повторить и обобщить знания учащихся; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций в письменной речи Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.ЧешкоСтр.124-125,упр.263 60,61 Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. Практикум. Индивидуальная, групповая Выполнение заданий предложенной проверочной работы Повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; формировать навыки грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письм. речи. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 кл. Упр.265(анализ текста) 62 Порядок слов в предложении. Выполнение упражнений. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений Раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 клУпр.266(анализ текста) 63,64 Кр. Итоговая контрольная работа по разделу. . Контроль Фронтальная Контрольное упражнение Проверить знания учащихся. Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 1998 65 Анализ контрольной работы.Работа над ошибками. Беседа по вопросам.
Практикум. Групповая Лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык 10-11 клЧтение и анализ текстов.Работа со словарём 66 Повторительно-обощающий урок по повторению Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений Обобщить и углубить знания по теме Пособие для занятий по русскому языку в ст.классах ср.шк. под ред.В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.ЧешкоЧтение и анализ текстов(материалы ЕГЭ) 67,68 Итоговые заключительные уроки.Подготовка к ЕГЭ Чтение и анализ текстов(материалы ЕГЭ)