Тематическое планирование по русскому языку 5 класс ФГОС ( Л.М.Рыбченкова)


№ Тематическое планирование Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
1
Введение (7 часов)
Язык и языкознание.
Язык и общение.
Текст. Осознают роль языка в жизни человека, важность умений общаться.
Получают представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности, об особенностях устной и письменной речи. Овладевают приёмами ознакомительного и изучающего чтения. Овладевают понятием «текст», определяют основные признаки текста. Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.
Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова. Устанавливают принадлежность текста к определённому типу речи. Делят текст на смысловые части (микротемы), осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана.
С опорой на план передают содержание текста в устной форме, создают устное монологическое высказывание, обосновывая своё мнение; в соответствии с коммуникативной задачей создают текст в письменной форме (мини-сочинение).
Овладевают приёмами работы со схемой, в соответствии с коммуникативной задачей извлекают информацию из схемы, используют её в монологическом высказывании на лингвистическую тему.
2 Фонетика, графика, орфография (16 ч)
Фонетика, графика, орфография как
разделы лингвистики.
Буква и звук. Алфавит.
Согласные звуки и обозначающие их буквы.
Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные.
Твёрдые и мягкие согласные.
Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Повторение по теме «Фонетика, графика» Овладевают основными понятиями фонетики. *Получают сведения о происхождении терминов, которыми овладевают при изучении фонетики. Осознают (понимают) смыслоразличительную функцию звука.
Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Используют знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках.
*На практическом примере получают представление о реформе правописания 1917 г. Распознают гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; парные и непарные по твёрдости/мягкости, звон- кости/глухости звуки.
Классифицируют и группируют звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава.
Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова (устно и с помощью элементов транскрипции), звуки в речевом потоке, слова с точки зрения их деления на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводят фонетический анализ слова.
Получают представление об орфограмме. Создают устные высказывания учебно-научного стиля. На практическом уровне овладевают основными нормами литературного произношения и ударения: произношение безударных гласных звуков; мягкого или твёрдого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имён и отчеств, фамилий, географических названий; постановка нормативного ударения в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения. Выразительно читают прозаические и поэтические тексты.
*Получают представление о ритмической организации поэтической речи (общее количество слогов в строке, количество ударных и безударных слогов).
Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания текста. Применяют в практике письма разные способы проверки безударных гласных в корне слова.
Используют орфографический словарь. *Знакомятся с этимологией словарных слов. *Овладевают сведениями об этимологии слов, трудных в орфографическом отношении. *Решают лингвистические задачи. Выполняют задания тестового характера. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли. Создают текст в устной форме по заданному началу. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.
3. Морфемика, словообразование, орфография (14 ч)
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики.
Корень слова. Родственные слова. Окончание и основа.
Приставки.
Суффиксы.
Сложные слова.
Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография». Овладевают основными понятиями морфемики и словообразования.
Осознают морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; понимают роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознают морфемы и членят слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризуют морфемный состав слова, уточняют лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав, оценивают основные выразительные средства морфемики, наблюдают за использованием выразительных средств морфемики в речи.
Используют морфемный словарь.
Применяют знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. *Получают представление о словах, имеющих несколько приставок.
*На конкретных примерах получают представление об историческом характере морфемной структуры русского слова.
*Решают лингвистические задачи.
Анализируют текст с точки зрения его содержания, определяют функционально-смысловой тип текста.
Создают устные высказывания-рассуждения учебно-научного и публицистического стиля (в устной и письменной форме).
Овладевают фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов.
Выполняют задания тестового характера, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевают практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.
4. Лексикология (40 часов)
Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова.
Устная и письменная речь.
Разговорная, книжная и нейтральная лексика.
Толковые словари.
Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова.
Однозначные и многозначные слова. Понятие о лексической сочетаемости. Тематическая группа.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Понятие о чередовании. Чередование букв е/ и в корнях. Чередование букв а /о в корнях.
Суффиксы -чик и -щик. и и ы после приставок на согласные
. Особенности написания приставок на з/с. Фразеологизмы. Крылатые слова. Повторение по теме «Лексика» Овладевают основными понятиями лексикологии.
*Получают сведения о происхождении некоторых терминов.
Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей чувств, эмоций; необходимость расширять свой лексикон; отличие слова от других единиц языка; основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Понимают общие принципы классификации словарного состава русского языка.
Объясняют лексическое значение слов различными способами.
Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов.
Овладевают сведениями о разговорной, книжной и нейтральной лексике. Анализируют языковой материал, определяют принадлежность слов к разговорной, нейтральной и книжной лексике. Классифицируют слова по их стилистической окраске.
Наблюдают за лексическими особенностями текстов различных функциональных разновидностей языка.
*Расширяют представления об отличии устной речи от письмен- ной.
Получают представление о структуре словарной статьи в толковом словаре. Используют толковые словари при выполнении упражнений.
Получают представление о творчестве В. Даля. Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова.
Осваивают сведения об обозначении переносного значения слова в словарной статье. Наблюдают за использованием слов в переносном значении в художественных текстах. Употребляют слова в переносном значении в речи при создании устных и письменных высказываний. Овладевают сведениями о лексической сочетаемости.
Редактируют текст (находят и исправляют нарушения лексической сочетаемости слов). Овладевают сведениями о тематических связях слов. Опознают, находят основания для распределения (классификации) слов по тематическим группам.
Группируют слова по тематическим группам. Овладевают сведениями о синонимических связях слов. Опознают синонимы; устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Используют синонимы в речи. Наблюдают за использованием синонимов в учебно-научных и художественных текстах. Извлекают необходимую информацию из толкового словаря и словаря синонимов. Используют синонимы в речи.
*Осваивают сведения о происхождении слова синоним, расширяют знания о синонимических парах и синонимических рядах, о возникновении синонимов.
Овладевают сведениями об антонимических связях слов. Опознают антонимы, пользуются словарём антонимов, составляют антонимические пары слов. Наблюдают за использованием антонимов в художественных текстах, определяют текстообразующую роль антонимов.
Получают сведения об учёном-лингвисте Н. М. Шанском. *Расширяют представления об антонимах. Овладевают сведениями об омонимах и паронимах. Опознают омонимы и паронимы. Различают омонимы и многозначные слова. Различают слова-паронимы и подбирают паронимы к словам. Пользуются словарями. *Овладевают практическими умениями нормативного употребления глагольных форм (трудные случаи).
*На конкретных примерах получают элементарное представление об исторической стилистике.
Овладевают сведениями о чередовании звуков (букв) в пределах одной морфемы (чередование букв е/и, а/о в корнях), о правописании суффиксов -чик и -щик, и и ы после приставок на согласные, об особенностях написания приставок на з/с.
Анализируют орфографический материал, сопоставляют написания слов с изучаемыми орфограммами, делают выводы.
Осваивают содержание изучаемых орфографических правил и алгоритмы их использования.
Анализируют слова с точки зрения правописания, группируют их по заданным признакам. Применяют изученные правила в практике письма.
*Получают сведения о происхождении слов с чередованием звуков, об истории слов с приставками. *Осваивают сведения об этимологии слов, трудных в орфографическом отношении.
*Знакомятся с элементарным историческим комментарием к изучаемому орфографическому правилу.
Овладевают основными понятиями фразеологии. Опознают фразеологические обороты по их правилам. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы.
Получают представление о синонимичных фразеологизмах. Используют фразеологические обороты в устной речи, в том числе заменяя фразеологизмы словами-синонимами и наоборот. *Получают сведения о фразеологизмах разных народов.
Получают представление о происхождении крылатых слов. Опознают крылатые слова, уместно используют их в речи.
*Решают лингвистические задачи.
Овладевают умениями смыслового и речеведческого анализа текстов (выявляют основную мысль, ключевые слова, коммуникативную задачу, составляют план; определяют принадлежность текста к определённому функциональному стилю, типу речи), анализируют тексты с точки зрения взаимосвязи их содержания и языкового выражения.
Проводят смысловой анализ поэтического текста, выразительно читают стихотворение.
Создают устные высказывания на заданную тему, в том числе тексты-рассуждения учебно-научного стиля; корректируют собственную разговорную речь.
Пересказывают текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Описывают в устной или письменной форме внешность и характер героя прочитанного текста (используя синонимы, антонимы, омонимы). Создают монологическое высказывание (рассказ), используя слова заданной тематической группы.
Выступают с небольшим сообщением на заданную тему.
Создают тексты по данному началу в письменной форме(продолжение рассказа, сказки).
Сочиняют сказку. Пишут сочинения по заданной в тексте проблеме; сжатое и подробное изложения, изложение с элементами сочинения. Передают информацию, представленную в схемах, в виде связного текста; осуществляют поиск информации в соответствии с учебной задачей; создают схемы по образцу.
Развивают умения изучающего чтения. На основе прочитанного текста получают представление об инструкции как речевом жанре, выявляют его языковые особенности. Овладевают практическими умениями поискового/просмотрового чтения.
*Получают сведения об этимологии слов для более точного понимания их значений. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текстов. Выполняют текстовые задания, а также другие практические задания по изученной теме.
Овладевают практическими навыками по- искового/просмотрового чтения, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.
5 Морфология (58 часов)
Морфология как раздел лингвистики. Части речи.
Имя существительное как часть речи.
Род существительных.
Склонение существительных.
Падеж. Число.
Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных.
Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Правописание не с существительными. Овладевают основными понятиями морфологии. Осознают (понимают) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознают самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи.
Группируют слова разных частей речи по заданным признакам, находят основания для классификации.
Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтак- сическую роль.
Распознают существительные мужского, женского и среднего рода.
Овладевают сведениями о существительных общего рода и опознают их в разном контекстном окружении; об именах существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.
Группируют имена существительные по заданным признакам. Выполняют морфологический разбор имён существительных. Наблюдают за употреблением имён существительных в научно-популярных и художественных текстах.
Правильно употребляют в устной и письменной речи одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные, существительные общего рода; имена существительные, имеющие варианты форм множественного числа.
Создают устные высказывания в соответствии с заданной речевой ситуацией. Преобразуют информацию, представленную в виде схемы, в связный текст. Продуцируют высказывания учебно-научного стиля.
Совершенствуют навыки изучающего чтения; анализируют содержание текста, передают его с помощью плана, определяют его тему и принадлежность к определённому функционально-смысловому типу, устно пересказывают текст.
Овладевают умениями определять изобразительно-выразительные средства языка. Овладевают навыками
поискового/просмотрового чтения, извлечения информации по заданным параметрам, пишут выборочное изложение.
*Определяют родовую принадлежность имён существительных (трудные случаи).
*Получают сведения о родовой принадлежности некоторых слов в древнерусском языке. *Получают сведения о происхождении терминов падеж и склонение.
Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания со- держания текста.
Анализируют орфографический материал, сопоставляют написания слов с изучаемыми орфограммами.
Осваивают содержание изучаемых орфографических правил и алгоритмы их использования.
Классифицируют языковой материал по заданным признакам. Применяют орфографические изученные правила в практике письма.
Извлекают информацию из таблицы и применяют её при склонении существительных на -ия, ие, ий. Анализируют языковой материал, представленный в форме схемы, создают схемы по заданному образцу.
Находят нарушения орфографических норм и исправляют ошибочные написания. Овладевают фоновыми знаниями культурно-исторического характера для более точного понимания содержания текста.
*Получают сведения о букве ѣ «ять»
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных.
Краткие прилагательные.
Правописание не с именами прилагательными. Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и дела- ют выводы. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.
Группируют имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Различают полную и краткую форму качественных прилагательных, определяют синтаксическую роль прилагательных в полной и краткой формах. Употребляют краткие прилагательные в речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы.
Выполняют морфологический разбор прилагательного.
*Получают сведения об истории появления кратких прилагательных в языке.
Создают монологические высказывания на лингвистические те- мы. Наблюдают за употреблением прилагательных в художественных текстах, получают представление об эпитете, употребляют эпитеты в речи.
Совершенствуют навыки изучающего и поискового/просмотрового чтения. Анализируют содержание и языковое оформление текста. Подробно пересказывают текст в устной и письменной форме.
Прогнозируют содержание текста по его названию, ключевым словам, по заданному началу и т. п., создают собственный текст по заданному началу и окончанию. Анализируют орфографический материал, сопоставляют написания слов с изучаемыми орфограммами, делают выводы.
Осваивают содержание орфографических правил (правописание окончаний имён прилагательных; кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящие; не с именами прилагательными) и алгоритмы их использования.
Применяют изученные орфографические правила в практике письма. Собирают материал к сочинению по картине Ф. Васильева «Мокрый луг», анализируют информацию, представленную в параграфе. Пишут сочинение по картине.
Имя числительное как часть речи. Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определяют синтаксическую роль имён числительных разных разрядов.
Извлекают информацию об особенностях имён числительных разных разрядов из схемы, используют эту информацию в монологическом высказывании на лингвистическую тему. Отличают имена числительные от слов других частей речи со значением количества.
Выполняют морфологический разбор числительного. Читают текст, анализируют его содержание и языковое оформление.
Правильно употребляют имена числительные в устной и письменной речи.
Местоимение как часть речи. Анализируют языковой материал по изучаемой теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль личных местоимений.
*Получают представление о роли местоимений в речи, о происхождении личного местоимения я. Выполняют морфологический разбор личных местоимений. Употребляют личные местоимения в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами.
Глагол.
Инфинитив — словарная форма глагола. Время глагола.
Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Наблюдают за употреблением глаголов в речи, сопоставляют тексты и определяют роль глаголов в повествовательных текстах.
Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определяют его синтаксическую функцию.
Распознают инфинитив и личные формы глагола. Приводят соответствующие примеры. *Наблюдают за употреблением инфинитива в составе составного глагольного сказуемого. Создают устное монологическое высказывание на заданную тему, употребляя инфинитив в составе сказуемого. Определяют время глагола.
Группируют слова по признаку их употребления в рассказе о событиях настоящего, прошедшего, будущего. Определяют тип спряжения глаголов. Группируют глаголы по типу спряжения.
*На конкретном примере получают представление о разноспрягаемых глаголах. Выполняют морфологический разбор глагола. Группируют глаголы по заданным морфологическим признакам. Анализируют языковой материал по изучаемой орфографической теме, сопоставляют его по заданным признакам, обобщают наблюдения и делают выводы.
Осваивают содержание орфографического правила и алгоритм его использования. Применяют изученное орфографическое правило в практике письма.
Создают монологические высказывания учебно-научного стиля. Анализируют содержание фрагментов художественных и научно- популярных текстов, определяют тип речи текстов, делают выводы об особенностях употребления временных форм глагола в текстах различных функционально-смысловых типов. Создают устные высказывания по сюжетным картинкам, ключевым словам и словосочетаниям, по заданному началу, правильно употребляя изучаемые формы глагола, пишут небольшое сочинение на заданную тему. Овладевают нормативным произношением глаголов в форме прошедшего времени. *Получают сведения об истории употребления в русском речевом этикете местоимений ты и вы.
Наречие как часть речи.
Правописание о(е) после шипящих в суффиксах наречий; ь после шипящих на конце наречий функцию. Анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определяют его синтаксическую функцию.
Опознают наречия. Применяют на письме правила правописания о(е) после шипящих в суффиксах наречий, ь после шипящих на конце наречий.
Определяют тему текста, придумывают продолжение рассказа. Составляют устный рассказ в соответствии с коммуникативной задачей, используя наречия.
*Получают сведения о происхождении термина наречие, об истории написания без ь слов уж, замуж, невтерпёж.
Служебные части речи. Повторение по теме «Морфология» Различают предлоги и союзы. Правильно употребляют предлоги в составе словосочетания, союзы в составе предложения.
Анализируют предложения, классифицируют их в зависимости от того, что соединяют союзы (однородные члены предложения или части сложного предложения).
Находят и исправляют ошибки в употреблении предлогов и союзов. Создают устные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей. Создают рассказ по заданному началу. Отбирают материал для написания сочинения по иллюстрации И. Билибина «Гвидон и царица». Изучают сведения о художнике И. Билибине. Пишут сочинение-описание, используя отобранный материал.
*Получают сведения о происхождении слова предлог. Выполняют тестовые, а также другие практические задания по теме «Морфология». Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.
Читают и анализируют содержание текста, передают его содержание в форме плана, определяют ключевые слова, пишут подробное изложение.
6Синтаксис и пунктуация (40 часов).
Что изучает синтаксис.
Словосочетание.
Предложение — основная единица речевого общения.
Сообщение, вопрос, побуждение к действию.
Как они выражаются в предложении. Наши эмоции и их отражение в предложении. Что такое грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.
Второстепенные члены предложения, их роль в предложении.
Определение. Дополнение. Обстоятельство.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с одно- родными членами.
Обращение.
Прямая речь.
Сложное предложение.
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуа- ция». Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют языковой материал, различают словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободные словосочетания и фразеологизмы.
Анализируют, сопоставляют словосочетания и слова с предлогами. Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании. Определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; находят нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, группируют и моделируют их по заданным признакам. Выявляют основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.
* Овладевают краткими сведениями об истории письма.
Соотносят схемы смысловых и грамматических связей слов в предложении и предложения, со- ответствующие этим схемам, в составе текста. Анализируют и характеризуют интонационные и смысловые особенности побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; сопоставляют их структурные и смысловые особенности.
Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные), употребляют их в речевой практике, корректируя интонацию в соответствии с коммуникативной целью. Осваивают правила ведения разговора по телефону. Совершенствуют умения вырази- тельного чтения.
*Овладевают сведениями об отличительных особенностях интонации повествовательного предложения в русском и английском языках. Получают сведения о М. В. Ломоносове. Опознают (находят) грамматическую основу двусоставного и одно- составного предложений, определяют особенности грамматической связи подлежащего и сказуемого. Описывают ситуацию, изменяя её временной план. Наблюдают за особенностями употребления односоставных предложений в художественном тексте.
Распознают главные и второстепенные члены предложения. Овладевают сведениями о способах выражения подлежащего («существительное в именительном падеже + существительное (или местоимение) в творительном падеже с предлогом», «числительное в именительном падеже + существительное в родительном падеже» и сказуемого (глагол, существительное, прилагательное); определяют способы выражения грамматической основы. Анализируют языковой материал, делают выводы об употреблении тире между главными членами предложения. Применяют на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
*Овладевают сведениями об истории знаков препинания (тире).
Сопоставляют распространённые и нераспространённые предложения. Овладевают сведениями о распространённых и нераспространённых предложениях. Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Устанавливают и графически обозначают смысловые и грамматические связи второстепенных членов предложения. Распространяют предложения второстепенными членами. Находят определения, дополнения, обстоятельства в предложениях и выделяют их графически. Восстанавливают деформированный текст. Создают устные и письменные монологические высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, используя распространённые и нераспространённые предложения.
Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Осознают (понимают) условия однородности членов предложения.
Анализируют, характеризуют, моделируют и используют в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, с несколькими рядами однородных членов. Составляют схемы однородных членов предложения, соотносят схемы однородных членов и предложения с соответствующим расположением однородных членов. Соблюдают правила расстановки пунктуационных знаков при однородных членах в практике письма. Производят синонимическую замену простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Опознают и правильно интонируют предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями.
Анализируют и оценивают уместность той или иной формы обращения в различных ситуациях общения. Моделируют и употребляют в речи предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями в соответствии с ситуацией общения. Наблюдать за особенностями использования обращений в текстах различных стилей и жанров.
Выполняют синтаксический разбор простого осложнённого предложения.
*Получают сведения о выражении обращения в древности Опознают основные способы передачи чужой речи.
Анализируют и характеризуют синтаксические конструкции с прямой речью. Правильно интонируют предложения с прямой речью. Моделируют предложения с прямой речью и используют их в письменных высказываниях. Преобразуют сложные предложения в предложения с прямой речью. Правильно ставят знаки препинания в предложениях с прямой речью в практике письма.
*Получают сведения об истории знаков препинания (кавычки).
Опознают сложные предложения, правильно ставят знаки препинания в них. Анализируют предложения, классифицируют их по структуре (простые, сложные). Анализируют рисунки и определяют, какими предложениями (простыми или сложными) их можно описать. Составляют предложения из данных фрагментов.
Обнаруживают ошибки в строении сложных предложений и исправляют их. Выполняют синтаксический разбор сложного предложения. *Решают лингвистические задачи. Создают монологические и диалогические высказывания учебно-научного стиля.
Продуцируют, используя изученные синтаксические конструкции, устные и письменные высказывания различных функционально-смысловых типов речи по рисункам, иллюстрациям картин (Ю. Ракши «Поле Куликово», А. Венецианова «Вот те и батькин обед!», И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», З. Серебряковой «За завтраком», рисунок Ю. Васнецова), по заданной теме, по вербально заданной речевой ситуации, по заданному началу. Передают 41 информацию, представленную в схемах, таблицах, в виде связного текста; осуществляют поиск информации в соответствии с учебной задачей и интерпретируют и представляют её в устной или письменной форме. Совершенствуют навыки изучающего чтения.
Анализируют тексты, проводят их смысловой и речеведческий анализ, сравнивают по заданным параметрам синтаксические особенно учебно-научных и художественных текстов. Составляют план текстов, выписывают ключевые слова, устно пересказывают тексты.
Восстанавливают пропущенные фрагменты в текстах, пишут изложения, изложения с элементами сочинения.
Собирают материал к написанию сочинений по картине, используя навыки просмотрового и поискового чтения. Работают в паре и группе, предварительно определяют цели, последовательность действий в совместной деятельности, договариваются о распределении обязанностей.
Овладевают фоновыми знаниями, имеющими важное значение для общекультурного развития и более точного понимания текстов.
Выполняют тестовые, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевают практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность.