Рабочая программа кружка Юный турист



1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №39, методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Основными целями данной программы являются:
- формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края; - развитие способностей коммуникативного взаимодействия в социальном бытие. - формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.Реализация целей предусматривает решение соответствующих задач:- формирование у школьников знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края посредством реализации в учебном процессе коммуникативной функции родного языка;- формирование эмоционально-ценностного отношения к родному дому, семье, школе как части культурного наследия родного края; - формирование умений и навыков социальных отношений на основе анализа культурного и природного наследия своего родного края. Обучающие:
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника.Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 11 лет в течение четырёх лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся на базе одного отдельно взятого класса при участии родителей учащихся. На изучение курса выделено по 34 часа на четыре года обучения, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 
35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов. Экскурсионные объекты могут изменяться по необходимости.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: краеведческим музеем, библиотеками города и района, национальным парком «Смоленское Поозерье».
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: беседа, практическое занятие, исследовательская деятельность (частичная), экскурсия, презентация, самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая).Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве.
Методы работы.
1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие
дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и
качества усвоения комплексной программы.
4.Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. 
Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских работах, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень (1класс):
оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят исследования, проекты, интервью, творческие работы;
создание исследовательских мини – проектов совместно с родителями;
2 уровень (2-3 классы):
оценка достижений обучающихся (портфолио);
создание и защита собственных проектов;
создание и защита презентаций – представлений по изученной теме
3 уровень:
участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и защита собственного проекта;
создание презентаций - представлений по изученной теме;
организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
6. Содержание учебного предмета, курса.
Содержание программы
1класс
Вводные уроки (3 часа).
Знакомство с работой кружка. Краеведение - наука об изучении родного края. Выявление экскурсионных объектов (школы, детсады, предприятия, места отдыха, памятники) Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок с целью изучения назначения различных построек и объектов. Безопасный путь - дорога от школы до своего дома и обратно.
Растительный и животный мир микрорайона (4 часа)
Что растет на улицах нашего микрорайона. Кто живёт в парках нашего микрорайона. Правила бережного отношения к природе.
Улицы нашего микрорайона (7 часов)
Название улицы, на которой я живу (ул. Кловская, ул. Гарабурды, и др.)
Военное прошлое в названиях улиц района. Улица Нахимова, улица Н.-Неман, ул. Кловская, ул.Гарабурды, ул.БагратионаЗнаменитые фамилии в названиях улиц.
Учреждения и предприятия нашего микрорайона (8 часов)
Предприятия, стадион СКА МВО. Детская библиотека. ГДК «Шарм». Детские сады, музыкальная школа, учебные заведения.
Памятные места нашего микрорайона (5 часа)
Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники. «Мемориал», «Реадовка».
Проект(4часа) «Моя любимая улица»
Подведение итогов (2 час) Праздник «Я – юный турист»
2класс
Вводные уроки (1 час).
Выявление экскурсионных объектов
Мы живём в России (3час)
Родина на карте мира. Москва - столица России. Символика РФ (флаг, герб, гимн).
Города России.
Город в котором мы живём (14 часов)
История нашего города, город на карте России. Районы города, район в котором мы живём. Архитектура города. Крепостная стена. Памятники культуры. Старое и новое, изменения, происходящие на глазах, стройки. Растительный мир города. Парки, аллеи. Экскурсия по городу и в парк. Проект «Смоленск - древний город»
Край в котором мы живём( 13 часов)
Географическое положение Смоленской области, символика области и города, история нашего края, растительный и животный мир, водоёмы, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство, экология. Проект «Родной город»
Подведение итогов (3 час) Праздник «Я – юный турист»
3 класс
1. Вводное занятие (2час) Выявление экскурсионных объектов
Фольклор – духовное богатство народа. Наш край в устном народном творчестве. Знакомство с устным народным творчеством Смоленского края. Изучение пословиц, поговорок, сказок, легенд, загадок.
2.Мы живём в России (10часов)
Песенное творчество нашего края. Народные песни Смоленской области. Фестивали народного творчества в городе. Дружные соседи. О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. Музей «Смоленская изба» - декоративно – прикладное искусство: орнаменты, одежда, быт, промыслы, мастер – класс, лепка посуды из глины. Сказки Смоленского края. Знакомство со сказками народные праздники. Места отдыха в городе. Спортивные объекты. Знаменитые земляки. Писатели и поэты. Предприятия моего города. Культурные учреждения города. Выставочный центр имени Тенишевых. Памятные места и памятники Смоленска.
3. Экскурсионные объекты(10)
1. Никто не забыт, ничто не забыто.
Изучение и посещение объектов связанных с историей ВОВ и другими войнами: Исторический музей, Мемориал на улице имени полка Нормандия-Неман.
2. Дорогами дружбы.
Изучение и посещение объектов знакомящих с историей, культурой, жизнью и трудом жителей края: выставка работ смоленских художников выставочный зал имени Тенишевых, «Смоленская изба».
3. Отчизны верные сыны.
Изучение и посещение объектов связанных с жизнью и деятельностью выдающихся смолян, прославивших нашу Родину: музей «Флёново» княгини Тенишевой, памятник Ю.А.Гагарину.
4. Историко - архитектурные места.
Изучение и посещение памятников истории и архитектуры. Музей прикладного искусства «Флёново»
5. Природные богатства родного края.
Городской парк отдыха, спортивные объекты. Парк «Реадовка»
4. Учебно - исследовательская работа (8 часов)
Изучение и посещение ближайших объектов, связанных с историей ВОВ и других войн (улицы, Мемориалы, памятники). Посещение объектов культуры и объектов, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся земляков, прославивших нашу Родину (театры, выставки, музеи). Изучение и посещение памятников истории и архитектуры. Изучение и посещение природного богатства края (национальный парк).
5. Проектная деятельность(4)1. Проект «Исторические места моего города 2. Проект«Знаменитые смоляне»
4 класс
1. Вводное занятие (1час)
Что будем изучать на кружке «Юный турист» в 4 классе. Выявление экскурсионных объектов
2.Мы живём в России (10часов)
Смоленская область. Территория, граница, географическое положение области. Древние города Смоленской области. Древние и современные памятники архитектуры . Соседи области. Города Белоруссии, традиции, исторические места. Историко-архитектурные места. Природные богатства края. Города воинской славы. Смоленская крепостная стена. Земляки, прославившие Смоленщину.
3. Экскурсионные объекты (12)
1. Никто не забыт, ничто не забыто.
Изучение и посещение объектов связанных с историей ВОВ и другими войнами.парк «Реадовка» курган Славы, аллея Славы героям 1812года.
2. Дорогами дружбы
Изучение и посещение объектов знакомящих с историей, культурой, жизнью и трудом жителей края. Фестиваль народного творчества в городе.
3. Отчизны верные сыны.
Изучение и посещение объектов связанных с жизнью и деятельностью выдающихся смолян, прославивших нашу Родину: музей Нахимова.
4. Историко - архитектурные места.
Изучение и посещение памятников истории и архитектуры. Смоленская крепостная стена , Успенский Собор, исторические здания, церкви 11-12 вв. , обзорная экскурсия по городу.
5. Природные богатства родного края.
Городской парк отдыха, спортивные объекты. Ледовый дворец, Парк «Реадовка», Природный заповедник «Смоленское Поозерье» .
4. Учебно - исследовательская работа (7 часов)
Изучение и посещение ближайших объектов, связанных с историей ВОВ и других войн (улицы, Мемориалы, памятники). Посещение объектов культуры и объектов, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся земляков, прославивших нашу Родину (театры, выставки, музеи). Изучение и посещение памятников истории и архитектуры. Изучение и посещение природного богатства края (национальный парк).
5. Проектная деятельность (4)
1. Проект «Отчизны верные сыны» 2. Проект «Они прославили Смоленщину»
7. Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование 1 класс
№ урока
п/п Дата урока Тема урока Форма проведения Содержание
План Факт 1 Вводное занятие. Юный турист: изучаю родной край. Беседа. Выявление экскурсионных объектов (школы, детсады, предприятия, места отдыха)
2 История возникновения и развития туризма. Экскурсия «Дорога от школы до…». Беседа. Экскурсия. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок с целью изучения назначения различных построек и объектов.
3 Береги растения. Экскурсия «Что растет на улицах нашего микрорайона?» Беседа. Экскурсия Растения своей местности в разные времена года.
4 Береги животных. Экскурсия « Каков животный мир микрорайона?» Беседа. Экскурсия Животные своей местности в разные времена года.
5 Микрорайон, в котором я живу и учусь. Экскурсия «Моя улица». Беседа. Целевая прогулка. Название улицы, на которой я живу. (ул. Кловская, ул. Гарабурды, ул. Павлова и др.)
6 Их имена носят улицы нашего микрорайона. Целевая прогулка..Практическая работа. Фотоконкурс «Улочки Смоленска» Знаменитые фамилии в названиях улиц.
(ул. Некрасова, ул. Тургенева, ул. Николаева)
7 Улицы нашего микрорайона. Экскурсия. Беседа. Экскурсия. История страны в названиях ближайших улиц. (ул М. Расковой, З. Космодемьянской)
8 Предприятия моего микрорайона. Встреча с родителями учащихся. Беседа. Труд родителей. З-д «Протон», Макаронная ф-ка, Молокозавод «Роса» и др. ф-ка «Шарм»
9 Заочная экскурсия «На работу с мамой» Заочная экскурсия. Труд родителей.
10 Где отдыхают жители нашего микрорайона? Экскурсия в парк «Реадовка». Целевая прогулка в парк «Реадовка». Спортивный комплекс СКА МВО. Ледовый дворец.
Парк «Реадовка».
11 Экскурсия в детскую библиотеку. Экскурсия. Знакомство с работой библиотекаря. Источник информации.
12 Наш микрорайон. Детские учреждения. Экскурсия. Беседа. Экскурсия. Детсад «Колобок», «Пчёлка», «Золотой петушок» и др.
13 Наш микрорайон. Памятные места. Улица имени полка Нормандия-Неман. Беседа. Экскурсия. Улица имени полка Нормандия-Неман.
14 Наш микрорайон. Памятные места. «Реадовка»: курган Славы. Беседа. Экскурсия. « Реадовка: курган Славы»
15 Наш микрорайон. Памятные места. Мемориал. Беседа. Экскурсия. Посещение Мемориала.
16-
17 Наш микрорайон. Проект «Моя любимая улица»
Праздник «Я – юный турист» Календарно – тематическое планирование 2 класс
№ урока
п/п Дата урока Тема урока Форма проведения Содержание
План Факт 1 Вводное занятие. Что мы будем изучать на кружке «Юный турист» во 2 классе. Беседа. Выявление экскурсионных объектов
2 Наша Родина на карте мира. Москва - столица России. Символика РФ. Города. Беседа. Презентация Флаг, гимн, герб России. Столица и города России
3 Смоленск - древний город. Символика области и города. Беседа. Презентация Флаг, гимн, герб Смоленска. История возникновения города.
4 Архитектура города. Крепостная стена. Беседа. Презентация Знакомство с памятниками культуры, архитектурой зданий. Старое и новое, изменения, происходящие на глазах, стройки.
5-6 Обзорная экскурсия по городу. Экскурсия. 7 Проект «Смоленск - древний город» Самостоятельная работа. Отразить сохранившиеся древние сооружения (соборы, церкви, крепостная стена)
8 Растительный мир города. Парки, аллеи.
Исследовательская работа Деревья и кустарники на улицах города: каштаны, липы, ели и т.д.
9 Экскурсия в парк «Реадовка» Экскурсия. 10 Природа Смоленской области. Реки, озёра, леса. Беседа. Исследовательская работа. Изучение природы родного края. Реки, озёра, леса
11 Растительный мир Смоленской области. Заповедники, национальные парки. Беседа. Исследовательская работа. Изучение природы родного края. Заповедники, национальные парки.
12 Животный мир Смоленской области. Животные под охраной. Беседа. Исследовательская работа. Изучение природы родного края.
13 Сельское хозяйство Смоленской области. Беседа. Исследовательская работа. Что растёт на наших полях. Лён – наше богатство.
14-15 Экскурсия в музей «Смоленский лён» Экскурсия. 16 Проект «Родной город» Самостоятельная работа. 17 Праздник «Я – юный турист» Праздник Календарно - тематическое планирование 3класс
№ п/п дата Тема занятия Форма проведения Содержание
пф 1 Вводное занятие. Фольклор – духовное богатство народа. Наш край в устном народном творчестве. Беседа.
Практическое занятие. Исследовательская деятельность Выявление экскурсионных объектов. Сказки смоленского края.
Чтение и выявление особенностей, присущих нашему краю
2 Песенное творчество нашего края. Народные песни Смоленской области. Беседа.
Практическое занятие. Посещение филармонии. Концерт оркестра народных инструментов под управлением Дубровского.
3 О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. Презентация. Практическое занятие. «Мастерская народных умельцев». Изготовление игрушек из соломки и эскизов узоров на одежде.
4 Экскурсия в музей «Смоленская изба». Экскурсия. Мастер-класс по изготовлению посуды из глины.
5 Места отдыха в городе. Спортивные объекты. Исследовательская деятельность. ПРСпортивные объекты: ледовый дворец на ул. Соколовского и на ул. Конева, дворец спорта Спортакадемии.
6 Поход на спортивный объект. Экскурсия. ДД Дворец спорта Спортакадемии.
7 Знаменитые земляки. Писатели и поэты. Исследовательская деятельность. ННЗ М.В. Исаковский А.Т. Твардовский
Н.И. Рыленков8 Проект «Знаменитые смоляне». Самостоятельная работа. ДД 9 Предприятия моего города. Презентация. Исследовательская деятельность. Заводы, фабрики. Ф-ка «Шарм», Авиационный з-д и т.д.
10 Культурные учреждения города (театры, выставочные залы, музеи) Презентация. Исследовательская деятельность. Драматический театр им. Грибоедова, Кукольный театр, Камерный театр и др.
11 Выставочный центр имени Тенишевых. Экскурсия. ДД
ОВС Выставки художников
12 Памятные даты России. Памятные места и памятники Смоленска. Презентация. ОВС Ю.А.Гагарин, Н.М.Пржевальский13 Исторический музей ВОВ (экскурсия) ЭкскурсияННЗ14 Флёново. Музей М.Тенишевой «Теремок» Исследовательская деятельность. ИА Жизнь и деятельность М.Тенишевой, строительство «Теремка»
15 Экскурсия. Флёново .ЭкскурсияОВС16 Проект «Исторические места моего города» Самостоятельная работа. ДД 17 Итоговое занятие. Конкурс исследовательских работ. Презентации. Календарно - тематическое планирование 4класс
№ п/п дата Тема занятия Форма проведения Содержание
пф 1 1 Вводное занятие. Что будем изучать на кружке «Юный турист» в 4 классе.
Беседа. Выявление экскурсионных объектов
2 3 Смоленская область. Территория, граница, географическое положение области. Исследовательская деятельность Работа со справочниками, картой, интернетом
3 2 Соседи области. Заочная экскурсия в Белоруссию.
Презентация Города Белоруссии, традиции, исторические места.
4 3 Историко-архитектурные места. Природные богатства края. Заочная экскурсия Исследовательская деятельность. Заочная экскурсия. Природный заповедник «СмоленскоеПоозерье» и др.
5 3 Историко-архитектурные места города и области. Города воинской славы. Исследовательская деятельность
Военная история в названии улиц. Города воинской славы: Ельня, Вязьма.
6 3 Проект «Отчизны верные сыны» Самостоятельная работа 7 3 Историко-архитектурные места города и области. Смоленская крепостная стена. Исследовательская деятельность
Работа со справочниками, картой, интернетом
8 1 Экскурсия «Крепостная стена» Экскурсия 9 3 Земляки, прославившие Смоленщину. Музей Нахимова.
Аллея Славы героям 1812года. Исследовательская деятельность
Работа со справочниками, интернетом.
10 2 Древние и современные памятники архитектуры Презентация 11 1 Обзорная экскурсия по городу Экскурсия Исторические здания, Успенский собор, церкви 11-12 вв.
12 2 Проект «Они прославили Смоленщину» Самостоятельная работа 13 2 Презентация проектов 14 1 Древние города Смоленской области. Исследовательская деятельность Дорогобуж, Вязьма, Велиж, Демидов и др.
15 2 Заочная экскурсия по древним городам области. Презентация Дорогобуж, Вязьма, Велиж, Демидов и др.
16-17 2 Обобщающие уроки «Знатоки родного края».
Презентация Конкурс исследовательских работ и проектов. Презентации.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Оборудование для теоретических занятий в учебном кабинете:
Столы (один на два воспитанника)
Стулья (для каждого воспитанника)
Компьютер (один)
Фотоаппарат (один на группу)
Медиапроектор (один)
Экран (один)
Использование литературы для детей не предусмотрено.
Литература
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения). 
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
Сборник программно-методических материалов по краеведению: 3-11 классы / под ред. Л.А. Черных. – Липецк: ИРО, 2007. – 210 с.
Семенова Е.А. Краеведение в современной школе: учебно-методическое пособие / Е.А. Семенова. – Липецк: ЛИРО, 2008. – 98 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Описание ценностных ориентиров содержания
Одним из результатов обучения краеведения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.