Конспект занятия кружка Юный эколог на тему Серый хищник — волк (1 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района
Поженская средняя общеобразовательная школа


Номинация: «Лучший конспект занятия по программе внеурочной деятельности»
Тема занятия:
«СЕРЫЙ ХИЩНИК - ВОЛК»

Составила и провела: Васильева Елена Евгеньевна – учитель начальных классов МБОУ ТР Поженской СОШ


Возрастной контингент: уч-ся 6-7 лет
Кружок «Юные экологи»
Раздел программы: «Знакомые незнакомцы»
Подраздел: «Дикие животные»
1-ый год обучения
Дата проведения: 28 сентября 2016 года
Место проведения: класс, реакриация.





д.Пожня
2016 г.
Занятие 4.
Тема занятия: Серый хищник - волк.
Цели: 1. Развивать интерес к познанию мира природы, к получению новых знаний.
2. Формировать представление типичном представителе животного мира Тверской области – волке.
3. Формировать умение правильного поведения в природе.
4. Развивать мышление, память.
5. Учить анализировать объекты с целью выделения признаков.
6. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
7. Формировать умение договариваться друг с другом, работать и играть по определенным правилам.

Оборудование:
Для учителя: компьютер, проектор, презентация «Волк» (приложение 2), аудиозапись рассказа В.Зотова «Волк» (приложение 3), раскраска «Волк» (по количеству учащихся).
Для учащихся: цветные карандаши, маленькие квадратики белой бумаги.

Ход занятия

1. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и целей занятия. (3 мин)
- Сегодня на занятии мы продолжим говорить о животных, которые живут рядом с нами, хотя и стараются не попадаться нам на глаза. А чтобы узнать, о каком животном мы будем говорить, вам надо отгадать загадки. Послушайте их внимательно и назовите животное.
Кто зимой холодной Бродит по лесу злой, голодный?

Серый гонится за белым, Хочет белым пообедать.

Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (волк)

- Очень хорошо. Это действительно волк. А по каким признакам вы об этом догадались? (Это животное серой окраски, может поймать зайца, летом унести овцу. Он зубастый.)
- Какой же будет тема нашего занятия? (Мы будем говорить о волке). (Слайд 3)
- Что же мы будем делать, чтобы побольше о нем узнать? (Слушать сказку, рассматривать иллюстрации, раскрашивать иллюстрации.)
- Да, ребята, тема нашего занятия «Серый хищник – волк». И сегодня мы узнаем много интересного о волке, послушаем сказку о нем, разучим новую игру, раскрасим картинку с волком.

2. Основная часть занятия.
2.1. Краткий рассказ учителя о жизни волка. (3 мин) (Слайды 4-11)
Волк  хищник, который живёт в лесах России и в других странах. Раньше они жили почти по всему миру, но сейчас их стало намного меньше. В русских сказках волк всегда серый. Эти животные и правда покрыты серым мехом, похожим на собачий. Но есть в мире и белые, и чёрные волки. Окрас у них может быть разным. Ближайший родственник волка – домашняя собака. Действительно некоторые дворняжки и овчарки очень похожи на волка: мордой, ушами, лапами, мехом. Даже следы у них похожи, но собака идет более извилисто, а у волка след прямой. Ученые считают, что собаки появились тогда, когда человек стал отлавливать волчат и приучать их.
У волка сильные лапы, острые когти, чуткие уши, зоркие глаза и крепкие зубы. Он может неторопливо бежать по следу, как охотничья собака, а может побежать очень быстро, когда нужно догнать добычу. Охотятся они обычно стаей.
Волки заботливые родители и очень умные животные. Они заботятся о волчатах, а другие волки из стаи помогают родителям. Волки делят добычу на всех и вместе зимуют, переживая холода. Так что те, кто считают волков глупыми и злыми хищниками, ошибаются. На самом деле волки очень умные и сообразительные. Совсем как собаки, только не подчиняются человеку, а живут в лесу и сами себе хозяева.
Но недаром в сказках волк иногда бывает злым хищником, а иногда мудрым другом. Ведь нападают они не на всех подряд. Волчьи стаи охотятся на больных животных, которые не могут защититься и убежать. Поэтому про волка и говорят, что он санитар леса. Если бы не он, все животные в лесу уже давно болели бы постоянно.
С этими хищниками лучше не встречаться. Волки обычно живут стаями и охотятся. Человек, который случайно набредёт на волчью стаю, может стать их добычей. Правда, сытые волки не нападут сами, поэтому нужно как можно скорее уйти, но не делать при этом резких движений.
Сейчас волки стали встречаться чаще. Там, где люди построили деревни и посёлки, чтобы разводить скот, волки часто выходят на охоту и нападают на коров, овец, коз и собак. Так было давным-давно, так случается и сейчас.

2.2. Физминутка. Разучивание считалки. (5 мин)
- А теперь давайте разучим считалку, которая поможет вам посчитаться, когда вы захотите поиграть.
Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! (разучивают)
- Теперь встаньте в круг. Мы будем считаться, тот, кому выпадет выйти, будет показывать, как двигаются животные.
(Ребята считаются. Тот, кто считал, называет животное, движение которого надо показать проигравшему: медведь, заяц, лиса, волк, мышка и т.д).

2.3. Слушание рассказа В.Зотова «Белка». (8 мин)
- Давайте теперь послушаем сказку Владимира Зотова «Волк».
(Слушание сказки)
- Понравилась ли вам сказка?
- Что вам особенно запомнилось?
- Как волки предупреждают друг друга об опасности?

2.4. Игра «Волк и зайцы». (до 10 мин)
- Сейчас мы с вами разучим новую игру, которая называется «Волк и зайцы».
Правила игры: Один из играющих становится волком, остальные – зайцы. Зайцы на одной стороне площадки отмечают себе домики (если помещение, то можно мелом). В начале игры зайцы находятся в домиках, волк – на другом конце площадки – в овраге.
Ведущий говорит: «Зайки скачут скок-скок-скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк».
Зайцы выпрыгивают из домиков, скачут на двух ногах, приседают, щиплют травку, оглядываются в поисках волка.
Ведущий говорит: «Волк».
Зайцы стараются убежать в свой домик, а волк пытается поймать их. Пойманных зайцев волк уводит в овраг. Действия повторяются несколько раз.
Когда остается мало зайцев, то выбирается новый водящий.
- Давайте поиграем, но чтобы выбрать «волка», надо посчитаться. Кто помнит нашу новую считалку и может нас посчитать?

2.5. Раскраска. (5 мин) (См. Приложение 1)
- Мы с вами узнали много нового про волка. Давайте теперь на память раскрасим волка, чтобы не забывать, как он выглядит.
(Дети раскрашивают подготовленные рисунки, во время раскрашивания можно оставить для показа один из слайдов с изображением волка.)

3. Подведение итогов. (2 мин)
- Вам понравилось наше занятие?
- Что запомнилось больше всего?
- Нарисуйте на маленьких листочках ваше настроение.
- Спасибо вам за работу, до новых встреч.








Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




















Приложение 1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Самоанализ занятия.
Тема данного занятия «Серый хищник - волк». Это четвертое занятие по программе кружка «Юные экологи». В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Данный кружок способствует экологическому воспитанию детей. Программа рассчитана на 4 года обучения. В каждом классе своя линия для изучения и работы:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
Данное занятие является частью курса для 1 класса «Знакомые незнакомцы». Занятия посещают учащиеся 1 класса. В классе 5 человек. На этом занятие присутствовали все. Из детей данного класса только один ребенок посещал детский сад. Так как его развитию родители уделяют много внимания, от он может разговаривать на разные темы, имеет хороший словарный запас. Остальные дети имеют слабые знания об окружающем мире, не знают сказок, загадок, у некоторых нарушено произношение звуков, всё представление о животных у них складывается из просмотра мультфильмов, чаще иностранных. Это, конечно, не способствует хорошему знанию животных средней полосы России.
Цели, поставленные на данном занятии, способствуют тому, чтобы учащиеся познакомились с одним из достаточно распространенном в наших лесах хищником - волком, узнали основные его особенности. Данное занятие способствует развитию речи и памяти учащихся. Этому помогает разучивание считалки, составление учащимися ответов на вопросы. В простой форме до детей доводиться мысль о том, что хищники тоже приносят пользу, т.к. чаще всего являются санитарами леса, не дают распространяться болезням. На занятии просматривается интеграция с другими образовательными областями: литературное чтение (использование литературных произведений для обогащения содержания данной области); физическая культура (использование подвижных игр); коммуникация (практическое овладение воспитанниками нормами речи, развитие умения играть по правилам).
Во время занятия были использована в основном фронтальная и индивидуальная формы работы. В данном классе еще сложно применить групповую форму, т.к. дети не умеют строить высказывания и задавать вопросы самостоятельно. Были использованы следующие методы: словесные – рассказ и беседа; наглядные – демонстрация иллюстраций с изображением волка.
В дальнейшем (на уроках и переменах) будут использованы полученные учащимися знания: считалка, игра, сведения о волке.
Данный конспект занятия можно использовать без изменений. Но все же будет лучше, если показать волка и собаку для их сравнения, показать их следы.










13PAGE 15


13PAGE 14215




15