Календарное планирование по русскому языку 4 класс


Русский язык
2 полугодие (5 раз в неделю)
(учебник «Русский язык 4 класс» в 2 частях В. П. Канакина, В.Г. ГорецкийПрограмма для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз. / сост. Максименко С.Л., Колисниченко Г.И., Гришина С.В., Ищук М.В., Присяжнюк О.В., Лазаренко Т.В. – Донецк: Истоки, 2016.
Сводный перечень проверочных работ
Аудирование 1
Диалог -
Устное сочинение 1
Письменное сочинение 1
Проверка языковых знаний,
умений и навыков 2
Диктант 2
Списывание 1
Словарный диктант 15-18 слов
Аудирование проводится в конце второй четверти. Текст 320-400 слов, 6 вопросов с четырьмя вариантами ответов.
Диалог рекомендовано проводить в конце второй четверти. 5-6 реплик (без учета формул речевого этикета).
Письменное изложение - 70 -90 слов целесообразно ставить две оценки: одну оценку - за содержание, а вторую за грамотность в соответствии с критериями оценивания письменной работы (диктанта) в данном классе.
Проверка языковых знаний, умений и навыков осуществляется фронтально в письменной форме с применением тестовых заданий двух типов: 1) задания закрытого типа (тестовые), которые предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов; 2) открытые задания, выполняемые без опоры на предложенные варианты ответов (самостоятельное образование форм слова, подбор слов по определенному признаку, построение предложений и т.д.).Всего 8 заданий:
4 задания закрытого типа (с четырьмя вариантами ответов на каждое) и 4 открытых задания. За каждое закрытое задание 1 балл, открытое - 2 балла (если задание выполнено частично, то ученику засчитывается 1 балл).
Объемы текстов для диктантов и списывания: - 70-90 слов.
Уроки развития речи - один раз в две недели.
Цели и задачи:
учить выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста;
учить писать письменное изложение по составленному плану;
развивать навыки синтаксического разбора предложения;
учить распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;сравнивать простые и сложные предложения; наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения;
развивать умения проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов;
развивать навыки разбора слов по составу;
воспитывать понимание значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; сознательного отношения к качеству своей речи.

№ Дата Тема урока Характеристика видов деятельности обучающихся Приме-
чание83 (1). Имя прилагательное (30 ч.)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (4ч.)
Значение и употребление в речи. Словообразование имен прилагательных. Находить имена прилагательные среди других слов в тексте.
Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных.
Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов 84 (2).
Род и число имен прилагательных. Определять род и число имен прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).
Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний. 85 (3)
Начальная форма имен прилагательных. Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний. 86 (4) Проект «имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке » А.С. Пушкина. Находить в сказке имена прилагательные т определять их роль. 87 (5)
Изменение имен прилагательных по падежам (1ч.)
Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе».
Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья. –ов, -ин). Определять падеж имен прилагательных и обосновывать правильность его определения 88 (6)
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (9ч.)
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода 89 (7)
Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного 90 (8)
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного.
91 (9)
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного 92 (10) Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падеже, проверять правильность написанного. 93 (11) Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падеже, проверять правильность написанного. 94 (12) Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном, предложном падеже, проверять правильность написанного. 95 (13) Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода». 96 (14)
Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.
Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста- образца. 97 (15)
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе (6ч.)
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. 98 (16) Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного. 99 (17) Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. 100 (18)
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.
101 (19)
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.
Словарный диктант. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.
Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать и делать выводы.
102 (20)
Развитие речи. Составление сообщения о достопримечательностях своего города, обобщать их, составлять сообщение. Записывать текст по памяти.
Находить информацию о достопримечательностях своего города, обобщать их, составлять сообщение. 103 (21)
. Склонение имен прилагательных во множественном числе (6ч.)
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, проверять правильность написанного. 104 (22)
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.
Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. 105 (23)
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.
Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями. 106 (24) Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, проверять правильность написанного .Контролировать правильность записи в тексте имен прилагательных с безударными окончаниями. 107 (25)
Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. 108 (26) Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н. Рериха «Заморские гости». Сравнивать падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.
Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины.
Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. 109 (27)
Обобщение знаний об имени прилагательном (4ч.)
Обобщение знаний об имени прилагательном
Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».
Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного 110 (28)
Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь». Высказывать свое мнение о картине. Составлять сообщение о своих впечатлениях. Развивать устную и письменную речь учащихся. 111 (29)
Контрольный диктант Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.
Контролировать записи текста, находить ошибки и исправлять их. 112 (30) Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Морфологический разбор имен прилагательных. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».
Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. 113 (1)
Местоимение (10 ч.)
Личные местоимения (2ч.)
Роль личных местоимений в речи.
Находить местоимения среди других частей речи.
Определить наличие в тексте местоимений. 114 (2) Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Называть лицо число род у личных местоимений 3-го лица.
Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.
Различать начальную и косвенные формы личных местоимений.
115 (3)
Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (8ч.)
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.
116 (4) Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использование в них диалога. Определять падеж личных местоимений, употребленных в косвенной форме.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.
Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений.
117 (5) Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельно писать предлоги с местоимениями.
Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.
118 (6) Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.
Раздельно писать предлоги с местоимениями.
Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. 119 (7)
Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.
Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать их написание. 120 (8)
Морфологический разбор местоимений. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».
Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. 121 (9)
Проверочная работа по теме «Личные местоимения». Проверка языковых знаний.
Оценивать результаты выполненного задания.
122 (10) Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.
Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста 123 (1)
Глагол (37ч.)
Повторение и углубление представлений о глаголе (2ч.)
Глагол как часть речи. Время глагола. Различать глаголы среди других слов в тексте.
Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).
124 (2)
Изменение глаголов по временам. Трансформировать текст, изменяя время глагола.
Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе. 125 (3)
Неопределенная форма глагола (5ч.)
Неопределенная форма глагола. Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имен существительных (знать, печь). 126 (4) Неопределенная форма глагола.
Устное сочинение. Различать неопределенную форму глагола среди других форм глагола и отличать ее от омонимичных имен существительных. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. 127 (5) Неопределенная форма глагола.
Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. Образовывать от глаголов в неопределенной форме временные формы глагола. 128 (6) Упражнение в образовании форм глаголов. Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.
Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?» 129 (7)
Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. Анализировать текст. Отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.
Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.
Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использование в нем языковых средств. 130 (8)
Спряжение глагола (8ч.)
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. 131 (9)
Лица и числа глаголов. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. 132 (10)
Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-ом лице единственного числа (победить, убедить). 133 (11) 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени. Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).
134 (12)
2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени. Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). 135 (13)
Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами. Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. 136 (14) Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами. Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. 137 (15)
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода». . Писать сочинение не основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. 138 (16) I и II спряжение глаголов (2ч.)
I и II спряжение глаголов.
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». 139 (17)
Спряжение глаголов в будущем времени. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, выполнения заданий «Проверь себя», определять границы своих достижений. 140 (18)
Правописание глаголов (11ч.)
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (8ч.)
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме.
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов. 141 (19)
Личные окончания глаголов I- II спряжений. Упражнения в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме.
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов. 142 (20)
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме.
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов.
143 (21)
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Словарный диктант. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме.
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов. 144 (22)
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.
Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.
145 (23)
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Раздельно писать предлоги с местоимениями.
Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.
146 (24)
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста. Работать с тестом: составлять текст, определять тип текста, тему и главную мысль, части текста; составлять план; выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные глаголы. 147 (25)
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Раздельно писать предлоги с местоимениями.
Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.
148 (26) Правописание возвратных глаголов (3ч.)
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Правописание –тся, ться в возвратных глаголах.
Узнавать возвратные глаголы среди других форм глаголов. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.
149 (27)
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Правописание –тся, ться в возвратных глаголах.
Отличать возвратные глаголы, употребленные в форме 3-его лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.
150 (28)
Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста. Работать с тестом: составлять текст, определять тип текста, тему и главную мысль, части текста; составлять план; выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные глаголы.
151 (29) Правописание глаголов в прошедшем времени(3ч.)

Правописание глаголов в прошедшем времени.
Определять и образовывать формы глагола в прошедшем времени.
Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.
152 (30)
Правописание глаголов в прошедшем времени. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.
153 (31)
Развитие речи. Составление текста на спортивную тему. Письменное сочинение.
Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).
154 (32)
Обобщение по теме «Глагол» ( 6ч.)
Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола.
Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи».
Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.
155 (33) Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.
156 (34) Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения признаков глагола.
157 (35) Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи».
Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.
158 (36)
Контрольный диктант. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.
159 (37)
Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста.
160 (1)
Повторение ( 18-2=16ч.)
Повторение по теме «Наша речь и наш язык». Списывание. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
161 (2)
Развитие речи. Повторение по теме «Текст». Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.
162 (3) Повторение по теме «Предложение».
Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
163 (4) Промежуточная аттестация (контрольный диктант) .164 (5) Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Повторение по теме «Имя существительное». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
165 (6) Повторение по теме «Имя существительное». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
166 (7) Повторение по теме «Имя существительное». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
167 (8) Повторение по теме «Имя прилагательное». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
168 (9)
Повторение. Проверка языковых знаний. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
169 (10)
Повторение по теме «Имя прилагательное». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
170 (11)
Повторение по теме «Местоимение». . Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
171 (12)
Повторение по теме «Местоимение». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
172 (13) Повторение по теме «Местоимение». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
173 (14) Повторение по теме «Глагол».
Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
174 (15) Повторение по теме «Глагол». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.
175 (16)
Повторение по теме «Глагол». Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их, делать выводы.