Календарно тематическое планирование Этикет Старшая группа.


Старшая группа тема этикет Програмное содержание: Формировать у детей представление о этикете.Формировать у детей навыки вежливости.Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений .Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять. Знакомить с правилами этикета.
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 8
Понедельник
23.01
Утро социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Комплекс утренней гимнастики
Беседа «С чего начинается утро или слово «здравствуй» Ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия. Объяснить, что при приветствии желательно смотреть человеку в глаза и улыбнуться
Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок.(ТРИЗ)
Д./и. «Кто где живёт?» - экол. представления.
П./и. « Найди что опишу» - ориент. в прост. М.п. игра«Наши имена» Объяснить значение имен, воспитывать любовь к своему имени и уважение к своим именам. Вика ,Маша ,Миша, Артур.
Тестирование «Добрые слова» Выявить знания детей по данной проблеме. Данил, Олег, Маша, Полина, Вика, Вова, Яша. Сервировка стола к завтраку Закрепить навыки дежурства по столовой: сервировать стол для завтрака или обеда.и обеду.
Загляни в свой шкаф!
Зачем нужно держать в порядке свой гардероб. Оценить порядок в ячейках. внести:
- иллюстрации на тему: «Этикет для маленьких»
"Начинается январь, открывает календарь" - знакомство с календарями, разного вида(Внести различные виды календарей: настенный, карманный, отрывной, и иллюстрации как в старину люди определяли дни.) Поговорить с родителями о самочувствии детей.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие Комплексные занятия Музыка По плану муз. руководителя Речевое развитие Комплексные занятия Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитие День весёлого снеговика. Цели. Нацелить детей на активный отдых, развивать творческую фантазию, учить детей с чувством юмора подходить к игре, воспитывать чувство справедливого соперничества, умение преобразовать слепленных снеговиков, менять их внешность.(Кто быстрее слепит снеговика
Чей снеговик выше? Веселый снеговик
Вылепить снеговика. Из приготовленного материала преобразовать внешний вид снеговика. Придумать весёлый диалог.) Дидактическая
Игра Данил, Маргарита ,,Маша, Женя, Вика, Даниил, Анна. «Пожалуйста» Формировать у детей навык использовать в речи слова благодарности поощрять участие детей
в совместных играх, создавать игровые ситуации, способствующие форми-рованию внимательного, заботливого отношения
к окружающим. Выносной материал
Метелки, лопатки, кук-лы, одетые по сезону Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, палочки, ведерки, совочки.ону Работа перед сном социально-коммуни-кативное развитие; Инсценировка сказки«Колобок»
Учить детей использовать формулы обращения с незнакомыми людьми Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
(приложение)снятие мышечного напряжения после сна; развивать ловкость, координацию.
Чтение отрывка из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!»). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.); первыми приветствовать старших;
«Выложи сам».Цель: учить детей анализировать форму предметов, используя изображение фигуры, составлять рисунок из геометрических форм Сюжетно-ролевая игра «Семья» («Накроем стол к обеду») Расширять знания детей о сервировке стола к обеду и необходимых столовых приборах. Учить способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формулы (подай, пожалуйста, будь добр, спасибо, пожалуйста, благодарю). Формировать эстетическое отношение ксервировке стола формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями; развивать диалогическую форму речи.
Учимся играть и работать дружноУчить умению контролировать своё поведение, совершенствовать себя как личность через общение с людьми. рассматривание картин, рисунков о культуре поведения. «Как можно себя вести и как нельзя»;
Подбор и внесение различных виды бросового материала: бусики, бисер, пуговицы, заплатки и т.д.
"Удивительная елка"- из бросового материала Рекомендации для
родителей «Слова
приветствия дома»
Прогулка. Дать поручение. Насыпать семечки в кормушку для птиц – воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим. «Мороз — красный нос», «Мы — веселые ребята». Цели: учить четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры. Д/и «Природа и человек» - систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что даѐт человеку природа Х/игра «Платочек» - закреплять знание слов, умение играть роль ведущего.(Н.Д.-Ю.У.) Старшая группа тема«Этикет»
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 8
Вторник
24.01
Утро социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Комплекс утренней гимнастики (по плану физинструктора)
Беседа «Волшебные слова» Учить детей решать некоторые этические задачи, видеть хорошие качества
своих близких. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и«волшебные» слова. Объяснить, что такое интересный разговор.Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к
окружающим
Д\и «Рифмовочки» - развитие речи.
«Лабиринты» - ориентировка в пространстве.
«Мои личные вещи»Цель: познакомить детей с правом на неприкосновенность собственности. С Артурм , Викой , Анной Д/и:«Кто знает больше вежливых слов»
Наблюдение за погодой. Календарь природы. Маша , Вика, Маша, Милана, Данил , Сафина.
Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь. Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь. Перед едой мой руки с мылом.(« Правила этикета в детском саду в стихах»)
Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.
Это нужно для того, чтобы не болел живот!
Чтение стихотворения А. Барто «Спасибо» цель: учить слушать текст и отвечать на вопросы. внести: схемы правильного использования столовых приборов
- игра – лото «Этикет. В школе изящных манер»;
Игры с конструктором Лего
Игра «Одень куклу»Познакомить с этикетом в одежде – учить подбирать одежду и аксессуары в одном стиле, довести до сознания детей, что на прогулку и в театр ходят в соответствующей одежде. Консультация «Секреты воспитания вежливого ребенка»
Непосредственно образовательная деятельность
Исслед. д-ть. Комплексные занятия Физкультура По плану физ.работника
Рисование Комплексные занятия Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитиео День звонкой льдинки.Цели. Познакомить с явлением природы – лед, провести эксперимент получения из воды льда. Напомнить об опасности на льду, развивать любознательность и познавательную активность, нацеливать детей на умение создавать красивые предметы украшения для игровой площадки, двора, беречь окружающую красоту, создание хорошего настроения.
Подвижная игра «Льдинка»(аналог «Рыбака и рыбок»)
Игра-экспериментирование Знакомство детей со свойствами льда. проведение игровых ситуаций с целью закрепления навыков детей с порядком одевания на прогулку Миша, Олег , Вова.
Опыт « Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием t» - помочь установить причинно–следственные зависимости и сделать выводы(по желанию детей) Данил, Сафина, Маша, Женя, Вика, Артур, Даниил. обыгрывание проблемной ситуацииКак бы ты поступил?
Учить находить способы правильного поведения среди этичных и неэтичных поступков Внести: лопаты, лыжи, кукол в зимней одежде.
Трудовые поручения: уборка снег на групповом участке. Воспитывать ответ-ственность, трудолюбие, поощрять стремление при-носить пользу. С/р игра «Шофер»: сюжет «По-ломка» - Учить соблюдать ролевые соподчинения, вести ролевые диалоги, используя знания по данной теме. Работа перед сном социально-коммуникативное развитие; Игра-инсценировка «Учимся вежливости»Развивать способность оценивать поведение героев с позитивной инегативной стороны. развивать речь Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Оздоровительная гимнастика после сна.снятие мышечного напряжения после сна; развивать ловкость, координацию.
Беседа «Культура поведения в общественных местах».
Чтение художественной литературы
«Торопыжка». Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами. упражнения для закрепления умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон. Данил, Карина,Саша, Соня, Вика,Стелла, Алена
«Составь узор» - развивать умение составлять узор из элементов росписи Полина, Олег, Вика, Анна.(закрепление)
игры на выполнение графических диктантов. Учить ориентироваться на листе бумаги «Зачем нужны правила»
Цель: воспитывать осознанное отношение к нормам, правилам поведения; сформировать навыки поведения в обществе; развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.
ситуативный разговор с целью развития навыков самостоятельного ухода за собой и своим телом: схема одевания/раздевания; внесение схемы «стелем кровать»; Работа в уголке книги: реставрация ветхих книг – учить детей самостоятельно выполнять весь цикл работ: выявлять книги нуждающиеся в ремонте, трудовые операции.
Игры с цветными счетными палочками Кюизенера
Раскраски
Игры детей в игровых уголках с разнообразными игрушками. Познакомить родителей с книгой «Первые уроки этикета»
Благодаря этой книге ребёнку станет проще общаться со взрослыми и сверстниками; он не только узнает основные нормы современного этикета, но и научится себя вести в трудных жизненных ситуациях, например, в гостях, в театре, на прогулке.
Прогулка. Подвижные игры «Ловишки », «На санки»Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них«Лепим фигуры из снега»
Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами; закрепить знания о свойствах снега. Старшая группа тема:«Этикет»
День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 8
Среда
25.01
Утро социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Комплекс утренней гимнастики(по плану физинструктора)
Беседа «Слова обращения в
разных странах» Знакомить детей со словами приветствия в разных странах
Заучивание пословиц и поговорок о вежливости
Учить детей объяснять смысл пословиц
Ср/и«Детскийсад»Задачи: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Игровые ситуации: «Утренний прием»
Рассмотрение обсуждение отрывка Милна «Винни
Пух и все-все-все» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими:доброжелательности, честности, правдивости. Штриховка в тетрадях
Ц:развивать графические умения
Маша ,Вика ,Миша, Маргарита, Данил , Олег,
игры с красками для снятия психологического барьера (мое настроение, сегодняшний день);Женя, Данил , Яков, Роберт, Олег.
«Определи место звука в слове»
Цель: упражнять детей определять место звука в слове; развивать фонематический слух (звуковая культура речи) в БУКВОГРАДЕ «К чему ведут ссоры в
игре»Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других детей во время игры. Учить соблюдать нравственные нормы поведения во времяигры. Воспитывать доброжелательность.
игровое упражнение«За столом я ем ложкой, вилкой и ножом».Закрепить навыки пользования столовыми приборами. Учить правильно сервировать стол. Трудовая деятельность
Уход за комнатными растениями, рыхление, полив.
сюжетно-ролевая игра «На прием к доктору» ,«У врача» для уточнения назначения предметов игрового оборудования и способов действия с ними; для воспитания осознания необходимости сообщать о самочувствии взрослым, необходимости лечения изготовление совместно с родителями книги волшебных слов « Добрые слова»
Непосредственно образовательная деятельность ФЕМП
Комплексные занятия Лепка \ Аппликация Комплексные занятия
Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитие Наблюдение за погодой. Отметить изменения в погоде. Раньше люди закликали зиму, весну, лето, дождь, солнце и т.д.
Русская народная закличка:
Приходи, зима,Приходи, красна,
С морозами трескучими,Со снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными, С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,С масленицей молодой! (Н.Д.-Ю.У.)
Подвижные игры
«Кто самый меткий?».
Цель: развивать самостоятельность, смекалку,
смелость. «Чье звено скорее соберется?».
Цель: учить бегать на скорость
Дать поручение. Насыпать семечки в кормушку для птиц – воспитывать сострадание к братьям нашим меньшим. Данил , Анна, Сафина, Вова, Олег, Полина.
«Замри! » - на внимание.
«Снег – метель – вьюга» - уметь выполнять движения в соответствии с командой.
дидактическая игра: «По-можем кукле выбрать зимнюю одежду и обувь». Ситуативный разговор «Хорошо – плохо». Закрепить правила поведения при катании с горки. Обсуждение ситуации правильного и неправильного поведения детей на горке.
Напомнить детям о необ-ходимости просушивать свои вещи после прогул-ки. Внести: выносной мате-риал для игр со снегом, клюшки, лыжи для са-мостоятельного катания.
Игры со снегом: строим город-учить детей создавать различные постройки из снега по словесной инструкции, развивать коммуникативные и регулятивные функции речи. Работа перед сном М. Пляцковский «Урок дружбы». Стимулировать детей к употреблению вежливых слов, воспитывать у детей доброе отношение к людям. Приучать к выполнению правил этики. Учить детей культуре общения. Раскрыть детям значение дружбы между людьми. Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Оздоровительная гимнастика после сна.снятие мышечного напряжения после сна; развивать ловкость, координацию.
Чтение «Неумейка», Я. Аким. Обсуждать протчитанное, формировать адекватную самооценку, учить сравнивать себя с литературным героем. Ак-тивизировать и пополнять словарный запас на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Развивать диалогическую форму речи, привлекать к участию в беседах, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их.
«Ложь человека не красит»Цель: познакомить детей с понятиями «правдивость» и «лживость»; учить анализировать предложенные ситуации и строить отношения со сверстниками и взрослыми. Экспериментирование «Вот какая пена!» игры с мылом, мыльной водой. (развитие сенсорной культуры)Данил, Яков, Женя, Маша, Марго, Роберт.
ФЭМП. «Сравнение по высоте» - упражнять в счете в пределах 10(по желанию) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься самостоятельно выбранным делом.
Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его. Самостоятельные игры в игровых уголках, оборудованных атрибутами рус.нар сказок.
Складывание пазлов по мотивам русских сказок
Игра «Что мы видим, мы не скажем...»(В.А.Зебзеева с. 63)
Рассматривание картинок « Хорошо-плохо». рекомендовать родителям: стимулировать и поощрять стремление детей в закреплении правил этикета в игровых ситуациях
Прогулка. Наблюдение за сезонными изменениями Подвижная игра«Летают, прыгают, плавают».Цели:—- упражнять детей в беге;.— закреплять названия рыб, птиц, зверей.Индивидуальнаяработа«Сбей кеглю». Цели:учить бросать мяч в цель;развивать меткость, внимание.Опыт: что будет с льдинками, если их зажать в руке физиологические опыты (обращать внимание детей на то, как изменяется работа нашего организма во время подвижных игр, физической нагрузки (покраснение, потоотделение, учащенное сердцебиение)
Старшая группа тема:«Этикет»( речевой)по ФГОС День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 8
Четверг
26.01
Утро социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Комплекс утренней гимнастики (по плану физинструктора)
«Телефон и мы» Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Учить
кратко излагать по телефону свои мысли, использовать в речи некоторыежанры телефонных разговоров. Формировать у детей навыки использования
вежливых слов и выражений.
Игра «Кто больше назовет профессий, для которых
нужен телефон»Продолжать знакомить детей с профессиями. Формировать у детей дополнительные знания о телефоне.
Игра «Глухой телефон» Учить детей кратко и четко излагать свои мысли Сафина ,Маша ,Вика, Данил«Доброе дело – правду говорить смело»Учить детей говорить правду во всех ситуациях, ведь правда и честность всегда радует взрослых. Объяснить детям смысл пословицы «Доброе дело –правду говорить смело».
Д/и «Что забыл нарисовать художник?».Цель – правильно упо-треблять имена существительные единственного и множественного числа родительного падежа. Миша ,Маша, Олег ,Артур, Даниил. Формирование КГН.
Упражнение «Носовые платочки» - формировать привычку следить за чистотой своего носа, по мере необходимости поль-зоваться носовым плат-ком.
Игра «Что за чем» (последовательность умывания) (Зебзеева с.68) Внести ветки и шишки сосны и ели для рас-сматривания.
Настольно-печатные игры по выбору детей.
С/р игра «Парикмахер-ская»: сюжет «Празд-ничная прическа». (пополнение атрибутами: заколки, резинки, бантики)
Инсценировка сказки Чуковского «Телефон». Буклет: «Век телефонного общения»
Оформление альбома «Мир телефонов»
Непосредственно образовательная деятельность
Физкультура ПО плану. физ.инструктора Музыка По плану муз. руководителя Речевое развитие Комплексные занятия Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие; физическое развитие День пушистой снежинки.
Цели. Развитие наблюдательности, умение видеть причудливости и затейливость снежинок, любоваться ими, получать удовольствие от игр со снежными комочками, развивать глазомер и меткость при попадании в цель, учить детей одеваться по погоде в соответствии с двигательной активностью.
1 Кто быстрее слепит десять снежков2 Снежки
3 Поразим мишень
Подвижные игры«Найди по следу», «След в след». Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения «Снежная дорожка препятствий» Цель: упражнять детей в совершенствовании техники выполнения спортивных игр и упражнений воспитывать потребность выполнять коллективные задания, развивать дружеские взаимоотношения. Женя, Сафина, Полина, Роберт, Миша.
КГН-»Помоги другу»-Воспитание взаимопомощи. Анна, Вика, Миша .И, Маша. У, Данил. беседа «Чем опасен гололед?» для формирования формировать привычки здоровьесберегающего поведения
Физкультминутка «Гололедица» Внести: выносной мате-риал для игр на участке – лопаты, ведра, клюшки, мячи.
Трудовые поручения: очистка дорожек от снега и льда – учить детей объединяться в бригады для выполнения определенной деятель-ности. Работа перед сном социальнокоммуникативноеразви-тие; Чтение С.А.Насонкина«Уроки этикета» глава«Что такое телефонный разговор»Учить детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию
произведения Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Игровая ритмическая гимнастика «Барбарики» - способствовать быстрому пробуждению, укреплению здоровья детей, развитию двигательной активности, упражнять в выполнении вместе с воспитателем простейших движений под ритмичную музыку.
Беседа «Основы безопасности детей»
Продолжать учить детей вежливо разговаривать по телефону; ориентироваться в экстремальных ситуациях.. формировать знания о номерах экстренной помощи: 01, 02,03. Объяснить, что телефон важное
средство общения
«Знакомство с телефоном»Расширять знания детей о телефоне, его функциях, о истории происхождения телефона.(презентация)
«Чего не стало» (грамматический строй речи)
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными; употреблять существительные в родительном падеже. Игра «Я набираю ваш номер» Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону Артур, Данил, Вова, Олег, Анна, Вика.
Тихие и громкие голоса.
Цели: развивать у детей саморегуляцию, учить оценивать окружающую обстановку, в которой они находятся (рабочая или отдых).Никита, Ваня, Яков, Маша, Полина. Закреплять навыки общественногоповедения: первыми здороваться с взрослыми,
вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь
ситуативные разговоры о разнообразии питания, питьевом режиме Настольная игра "Уроки этикета. Формулы вежливости"
дидактическая игра «Поделюсь – не поделюсь» для закрепления знаний о предметах личной гигиены;
Игры со строительным материалом: конструирование по замыслу. Ц:формировать умение реализовать замысел, подбирать необходимые детали, вносить различные изменения, обыгрывать их рекомендовать родителям: стимулировать и поощрять стремление детей в закреплении правил этикета в игровых ситуациях
- расширять и уточнять представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах.
Прогулка. Подвижная игра:«Прокати снежок». Совершенствовать основные виды движений. Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, воспитывать желание играть дружно и весело. Выносной материал Лопатки, ведерки, формочки для снега, клеенки для катания с горки. Старшая группа тема:: «Этикет» (столовый)по ФГОС
День недели Режим Интграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах 1 2 3 4 5 6 7 8
Пятница
27.01
Утро .социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Комплекс утренней гимнастики(приложение)
«В гости на день рождение»
Дать детям представление о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. Закреплять знания о сервировке стола, умении культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами
«Положи в корзинку» (настольно – печатная)
Цель: учить детей используя индивидуальные карточки находить закономерности между изображенными предметами на игровом поле; развивать наблюдательность, зрительное восприятие и произвольное внимание. Дежурство в уголке природы. Задачи: Актуализировать и обобщить знания детей по уходу за растениями в уголке природы. Вика, Артур, Полина, Олег, Женя.
Сюжетно -ролевые игры«Семья», «Кафе» Знакомить детей с правилами столового этикета. Воспитывать умение вежливого общения друг с другом Роберт, Никита, Ваня, Маша, Яков. Повторение элементарных правил поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями.
«Поделись с ближним»
Цель: учить ладить с людьми тем, что у них есть; развивать уверенность в себе, самоуважение, умение расслабляться Упражнение «Сложи слова» - продолжать знакомить детей со способами словообразования, упражнять в образовании сложных слов .Расширять и активизировать словарный запас.
рассматривание картин, рисунков о культуре поведения. «Как можно себя вести и как нельзя»; Поговорить с родителями о самочувствии детей.
Индивидуальные бесе-ды и консультации по запросам родителей
Непосредственно образовательная деятельность ФКЦМ Комплексные занятия Рисование Комплексные занятия Физкультура По плану физ. инструктора Прогулка:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;физическое развитие День зимних забав.
Цели. Приобщение детей к физкультуре, зимним подвижным забавам на свежем воздухе, учить детей играть в командные эстафеты, уметь проигрывать и побеждать, соблюдать чувство осторожности. Развивать командный дух и умение прийти друг- другу на помощь, создание хорошего настроения и желание радоваться зиме.
1Чья команда быстрее
2Два Мороза
3Попади в лунку игра на гармонизацию отношений «Назови меня ласково» дляукрепление психологического комфорта в группе. Артур, Данил, Олег, Полина, Роберт, Никита, Марго. формировать у детей умение находить себе занятие по интересам, конструктивно общаться со сверстниками , способствовать профилактике эмоционального перенапряжения
совершенствовать умение детей одеваться быстро и в определённой последовательности; побуждать к оказанию помощи сверстникам
Самостоятельная
деятельность детей на
участке, игры с выносным материалом – развитие навыков совместной
игровой деятельности
Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.
П/и «Ловишки», «Цепи кованные» Работа перед сном социально-коммуни-кативноеразви-тие; Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы» Цель: познакомить с худ.произведением, Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям Вечер: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Оздоровительная гимнастика после сна.снятие мышечного напряжения после сна; развивать ловкость, координацию.
Чтение С.А.Насонкина«Уроки этикета» глава«Ура! Гости!»Учить детей анализировать произведение, отвечать на вопросы.
Игра -инсценировка«День рождения» Закреплять правила сервировки стола, правила поведения в гостях и приема гостей
Хбт «Мытье кукольной посуды»Учить решать проблемные ситуации, находить наиболее подходящий вариант с помощью воспитателя. Воспитывать чувство взаимопомощи ,стремление к чистоте и порядку.(Повторение этапов мытья, зарисовка их.Распределение работы совместно с воспитателем. Подготовка оборудования.) Дидактическа игра
«Накрой стол для
угощения»Совершенствовать умение сервировать стол. совершенствовать навыки
общения. Миша, Маша, Марго, Артур ,Анна.
Инд. работа по ЗКР - повторить стихи к новогоднему утреннику – добиваться выразительности, чѐткого произношения звуков, проговаривания слов .Маша, Миша. И, Данил , Роберт, Полина. Во время вечернего ухода домой продолжать формировать привычку прощаться с педагогами и детьми.
Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.(«
Правила этикета в детском саду в стихах») Помни правило одно: никогда и ни за что
С посторонними людьми никуда не уходи!
Люди всякие бывают! -
Деток бьют и обижают… Рисование на свободную тему.
С/р игра «Семья»»: сюжет «Подготовка к празднику».
Упражнять в аккуратном закрашивании предме-тов, не выходя за контур, в одном направлении
Выставка рисунков о зиме (нетрадиционные техники).
самостоятельное изготовление украшений, атрибутов в «Мастерской Деда Мороза» родителям: привлекать ребенка к выполнению трудовых поручений
- почитать с ребенком дома: В. Осеева «Волшебное слово», В. Драгунский «Тайное становится явным», помочь ребенку в понимании текста;
Прогулка. «К чему приводят травмы»Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации которые могут возникнуть при играх во дворе, на участке.
Игровое упражнение «Спортсмены тренируются». Упражнять в прыжках разными способами (одна нога вперед — другая назад)Ситуативный разговор "Кто привык кутаться, тот зябнет". Показать зависимость здоровья от правильно подобранной одежды. Цикл занимательных бесед
с детьми старшего дошкольного возраста
«Этикет и культура внешнего вида»
Беседа «Будь всегда вежливым»
         Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость": вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям  воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям . Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.        **
         Подготовка к беседе: Предварительно дать задание детям понаблюдать за поведением окружающих. В течение года включать в план чтение художественных произведений В. Осеевой "Три сына", "Волшебное слово". Подобрать соответствующие рисунки, фотографии, приготовить дидактическую игру "Так и не так".
        Содержание.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
- Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Воспитатель дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.
-Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?
Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации.
Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.
Воспитатель подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.
  -        Когда при встрече говорим "здравствуйте", этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?  
Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.
А прощаясь?
Сказать не только "до свидания", но и "всего доброго".
Надо здороваться со взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если воспитатель твоей группы стоит не один, то надо сказать всем "здравствуйте".
Дети повторяют правила.
Пользуйся словами вежливого обращения, - говорит воспитатель.
"Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Будьте добры", "Извините", "Спасибо", "Благодарю", "Разрешите войти" и другое.
Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п. .
Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
Умей признать, что был неправ.
Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.
КАЖДОМУ ДОШКОЛЬНИКУ НАДО ЗНАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯТЬ ИХ!
/
БЕСЕДА «МОЙ ДРУГ МОЙДОДЫР» личная гигиена
ЦЕЛЬ: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание единства внешнего и внутреннего состояния маленького человека.
СОДЕРЖАНИЕ: 
Встреча с доктором Айболитом
Рассказ        доктора Айболита: Личная гигиена - это поддержание чистоты своего тела. Она необходима не только для сохранения своего тела, здоровья, но и для развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими людьми.
Кто опрятен - тот опрятен.
Рассказывает о позиции этикета, о правилах ухода за телом и лицом, руками и ногами, о необходимости личных предметов гигиены: носового платка, зубной щетки, расчески, мочалки или губки, полотенец для лица и тела.
Загадывает загадки о предметах личной гигиены. Альбом, (приложение)
Беседа        с детьми.
Примерные ВОПРОСЫ:
1 .Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть
красиво?
2. Что такое "личная гигиена*1? Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком? 3.Чистке ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?
4.Когда их следует мыть?
5 Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах? б.Что значит «принимать душ"? Когда это следует делать?
7.Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Чтение К.Чуковский  Мойдодыр» А.Барто «Девочка чумазая»
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
В домашних условиях необходимы три важных условия воспитания гигиенической культуры: постоянная индивидуальная работа с ребенком, личный пример старших в семье, наличие красивых предметов личной гигиены в ванной комнате. С раннего детства приучать детей к душу, позволяя самостоятельно его принимать. Следует говорить о необходимости содержания в чистоте половых органов, не делая при этом страшного или смущенного лица. Ребенок сам должен следить за чистотой трусиков. Надо постоянно говорить о правилах пользования туалетом, о соблюдении в нем чистоты и порядка.
Беседа «Мы едем в автобусе».
Цель. Познакомить с правилами поведения в транспорте.
Содержание:
Во второй половине дня на прогулке воспитатель предлагает детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми устанавливают "ширму-автобус", расставляют стулья, прикрепляют "кассу с билетами"... Затем воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
Малыши хотят покататься с нами в автобусе... Покатаем их? /Дети радостно выражают согласие/. Но, прежде чем пригласить малышей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.
Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет. Затем он предлагает детям занять места.
А кто у нас будет водителем? /Вызывает Женю/. Теперь в путь.
Женя, подвези нас, пожалуйста, к малышам. Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с куклой НЕЗНАЙКОЙ. Один из детей уступает воспитателю место, педагог благодарит ребенка.
Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать Ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обёртки. Воспитатель просит детей напомнить НЕЗНАЙКЕ, как надо себя вести в автобусе, как поступать в разных случаях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарит, он теперь всё хорошо запомнил и знает, как надо себя вести.
Затем в автобус приглашают малышей - небольшими группами: автобус делает несколько "рейсов", группы меняются.
Для освоения правил поведения очень способствуют игры - упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также коротко характеризуют ее последствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, воспитатель сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, поняв суть игры, дети включаются в нее очень активно.
Воспитатель, корректируя ответы детей, объясняет примерно так:
Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то....
Это будет мешать другим пассажирам, - заканчивает ребенок.
Если ты залезешь на сидение с ногами, будешь сорить, то...
В автобусе будет грязно, и другим пассажирам - детям и взрослым - будет в нем неудобно и неприятно, - говорит другой ребенок.
Для игры-упражнения могут быть выбраны, конечно, и положительные примеры. Воспитатель говорит:
Если девочка шла, споткнулась о камень, упала и уронила книгу, то...
-Надо помочь ей встать, почистить одежду, поднять упавшую книгу, - продолжают
дети.
Полезно с детьми повторить правила поведения в транспорте:
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВОЙТИ В АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, ДАЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЙТИ ВЫХОДЯЩИМ.
ПРОПУСТИ ВПЕРЕД ИНВАЛИДОВ. ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОГИ ИМ.
В ВАГОНЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЙСЯ У ДВЕРЕЙ, А ПРОЙДИ ВПЕРЕД, ОСВОБОЖДАЯ МЕСТО ДРУГИМ ПАССАЖИРАМ. СТОЯТЬ И ПРОХОДИТЬ
НАДО ТАК, ЧТОБЫ ПО ВОЗМОЖНОСТИ НЕ БЕСПОКОИТЬ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ, НЕ ЗАДЕВАТЬ ИХ СВОЕЙ СУМКОЙ, НЕ НАСТУПАТЬ НА НОГИ.
СТАРАЙСЯ САДИТЬСЯ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА УБЕДИЛСЯ, ЧТО РЯДОМ НЕ СТОЯТ ПОЖИЛЫЕ ИЛИ БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ, ЖЕНЩИНЫ.
НЕ ЗАНИМАЙ СИДЕНЬЕ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ОНО РАСЧИТАННО НА ДВОИХ.
НЕ СТАВЬ НА СИДЕНЬЯ СУМКИ И ПАКЕТЫ, ЕШИ КТО-ТО СТОИТ РЯДОМ И ДРУГИХ СВОБОДНЫХ МЕСТ НЕТ, ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ ВЕЩИ НА КОЛЕНИ ИЛИ НА ПОЛ ОКОЛО СЕБЯ.
УСТУПАЯ КОМУ-НИБУДЬ МЕСТО, МОЖНО СКАЗАТЬ: "САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА". МОЖНО СДЕЛАТЬ ЭТО МОЛЧА.
ОБРАЩАТЬСЯ К СТОЯЩЕМУ РЯДОМ ЧЕЛОВЕКУ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ ДЕНЬГИ НА АБОНЕМЕНТЫ ИЛИ АБОНЕМЕНТ НА КОМПОСТЕР СЛЕДУЕТ ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО: "ПОЖАЛУЙСТА, ПЕРЕДАЙТЕ /прокомпостируйте/..." НЕ ЗАБУДЬ ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА ОКАЗАННУЮ УСЛУГУ.
НЕ ВХОДИ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ С МОРОЖЕННЫМ, ПИРОЖКАМИ, ПИРОЖНЫМ И т.д., ЧТОБЫ НЕ ИСПАЧКАТЬ ОДЕЖДУ СВОЮ И ПАССАЖИРОВ. В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НЕ СОРИ И НЕ СТРЯХИВАЙ СНЕГ ИЛИ ДОЖДЕВЫЕ КАПЛИ С ОДЕЖДЫ.
ЧИХАЯ И КАШЛЯЯ, ПОЛЬЗУЙСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.
НЕ ПРИВОДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ВНЕШНОСТЬ. НЕ ЧИСТИ НОГТИ, НЕ КОВЫРЯЙ В ЗУБАХ, УШАХ ИЛИ НОСУ.
НЕ ЗАГЛЯДЫВАЙ В ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ ДРУГОГО ПАССАЖИРА, ЧТОБЫ НЕ БЕСПОКОИТЬ ЕГО.
НЕ РАЗГЛЯДЫВАЙ ПАССАЖИРОВ.
НЕ ПЕРЕГОВАРИВАЙСЯ ГРОМКО СО СВОИМИ СПУТНИКАМИ. НЕ СМЕЙСЯ ГРОМКО.
НЕ ПРИСЛУШИВАЙСЯ К РАЗГОВОРАМ ДРУГИХ ПАССАЖИРОВ.
К ВЫХОДУ ГОТОВСЯ ЗАРАНЕЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРОБИРАТЬСЯ ПОТОМ ЧЕРЕЗ ТОЛПУ ПАССАЖИРОВ.
НАПРАВЛЯЯСЬ К ВЫХОДУ, СПРАШИВАЙ СТОЯЩИХ ВПЕРЕДИ, НЕ ВЫХОДЯТ ЛИ ОНИ, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ЕДУТ ДАЛЬШЕ, ВЕЖЛИВО И СПОКОЙНО ПОПРОСИ ПРОПУСТИТЬ ТЕБЯ.
МУЖЧИНЫ И МАЛЬЧИКИ ВЫХОДЯТ ИЗ ТРАНСПОРТА ПЕРВЫМИ И ПОМОГАЮТ СПУСТИТЬСЯ СВОИМ СПУТНИЦАМ.
Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".
Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.
Содержание:
У каждого человека есть свой дом, который не только является местом жительства, но и характеризует его личность: беспорядок в доме показывает, что главная черта его хозяина - проявляемая во всем Беспорядочность. Человек, не любящий свой дом и не делающий ничего, чтобы сделать его чистым, красивым, невнимателен и к своим близким и друзьям.
Пригласить гостей в грязный дом - значит показать неуважение к ним. Следить за домашней чистотой и порядком необходимо.
Работа над понятиями;
дом, наведение красоты, соблюдение порядка, следить за домом, уют, хозяин дома Примерные вопросы:
Для чего человеку нужен дом?
Расскажите о доме, в котором вы живете (квартира, комната,).
Как вы помогаете маме или бабушке содержать дом в чистоте?
Кто создает в доме уют? Что такое уют?
Какая одежда должна быть на человеке, убирающемся в доме: чистая и красивая; опрятная; новая; грязная, старая и дырявая; трудно
или легко отстирываемая? Почему вы так думаете?
Сима пришла из детского сада и расстроилась: в её комнате грязно и неуютно, носки валяются под кроватью, на стуле лежит бельё.
"Бабушка,- закричала Сима,- ну что же ты не убралась в моей комнате? Как я буду в такой грязи? Ничего не сказала. Как вы думаете, почему?
Закрепление:
В детском саду ежедневно дают поручения по наведению порядка и чистоты.. Уборку группы детскими силами можно проводить регулярно: к празднику, родительском; собранию т.п.
Чтение К.Чуковского "Федорино горе".
Работа с родителями:
Необходимо приучать ребенка отвечать за порядок в своей квартире, комнате. Важно, чтобы с детских лет ребенок любил свой дом, помогал взрослым в создании в нем красоты и порядка. Похвала и поощрение способствуют закреплению в сознании дошкольника убеждения в необходимости жить в уютном, чистом и красивом доме. Напоминать ежедневно терпеливо и спокойно о том, что следует убирать свои вещи и игрушки на место. Этому учат и девочек и мальчиков. Таким образом воспитывается чувство ответственности за свой дом.
Беседа « Как понравиться людям».
Цель: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание единства внешнего облика и внутреннего состояния маленького человека.
Содержание:
 Каждый человек нуждается в любви и желает им нравиться. Взрослые придумали правила, помогающие человеку быть приятным и привлекательным для себя и окружающих, и назвали их « искусством нравиться». А также чтобы понравиться людям нужно обращать внимание и на внешний облик. Рассматривая значение одежды и обуви жизни человека обращаем внимание на этикетные моменты: она дает окружающим сведения о человеке (интересуется ли человек своей внешностью, в богатой или бедной семье живет, любит заниматься спортом или нет, идет в гости или гулять и т.д.).
Давайте сначала поговорим об искусстве нравиться людям.
Существуют правила искусства нравиться:
любить людей;
быть красивым и привлекательным;
быть добрым и веселым, внимательным и заботливым к людям;
приветствовать людей при встрече и говорить приятные слова при прощании;
уметь красиво сидеть, стоять, ходить;
уметь слушать своих собеседников;
говорить людям комплименты;
обращаясь к человеку, называть его по имени. При этом следует быть искренним в проявлении любви к людям.
Быть аккуратно и чисто одетым - значит уважать людей находящихся рядом. С красиво хорошо одетым человеком приятно общаться, хочется дружить. Соблюдая этикет, мы надеваем тот вид одежды, который наиболее соответствует возрасту, занятию, сезону. Существуют виды одежды:
легкая и теплая; весенняя, летняя, осенняя, зимняя;
верхняя и нижняя;
нарядная, праздничная и ежедневная;
спортивная и вечерняя.
Одежда может быть красивая и некрасивая; чистая и грязная; удобная и неудобная, опрятная и неопрятная.
За сохранностью и чистотой своей одежды и обуви каждый следит сам. Сочетание различной одежды, которую надевает человек, называется костюмом. Например: Пиджак и брюки, жакет и юбка, платье и жакет.
Провести работу над понятиями:
вежливость, доброта,
искренность, искусство нравиться,
комплимент, любовь,
привлекательность, приветствие, умение слушать.
аккуратность,
внешний вид,
костюм,
Примерные вопросы по беседе:
Что значит «любить»? Кого вы любите?
Что вы делаете для того , чтобы вас любили: мама, папа, друзья, ребята в группе?
Какие добрые слова мы говорим друзьям и близким? Для чего мы их говорим?
Какими словами мы приветствуем своих знакомых при встрече? Зачем это следует делать?
Что значить « уметь слушать собеседника».
Что значит уважать людей находящихся рядом?
С каким человеком приятно общаться : с красиво и опрятно одетым или наоборот?
Как вы думаете, для чего нужна одежда?
Как вы храните одежду и ухаживаете за ней?
Можно ли в один ящик положить брюки, носки, свитер, майки, трусики?
Почему платья, пиджаки вешают в шкаф на плечики? Где висят пальто и куртки?
Закрепление.
Важно постоянно наблюдать за поведением детей, доброжелательно оценивая выполнение правил искусства нравиться. Периодически говорить детям: как ты красиво выглядишь, какая добрая улыбка и т.д. А также обращать внимание на внешний вид и одежду, отмечая, что она очень красивая, чистая и соответствует сезону.
Чтение: А. Барто. «Модница». «Любочка». «Сто одежек». Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо». С.Михалков. «Фома».
Работа с родителями.
Желательно обращать внимание родителей на умение детей быть приятными в общении, что влияет на их положение в детском и взрослом коллективе. Также предоставить возможность самому ребенку оценивать свой внешний вид , т.е. следить за одеждой и обувью, чистотой бельевых ящиков .
Беседа «Зачем человеку завтракать, обедать, ужинать».
Цель: Обогащать словарь детей словами - аппетит, клетки, жиры, белки, углеводы.
Приучать детей к правильному режиму. Дать детям понять, что организм сам регулирует количество принимаемой пищи, необходимое ему для нормального роста и развития.
Материал: Иллюстрации с изображением белковой и углеводной пищи; строение внутренних органов человека
Содержание:
Если задать вопрос - зачем человек ест?
Можно сразу ответить - чтобы не умереть с голоду. Так что оно так, но почему пища так важна для жизни?
Наверно, трудно это объяснить. Не беда, попробуем в этом разобраться вместе.
Для начала хочу спросить, знаете ли вы, что наше тело состоит из удивительных, крохотных частичек - клеток?
Каждая клетка - живой организм, она живет, дышит, питается, растет, стареет и умирает.
Только 2-3 месяца живут клетки , которые придают нашей крови красный цвет.
А клетки, которые живут, находятся внутри желудка, стареют и умирают уже через 5 дней! Отжившие клетки заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Так продолжается всю жизнь человека.
Догадайся, откуда берется материал для этой непрерывной работы.
Верно, из пищи.
В детском возрасте потребность в пище особенно велика. Дело в том, что у всех людей клетки одинаковой величины. Но у высоких людей их больше, чем у детей. А вы растете, а это значит, что количество клеток в твоем теле день за днем прибавляется.
А все вещества, необходимые для роста и развития твоего организма, приходят с пищей, которую ты потребляешь.
Вот почему нужно слушать взрослых, когда тебе говорят: Ешь хорошо, а то не вырастешь! Недостаток питательных веществ замедлит образование и рост новых клеток.
Из этих веществ и состоит вся наша пища - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.
Теперь, вы понимаете, почему пища так важна для жизни? Но это еще не все. Нужна нам пища еще и потому, что это «топливо», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. При переваривании пищи в организме выделяется энергия, которая нужна нам для того, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, играть и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, работы мозга, сердца, почек, и всех тех клеток организма.
Зачем организму нужно переваривать пищу, "расщеплять" её на мельчайшие частицы.
Да затем, что только в таком виде пища становится доступной клеткам нашего тела.
Ведь клетки очень - очень маленькие. Детям обжорство так же вредно, как и голодание.
Вы должны получать каждый день определенное количество пищи. Ребята с избыточным весом менее подвижны, быстро устают, но самое главное превышение веса приводит ко многим болезням. Мало есть тоже вредно. При недоедании ребенок слабеет, худеет, быстро устает от физических нагрузок, болеет и плохо растет.
Нужно, чтобы твое питание было разнообразным. Для переваривания пиши организму требуется часа три. Вот и есть нужно примерно часа через три с половиной - четыре часа.
Постарайся кушать в одно и тоже время.
Надеюсь, сейчас вы поняли, почему так важно соблюдать режим, почему так важно соблюдать режим, почему так важно завтракать, обедать и ужинать?
Для того, чтобы быть здоровым, сильным, бодрым!
Приятного аппетита!
Игра-инсценировка «Учимся вежливости»
Цель: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.Ход занятия.Педагог спрашивает, в какой возрастной группе воспитываются дети, какие еще группы есть в детском саду.- Старшие дошкольники — пример для малышей! — говорит воспитатель.— Вот почему наш младший и давний друг Мишка-Ушастик пришел учиться у вас, детей старшей группы, вежливости. Чему пришел учиться медвежонок?Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением: «Сходи и попроси у Анны Ивановны цветные мелки». И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель контролирует, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложки. Представили?А сейчас попробуем представить, что наша группа — младшая, а Дима пришел к нам с поручением.- Здравствуйте,— говорит мальчик и замолкает.- А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? — спрашивает педагог.— Видите, как непросто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей». И пожалуй, правильнее других держался Юра.А поступить следовало вот как. Вы вошли в группу. Кого вначале следует поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день, Анна Ивановна! Добрый день, Ольга Викторовна!» Затем надо поприветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного аппетита!» Только после этого можно обратиться к воспитателю с просьбой: «Анна Ивановна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки». В заключение надо сказать: «Спасибо! До свидания!»- Всем все понятно? — спрашивает педагог.— Передает Ушастика кому-либо из детей и просит показать, как надо себя вести, придя с поручением к воспитателю другой группы. Затем снова обращается к детям:- Теперь предположим, что я послала вас к соседям не утром, а вечером, и не к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется еще дважды).Спросите у Ушастика, все ли он понял, не перепутает ли что-нибудь. А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя».Педагог выслушивает реплики детей. Хвалит ребенка, предложившего «гостье» стул. Объясняет, что в этом случае тот, кто окажется ближе других к гостье, должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Ольга Андреевна ненадолго вышла и сейчас вернется». Просит повторить образец.- Видите, как доволен и подпрыгивает Ушастик! Это правило он уже усвоил. Проверим еще раз, как поняли его вы,— предлагает педагог. Сценка с «приходом гостя» повторяется 2—3 раза.- Есть и еще очень важное правило,— продолжает воспитатель,— не перебивать разговаривающих людей — взрослых, детей. В таких случаях надо подождать удобного момента, извиниться и изложить свою просьбу. Как лучше это сделать? Что надо сказать? Сейчас я обращусь к Мите и попрошу, чтобы он прочитал свое любимое стихотворение, а Оля подойдет и пожалуется на соседа, который мешает ей слушать.Педагог подходит к мальчику. Слушает декламацию. Оля (она подготовлена заранее), выждав, когда воспитатель заметит ее, обращается к педагогу и к Мите: «Простите, пожалуйста». Далее, глядя только на воспитателя, говорит:- Ольга Андреевна, Володя мешает мне слушать.- А ты просила Володю не мешать тебе? - Нет.- Напрасно. Вы уже в старшей группе и сумеете, я уверена, разобраться с Володей самостоятельно.Далее воспитатель еще раз напоминает, что сначала надо извиниться, адресуясь к обоим разговаривающим людям, а потом уже обращаться с просьбой непосредственно к тому, кому она предназначена.Упражнение повторяется. К его выполнению педагог привлекает детей, часто нарушающих данное правило.Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они узнали на занятии (как вести себя, если ты послан с поручением в соседнюю группу; как вести себя, если в группу придет гость; как надо обращаться к воспитателю (к взрослому), который в этот момент с кем-то разговаривает).Заканчивая занятие, педагог говорит: «У меня, дети, к вам большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня узнали, взрослым, друзьям, младшим сестричкам и братишкам. А главное, не забывайте этих правил!» В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада", М., 1984.
Михаил Пляцковский
Урок дружбы
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
— Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашел — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...