ПРОЕКТ НА ТЕМУ: Педагогическая поддержка развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях кружка «Юный дизайнер»

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИШИМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №19»




ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
Педагогическая поддержка развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях кружка «Юный дизайнер»




Автор:
Воспитатель высшей категории
Кузнецова Татьяна Владимировна
Ишим
Актуальность исследования.
Для чего нужна дошкольнику педагогическая поддержка? Для того чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы у него успешно развивались способности и формировались навыки деятельности.
К сожалению, в области творчества педагогическая поддержка остается по-прежнему белым пятном, в отличие от массового распространения ее принципов в воспитании и обучении. Если в области воспитания школьников уже отработаны некоторые методики, то, как осуществлять педагогическую поддержку воспитания и процесса развития способностей дошкольников нет рекомендаций.
Несмотря на традиционное применение термина «педагогическая поддержка» к процессу воспитания, нам представляется необходимой разработка приемов работы воспитателя ДОУ в режиме педагогической поддержки дошкольников во время проведения кружковых занятий «Юный дизайнер».
На наш взгляд, суть педагогической поддержки инициативы и творчества дошкольника – показать, что он способен создать неповторимое произведение, а если у кого возникают отрицательные или положительные эмоции, то их можно трансформировать в творческое состояние и художественное содержание.
Необходимо научить его анализировать собственное произведение, находить пути преодоления негативных последствий. Оказывая педагогическую поддержку в дизайнерской деятельности, мы, прежде всего, старались избавить ребенка от боязни быть неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути или дав задания соответствующего характера. Таким образом, воспитатель ДОУ целенаправленно формирует у дошкольника потребность в самоанализе, проектировании собственных действий, рефлексии, эстетическом вкусе.
Итак, на наш взгляд, педагогическая поддержка развития творческих способностей дошкольника – это система личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих ребенку старшего дошкольного возраста в реализации его творческих возможностей и способностей, в решении дизайнерской задачи. Педагогическая поддержка призвана способствовать свободному, естественному и самостоятельному развитию дошкольника на основе общепринятых нравственных и культурных норм. Цель так понимаемой педагогической поддержки – максимально содействовать дошкольнику в реализации потребности в творческой самореализации. Помощь растущему человеку в работе с самим собой, то есть в самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки развития творческих способностей.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникло особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись стихийно, создавались шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет Б.Н.Никитина (18,15,16) . Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста Л. Кэрролла (9,38-39). Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет, «дозревает» впервые годы жизни. По мнению Б.Н.Никитина именно необратимость процесса деградации возможности развития мнение о врожденности творческих способностей так, как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте средствами дизайна у детей были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве очень не многие оказались в условиях благоприятствующих развитию их творческих способностей. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательно, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знание, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуя расширению детского опыта.
Под средствами дизайна мы будем понимать объекты, которые служат инструментом для развития творческих способностей при выполнении заданий по дизайну. Такими объектами в нашем исследовании являются: природный, бросовый, утилизированный материал (стеклянные бутылки, банки, пуговицы, веревочки, пластиковые трубочки, ракушки, бисер, целлофан, прищепки, проволока).
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображения и дает прекрасные возможности для развития творческих способностей и можно педагогу при этом использовать специальные приемы педагогической поддержки детей с целью развития у них творческих способностей.
Противоречия будут заключаться между необходимостью развития творческих способностей дошкольников и отсутствием педагогической технологии. Связанной с использованием дизайнерских средств и диагностирующего инструментария, а также необходимостью осуществления личностно-ориентированного подхода при развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, который будет заключаться в осуществлении приемов педагогической поддержки и отсутствием рекомендаций и результатов исследований по педагогической поддержке в этом направлении.
Проблема исследования заключается в том: как осуществлять педагогическую поддержку развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами дизайна на кружковых занятиях.
Цель данного исследования: выявить, и экспериментально проверить эффективность тактик, методов и приемов педагогической поддержки развития творческих способностей дошкольников на занятиях кружка «Юный дизайнер».
Объектом исследования будет являться процесс развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте на занятиях кружка «Юный дизайнер».
Предмет: тактики, методы и приемы педагогической поддержки, связанные с осуществлением индивидуальных траекторий развития творческих способностей детей на занятиях дизайном.
Гипотеза: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста будет успешным если:
выделена и апробирована возможность использования средств дизайна в работе с детьми в качестве средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста .
разработана и внедрена программа «Юный дизайнер».
реализованы тактики, методы и приемы педагогической поддержки, связанные с осуществлением разработанных индивидуальных траекторий развития творческих способностей детей на занятиях дизайном.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи по проблеме исследования.
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу.
2.Выделить и апробировать по проблеме исследования эффективные средства дизайна и разработать программу «Юный дизайнер».
3.Составить хрестоматию поделок для кружка «Юный дизайнер».
4.Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня творческих способностей дошкольников.
5. Выявить детей, нуждающихся в помощи и сопровождении при выполнении заданий на кружке и разработать для них индивидуальные маршруты развития творческих способностей
6. Изучить тактики, методы и приемы педагогической поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста и выявить наиболее приемлемые для осуществления педагогической поддержки развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
7. Провести занятия кружка с применением приемов пед поддержки и выявить как повлияли эти приемы на развитие творческих способностей детей, помогло ли применение этих приемов пройти ребенку индивидуальную карту развития творческих способностей.
Методологической основой исследования являются фундаментальные работы психологов и педагогов, посвященные принципам и подходам к изучению проблемы творческих способностей Л.С.Выготского. Г.И. Щукиной; а также современные исследования по организации творчекой деятельности учащихся (П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова),По развитию и организации творческой и поисковой познавательной деятельности дошкольников (Б.И. Коротяев, В.Г. Рындак); положения о личностно-ориентированном подходе (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); теории гуманитарного воспитания и педагогической поддержки (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, СМ. Юсфин).
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников по теме, практические - изучение педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперименты. Эмпирические – наблюдение, анкетирование. Математические и статистические.
Научная новизна заключается в подборе и разработке приемов педагогической поддержки развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста .
Практическая значимость исследования заключается в возможности проведения педагогами ДОУ занятий по разработанной в ходе исследования программе «Юный дизайнер» с использованием техники изготовления поделок из утилизированного материала, предлагаемых в составленной автором хрестоматии
Этапы исследования:
1 этап, апрель 2008- сентябрь 2008 Поисково-теоретический.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследовательского проекта. Разработка программы, диагностического инструментария; формулировка понятия «творческие способности», поиск эффективных средств дизайна развития творческих способностей.
2 этап, сентябрь 2008- май 2011 Опытно- экспериментальный
2008 – 2009 разработка программы для детей подготовительной к школе группы по развитию творческих способностей;
разработка диагностического инструментария;
2009 – 2010 разработка программы для детей младшей группы по развитию творческих способностей;
разработка диагностического инструментария;
3 этап, май 2010 – май 2011 Завершающий
Анализ и обобщение результатов исследования, обработка и систематизация исследовательских материалов, выводы, оформление результатов исследовательского проекта:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме «Педагогическая поддержка развития способностей детей: тактики, методы и приемы» - май 2010, выявление наиболее приемлемых приемов для осуществления педагогической поддержки развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2.Составление хрестоматии поделок для кружка «Юный дизайнер» - июнь 2010
3. Выявление детей, нуждающихся в помощи и сопровождении при выполнении заданий на кружке и разработка для них индивидуальные маршруты развития творческих способностей – в течение июня 2010 до апреля 2011.
4. Проведение занятия кружка с применением приемов педагогической поддержки и выявление как повлияли эти приемы на развитие творческих способностей детей, помогло ли применение этих приемов пройти ребенку индивидуальную карту развития творческих способностей. Сентябрь 2010 – апрель 2011
Ожидаемый результат:
1. Разработана программа «Юный дизайнер».
2.Составлена хрестоматия поделок для кружка «Юный дизайнер».
3.Подобран диагностический инструментарий для выявления уровня творческих способностей дошкольников.
4. Разработаны индивидуальные маршруты развития творческих способностей для детей, нуждающихся в помощи и сопровождении при выполнении заданий на кружке
5. Выявлены приемы педагогической поддержки, которые наиболее приемлемые для осуществления педагогической поддержки развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
6. Наблюдается повышение уровня творческих способностей у детей.













Содержание проекта
В чём суть понятия «педагогическая поддержка»? Термин «педагогическая поддержка» является относительным новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само».
О.С. Газман определял данную категорию как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».
Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне): развитие самости, самостоятельности человека.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтобы ребенок мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
К сожалению, в области творчества педагогическая поддержка остается по-прежнему белым пятном, в отличие от массового распространения ее принципов в воспитании и обучении. Если в области воспитания школьников уже отработаны некоторые методики, то для воспитания и развития дошкольников требуется подробное изучение тактик и методов педагогической поддержки.
Несмотря на традиционное применение термина «педагогическая поддержка» к процессу воспитания, нам представляется необходимой рассмотрение педагогической поддержки в процессе развития способностей дошкольников
На наш взгляд, суть педагогической поддержки развития творческих способностей дошкольников – показать, что он способен создать неповторимую поделку. Необходимо научить его анализировать собственную поделку, находить пути преодоления трудностей при ее изготовлении. Оказывая педагогическую поддержку при занятиях дизайном, мы, прежде всего, старались избавить ребенка от боязни быть неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути. Таким образом, педагог может целенаправленно формировать у дошкольника потребность в самоанализе, проектировании собственных действий, рефлексии, эстетическом вкусе.
Итак, на наш взгляд, педагогическая поддержка развития творческих способностей дошкольника – это система личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих ребенку в реализации его творческих возможностей и способностей, сотворении собственного образа при решении поставленной задачи. Педагогическая поддержка призвана способствовать свободному, естественному и самостоятельному развитию дошкольника на основе общепринятых нравственных и культурных норм.
Педагог – инициатор открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком. Прежде всего, он помогает дошкольнику выполнить задание в соответствии с возможностями ребенка. Взаимодействие между педагогом и ребенком при определенных условиях имеет характер договорных отношений (С.М. Юсфин). Однако в творческой совместной деятельности регулятором отношений становится не договор, а распределение функций в выполнении художественной задачи.
В проблемы, которые решает педагогическая поддержка, попадают вопросы из разных сфер жизнедеятельности дошкольника – это и здоровье, и развитие способностей, и общение, и творчество, и досуг. В каждой сфере она приобретает свой неповторимый облик. Важным условием педагогической поддержки развития творческих способностей дошкольника становятся специально организованные занятия по развитию творческих способностей, мы выделяем в качестве таких занятий – занятия кружка «Юный Дизайнер», программа которого нами будет разработана в ходе этого исследования. Здесь для нас важны характер и содержание партнерства на разных этапах занятий. Формы и вид занятий, где может быть осуществлена педагогическая поддержка в творчестве, могут быть различными. Это и занятия творчества, и кружковые занятия, и коллективно-творческие дела, и творческие лаборатории, и т.д.
Таким образом, рассматривая организацию педагогической поддержки развития творческих способностей, мы опираемся на следующие принципы гуманистической педагогики: уважения и доверия ребенку, целостного взгляда на него, культуросообразности и природосообразности воспитания, сотрудничества с ним, индивидуального подхода к ребенку. Исходя из них, мы выделили следующие принципы организации педагогической поддержки: – обязательный учет возрастных особенностей и индивидуальных особенностей развития ребенка, – его позиции в межличностных отношениях и социальном окружении (прежде всего в детском коллективе); – поэтапность (последовательность) взаимодействия осуществления педагогических приемов, – изменение позиции педагога на разных этапах; – комплектность подхода к процессу развития личности; – открытость взаимоотношений.
Необходимо, чтобы у детей сформировалось неравнодушное отношение к миру, чтобы они были творцами во всем, чтобы их поведение характеризовали заповеди творческой личности, которые вместе с детьми придумали во время занятий кружка: «Если не я, то кто же!», «Каждое дело творчески, а иначе зачем?» Целесообразно вследствие этого в занятия с детьми включать элементы творческого самовыражения. Дети получают возможность раскрыть свои творческие способности в различных видах деятельности. Это и рисование, и лепка, и выкладывание пуговками, камушками, семечками и т.п. Целесообразным на наших занятиях явилось использование игры-драматизации в сочетании с эмоциональной рефлексией, коллективно-творческой деятельностью (КТД). Этот вид деятельности требует особого выделения по ряду причин. Во-первых, важный творческий потенциал заложен в принципах коллективности и творческом характере КТД. Во-вторых, сама классическая система КТД, разработанная И.П. Ивановым, предусматривает использование механизмов непосредственного и опосредованного творческого развития личности. Для дошкольников важна эмоциональная окраска КТД, позволяющих переживать им общие дела как яркие события своей жизни. Примером моделирования в сочетании с состязательностью могут служить игры типа «Город волшебников» и др. Подобные обучающие и развивающие игры, включенные в занятия по развитию творческих способностей для детей старшего дошкольного возраста, позволяют им самим делать выбор и решать возникающие проблемы, а не быть наблюдателями; принимать самостоятельно решения.
Результат педагогической поддержки развития творческих способностей дошкольников – развитие и углубление индивидуальных качеств и творческих способностей. Выражение индивидуальности в творчестве – результат системы средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы – для самостоятельного и успешного продвижения в творчестве.
В содержание педагогической поддержки творчества, на наш взгляд, входят: – содействие дошкольнику в понимании себя в окружающем мире и в выборе своих отношений с миром с помощью творчества; построение гармоничных взаимоотношений с людьми; – формирование личностно-значимых смыслов и ценностей.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем, содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отожествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающие новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека его деятельности в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущностью. Заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности (15, с54).
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление. Дивергентное мышление – это метод творческого мышления применяемый обычно для решения проблем и задач(6,436).
Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей(в данном случае важно не их качество, а их количество ).
Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявиться в ответах, решениях, не всегда совпадающими с общепринятыми).
Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или предавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь по проблеме творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов выделяет следующие творческие способности (14,6 – 36).
1.Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.
2.Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.
3.Способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
4.Способность воспринимать действительность, целиком не дробя ее на части.
5. Гибкость мышления.
6.Творческое воображение.
7.Способность доработки деталей и к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Кудрявцев и В.Синельников, основываясь на широком историка – культурном материале, выделили следующие универсальные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории (12,54 – 55).
1.Реализм воображения.
2.Способность видеть целое раньше частей.
3.Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбрать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4.Эксперементирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программы и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ и АРИЗ, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1.Способность рисковать.
2.Дивергентное мышление.
3.Гибкость мышления.
4.Скорость мышления.
5.Способность высказывать оригинальные идеи.
6.Богатое воображение.
7.Восприятие неоднозначных вещей и явлений.
8.Высокие эстетические ценности.
9.Развитие интуиции.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователей единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления, как обязательные компоненты творческих способностей.
Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более не зависимо. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным, и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Сформировать противоречие и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающих их развитию, умения устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. И еще одно качество, формирующее творческое мышление – это системность.
Системность – это способность видеть предмет или явления как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей. Следующим направлением – формирование творческих способностей дошкольное развития воображения.
Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний). Воображение является основой всякой творческой деятельности.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста:
1.Развитие воображения.
2.Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Человек, где бы не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой, живёт, работает или отдыхает. В век конвейеров и массового производства мы всё больше ценим индивидуальность во всём: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло человеческих рук, и хотим украсить детский сад эксклюзивными стильными вещицами, которые преобразят интерьер, предадут ему неповторимое очарование.
Однако встаёт вопрос- многое можно сделать своими руками, привлекая к этой интересной, увлекательной работе детей.
В совместном творчестве у детей развиваются зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, творческие способности. Они знакомятся с такими современными понятиями, как дизайн, дизайнер, коллаж, панно, декупаж и др.
Проведена начальная диагностика. С целью определения уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для исследования были определены критерии и уровни развития творческих способностей.
Критерии:
1.Мышление:
а) Ассоциативность мышления;
б) Диалектичность мышления;
2.Творческое воображение:
а) Реализм воображения;
б) Способность видеть целое раньше частей;
в) Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений.
Уровни:
1.Высокий уровень:
а) Конструктивный ответ (отделить не соответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («картинку сделать», «нарисовать окно»,»посадить солнышко в рамку» и т.д.) - 5 баллов.
б) Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («утка нырнула», «утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т.д. - 3 балла.
в) Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик. («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. – 3 балла.
Средний уровень:
1. Содержательное устранение не соответствия: а – простой ответ (нарисовать в другом месте – «солнышко на улице») – 3 балла.
а) Сложный ответ (переделать рисунок – «сделать из солнышка лампу») – 4 балла.
2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («у утки нет головы» , «утка сломалась» , «утка разделилась на части») – 2 балла.
3. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребёнок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребёнок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. – 2 балла.
Низкий уровень:
Отсутствие ответа, не принятие задания («не знаю как исправить», «картинку исправлять не нужно») – 1 балл.
Отсутствие ответа, не принятие задания («не знаю», «ни чего не станет», «так не бывает») – 1 балл.
Ребёнок выбирает блюдце или ведёрко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребёнок начинает использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойство в новую ситуацию. – 1 балл.
Были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В.Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик составлен оперативный микро срез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребёнка.
Проведя диагностику, получили следующие результаты:
Развитие реализма воображения у 8 детей находится на низком уровне, и у 14 детей – на среднем уровне. Развитие такой способности как надситуативно – преобразовательный характер творческих решений у 13 детей, у 6-х детей на среднем уровне и 3-х детей на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 11 детей развито на среднем уровне и у 13 детей на высоком.
Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения – у детей плохо развито творческое воображение. Следует сразу же сказать, что эти дети занимаются по развивающей программе «Развитие», но специальная работа по развитию творческого воображения с детьми не ведётся. Однако педагоги, занимающиеся анализом программы дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этом случае оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигается даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведённая нами диагностика.
Результаты диагностирования так же показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность, как надситуативно - преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбирать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создавать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы.
Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способностей видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребёнок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении, какого либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей.
Из всего выше сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа. Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию творческих способностей детей.
В последнее время появилось большое количество методической литературы: «Дизайн и дети», «Поделки из коктельных трубочек» , «Весёлый мир прищепок» , «Дизайн» , «Арт – дизайн» , «Первые уроки дизайна» «Разноцветные поделки из природного материала» , «Роспись по стеклу».
Говоря о проблеме творческих способностей средствами дизайна надо подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при взаимодействии воспитателя с семьёй. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы, лекции, открытые собрания с участием детей. Следовательно, предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей средствами дизайна у детей старшего дошкольного возраста.
Методики диагностики творческих способностей для детей 6 -7 лет (авторы В.Синельников, В.Кудрявцев)


Основание: реализация воображения.
Цель: выявление способностей ребёнка к преобразованию «не реального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путём устранения не соответствия.
Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаши.
Инструкция к проведению:
Воспитатель, показывая ребёнку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко.)
Воспитатель даёт следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что- то напутал? Попробуй исправить картинку так, что бы она была правильной».
Пользоваться карандашом ребёнку не обязательно он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных:
В ходе обследования воспитатель оценивает попытки ребёнка исправить рисунок.
Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
Отсутствие ответа, не принятие задания («не знаю, как исправить», «картинку исправлять не нужно») – 1 балл.
«Формальное устранение не соответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.
Содержательное устранение не соответствия:
а) простой ответ («нарисовать в другом месте «солнышко на улице») – 3 балла.
б) Сложный ответ (переделать рисунок – «сделать из солнышка лампу») – 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить не соответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («картинку сделать», «нарисовать окно», «посадить солнышко в рамку» и т. д.)) – 5 баллов. Методика «складная картинка»
Основание: умение видеть раньше частей.
Цель: определение умение сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Материал: складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (10*15)
Инструкция к проведению.
Воспитатель, предъявляя ребёнку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?»
Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребёнка картинка расправляется, снова складывается, а ребёнку задаётся тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».
Обработка данных.
В ходе обследования ребёнка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по 3-х бальной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
Отсутствие ответа, не принятие задания («не знаю», «ни чего не станет», «так не бывает») – 1 балл.
Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, то есть утеря контекста изображения («у утки нет головы», «утка сломалась», «утка разделилась на части») – 2 балла.
Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («утка нырнула», «утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. – 3 балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано не к какой – либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («утка стала домиком», «стала похожа на мостик» и т. д.) Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
Методика «как спасти зайку»
Основание: надситуативно – преобразовательный характер творческих решений.
Цель: оценка способностей и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: фигурка зайчика, блюдце, ведёрко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребёнком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведёрко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика: «познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилось такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко – далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (воспитатель обращает внимание ребёнка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, что бы спасти зайчика?»
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребёнка и из обоснование. Данные оцениваются по 3-х бальной системе.
1 уровень. Ребёнок выбирает блюдце или ведёрко, а так же палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребёнок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка = 1 балл.
2 уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребёнок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребёнок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
3 уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящимся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребёнка. Оценка – 3 балла.
Результаты диагностики тво
·рческих способностей детей дошкольного возраста.

Фамилия Имя ребёнка.
Реализм воображения min-1 балл,max -5 баллов.
Способность видеть целое раньше частей min-5 баллов,max-15 баллов.
Надситуативно -преобразовательный характер творческих решений.

1.Амарцев Иван.
1
10
1

2.Багаев Слава.
1
10
1

3.Богословский Никита.
2
10
1

4.Бурданова Рита.
2
10
1

5.Богданов Илья.
2
10
1

6.Галоян Гаяне.
2
10
1

7.Дубровина Лера.
3
15
3

8.Демитриева Алиса.
2
15
2

9.Зайкова Маша.
3
15
3

10.Комлев Алёша.
1
10
1

11.Комаревских Вика.
1
14
1

12.Мамедов Эльдар.
1
13
1

13.Ноак Илья.
1
12
1

14.Переславцева Соня.
2
14
1

15.Шакута Софа.
2
15
2

16.Солодовникова Настя.
3
15
3

17.Карпова Саша.
2
12
2

18.Крупчанова Настя.
2
11
2

19.Пономарёв Никита.
2
14
3

20.Рачёв Игорь.
1
13
2

21.Зверев Иван.
1
13
3

22.Шерер Данил.
2
12
2

23.Покровская Вика.
2
14
1

24.Доровиков Саша.
2
12
2


Общие результаты способностей.

Способности.

Низкий уровень.

Средний уровень.

Высокий уровень.

Реализм воображения.
8 детей
33%
14 детей
58%
0

Способность видеть целое раньше частей.
0
11 детей
45%
13 детей
54%

Надситуативно – преобразовательный характер.
13 детей
54%
6 детей
25%
5 детей
21%


Методика определения уровня развития
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

За основу выявления творческих способностей детей младшей группы были взяты показатели творческого развития детей автора О.Мишаля и диагностика программы «Развитие» автора Л.А.Венгера.
Показатели творческого развития детей на четвертом году жизни (О.Мишаль).
1.Ребенок может изображать предметы и явления, создавая и подбирая цвета, акуратно закрашивая, используя различные материалы: карандаши, краски, гуашь, фломастеры, цветные мелки,
2.Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, выстраивая композицию в соответствии с замыслом.
3.Украшать предлагаемые силуэты в соответствии с предложенным заданием или по своей задумке.
4. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из несколько частей, уметь подбирать цвета в соответствии с замыслом.
5. Составлять узоры, композиции из плоских геометрических фигур. Для реализации и проверки теоретических предположений нашего исследовательского проекта мы проведем экспериментальное исследование. В эксперименте принимают участие 25 детей. На первом этапе я провела диагностические задания по сенсорному развитию детей направленные на выявления творческих способностей через усвоение эталонов цвета, формы и величины, а так же способности к их использованию при соотнесении со свойствами реальных предметов.
Задание №1.
Тема: лото «Цвет».
Направлено на выявление овладения действием соотнесения с эталоном, представленным в словесной форме.
На этом занятии дети выделяют 6 основных цветов, ориентируясь на названии цветов предметов, а не на их изображении.
Материал. 6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 предметов основных цветов. Маленькие карточки с теми же изображениями.
Инструкция к проведению. В игре участвуют 6 детей. Дети получают по одной карте лото, рассматривают изображенные на ней предметы, обращая внимание на их цвет. Далее проводится игра. Взрослый - ведущий- достает из коробки по одной карточке и, не показывая детям изображенный на ней предмет, спрашивает: « У кого красная машина?», « У кого зеленое ведро?» и т.д. Если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если ни кто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.
Оценка. Показатель – овладение действием соотнесением с эталоном, представленным в словесной форме.
Низкий уровень – ребенок не выполняет задание или закрывает на карте лото лишь два – три предмета тех цветов, название которых ему знакомы.
Средний уровень – ребенок действует с помощью взрослого или по подсказкам других детей. К концу игры у него остается не закрытыми один – два предмета тех цветов, название которых он еще не твердо знает или путает.
Высокий уровень – ребенок действует самостоятельно, без какой – либо помощи, к концу игры закрывает все предметы на карте лото.
Задание№2.
Тема: « Построим домики для фигур».
Направлено на выявление представлений об эталонах формы, умения воспроизводить эти фигуры. На занятии дети изготавливают фигуры из палочек и ниток.
Материал. Демонстрационный: большие фигуры пяти форм, 13 палочек, тонкая проволока или толстая нитка (д. 60 см. 50 см.). Раздаточный: фигурки- человечки меньшего размера, по 13 счетных палочек для каждого ребенка, тонкая проволока или толстая нитка (д. 30 см. 20 см.) на каждого ребенка.
Инструкция к проведению. Педагог достает из коробки и показывает детям геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дети вспоминают их названия. Затем предлагает построить для них домик, причем для каждой фигурки нужен домик такой же формы, как и она сама. Затем достают из коробки круг и овал, дети называют их; предлагают подумать можно ли для них построить домик из палочек. После всех высказываний и проб детей выясняется, что домик для круга и овала строится из ниток. Далее каждый ребенок получает нужное количество палочек и ниток. Дети строят домики для каждой фигурки. Затем детям раздаются наборы из пяти геометрических фигур ( фигурки – человечки). Фигурки – человечки ищут свои домики и поселяются в них.
Оценка.
Первый показатель – знание эталонов формы, обозначение их словами.
Низкий уровень – не знает название трех и более фигур.
Средний уровень – не твердо знает название одна – две геометрических фигур, называет с помощью педагога.
Высокий уровень – называет все пять геометрических фигур.
Второй показатель – воспроизведение геометрических фигур.
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием, играет палочками, выкладывает что попало, не принимает помощь взрослого.
Средний уровень – ребенок действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для квадрата и прямоугольника, для круга и овала. Допускается показ взрослым способа построения домиков ( на демонстрационном материале).
Высокий уровень – ребенок самостоятельно строит домики для всех пяти фигур. Допускается напоминание взрослого, что домики для квадрата, треугольника и прямоугольника строятся из палочек, а для круга и овала – из ниток.
Задание №3.
Тема. «Три воздушных шарика».
Направлено на выявление умения самостоятельно получать оттенки цвета, составлять ряд по светлоте, обозначая оттенки словом.
Материал. Демонстрационный: Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты. Раздаточный: листы бумаги с контурными изображениями трех воздушных шариков, гуашь синяя и белая, баночки с водой, кисточки.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям рассмотреть нарисованные на листе бумаги три синих воздушных шарика разной светлоты: первый шарик – самый светлый, второй – потемнее, третий – самый темный.
Дети вспоминают, как с помощью белой краски можно сделать светлый оттенок какого – либо цвета, смешивают белую и синюю краски на своих палитрах. Далее педагог обращает их внимание на образец, предлагая подумать, как можно сделать оттенок потемнее для второго шарика. Детям предоставляется возможность самостоятельно искать способ решения задачи путем практических действий. Взрослому нужно так же внимательно относиться к высказываниям детей, особо выделяя из них которые наиболее близко подходят к решению задачи ( добавить еще немного краски к светлому оттенку на палитре или сделать рядом с ним более темный оттенок, беря большое количество синей краски). Далее дети выполняют задание и закрашивают второй шарик. Третий шарик закрашивается чисто синей краской.
Оценка. Первый показатель – получение светлотных оттенков, составление ряда по светлоте.
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием, ему не помогают советы взрослого. Все шарики окрашены одним цветом.
Средний уровень – ребенок получает оттенки с небольшой помощью взрослого ( допускается подсказка взять чуть больше синей краски для второго шарика; дается лишь словесная инструкция); испытывает затруднение в построении светлотного ряда.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно получает два оттенка синей краски, выстраивая, таким образом, сериационный ряд по светлоте.
Второй показатель – словесное обозначение оттенков детьми («самый светлый», «темнее», «самый темный»).
Низкий уровень – ребенок не называет оттенки и не может повторить их за взрослым.
Средний уровень – ребенок называет оттенки с помощью взрослого.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно называет все оттенки.


Результаты диагностики творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Фамилия Имя
ребенка
Задание №1
Задание №2
Задание №3

1.Бакулин Артем
н
н
н

2.Бондаренко Кирилл
н
н
н

3.Кукуева Алена
в
в
в

4.Крупчанова Настя
н
н
н

5.Крупчанов Никита
н
н
н

6.Гаврилова Вика
с
с
с

7.Гаврилов Ваня
в
в
с

8.Меляхина Света
с
с
н

9.Гридина Даша
с
с
с

10.Покровская Алена
н
н
н

11.Мизрнюк Наташа
н
с
н

12.Данин Никита
н
н
н

13.Раенбакова Лиза
н
н
н

14.Ганченко Настя
н
н
н

15.Королева Вика
н
н
н

16.Шанская Кристина
н
с
н

17.Ваганова Анжела
н
н
н

18.Переславцева Вероника
с
в
с

19.Костюченко Саша
н
н
н

20.Лесникова Карина
н
н
н

21.Бохан Лиза
с
н
с

22.Раенбакова Лиза
н
н
н

23.Казанцев Матвей
с
с
с

24.Плаксина Вика
н
н
н

25.Гусева Лиза
с
н
с

Общие результаты способностей
Способности
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Выделение шести основных цветов
15 детей
60%
8 детей
30%
2 ребенка
10%

Представление эталонов формы
15 детей
59%
7 детей
27%
3 детей
13%

Умение самостоятельно получать оттенки цвета
16 детей
61%
8 детей
32%
1 детей
7%


За основу выявления творческих способностей детей средней группы были взяты показатели творческого развития детей автора О.Мешаля и диагностика программы «Развития» автора Л.А.Венгера.

Результаты диагностики творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Фамилия Имя.
Задание №1.
Задание №2.
Задание №3.

1.Бакулин Артем.
Н
С
Н

2.Бондаренко Кирилл.
Н
Н
Н

3.Кукуева Алена.
В
В
В

4.Крупчанова Настя.
Н
Н
Н

5.Крупчанов Никита.
Н
Н
Н

6.Гаврилова Вика.
С
С
С

7.Гаврилов Ваня.
В
В
В

8.Меляхина света.
С
С
С

9.Гридина Даша.
В
В
В

10.Покровская Алена.
Н
Н
В

11.Мизирнюк Наташа.
Н
С
Н

12.Данин Никита.
Н
Н
Н

13.Раенбакова Лиза.
Н
Н
Н

14.Ганченко Настя.
Н
Н
Н

15.Королева Вика.
В
С
В

16.Шанская Кристина.
н
н
с

17.Ваганова Анжела.
Н
Н
Н

18.Переславцева Вероника.
В
В
В

19.Костюченко Саша.
Н
Н
Н

20.Лесникова Карина.
Н
Н
Н

21.Бохан Лиза.
С
С
С

22.Казанцев Матвей.
Н
Н
Н

23.Плаксина Вика.
С
С
С

24.Гусева Лиза.
Н
Н
Н

25.Мальцев Яша
С
С
С


Общие результаты творческих способностей.

Способности.
Низкий уровень.
Средний уровень.
Высокий уровень.

Выделение 6 основных цветов.
15 детей
60%
5 детей
20%
5 детей
20%

Представление эталонов формы.
13 детей
52%
8 детей
32%
4 ребенка
16%

Умение самостоятельно получать оттенки цвета.
15 детей
60%
5 детей
20%
5 детей
20%





Результаты диагностики творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Фамилия Имя.
Задание №1.
Задание №2.
Задание №3.

1.Бакулин Артем.
С
Н
Н

2.Бондаренко Кирилл.
С
Н
С

3.Кукуйцева Алена.
В
В
В

4.Крупчанова Настя.
С
С
Н

5.Крупчанов Никита.
С
Н
Н

6.Гаврилова Вика.
С
В
В

7.Гаврилов Ваня.
В
В
В

8.Меляхина света.
С
С
С

9.Гридина Даша.
С
С
В

10.Покровская Алена.
С
С
С

11.Мизирнюк Наташа.
С
С
Н

12.Данин Никита.
С
С
Н

13.Раенбакова Лиза.
Н
С
С

14.Ганченко Настя.
С
Н
Н

15.Королева Вика.
С
С
С

16.Шанская Кристина.
С
Н
С

17.Ваганова Анжела.
Н
Н
С

18.Переславцева Вероника.
С
В
С

19.Костюченко Саша.
С
С
С

20.Лесникова Карина.
С
В
В

21.Бохан Лиза.
С
С
С

22.Казанцев Матвей.
С
В
В

23.Плаксина Вика.
С
Н
С

24.Гусева Лиза.
С
В
В

25.Мальцев Яша
С
С
С

26.Касаткин Слава.
Н
Н
Н

27.Тарасов Илья.
Н
Н
Н

28.Хромова Милена.
С
В
В

29.Пайцева Аня.
С
Н
Н


Общие результаты творческих способностей.

Способности.
Низкий уровень.
Средний уровень.
Высокий уровень.

Выделение 6 основных цветов.
2 ребенка

15 детей

2 ребенка


Представление эталонов формы.
2 ребенка

12 детей

5 детей


Умение самостоятельно получать оттенки цвета.
5 детей

10 детей

4 ребенка




ВЫСТРАИВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Индивидуальный подход - это неповторимость, уникальность каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация на природный потенциал каждого ребенка.
Поскольку индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей дошкольника (особенности здоровья, физического, психического развития, уровень освоения программного материала, особенности характера, склонности, интересы), то необходим документ, который «готов» фиксировать эти результаты. Таким документом у нас стала карта индивидуального развития, которая включена в структуру портфолио дошкольника. Портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфолио дошкольника это своеобразный маршрут его развития. Благодаря портфолио, устанавливается более теплая, тесная взаимосвязь между педагогами и родителями. Мамы и папы, прочитав рекомендации, могут воспользоваться литературой и наборами игр, предложенными в каждой группе, а также задать вопросы. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям.
Карта развития ребенка, которая заводится сразу при поступлении ребенка в детский сад.
Основными разделами карты развития стали:
общие сведения (Ф.И. ребенка, дата рождения, дата поступления в детский сад);
медицинские сведения (группа здоровья, осанка, зрение, плоскостопие, рекомендации);
показатели физического развития ребенка (рост, веем, объем груди, количество пропусков);
показатели физической подготовленности (результаты диагностики по физическому развитию);
лист адаптации;
психическое развитие (восприятие, память, мышление, внимание, моторика, личностные качества, общение);
уровень освоения программного материала;
итоги заключений и рекомендаций психолого-педагогических консилиумов;
уровень готовности к школьному обучению.
Цель данных документов выявление и обобщение в одном документе особенностей ребенка, уровня его развития и проектирование на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута развития творческих способностей для детей с выявленными проблемами в развитии.
Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом:
определение потребностей и мотивов;
постановка цели;
разработка содержания;
определение технологического инструментария;
определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;
определение условий, обеспечивающих достижение цели;
обсуждение результатов и корректировка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.
Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.
На основании проведенной диагностики, которой был определен уровень развития творческих способностей каждого ребенка экспериментальной группы и затем методом наблюдения мы выявили детей, у которых существуют проблемы в развитии творческих способностей.
Ф.И.ребенка.
Трудные ситуации для ребенка.
Проблемы.
Методы педагогической поддержки.

Ваганова Анжела,
5 лет.
В ходе наблюдения выяснили, что девочка трудно сходится с детьми (не находит нужных слов, не может сразу включиться в игру, не желает отвечать на занятиях).
В ходе беседы выяснили, почему ребенок стесняется отвечать на вопросы (ему кажется, что если она ответит не правильно, то дети над ней будут смеяться). Мы сделали вывод, что у ребенка низкая самооценка.

В качестве педагогической поддержке применяли метод игры, для того, чтобы ребенок действовал, в воображаемых условных обстоятельствах провели серию игр: «День рождение», «Разговор по телефону», «Познакомимся на детской площадке». Для улучшения общения. Метод поручения (ребенок выполняет какие – либо поручения «Помоги девочкам сделать уборку в уголке природы»).

Бакулин Артем, 5 лет.
При наблюдении за ребенком обратила внимание на негативное отношение к детям. Артем мешает выполнять какое – либо задание, может обидеть, оскорбить словами.
В ходе беседы выяснилось, что дети не хотят общаться с ребенком, не хотят принимать в свои игры, т. к. обижает, не привиты нормы поведения.
Применили метод упражнения (т.е. закрепление, повторение норм поведения). Провели беседы с ребенком, предлагали ряд предложения: «Учимся управлять собой», «Возьми себя в руки», ребенок выполняет ряд упражнений на саморегуляцию и релаксацию.

Бондаренко Кирилл, 5 лет.
При наблюдении за ребенком обратили, внимание при выполнении творческих заданий ребенок затрудняется и совсем отказывается выполнять задания.
В беседе с ребенком выяснили, почему у него не получается.
Это связано с тем, что нет системности при восприятии предмета в целом.
В данной ситуации нами был применен метод деловой игры. Предлагали ребенку побывать в разных ролях, это способствовало развитию социального опыта. Нами были предложены игры: «Пофантазируй», «Думай, учись, развивайся». Это способствует развитию основных операций.

Кристина Шанская, 5 лет.
В ходе наблюдения на занятии обратили внимание, что ребенок не может выразить другой способ решения задач.
При беседе выяснилось, что ребенок не может высказать широкое многообразие идей.
Нами был применен метод «Сократовской беседы». Для развития диалогического мышления творческих способностей. Были предложены задания: «Нарисуй необычного человечка», «Придумай необычный рисунок», «Заверши сказку».

.
Наблюдение за Бакулиным Артемом ( 5 лет)

Третья неделя сентября - выявили проблему, которая заключалась в том, что Артём Бакулин мешает выполнять задания другим детям, отвлекает, может забрать игрушку или оскорбить словами.
Первая неделя октября - проанализировали причины и выбрали методы педагогической поддержки: метод упражнения, т. е. повторение, закрепление норм поведения, предлагали ряд упражнений: «Учимся управлять собой», «Возьми себя в руки», метод коммуникативного тренинга, т.е. ролевые игры. Планируем, чтобы ребенок в себе увидел что то хорошее.
В течение двух последующих недель ноября продолжали наблюдать за поведением Артёма. После применения педагогической поддержки Артём стал, менее агрессивным свой гнев старался выразить словами или выбирал для игры другого ребёнка.
Проблема ёщё не решена. Запланировали провести родительское собрание по теме: «Мой ребёнок, и каким бы я хотел его видеть».
В течение двух недель декабря продолжали наблюдать за поведением Артёма, обратили внимание, что ребёнок чаще договаривается с детьми в игре словами, у Артёма пока друзья не появились. Мы продолжаем наблюдать и готовы прийти на помощь, при необходимости применить педагогическую поддержку (метод поручения). В конце года планируем увидеть, что ребёнок не только знает нормы и правила поведения, но будет стараться им следовать.

Наблюдение за Вагановой Анжелой ( 5 лет)

В конце октября обратилась мама Анжелы Вагановой с просьбой помочь ребёнку преодолеть застенчивость. Первые две недели ноября наблюдали за ребенком, заметили, что Анжела действительно не хочет знакомиться, заводить друзей, включаться в игры, занятия, часто уединяется.
В конце ноября проанализировали причины и выбрали методы педагогической поддержки: метод игры и метод поручения.
После применения педагогической поддержки планируем увидеть, что Анжела будет играть вместе с другими детьми, меньше проводить время в уединении, у ребёнка появятся друзья.
В течение декабря мы заметили, что Анжела чаще подходит к детям, но вступать в игру не спешит. После предложенных игр или заданий, когда она разыгрывалась, мы предлагали присоединиться другим детям, а сами тихо уходили. Нами были предложены игры: «День рождение», «Разговор по телефону», «Познакомиться на детской площадке».
В январе и феврале провели консультации для родителей: «Искусство хвалить», Как можно общаться без слов». Предлагали маме Анжелы выполнять дома совместные задания: «Мама- дочка», коллективные рисунки.
В последнюю неделю февраля отметили, что ребёнок принимает участие в играх, меньше проводит времени в уединении. Мама Анжелы заметила перемены в поведении, т. е девочка с желанием идёт в детский сад, появились друзья, почти прошла застенчивость. Работа будет продолжаться, но проблема не стоит так остро.

Наблюдение за Шанской Кристиной ( 5 лет)
В конце января на занятии по изо обратили внимание, что Кристина не справляется с заданием и совсем отказывается выполнять его. Не может выбрать разные способы решения задач.
Первую и вторую неделю февраля наблюдали за Кристиной на занятии. В беседе выяснилось, что ребенок не может высказать широкое многообразие идей.
В конце февраля проанализировали причины и выбрали метод педагогической поддержки: метод «Сократовской беседы» (для развития диалогического мышления и творческих способностей).
После применения педагогической поддержки планируем увидеть, что Кристина будет выбирать разные способы решения задач.
В первую неделю марта Кристине были предложены задания: «Нарисуй необычного человечка», «Заверши сказку», «Придумай необычный рисунок», «Что упало?».
В конце марта родителям Кристины предлагали в выходные дни придумать и записать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета. Это способствует не только развитию творческого воображения мышления, но и помогает формировать способность внимательно выслушивать и анализировать идеи.
В первую неделю апреля отметили, что ребенок на занятии стал более активным, чаще предлагает различные идеи. Работа будет продолжаться.



Наблюдение за Бондаренко Кириллом (5 лет)

Во вторую неделю апреля выявили проблему, которая заключалась в том, что Бондаренко Кирилл затрудняется в выполнении творческих заданий.
Третья неделя апреля – проанализировали причины и выбрали методы педагогической поддержки. В данной ситуации нами был применен метод деловой игры, предлагали ребенку побывать в разных деловых ролях, это способствовало развитию социального опыта
После применения педагогической поддержки планируем увидеть, что Кирилл будет с желанием выполнять задания.
В первой неделе мая нами будут предложены игры: «Пофантазируй», «Думай, учись, развивайся». Это способствует развитию основных мыслительных операций. Мы заметили, что у Кирилла появился интерес, но работа еще не завершена
Заключение
Мы выявили в ходе исследования, что суть педагогической поддержки инициативы и творчества дошкольника – показать, что он способен создать неповторимое произведение, а если у кого возникают отрицательные или положительные эмоции, то их можно трансформировать в творческое состояние и художественное содержание, воспитатель ДОУ целенаправленно формирует у дошкольника потребность в самоанализе, проектировании собственных действий, рефлексии, эстетическом вкусе.
Педагогическая поддержка развития творческих способностей дошкольника – это система личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих ребенку старшего дошкольного возраста в реализации его творческих возможностей и способностей, в решении дизайнерской задачи. Педагогическая поддержка призвана способствовать свободному, естественному и самостоятельному развитию дошкольника на основе общепринятых нравственных и культурных норм. Цель так понимаемой педагогической поддержки – максимально содействовать дошкольнику в реализации потребности в творческой самореализации. Помощь растущему человеку в работе с самим собой, то есть в самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки развития творческих способностей.
Сравнивая результаты констатирующего и итогового экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.









АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИШИМСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД №19»


Работа кружка
«Юный дизайнер»

Автор: воспитатель Т. В. Кузнецова





Ишим 2009г.



Пояснительная записка
Одной из основных задач воспитания детей является формирование интереса и любви к природе. Ценным аспектом является то, что мы с детьми обратили внимание на утилизацию отходов, которые в большом количестве производит человечество и которое составляет реальную опасность для природы. Наблюдая с детьми за природой, за окружающей средой мы обратили внимание на то, что вокруг нашего детского садика много бытовых отходов загрязняющих экологию. Работа с природным бросовым и утилизированным материалом даёт большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней развивает творческие способности у детей.
Цель: развитие у дошкольников способности превращать отслужившие свой срок предметы в нужные, полезные и красивые вещи.


Структура программы.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей для детей старшего возраста. Занятие проводится по подгруппам. Продолжительность 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня. При составлении программы учитывала праздники (День матери, День Пожилого человека, Новый год, 8 марта, 23 февраля). Программа сопровождается библиографическим списком. Программа включает в себя учебно-тематическое планирование с выделением цели и методических приёмов занятий.





Учебно - тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
№ Занятия, тема.
Цель.
Методические приёмы.


Сентябрь.


1.Тема: «Сбор информации о дизайне.
Формирование понятийного аппарата, создание условий для творческой работы, проведение анкетирования.
Экскурсия на выставки.

2. Тема: «Дизайн в жизни ребёнка».
Знакомства детей с материалами и их свойствами.
Путешествие детей в страну «Дизайна», знакомство с Карандуликом и Кистенией.


Октябрь.


Тема: Мобильный тренажёр «Вишни»
Формировать умение соотносить предметы по форме и цвету.
Детям приходит телеграмма от лесных жителей, что их зверёк белочка заболела и ей нужны ягоды.

Тема: Сюжетный тренажёр «Девочка»
Формирование умение соотносить предметы, изображённые на сюжетной картинке, с изображением отдельных предметов.
Коробка обтягивается самоклеящейся плёнкой, из клеящейся плёнки разных цветов на коробке формируются детали.


Ноябрь.


Тема: «Кошкин дом»
Формировать умение обращать внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождество цвета.
Педагог читает стихотворение «Кошкин дом». После прочтения предлагается сделать для неё домик.

Тема: «Железная дорога из скорлупы»
Совершенствовать технику наклеивания скорлупы; способствовать раскрытию творческих способностей.
Взять металлическую баночку и наклеить на неё слой тёмного пластилина, отламывать кусочки от яичной скорлупы и наклеивать их на баночку, затем раскрасить.


Декабрь.


Тема: «Ваза для цветов».
Знакомство и освоение простых композиций, составленных из геометрических элементов- квадратов.
На белом прямоугольнике в тетради раскладываем и двигаем квадраты, составляя из них разные комбинации, делаем несколько вариантов, затем наклеиваем на стеклянную бутылку.

Тема: «Украшение стеклянных баночек».
Освоение приёмов построения простых абстрактных композиций с использованием лент разной ширины, полос, спиралей и змеек.
Очень интересные приёмы можно придумать, используя сочетания прямых, наклонных и кривых линий.


Январь.


Тема: «Подарок маме».Украшение стеклянных тарелок.
Освоение приёмов сложных абстрактных и тематических композиций.
От геометрических декоративных композиций из треугольников, квадратов и полосок мы переходим к более сложным абстрактным и тематическим: ленточки – это «ветви», а заострённые овалы- «листья»

Тема: Изготовление декоративных подвесок круглой формы.
Освоение простых приёмов украшения круга.
Для работы необходимо взять тонкий цветной картон или плотную глянцевую бумагу и вырезать кружки. Можно использовать упаковку из под молока или соков.


Февраль.


Тема: Красочные баночки для карандашей.
Продолжать знакомить с дизайном красивых баночек для карандашей.
Использование ранее полученных знаний, мы научились превращать обычную стеклянную, пластмассовую баночку в декоративную вазу.

Тема: Строительство нового городка.
Составить чертёж на листе, подобрать баночки, ветки, катушки и др. бросовый материал.
Педагог приглашает детей совершить увлекательное путешествие, но сначала нужно построить город будущего.


Март.


Тема: «Аквариум» (коллективная работа)
Развивать творческий интерес к различным способам конструирования из различных материалов.
Путешествие детей в подводный мир.

Тема: Оформление открыток к празднику мам.

Пробуждать у детей интерес к эстетическому разнообразию.
Использование различных материалов.


Апрель.


Тема: «Сказочные дворцы».
Учить детей фантазировать, развивать творческие, дизайнерские способности.
Путешествие детей со сказочными героями по сказкам.

Тема: «Чудо дерево».
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Педагог с детьми изготавливает волшебное дерево, используя разнообразные материалы.


Май.


Тема: «Дизайн одежды».
Учить работать с выкройкой, украшать по своему вкусу.
Совместное участие в конкурсе «Весна» детей и родителей. Создание костюмов.









Учебно-тематический план с детьми младшего дошкольного возраста

Содержание обучения
Средства обучения
Материал
Деятельность детей


Сентябрь



1.Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.
Эталоны шести цветов спектра.
Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине.
Дидактическая игра «Спрячь мышку» Дети прячь мышку от кошки, подбирая разные домики.

2.Обучение сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группирование оттенков.

Листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенки, игрушка царь – Разноцвет, листы бумаги, разделенные на 6 клеток.
Дидактическая игра. В царстве царя – Разноцвета, придумывание сказки.


Октябрь



1.Ознакомление с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом.
Эталоны четырех геометрических форм.
Большие геометрические фигуры с нарисованными «лицами» - «фигурки – человечки».
Дидактическая игра «В царстве фигурок – человечков». Дети рассматривают и придумывают рассказ. Аппликация подарим вкусное печенье.

2.Формирование умения сравнивать объекты с учетом двух свойств величины и формы.
Эталоны геометрических фигур.
1 большой прямоугольник, 7 маленьких овалов, лист А4. 1 большой треугольник и 2 маленьких.
Дети в гостях у Карандулика и Кастении, в мастерской готовят подарки для друзей.


Ноябрь



1.Учить детей составлять сюжет из геометрических фигур на плоскости.
Эталоны геометрических фигур.
Геометрические фигуры разного цвета и размера, листы бумаги А4, гофрированная бумага, карандаши, клей.
Придумывание с детьми сюжета «На что похоже». «Необычная аппликация».

2.Ознакомление детей с разными видами бумаги.
Эталоны бумаги, фольги, журналов.
Цветной картон, ткань с блестками и золотистая, клей, ножницы, тесьма, ленточки, конфетные фантики.
Путешествие с детьми в сказочную страну «Бумажилию».


Декабрь



Ознакомление детей с разнообразным материалом.

Пуговицы, картон, прищепки, клей, гуашь, яичная скорлупа, коробки из под сыра.
Изготовление открыток к новому году.


Январь



1.Продолжать знакомить детей с пуговицами.

Картон белый, с наклеенным жирафом, пуговицы разного цвета и оттенка.
Путешествие с детьми в Африку. Пришло письмо от Жирафенка, у него пропали пятнышки от жаркого солнца. Нужно ему помочь.

2.Ознакомление детей с комбинированной работой с использованием большого количества пуговиц.

Пуговицы разной величины, цвета, формы, клей, форма снежинок.
Дети в гостях у Деда Мороза, украшение снежинками в его царстве.







Февраль




1.Закрепление представлений о предмете, умение узнавать и называть.
Эталоны форм.
Коробка с горловинами, вкладыши «Машины», поддон с пробками разных цветов, игрушка зайчик.
Дидактическая игра «Машины».

2.Формировать умение, чередовать предметы по цвету.

Коробка с горловинами, вкладыши, «Бусы, платье», поддон с пробками разных цветов.
В гостях у куклы Маши. Поможем кукле подобрать наряд.


Март



1.Формирвать умение соотносить предметы, различать и называть цвет, форму.

Коробка от конфет, самоклеящаяся пленка, крышка от пластмассовых бутылок, крышка от пластмассовой майонезной банки желтого цвета, картон.
Коллективная работа «В гостях у весны».


Апрель



1.Продолжать учить детей использовать в своей работе разный материал.

Пуговицы, крышки, картон, клей.
Путешествие детей в цирк к клоуну «Фунтику».

2.Учить детей подбирать фон и материалы по цвету, развивать мелкую моторику.

Картон, клей, пуговицы, фон.
Путешествие с детьми на волшебную поляну.


Май



3.Ознакомление детей с новым материалом и техникой работы (аппликация).

Гофрированная бумага, цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, вата,
В гостях у Золушки, мы подарим ей красивый букет цветов.

Учебно-тематичекий план с детьми среднего дошкольного возраста.

Содержание обучения
Средства обучения
Материал
Деятельность детей


Сентябрь



1. Продолжать знакомить детей с пуговицами.


Пуговицы разных размеров, желтый картон, белый картон, цветная бумага.
Путешествие с детьми и с Сентябринкой по осеннему лесу.


2. Путешествие пуговки с карандашом и циркулем.

Циркуль, альбом, карандаш.
Пуговка приглашает детей в удивительное волшебное путешествие, где волшебниками будут дети. «Правила пуговки», «Близкие родственники пуговки» и «Советы пуговки».






1. Превращение пуговки в бабочку.

Пуговицы, карандаш, трафарет бабочки.
Похоже на цветок, но я не лепесток. Крылышками помашу и с цветочка улечу (бабочка).

2. Превращение пуговки в зебру.

Фон для работы, фломастеры, гелиевые ручки, карандаш.
На лошадку я похожа мне, приходиться мечтать: я хочу матросом стать, но пока траву жую и в тельняшке я хожу (зебра).






1. Превращение пуговки в машину.

Подбор фона для работы, копировальная бумага, пуговицы, цветная бумага.
За баранку сяду я, но не съем ее друзья, а помчусь я быстро вдаль, нажимая на педаль (машина).

2. Превращение пуговки в клоуна.

Подбор фона и цветной бумаги для выполнения различных деталей клоуна, циркуль, карандаш, пуговицы.
Если в цирк Вы все пойдете, там всегда меня найдете. Рассмешу я вас всегда. Так скажите, кто же я? (клоун).






1. Ознакомление детей с предметами и вещами, которые его окружают.

Лист А4, карандаши, фломастеры.
Представь себе, о чем могли бы разговаривать между собой вещи, которые тебя окружают(твои игрушки, столик за которым ты сидишь, твоя кровать, чашки, тарелки, ложки), если бы они ожили. А что они говорили бы о тебе?






1. Работа на листах бумаги с Карандуликом. Учить детей определять, кто или что может иметь и одно и другое названое свойство.

Картинки с изображением предметов, карандаши, фломастеры, ручки, маркеры, листы А4.


2. Учить детей называть несколько вариантов и дорисовывать то, что они представили.


Октябрь


Февраль



1. Учить детей представлять сюжет.

Различные материалы: картон, клей, пуговки, пробки, фантики от конфет.


2.Учить детей представлять сюжет.

Лист А4 с изображением кругов разной величины и размера.
Ноябрь


Март



1.Учить детей находить хорошее и плохое в явлении или предмете.

Листы А4 с изображением явления природы и предметов.


2. Учить детей представлять и воображать образно.

Листы А4 с изображением предметов, карандаши, фломастеры, маркеры.
Декабрь


Апрель



1.Учить детей придумывать окончание сказки.

Листы А4 с сюжетом сказки.
Январь

2.Учить детей дорисовывать линии фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Листы А4 с изображениями линий и фигур, карандаши, фломастеры, пуговки, клей.



Май



1. Учить детей изготавливать открытки, используя различный материал.

Разные виды бумаг, разный бросовый и утилизированный материал, клей, карандаши, картон, степлер – цветы.
Конкурс «Весна» (оформление открыток к празднику весны).

Библиография.

1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности.- СПб.: издательство Буковского, 1994. 60 стр.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду).- Дошкольное воспитание.- 1994 №1. стр. 17-19.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества.- Дошкольное воспитание.- 1982 №11.стр.32-38.
4. Веракса Н.Е. Диалектичное мышление и творчество.- Вопросы психологии.- 1990 №4.стр. 5-9.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте.- СПб.: Союз,1997. 92 стр.
6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1.- М.Мир, 1992.стр. 435-442.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает.- М.: Знание,1994. 157 стр.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей.- Дошкольное воспитание.- 1967 №12.стр. 73-75.
9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон- ТРИЗ.
10.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения.- Вопросы психологии.- 1993 №2.стр. 54-58.
11. Крылов Е. Школа творческой личности.- Дошкольное воспитание.- 1992 №№7,8. стр.11-20.
12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок- дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.- 1995 №9 стр.52-59,№10 стр.62-69.
13.Левин В.А. Воспитание творчества.- Томск: Пеленг,1993.56 стр.
14. Лук А.Н. Психология творчества.- Наука,1978.125 стр.
15. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником.- Рига: Эксперемент,1994.62 стр.
16. Нестеренко А.А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета.- 1993.32 стр.
17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки,- М.: Молодая гвардия,1989.стр. 255-299.
18. Никитин Б. Развивающие игры.- М.: Знание, 1994.
19. Палашна Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике.- Дошкольное воспитание.- 1989 №6. стр. 69-72.
20. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества».
21. Полуянов Д. Воображение и способности.- М.: Знание,1985.50 стр.
22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников.- Дошкольное воспитание.- 1996 №5. стр. 21-27.
23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. «Поваренная» книга воспитателя.- Норильск, 1994.50 стр.

















15