Программа кружка на тему Основы дизайна творческого объединения Юный дизайнер

I. Пояснительная записка

Программа « Юный дизайнер». Роль декоративно-прикладного искусства в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда младших школьников, в их трудовом и нравственно-эстетическом воспитании неоценима.
На занятиях обьединения дети учатся ориентироваться в современном мире дизайна интерьера, техники, окружающих предметов, создавать красивые вещи своими руками. Актуальность данной программы состоит в том, что она вводит ребёнка в удивительный мир творчества и дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Она позволяет развить творческую самостоятельность , фантазию учащихся, оказывать помощь школьникам, проявляющих интерес к художественному конструированию, рисованию, черчению, лепке, оформительской деятельности, имеющим творческие наклонности и способности к прикладному творчеству, а также помочь выявить у детей эти наклонности. Программа призвана развивать у детей творческий потенциал, научить младших школьников работать с различными материалами и инструментами, создавать интересные оформительские работы, участвовать в оформлении своих классов, школы, дома. Научить их не оставаться пассивными наблюдателями, а активно принимать участие в общественной жизни, в благоустройстве окружающего мира. Дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Объединение решает проблему занятости детей в свободное от учебы время, организация полноценного досуга, сплочения детского коллектива.
Занятия в объединении, основанные на инициативе и активности учащихся, подводят их к более глубокому пониманию необходимости овладения основами наук, изучаемых в школе, т.е. способствуют повышению успеваемости, учат ребят добывать знания самостоятельно и постоянно пополнять их.

Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации,
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветовидения , и декоративно-прикладного искусства,
*продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм,
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов,
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников,
* воспитывать в детях любовь к родной стране, своей малой Родине, ее природе и людям,
* добиваться максимальной самостоятельности детского творчества,
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры,
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству дизайнера,
* формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности,
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях,
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идеи.
Программа работы объединения рассчитана на двухгодичное обучение. Первый год обучения комплектуется в основном из учащихся 1-2 классов, второго года 2-4 классов. Оптимальное количество детей в группе первого года обучения-15 человек , для второго года обучения-12-15 человек .Режим работы объединения для первого года 2 раза в неделю по 2 часа(144 часа) и второго года обучения-2 занятия по 3 часа.(216 часов)


Основные формы обучения:


* групповая форма,
*индивидуальная форма,
* коллективная форма
* творческие конкурсы,
* работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества
* мастер- классы.


Техническое оснащение.


* доска , *
* компьютер ,
* гладильная доска,
* ножницы,
* наборы игл,
* бумага,
*столы
* стулья
* канцелярский нож,
* утюг


II. Характеристика ожидаемых результатов

В результате обучения в течение полного учебного года по программе первого года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, ткани, пластика, как материала для художественного творчества,
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветовидения:
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание,
* научатся последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовлении, готовое изделие),
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями,
* познакомятся с основными видами работ из бумаги ( вырезки, оригами, аппликации, объемное конструирование).
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека, о некоторых промыслах, об истории их возникновения и развития.
В результате обучения в течении полного учебного года по программе второго года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
* расширяют знания в области композиции, формообразования, цветовидения,
* продолжат знакомиться с народным декоративно- прикладным искусством,
* научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок из бумаги, картона, природных материалов ,умения планировать, осуществлять самоконтроль,
* научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно- прикладном искусстве.


Этапы педагогического контроля 1 года обучения.

Сроки проведения
Какие знания и умения проверяются
Форма проведения

На каждом занятии
Правила пользования инструментами, техника безопасности. Санитарно- гигиенические правила.
Беседа

В конце темы 2
Классификация различных видов .бумаги. Свойства картона, бумаги.
Дидактические карточки

В конце темы 3
Инструменты и материалы. Виды природных материалов. Возможности использования их в украшении интерьера.
Беседа, дидактические карточки.

В конце темы 5
Понятие композиции в вышивке. Украшение одежды вышивкой.
Дидактические карточки , игра.

В конце 1 полугодия
Умение четко выполнять основные приемы работы с различными материалами. Правила работы с различными инструментами. Оформление работ.
Контрольное занятие ,конкурсы , выставка.

В конце учебного года
Умение пользоваться описаниями в книгах и журналах. Самостоятельно выбирать необходимые в работе материалы и инструменты.
Конкурсы , выставка.



Этапы педагогического контроля 2 года обучения.

Сроки проведения
Какие знания и умения проверяются
Форма проведения

На каждом занятии
Правила пользования инструментами, техника безопасности. Санитарно- гигиенические правила.
Беседа

В конце темы 2
Классификация различных видов .
Дидактические карточки

В конце темы 3
Инструменты и материалы. Виды природных материалов. Возможности использования их в украшении интерьера.
Беседа, дидактические карточки.

В конце темы 5
Понятие композиции в вышивке.
Дидактические карточки , игра.

В конце 1 полугодия
Умение четко выполнять основные приемы работы с различными материалами. Правила работы с различными инструментами. Оформление работ.
Контрольное занятие ,конкурсы , выставка.

В конце темы 6
Правила работы с бросовым материалом. Использование различных инструментов при работе с пластиком.
Дидактические карточки, конкурсы.

В конце учебного года
Умение пользоваться описаниями в книгах и журналах. Самостоятельно выбирать необходимые в работе материалы и инструменты.
Конкурсы ,выставка.



III. Учебно-тематический план первого года обучения


Тема
Количество часов



теория
экскурсии
практика
всего

2.
Плоскостные композиции и объемное конструирование из бумаги
2

46
48



а) оригами
2

8



б) художественное вырезание


8



в) мозаика


8



г) аппликация


6



д ) бумагопластика


6



е) объемное конструирование


10


3.
Работа с природным материалом

2
22
24


а) мозаика из семян

2
6



б) аппликация из сухих цветов и листьев


6




в) аппликация из песка и опилок


10


4.
Новогодние игрушки и сувениры


30
30


а) елочные украшения


10



б) игрушки из соленого теста


10



в) новогодние открытки


10


5.
Вышивка в технике изонити
2

28
30

6
Изготовление и оформление работ для выставки. Заключительное занятие.
2

4
4


ИТОГО:
8
2
134
144




Учебно-тематический план второго года обучения


Тема
Количество часов



теория
экскурсии
практика
всего

2.
Плоскостные композиции и объемное конструирование из бумаги
2

55
57



а) обемное оригами
2

21



в) мозаика


6



г) аппликация


6



д) бумагопластика


6



е) объемное конструирование


15


3.
Работа с природным материалом
1

20
21


а) аппликация из семян


6



б) аппликация из сухих цветов и листьев


6




в) аппликация из песка и опилок


9


4.
Новогодние игрушки и сувениры


27
27


а) елочные украшения


9



б) игрушки из соленого теста


9



в) новогодние открытки


9


5.
Вышивка в технике изонити
2

31
33

6.
Работа с бросовым материалом
2

49
51


а) конструирование объемных игрушек
2

7



б) конструирование из пластика


12



в) работа из пенопластом


9



г) игрушки из пластиковых флаконов


9



д) панно из тетрапаковских упаковок


12


7.
Изготовление настольных театров по мотивам русских народных сказок
2

18
21

8.
Изготовление и оформление работ для выставки. Заключительное занятие.


4
4


ИТОГО:
9

207
216





IV. Содержание программы первого года обучения

1.Вводное занятие ( 2 часа)

Понятие о художественном конструировании и основах дизайна. Порядок и содержание работы объединения. Инструменты, применяемые при обработке различных материалов, назначение инструментов, правила техники безопасности.

2. Плоскостные композиции и объемное конструирование из бумаги ( 48 часов)

Начальные понятия о функциональности и эстетических свойствах предметов на производстве и в быту. Понятие об осевой симметрии, симметрических фигурах. Понятие о контуре и силуэте. Начальное понятие ритма в орнаменте. Основы композиции на плоскости. Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях.
Организация и санитарная гигиена рабочего места.
Знакомство с различными способами обработки бумаги и картона. История создания оригами.
Практическая работа :
- изготовление поделок в технике оригами,
- художественное вырезание,
- мозаика
- аппликация,
- разработка и изготовление объемных игрушек.

3. Работа с природным материалом .( 24 часа )

Расширяет представление детей об окружающем мире, умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранить целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Работая с природным материалом, ребенок творит, выдумывает, узнает много нового об инструментах, необходимых для работы, осваивает технологические приемы и способы обработки материала, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление.
Практическая работа :
-мозаика из семян
-аппликация из засушенных растений
-аппликация из цветного песка и опилок.

4. Новогодние игрушки и сувениры (30 часов )

Варианты украшений новогодней елки ,зала. Создавать праздник своими руками. Понятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей с геометрическими телами. Форма, пропорции, цвет как средства выразительности для создания образа в объемных игрушках.
Провести беседу о технике безопасности при обращении с хлопушками, бенгальскими огнями , фейерверками.
Практическая работа:
-елочные украшения из бумаги,
-новогодние игрушки из соленого теста,-
-новогодние открытки.

5. Знакомство с техникой вышивки по картону, изонить , ( 30 часов )

Знакомство с техникой вышивки по картону. Приспособления для вышивки, организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с иголкой, ножницами. Понятие об орнаменте ,цвете , композиции. Построение растительного и геометрического орнаментов в квадрате, прямоугольнике , овале. Роль цветовой насыщенности в оформлении.
Нанесение рисунка способом прокалывания с листа. Техника закрепления нитей.
Практическая работа:
-вышивка простых узоров,
-основы композиции, цвет как средство выразительности,
-вышивка композиции в технике изонити.

6. Изготовление и оформление работ для выставки. ( 10 часов )

Закрепить у детей ,полученные в течении года, знания, умения, навыки работы с различными материалами и инструментами. Развивать творческую фантазию детей, умение самостоятельно пользоваться полученными навыками. Оформить лучшие работы для итоговой выставки.
- художественное вырезание,
- мозаика
- аппликация,
- разработка и изготовление объемных игрушек


Содержание программы второго года обучения

1. Вводное занятие ( 2 часа )

Закрепление знаний о художественном конструировании и основах дизайна. Порядок и содержание работы объединения. Вспомнить о свойствах различных материалов применяемых в детских поделках, инструментах, применяемых при обработке различных материалов, правила безопасности с ними.

2. Плоскостные композиции и объемное конструирование из бумаги ( 57 часов )

Закрепить понятия о функциональности и эстетических свойствах предметов на производстве и в быту, основные средства художественной выразительности ( форма, пропорции, цвет). Закрепить знания о контуре и орнаменте. Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях.
Организация и санитарная гигиена рабочего места.
Практическая работа :
- изготовление поделок в технике оригами,
- мозаика из цветной бумаги,
- аппликация, силуэтное вырезание,
- бумагопластика, объемные композиции,
- разработка и изготовление объемных игрушек.

3. Работа с природным материалом. ( 21 час )


Продолжать расширять представления детей об окружающем мире, умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Работая с природным материалом, учить ребенка творить, выдумывать, осваивать технологические приемы и способы обработки
материалов, учится анализировать, развивать образное и пространственное мышление.
Практическая работа:
- аппликация из семян,
-аппликация из цветов и листьев, объемное конструирование из шишек.

4. Новогодние игрушки и сувениры . (27 часов )

Варианты украшения новогодней елки, зала. Создавать праздник своими руками. Понятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей с геометрическими телами.
Расширять понятия о функциональных и эстетических свойствах и назначении интерьера, предметной среды и т. д
Практическая работа:
- ёлочные украшения,
- новогодние игрушки,
- новогодние открытки.

5. Вышивка в технике изонити ( 33 часа )

Расширение знаний о технике вышивки по картону. Приспособления для вышивки по картону, организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с иглой ,ножницами. Понятие об орнаменте, цвете ,композиции. Цветовое богатство окружающего мира. Роль цветовой насыщенности в оформлении.
Нанесение рисунка способом прокалывания с листа. Техника закрепления нитей. Оформление готовых работ.
Практическая работа:
- вышивка поздравительных открыток,
- настенное панно,
- вышивка сложных композиций в технике изонити.

6. Работа с бросовым материалом . ( 51 час )

Закрепление понятий о функциональности и эстетических свойствах предметов на производстве и в быту, основные средства художественной выразительности. Основы объемной композиции ,понятия о гармонии и равновесии. Закрепление и расширение знаний об инструментах и принадлежностях. Необходимых при работе с различными материалами. Знакомство с различными способами обработки пластика ,пенопласта. Ия Способы изготовления деталей и сборки изделий, художественное оформление самоделок.
Практическая работа:
- конструирование объемных игрушек,
-конструирование из пластика,
- работа с пенопластом,
-панно из тетропаковских упаковок.


7. Изготовление настольных театров по мотивам русских народных сказок. ( 21 час)

При изготовлении настольных театров по русским народным сказкам детям будет необходимо применить все знания и умения, полученные во время занятий в объединении. Дети учатся подчинять свои действия требованиям коллектива ,прислушиваться к чужому мнению, предлагать свои идеи и защищать их. Опираясь на опыт прошлых занятий усовершенствовать оформление настольных театров.
Практическая работа:
-по сказке “ Колобок”,
- по сказке “ Репка” ,
- по сказке “Теремок”,
- по сказке “ Заюшкина избушка”.

8. Изготовление и оформление работ для выставки .(4 часа )

Закрепить у детей, полученные в течении учебного года, знания и умения и навыки работы с различными материалами и инструментами. Оформить лучшие работы для выставки.


V. Методическое обеспечение программы


Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой и другими материалами меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы- содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлечений, совместного творчества взрослого и ребенка. Программа предусматривает преподавание материала по восходящей спирали, то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Сложность заданий соответствует возрасту детей. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры- упражнения, упражнения по цветоведедению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированию игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций для сюжетно- образной игры. Проводится углубляющая работа на всех этапах выполнения задания, уделяется больше времени разбору и анализу работ, созданных учащимися. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует, обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на творчество , самостоятельность в поисках копмозиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции ,не пользуясь выкройками и шаблонами. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает посещение выставок, участие в конкурсах и выставках. Это является необходимым стимулирующим элементом в процессе обучения.
В процессе решения задач по формированию у детей определенных знаний и умений, необходимо использовать разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др. Они позволяют формировать у детей правильные представления о деятельности на занятиях.
Одним из эффективных приемов при работе с детьми данного возрастного диапозона является постановка вопросов , требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний , сравнения, сопоставления предметов, обобщения.
Перед педагогом стоит важная задача не только обеспечить получение детьми качественного результата, но и научить их самостоятельно определять последовательность работы, анализировать образец, контролировать и оценивать собственные действия. С этой целью педагог использует пояснения, указания, закрепления.
В распоряжении педагога богатый дидактический и демонстрационный материал, собранный в выставочном зале, методическая копилка разработок занятий и техник по различным направлениям. Все это создает условия для получения наилучшего образовательного результата.
Дидактические материалы:
- образцы изделий;
- инструкционные карты;
- технологические карты изготовления поделок.
Инструменты и материалы:
-ножницы,
-нитки ,иглы , булавки,
-утюг,
-клей ПВА,”Дракон”
-кисти , салфетки,
-карандаши , линейки,
-цветная бумага, картон,
-ткань, пластик , пенопласт.



.
.















VI. Литература



Оригами для детей. Краснодар 2013г.
Ю. А Майорова “Поделки из солёного теста и пластилина” 2011г
Е.А. Немешаева “Зернышко к зернышку”Москва 2011 г.



15