Программа внеурочной деятельности в начальной школе Юный патриот


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сарай-Гирская средняя общеобразовательная школа» Матвеевского района Оренбургской области
«Рассмотрено»
На заседании МО Руководитель МО
________ Федорова С.Н. Протокол №1 от 29.08.2014 г. «Согласовано»
На методическом совете
Заместитель директора школы по УВР _________ Дымова Е.А.Протокол №1 от 30.08.2014 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «Сарай-Гирская СОШ»
________ Ковалева И.А.
Приказ № от 01.08.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
"Юный патриот»
для учащихся 1 класса
учителя 1 квалификационной категории
Дымовой Елены Александровны
Автор программы: Дымова Е.А.
высшее образование по специальности
«учитель начальных классов»,
стаж работы 15 лет
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
с. Сарай-Гир
2014 – 2015 учебный год

Содержание
                  
1.Пояснительная записка
 
- нормативно-правовая база  
- цели и задачи
- связь содержания программы с учебными предметами
- особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий
 
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
 
3. Содержание программы
 
4. Тематический план
5. Педагогическое и методическое обеспечение программы
6.Список  литературы, интернет – ресурсы.
1.Пояснительная записка.
 
         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
         В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
         Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
         "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". 
 
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка
Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
Закон «Об образовании»,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
Приказ МОРФ № 373 от 06.10.2009г. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
Приказ МОРФ № 1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009г.
Нормативный документ МО Оренбургской области от 12.03.2011г. № 0115-5061 «Контроль исполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Письмо МО Оренбургской области от 20.09.2010 № 01/15-4324 «О рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области»
Письмо МО Оренбургской области от 12.04.2011 № 01/15-2119 «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования в Оренбургской области»
Цель работы по духовно-нравственному воспитанию: 
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
-  сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
-  сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.  
 
Соответствие  целям и задачам основной образовательной программы.                                                                                                               Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».   Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.   Содержание программы внеурочной деятельности "Юный патриот» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-3 классов. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности  взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.   
 Учебный план образовательного учреждения  состоит из двух частей: инвариантной и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Содержание образования, определенное инвариантной частью,  обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта в рамках УМК «Школа России».  Вариативная же часть должна обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Связь содержания программы с учебными предметами.
  Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической. Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала. Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий. Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире. Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной. Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы. Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.
 Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).
 
 Количество часов, рассчитанных на реализацию программы.
 Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися 1- 3 классов образовательной школы (68 часов, 2 раза в неделю, с сентября по май включительно), проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению.   Занятия проводятся после учебных занятий, заканчиваются не позднее 14- 30.
 Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.
 Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность  занятий.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).                                                                                                          
 Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.  Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
 Для реализации программы предлагаются следующие  методы : наглядный, словесный, практический.  Наглядный метод   • просмотр фильмов, слайдов, презентаций;• экскурсии в школьный музей ; наблюдения; • экскурсий по селу, целевые прогулки; Словесный метод  • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод  • проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • организация вечеров с родителями, для родителей; 
 Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.              
 Личностные результаты:             
 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 
 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                         
 3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                       
 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                                                         
 5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                               
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             
 8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           
 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                    
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                         
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                  
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
 6)использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                              
   7)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
  8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
   9)  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                               
 10)   готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              
 11)   овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 
Предметные результаты: умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.
 2. Планируемые результаты освоения программы  внеурочной деятельности
К концу учебного года обучения обучающиеся должны:
А)  знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в селе школы и дома; основные памятные места села; дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг района; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.
 Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить  увиденное в рассказе, рисунке.
 Ожидаемые результаты обучения:
Возрастет интерес к истории, краеведению.
Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;                                                                                
Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;                                  
Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.      
Учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного общения в членами своей семьи и со сверстниками;- удовлетворения познавательных интересов, самостоятельного поиска
дополнительной информации об историческом прошлом своей страны;
- ведения активного образа жизни и проявления гражданской
ответственности;
- формирования творческого отношения ко всем сторонам общественной
жизни.
Сотрудничество с другими учреждениями в процессе ведения внеурочной деятельности.
Учреждение Задачи и направления Формы взаимодействия
Школьный музей Знакомство с историей района и села, народа, трудовыми подвигами, народными героями. Экскурсии, просмотры экспозиций
Предприятия и организации села. Расширение кругозора учащихся, знакомство с видами отраслей в производстве. Экскурсии, просмотры экспозиций, беседы.
ГИБДД и инспекция ПДН Предупреждение детского травматизма на дорогах.
Профилактика правонарушений. Формирование навыков поведения. Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.
Сельская детская библиотека Формирование читательской культуры, развитие интереса к литературе и искусству, к духовно-нравственному наследию народа Библиотечные уроки, встречи с творческой интеллигенцией района, неделя детской книги, викторины, конкурсы.
Совет ветеранов ВОВ.
Совет ветеранов Афганской и Чеченской войны. Расширение знаний детей в области истории страны и своего народа.
Дни памяти, посещение памятников и исторических мест. Военно-спортивные состязания, викторины.
 Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
 Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
 Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
 Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
 Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
 Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
 Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
 Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
 Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
 Формы подведения итогов
 Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:
 Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
 Участие в социальных акциях;
 Отчеты по экскурсиям, практическим работам;
 Защита проектов.
Ожидаемый результат
Создание целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей.
Воспитание у молодого поколения любви к Родине, ответственного понимания своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
Создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности младшего школьника . Развитие умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы.            Повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства  сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма
Формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Усвоение основных знаний об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
Воспитание интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- воспитывать бережное отношение к своему городу, к школе.
- воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков.

3. Содержание тем курса 
Тема 1:  Мой Сарай-Гир.  (16 часов)
 Легенды и предания. История села и знаменитые люди нашего края. Предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Школьный музей. Экскурсия  по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками. Мемориальные доски.
Тема 2: Наш край в литературных произведениях. (5 часов)
Экскурсия в сельскую библиотеку. Знакомство с литературными произведениями о нашем крае. Детские писатели. Театрализованная деятельность по литературным произведениям.
Тема 3 : Родной Матвеевский район. (9 часов)
Лекция по геральдике. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. Климатическая область расположения села; среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
 Тема 4: «Наша школа». (3 часа)
 Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники. Проект «Школа будущего». Герб и гимн.
Тема 5: «Дом, в котором я живу». (7 часов )Профессии моих родителей. Моя родословная. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Конкурсная игра - соревнование «Мама, папа, я – дружная семья».
Тема 6: «Народный календарь». (3 часа)
Изучение быта и культуры наших предков, связанные   со сменой сезонов. Знакомство с месяцесловом (народным календарем), старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца. Примет погоды, обряды и обычаи. Календарные праздники.
Тема 7: «Вера – любовь к людям» (5 часов).
Вероисповедания населения нашего края. Традиции и обычаи. Милосердие. Что такое хорошо и что такое плохо.
Тема 8: «Планета в твоих руках» (8 часов).
Беседы о диких и домашних животных нашего края. Красная книга. Акции «Живи, родник», «Зеленое дерево», участие в экологическом субботнике.
Тема 9 : «Наш край в годы Великой Отечественной войны» . (5 часов)
 События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 10: «Я – исследователь» (6 часов).
Создание ученических исследовательских проектов. Презентации портфолио. Выставки. Фотоотчеты.
4. Календарно - тематическое  планирование.
 
№ Тема занятий теория практика Дата планируемая Дата фактическая
1 «Почему мое село так называется?». Фотовыставка « Село вчера – сегодня – завтра». 1 2 Экскурсия в школьный музей. Акция «Экспонат в подарок школьному музею». 1 3,4,5 Я расту – село растет. Экскурсия на предприятия. 1 2 6 Откуда хлеб пришел? Оренбуржье – хлебный край. 1 7,8 «Чем пахнут ремесла?». Профессии моих родителей- презентации. 1 1 9 « Вот моя деревня, вот мой дом родной». Конкурс рисунков «Мое родное село». 1 10,11 Участие в проекте «Знаменитые земляки». 1 1 12 Беседы с ветеранами труда. 1 13 Организация акции «На наших улицах порядок». 1 14 Творческая работа по созданию символа (герба) своего села. 1 15 Проблемы села и пути их решения глазами детей. Деловая игра. 1 16 Книжкин дом. Экскурсия в сельскую библиотеку. 1 17 Литература Оренбуржья. Знаменитые писатели и поэты родного края. 1 18,19 Подготовка к театрализованному представлению по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». 1 1 20 Театрализованное представление по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» для учащихся начальной школы. 1 21 «Родной Матвеевский район» - фото – экскурсия. Символы Матвеевского района. 1 22 Богатство Матвеевского района. 1 23 Красная книга родного края. 1 24 Фото - акция на тему: «Защитим чистоту планеты!». 1 25 Традиции народов Матвеевского района, фестиваль культур. 1 26 Национальные игры народов Матвеевского района. 1 18.11 27 Танцы народов Матвеевского района. Видео знакомство. 1 21 28 Конкурс рисунков «Каким я вижу свой край в будущем». 1 25 29 Школа - наш общий дом. Кем и чем гордиться наша школа? 1 30 Проект герба школы. Составим слова для гимна школы. 1 31 Школа будущего – конкурс рисунков. Выставка. 1 32 Рождественское чудо. Подарки для самых маленьких – своими руками. 1 33 «Что в имени тебе моем?». 1 34,35 Проектная деятельность «Моя родословная». 2 36 Конкурсная игра - соревнование «Мама, папа, я – дружная семья». 1 37 С любовью к близким. Изготовление открыток ко Дню Святого Валентина. 1 38 Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Конкурс семейных поделок «Рукотворное чудо». 1 39 Мама-хранительница семейного очага. 1 40 Народный календарь. 1 41 Проводы русской зимы. Масленица. 1 42 «Что такое хорошо и что такое плохо?» - диспут. 1 43 Легко ли быть милосердным. 1 44 Вера – любовь к людям. Экскурсия в Храм. 1 45 Христианские традиции. Роспись пасхального яйца. Выставка. 1 46 Акция: «Так просто делать добро». 1 47,48 С любовью к братьям нашим меньшим. Проект о домашних любимцах. 1 1 49 Акция «Поможем птицам!». Мастерская кормушек. 1 50 «Если бы я был президентом страны» 1 51 «Юный корреспондент». Заметки в газету. 1 52 В здоровом теле – здоровый дух! 1 53 «Флеш – моб». Дари улыбку людям. 1 54 Акция «Живи, родник!». 1 55 Разучивание песен на военно-патриотическую тему. 1 56 Наш край в годы Великой Отечественной войны. Труженики тыла. Дети войны. 1 57 Живая история. Беседа с участником В.О.В. 1 58 Победа деда – моя победа. Семейные реликвии. 1 59 Возложение венков к памятнику павшим воинам. Защита проектов в 70-летию победы в В.О.В. 1 60 Выпуск агитационных листовок « Планета в твоих руках». 1 61 Участие в экологическом субботнике. 1 62 Акция – «Зелёное дерево». 1 63,64,65 Итоги работы по созданию ученических исследовательских проектов по итогам занятий. 3 66 Экскурсия в районный краеведческий музей. 1 Итого: 28 38 Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:
1. комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
2. использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
3. активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, ранжирование, опросы).
Информационные ресурсы
5.1.Список литературы
 
Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
 Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
 Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //
 Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
 Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; - 436с.
 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с
 Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169. Сценарии Православных праздников. 4.2. Сост. Соколов А.В. – М.: Шк. пресса. 2004.- 80 с.
 Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991
5.2.Интернет ресурсы
 
http://yxdaha.ru›primetaglav.php - календарь народных примет о погоде
http://www.orenobl.ru – информация об истории Матвеевского района
http://www.matveevka56.ru/ - администрация Матвеевского района
http://ru.wikipedia.org – Википедия о Матвеевском районе