Программа кружка Юный физик


Муницилальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семячковская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена на Утверждаю
педагогическом совете Директор школы
МБОУ Семячковская СОШ ________ Г. Н. Высоцкий
протокол №1 от 30.08.2014г «30» августа 2014г
















Возраст учащихся: 7-9 классы (12-15 лет)
Срок реализации программы: 2014-2017гг (3 года обучения)
Автор-составитель: Ященкова Валентина Павловна








с. Семячки- 2014 год



Введение.
Работа кружка « Юный физик» включает в себя изучение теоретических вопросов по основным темам, изучаемым в 7,8,9 классах. Занимаясь в кружке, учащиеся совершенствуют навыки выполнения многих практических работ, проведения опытов, демонстраций, навыки и умения по решению практических задач, учатся заниматься исследовательской работой, у них развивается способность увидеть необыкновенное в обычном.
Ведь он - мир - перед нами для всех один! Но одни способны «увидеть» законы природы и ее свойства, недоступные органам чувств, а другие - нет.
Это, наверное, потому, что не все вглядываются в мир одинаково пристально
и не все хотят видеть необыкновенное в обычном, а привыкают и перестают удивляться.
На современном этапе научно-технический прогресс шагнул далеко вперед:
современное производство нельзя представить без ЭВМ, компьютеров, Интернет, сотовой связи, сложнейших технологий, многих тысяч искусственных спутников, ракет, подводных субмарин, достижений в медицине и т. п.
Однако на данном этапе развития образования в России большое место отводится гуманитарным предметам, а квалифицированных специалистов
физико-математического направления становится все меньше.


























« Среди всех наук для меня особую прелесть всегда представляла физика»

Р. Пайерлс

Цели программы:
расширить знания учащихся по основным темам школьной программы, способствовать приобретению опыта
самостоятельного применения знаний по физике в различных жизненных ситуациях: дома, в школе, на прогулке, в лесу, на даче, на улице, в автомобиле; дать практические советы, как поступить в той или иной жизненной ситуации или как выйти из затруднительного положения с помощью знания физических законов, учить делать несложные расчеты для того, чтобы школьники развили в себе привычку к разностороннему применению своих знаний.
Для достижения этих целей, руководитель кружка должен давать знания, выходящие за рамки программы по физике, воспитывать у учащихся чувство гордости за успехи в развитии физической науки в России и в мире в целом. А также развивать смекалку, воображение, мышление, уводить от всего негативного, что окружает кружковцев, направляя усилия учащихся на то занимательное, что еще есть вокруг нас.
Занятия данного кружка привлекаются учащиеся 7-го,8-го,9-го классов.
К работе по данной программе следует привлекать родителей учащихся.
Родители по желанию могут помогать учащимся в проведении домашних опытов, проведению исследований по заданной теме, участвовать в проведении физических КВН и присутствовать при их проведении, оказывать посильную помощь в работе с дополнительной литературой и т. д.
Программа кружка рассчитана на 3 года обучения и включает в себя обучение трех групп кружковцев:
Первая группа - рассчитана на учащихся 7-го класса./34 часа/
Вторая группа - рассчитана на учащихся 8-го класса./34 часа/
Третья группа – рассчитана на учащихся 9-го класса./34 часа/.
Программа физического кружка рассчитана на три года обучения по 1 часу в неделю.
Всего-102 часа. Итогом реализации программы является увеличение числа детей, выбравших физико-математический профиль обучения в старшей школе



Знания и умения учащихся по годам обучения:
После первого года обучения кружковцы должны:
Знать: что такое опыт и как провести его в домашних условиях; что такое эксперимент в науке и его значение, знать о существовании морей с большой
концентрацией солей, знать о роли силы трения и взаимодействии различных сил в природе, знать, как правильно варить яйца и почему нелегко сломать яичную скорлупу.
Уметь: разгадывать несложные физические кроссворды, ребусы, проводить несложные опыты и эксперименты, измерять атмосферное и артериальное давление, решать занимательные задачи на расчеты силы, работы, трения, работать в команде своих сверстников коллективно, проявлять смекалку, выдумку, творчески относиться к проведению театрализованной пьесы-сказки и проведению КВН.
После второго года обучения кружковцы должны:
Знать: почему при ветре холоднее и от чего это зависит; каким образом можно потушить огонь с помощью огня; как воду можно вскипятить кипятком; какие виды топлива бывают; как используются охлаждающие кувшины, какую жару способен переносить человек, почему птицы безнаказанно сидят на проводах, применение закона Ома в живой природе, применение свойств магнита на практике.
Уметь: решать экспериментальные задачи на нахождение теплоты, электричество и магнетизм рисовать на тему: «Физика теплоты», определять наэлектризованный предмет, собирать телефон с помощью макета телефона, составлять мини-рассказ об электричестве и магнетизме, изображать магнитные поля разных магнитов. проявлять творческие способности при подготовке и проведении итоговых внеклассных мероприятий, пользоваться дополнительной научной литературой и интересно выступать с сообщениями по предложенной теме.
После третьго года обучения кружковцы должны:
Знать: основные законы механики, особенности вращения Земли, закон относительности движения и использование его на практике, принципы реактивного движения, примеры применения этих принципов в живой природе; как распространяется звук по воздуху, по радио, как происходит мнимый взрыв болида, что произошло бы с уменьшением скорости звука; как
используется энергия Солнца, особенности человеческого зрения, что такое иллюзии зрения, о разложении света в призме, особенности цветов под водой.
Уметь: решать практические задачи на применение механических законов, решать занимательные задачи, связанные с явлениями природы, играть в КВН, составлять рассказы-загадки, уметь пользоваться призмами и другими оптическими приборами: спектроскопом, линзами, микроскопом, пользоваться
DVD, вычислять скорости звука и света, самостоятельно оформлять рефераты и сообщения на компьютере.




Содержание программы первого года обучения.

ТЕМА 1. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
1.Введение. Мир глазами физика.
Теория.Задачи работы кружка. Знакомство детей. Правила пользования физическими приборами. Приборы и материалы для работы.
Знакомство с правилами работы в кружке. Микромир. Модели строения твердых, жидких и газообразных тел. Физические явления в живой и неживой природе.
2.Что такое давление?
Теория Давление. Чем вызывается в мире молекул изменение давления.
Практика. Решение задач на давление.
3.Физические ребусы.
Практика Разгадывание ребусов. Обучение составлению ребусов. Самостоятельная работа.
4.Физические кроссворды.
Теория Беседа о давлении жидкостей. Примеры давления жидкостей в природе, в быту и на практике.
Практика. Разгадывание кроссвордов. Конкурс на составление кроссворда по теме: « Давление жидкостей»
5.Решение задач по теме « Архимедова сила»
Практика. Задачи на расчет выталкивающей силы, задачи на определение объема и плотности погруженного в жидкость тела, задачи на вычисление силы Архимеда в сплавах золота и серебра.
6.Что такое опыт?
Теория Беседа об опытах.
Практика Опыт с « ведерком Архимеда», опыт с воздушным шариком,
опыт по измерению атмосферного давления с помощью барометра, опыт по измерению артериального давления с помощью тонометра.
7.Проведение опытов в домашних условиях.
Практика. Что происходит с изменением давления? Опыт по засасыванию яйца, сваренного вкрутую, в бутылку из-под молока, опыт, показывающий как можно достать монетку из воды, не намочив пальцев, опыт « Вода в решете».
8.Эксперимент в науке и его значение.
Теория Что такое эксперимент. Значение эксперимента в науке.
Практика Проверка гипотезы:
молекулы непрерывно и беспорядочно движутся.
а) проведение опытов по наблюдению диффузии.
б) проведение эксперимента по определению скорости диффузии в газах.
Приборы: микроскоп, духи, часы, кристаллики марганцовки, стакан с чаем,
сахар.
9.Море, в котором нельзя утонуть.
Теория Зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости. Беседа о высокой солености Мертвого моря.
Практика Показ на карте: Мертвое море, залив Кара- Богаз-Гол, озеро Эльтон (27% солей), « тяжелая вода».

10.Назначение рыбьего пузыря.
Проблема: В чем роль плавательного пузыря у рыб? Законы плавания тел. Особенности опускания рыб в глубину и поднятия их на поверхность. Пассивное расширение. Опыты, проведенные учеными с рыбами.
11.Ввысь со стратостатами.
Теория Путешествия в недра земной атмосферы. Давление воздуха на больших высотах. Путешествие на высоте 5,6 км, 19 км, 22км. Аэростаты. Стратостаты. Теория Практика. Зависимость давления от температуры./Опыт/
12.Игра- викторина «Семь Семенов»
Практика Игра по вопросам вокруг вращающегося барабана с 14 конвертами и указателем. Подведение итогов.
13.Как работает ледокол?
Теория: Что происходит с человеческим телом, когда из ванны медленно вытекает вода? Устройство ледокола. Ледоколы и ледорезы. Принципы работы ледоколов.
Ударное действие судна. Что такое «жидкий балласт»
Практика. Решение задач.
14-17.Подготовка и проведение театрализованной пьесы- сказки: « Физика в сказке»/4 часа/
Практика Распределение ролей. Подборка материала. Подготовка костюмов. Отработка навыков сценического искусства. Репетиция.
ТЕМА2 Сила. Работа.Трение.
18 Сила. Задача о лебеде, раке и щуке.
Теория.Понятие о равнодействующей силе. Изображение векторов всех действующих на телегу сил.
19.Вопреки Крылову.
Теория Закон сложения сил. Как работают муравьи в муравейнике.
Практика Решение задач на применение закона сложения сил. Решение задач на сложение, вычитание векторов, нахождение равнодействующей силы
20. Легко ли сломать яичную скорлупу? Варка яиц по-научному.
Практика. Загадка: Почему нельзя раздавить яйцо между ладонями, напирая на его концы?
Решение загадки на примере построения каменных сводов. Установление деревянного стола ножками на яйца с применением гипсовых расширений. Загадочная прочность электрических лампочек. Как сварить яйцо по-научному.(обсуждение проблемы).
Как отличить сырое яйцо. Приготовление пищи в микроволновых печах
( отличительные особенности особых видов облучения)
21. Под парусами против ветра
ПрактикаЧто такое идти в « бейдевинд». Как можно использовать силу ветра по отношению к парусному судну. Разложение сил и определение угла движения (решение задачи)
22.Мог ли Архимед поднять Землю?
Теория Учащиеся выступают с сообщениями по данной теме. Далее решается проблема:что необходимо иметь, чтобы приложить силу? Масса Земли. Время поднятия Земли. «Золотое правило механики»
23.Жюль-верновский силач и формула Эйлера
Практика.Применение сил на практике. Подвиг силача –атлета Матифу. Случай с судном « Трайбоколло». Знакомство с формулой Эйлера.
24.От чего зависит крепость узлов?
Теория Почему портной обматывает нитку вокруг пуговицы? Особая роль силы трения.
Практика. Решение качественных задач на применение силы трения.
25.Если бы не было трения.
Теория.Отрывок из книги французского физика Гильома. Примеры из литературы о тех происшествиях, которые происходили в отсутствии силы трения.
Практика. Решение качественных задач.
26.Физическая причина катастрофы «Челюскина»
Теория.Описание катастрофы « Челюскина». Трение о лед не меньше трения железа о железо. Определение угла уклона судна.
27.Самоуравновешивающаяся палка.
Практика .Опыты с палками. Положение центра тяжести в палке. Проблема: почему при разломе палки в центре тяжести, ее короткая часть тяжелее длинной?
27.Решение занимательных задач на расчет силы.
Практика.Задачи на вычисление одной силы, равнодействующей двух сил. Задачи на расчет сил трения.
28.Решение занимательных задач на расчет работы.
Практика.Задачи, связанные с работой. Работа силы трения: полезное и вредное трение. Как используются эти силы в быту, в технике, на производстве.
29.Решение занимательных задач на расчет трения.
Практика. Задачи на вычисление сил трения.
30-34.Подготовка и проведение игры- путешествия « Сильным быть- по морю плыть»
Итоговое занятие по курсу 7-го класса. Подготовка к игре: распределение детей по командам. Выбор капитанов. Знакомство с правилами игры. Составление лоций (планов-маршрутов) из 9 пунктов.

Содержание программы второго года обучения.

1. Веер. Отчего при ветре холоднее?
Теория. Что такое ветер? Почему женщины обмахиваются веером? Ощущение резкого холода живыми организмами в ветреную погоду. От чего зависит охлаждение?
Знакомство с книгой Н. Н. Калитина « Основы физики атмосферы и применение в медицине».
Практика. Решение качественных задач.
2.Горячее дыхание пустыни. Греет ли вуаль?
Теория Почему в пустыне при ветре жарче, чем без ветра? Теплопередача от воздуха к телам. Почему жители пустыни носят теплые халаты и меховые шапки? Доказательство того, что вуаль все-таки греет.
Практика. Решение качественных задач.

3.Охлаждающие кувшины. Ледник без льда.
Теория .Сообщения учащихся:
Охлаждающие кувшины.
Ледник без льда.
Какую жару способен переносить человеческий организм?
4. Завтрак в невесомой кухне.
Теория Чтение отрывка из книги « Межпланетные путешествия» о невесомости. Обсуждение отрывка.
Практика. Игра: «Мы в невесомости».
5.Почему вода гасит огонь? Как тушат огонь с помощью огня?
Теория Строение молекулы воды. Почему вода гасит огонь? Передача теплоты.
Почему к воде примешивают порох? Приемы тушения пожаров с помощью огня.
В чем заключается секрет траппера?
Домашнее задание:
А) Написать рассказ на тему: «Я-молекула воды»
Б) Написать стих о теплоте.
В) Подобрать основные физические характеристики монеты (10 тенге).

6. Подготовка к занятию соревнованию: « Здравствуй, физика теплоты!»
Распределение детей по командам. Проверка домашнего задания. Составление
заданий для соревнования.

7. Занятие-соревнование: « Здравствуй, физика теплоты!»
8. Можно ли воду вскипятить кипятком?
Практика 1. Опыт по нагреванию воды кипятком с переходом воды в пар.
2. Опыт по нагреванию соленой воды.
Выводы из проделанных опытов: почему не закипела вода в первом опыте, а закипела во втором?
9. Горячий лед. Холод из угля.
Теория Исследования английского физика Бриджмена. Несколько сортов льда. Как получить холод из угля? « Сухой лед». Применение его на практике.
10. Самое необыкновенное в мире «обыкновенное вещество»
Практика. Занимательные тематические задачи о воде. Например: можно ли с помощью льда добыть огонь? и т. п.
11. Конкурс рисунков на тему: « Физика теплоты»
Практика
12. Физический практикум: « Виды топлива. Удельная теплота сгорания топлива»
Практика. Показ коллекций: «Виды топлива», «Моделей молекул кислорода и водорода». Опыты с каплями спирта и бензина. Показ таблицы: « Виды топлива. Удельная теплота сгорания». Работа по таблице. Решение задач на выделение теплоты.
13. Решение экспериментальных задач на горение и теплопроводность
Практика
14-16 Подготовкак итоговому занятию: « Путешествие по городу физиков»/3 часа/ Практика
Итоговое занятие по теме. Распределение детей на две команды.
Разработка и подготовка заданий для игры. Подготовка эмблем, приветствий, задач «соперникам». Репетиции.
17. Игра-соревнование: « Путешествие по городу физиков»
18. Электризация. Способы электризации тел. Птицы на проводах.
Теория
Две серии экспериментов по электризации. Что такое электризация?
Как можно наэлектризовать тело? Способы обнаружения электризации.
Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Практика. Решение тематических задач по электризации.
19. При свете молнии. Сколько стоит молния?
Теория
Сообщения учащихся:
1. Стихотворение Е. Кульман «Молния»
2.Молния- величественное грозное явление природы.
3. Сколько стоит молния?
4. Ничтожная продолжительность молнии по времени.
20. Как акулы используют закон Ома для ориентации в воде и для охоты?
Практика. Решение задач на применение закона Ома. Практическая задача.Рыбы- «электроищейки». Ученые начали изучать биопотенциалы мышц или сердца только в 20 веке, чтобы лечить людей, а акулы используют эти электрические поля уже 200млн. лет.
21. Ток- направленное движение частиц.
Теория.Актуализация знаний о токе. Демонстрация серии рисунков о появлении тока.
Практика Решение задач об э/токе. Соревнование двух команд в конкурсах:
«Физическая разминка».
« Я выбираю»
« Защита « диссертаций»»: действие электрического тока на тело человека.
22. Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи»
Практика Практикум по решению серии задач по применению закона.
23-24 Подготовка к игре: « Путешествие в город Электрилизацию»
Практика Жизненная значимость явления электрилизации. Электрилизация вредная и полезная. Чтение дополнительной литературы по электрилизации.
25. Игра: «Путешествие в город Электрилизацию»
Практика Путешествие происходит с помощью двух «героев»: Диэлектрика и Проводника. Участники путешествия заполняют проездные билеты буквами «В» и «П» по пунктам:
На ткацкой фабрике.
При получении муки.
При замесе теста.
При окраске автомобиля.
При заправке самолета.
26.Сведения о магните из 18 века.
Практика Л/р: « Исследование магнитных полей различных магнитов» с выполнением рисунков в тетрадях. Опыты на взаимодействие магнитных стрелок. Использование магнитных стрелок в компасе. Практическая работа: « Хождение по азимуту». Тайны магнетизма.


27.Решение задач по теме: «Магнитное поле».
Практика Повторение и обобщение материала по данной теме. Практикум по решению серии задач по теме: «Магнитное поле»
28.Истории, связанные с магнитами.
Практика Доклады учащихся:
Электромагнитный транспорт.
Сражение марсиан с жителями Земли.
Часы и магнетизм.
Магнитный «вечный» двигатель.
Музейная задача.
29. Прикосновение к тайне.
Теория Беседа по предложенным ранее учащимся вопросам. Получение простого электродвигателя. Взаимодействие проводника с током и магнита.
Рассказ с ошибками: « Интересное утро» ( найти 7 ошибок)
30.Изобретем телефон.
Практика Практическая работа с макетами телефонов. Использование магнитов в телефонах. Сборка и разборка макетов с целью определения магнитов и их роли для работы телефонов.
31. Составление мини-рассказов об электричестве и магнетизме.
Практика Систематизация знаний по теме. Актуальность данной темы. Творческая работа учащихся. Анализ работ.
32-33 Подготовка к проведению внеклассного мероприятия по теме:
« Электрический ток»
Практика Коррекция и обобщение знаний по теме: «Электрический ток»
Применение знаний в новой (игровой) ситуации. Объяснение происходящих физических явлений.
34. Проведение внеклассного мероприятия по теме: «Электрический ток».
Театрализованная пьеса- сказка.














УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН третьего года обучения
9 класс ТЕМА 1: Механика
№ п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
В том числе
Форма проведения




на теорию
на практику


1
Введение. Решение занимательных тематических задач по кинематике

-
1
Практикум по решению задач.

2
Как каракатица (морской моллюск) использует 3-й закон Ньютона.

0,5
0,5
Эвристическая беседа,
решение задач.

3.
Экспериментальное занятие: «Таинственная вертушка»

-
1
Проведение эксперимента с повторением в домашних условиях.

4.
Решение занимательных задач на применение законов Ньютона.

-
1
Практикум по решению задач.

5.
Подготовка к игре: «Путешествие в Подготовительная
страну Кинематикус» 2ч - 2 работа

6.


7.
Игра: «Путешествие в город Кинематикус»

-
1


8
Путешествие по стране: «Механика»


-



1



Игра



9
Безостановочная железная дорога.

-
1
Решение проблемы

10.
Предупреждение катастроф.

1
-
Эвристическая беседа.

11
Решение практической задачи: как с
помощью веса одного человека вытащить застрявший автомобиль.

-
1
Практикум решения одной задачи.

12
Решение занимательных задач, связанных с «братьями нашими меньшими», которые используют законы физики для лучшего приспособления и выживания в природе.

-
1
Практикум по решению
задач.

13
Почему взлетает ракета? К звездам на ракете.

0,5
0,5
Занятие-рассказ,
сообщения уч-ся.

14
Игра по разделу «Динамика»: «Вдохновение»

0,5
0,5
Игра

15
Подготовка к проведению КВН 2ч - 2 Подготовительная
по динамике: «Только о силах» работа.

-
2
Подготовительная работа

16






17
КВН: «Только о силах»

-
1




ТЕМА 2 : « ЗВУК». «Свет»
Звук и радиоволны. Звук и пуля. Мнимый взрыв.













1






-






Эвристическая беседа.

19
Если бы скорость звука уменьшилась. Самый медленный разговор.

-
1
П/Р на решение задачи по вычислению скорости звука.

20
Звуковые облака и воздушное эхо. Беззвучные звуки.

1
-
Сообщения уч-ся.

21
Задача о паровозных свистках.
Курьезы слуха. Почему жужжит пчела?

-
1
Решение задач.

22
Занимательные тематические задачи на прохождение звука.

-
1
Практикум.

23
Составление рассказов-загадок о звуке и свете.

0,5
0,5
Конкурс на лучший рассказ-загадку.

24
Солнечные двигатели и нагреватели. Мечта о шапке-невидимке. Невидимый человек.

1
-
Сообщения учащихся.

25
Охранительная окраска. Решение задачи: как рыба-удильщик использует люминесцентное (холодное) свечение

0,5
0,5
Просмотр видеофильма.
Решение задачи.

26
Как видят водолазы? Неопытные купальщики.

1
-
Просмотр видеофильма.

27.
Какой величины нам кажется Луна? Иллюзии зрения.

0,5
0,5
Сообщения учащихся,
беседа.

28.
Решение занимательной тематической задачи с применением света: « Слепое пятно нашего глаза»

-
1
Практикум решения задачи с демонстрацией.

29.
Как возникает радуга? Ход светового луча в капле дождя.

1
-
Очерки из журнала
« Квант»

30.


31
Почему призма разлагает солнечный свет на различные цвета? Опыты Ньютона.
Цвета в глубине вод. Мир из-под воды.




0,5


1
0,5
-

-
Демонстрация прибора
« Спектроскоп»
Сообщения уч-ся






Просмотр видеофильма.

32
Подготовка к проведению прощаль-
ного КВН: «Странички физики»



-

1
Подготовительная


33


-
1
работа
работа

34. Прощальный КВН: « Странички физики»

-
1

Соревнование команд «Звук» и «Свет»

ИТОГО:
34ч
12
22






Содержание программы третьего года обучения.

1.Введение. Путешествие по стране « Механика»
Практика Знакомство с планом работы. Цели и задачи на год. Работа по большой карте страны
« Механика». Беседа по вопросам руководителя. Решение задач. Работа с тренажером:
« Знаешь ли ты физику». Передвижение из пункта в пункт, отмечая свое перемещение
на карте фломастером. В конце занятия наиболее активные учащиеся получают небольшие призы. Игра-путешествие проводится только по теме: « Общие сведения о движении» раздела кинематики.
2. Решение занимательных тематических задач по кинематике.
Практика Задачи на нахождение пути, времени движения, перемещение тел.
3. Самый дешевый способ путешествовать.
Теория Отрывок из книги французского писателя 17-го века Спрано де Бержерака:
« История государств на Луне и Солнце» и его анализ.
Доказательство того, что писатель фантазирует.
Практика. Решение задач, связанных с вращением Земли вокруг своей оси.
4. Экспериментальное занятие: « Таинственная вертушка»
Практика Выполнение эксперимента по конструированию вертушки из папиросной бумаги. Объяснение причин полученного вращения. Установление зависимости скорости вращения от количества теплоты
5. Решение олимпиадных задач по кинематике.
Практика Задачи на определение положения тела в любой момент времени, на определение высоты подъема, движение тел по окружности.
6.Альберт Эйнштейн и его теория относительности.
Теория Основные даты биографии А. Эйнштейна. Относительность, к которой мы все привыкли. (с проецированием слайда на экран). Трагедия света.
7.Подготовка к проведению игры: «Путешествие в страну Кинематикус»
Практика Знакомство со сценарием игры. Распределение ролей: Материальной точки и Твердого тела. Изображение в юмористической форме физических свойств материальной точки и твердого тела.
Практика Решение и защита пяти задач. Выполнение лабораторных работ каждой командой .
8.Игра: «Путешествие в страну Кинематикус»
9. Динамика. Законы Ньютона. Как каракатица (морской моллюск) использует 3-й закон Ньютона.
Теория .Повторение всех законов Ньютона. Сообщение о каракатице.
Практика Решение задачи об использовании каракатицей 3-го закона Ньютона.
10.Предупреждение катастроф. Безостановочная железная дорога.
Теория Использование закона относительности (приспособление, с помощью которого предотвращается столкновение автобусов с поездами). Движущиеся тротуары. Схема устройства железной дороги. Схема устройства безостановочной железной дороги.
11. Практика Решение практической задачи:
как с помощью веса одного человека
вытащить застрявший автомобиль?
12.Решение занимательных задач.
Практика .Задачи о летучих мышах, кошках, медузах, болотных птицах, водомерках, рыбах.
13.Почему взлетает ракета? К звездам на ракете.
Теория .Сообщение учащихся:
1.Самая древняя паровая турбина, изобретенная Героном Александрийским.
2.Проект парового автомобиля, созданный Ньютоном.
3.Ракетные автомобили. Опыт с воздушным шариком.
4.Из биографии К.Э. Циолковского
5.Создание первой космической ракеты С.А. Королевым.
14.Подготовка к игре по разделу «Динамика»: «Вдохновение»
Практика Разработка сценариев по образу телевизионной передачи в самой необычной форме по теме «Динамика». Подготовка рассказа с использованием слов (например: спидометр, скорость, траектория, материя, прямолинейное равномерное движение, Аристотель, время, СИ,
торможение).
15.Игра:»Вдохновение»
16.Подготовка к итоговому КВН: « Только о силах»
Практика Подготовка плакатов на темы: « Дорога силы» и «Дорога знаний», а по краям плаката эмблемы команд.
17.КВН
Практика Программа проведения КВН
Приветствие команд.
Разминка « Проверим наблюдательность и сообразительность»
Домашнее задание «Интервью с бароном Мюнхгаузером»
Задачи: «Система связанных тел»
Конкурс капитанов: «Внимание, невесомость!»
Конкурс «Сила в поэзии»
Задача в рисунке и реальности «Телега и лошадь»
Подведение итогов.
18.Звук и радиоволны. Звук и шум
Теория .Особенности распространения звука и радиоволн. Скорость современных снарядов и пуль. Современное оружие.
Практика Решение задач на скорость снаряда.
19.Если бы скорость звука уменьшилась. .Обманчивые слуховые впечатления.
Практика Разговор по трубам. Задачи на скорость распространения звука.
20.Звуковые облака и воздушное эхо. Беззвучные звуки.
Теория Явления отражения звука от облаков. Открытие Тиндаля. Отрывок из воспоминаний очевидца о франко-прусской войне 1871г. об отсутствии звуков. Высокие тона звуков. Звуковые колебания насекомых.
21.Задача о паровозных свистках. Курьезы слуха. Почему жужжит пчела?
Практика Зависимость высоты тона от числа колебаний в секунду. Повышенный и пониженные тона. Длины звуковых волн. Задачи на звуковые колебания.
22.Занимательные тематические задачи на прохождение звука.
Практика Определение частоты колебаний крыльев комара и шмеля.
23. Практика Составление рассказов- загадок о звуке и свете.
24. Теория Солнечные двигатели и нагреватели.Мечта о шапке-невидимке. Невидимый человек.
25 Теория.Охранительная окраска.
Практика. Решение задачи: как рыба удильщик использует люминесцентное (холодное) свечение.
Просмотр видеофильма и решение задачи. Запись основного материала в тетради.
26. Как видят водолазы.Неопытные купальщики.
Теория Беседа по увиденным передачам: « В мире животных». Просмотр видеофильма.
27. Какой величины нам кажется Луна? Иллюзии зрения
Теория. Разные представления о размерах Луны у большинства людей. Что такое угол зрения? Видимые размеры светил. (сообщения учащихся)
28.Решение занимательной тематической задачи с применением света:
« Слепое пятно нашего глаза»
Практика. Опыт с исчезновением черного пятна с помощью рисунка на картоне. Объяснение данного явления.
29.Как возникает радуга? Ход светового луча в капле дождя
Теория Обсуждение очерков из журнала « Квант»
Радуга глазами внимательного наблюдателя.
Развитие представлений о физике возникновения радуги- от Флетчера, Доминико и Декарта к Ньютону.
Ход светового луча в капле дождя.
Объяснение чередования цветов в основной и вторичной радугах.
Причины возникновения гало; гало и радуга.
30.Почему призма разлагает солнечный свет? Опыты Ньютона.
Практика. Демонстрация прибора «Спектроскоп». Опыты с призмами.
Теория. Сообщения учащихся:
1. Представление о причинах возникновения цветов до Ньютона.
2.Опыты Ньютона с призмами. Ньютоновская теория возникновения
цветов.
3. Спектральные приборы- монохроматоры и спектрометры.
4. Гете против Ньютона.
31. Цвета в глубине вод.
Практика. Просмотр видеофильма.
32-33 Подготовка прощального вечера: «Странички физики»
Деление учащихся на команды «Звук» и «Свет». Работа над эмблемами.
Сопровождение вечера световыми и звуковыми эффектами. Подготовка стихотворений, отрывков из литературы, вопросов в картинках, опытов.
Приглашение родителей на вечер.
34.Прощальный КВН: «Странички физики»



















Оборудование для учителя.
1.весы рычажные.
2.разновесы
3.динамометры
4.термометры
5.сообщающиеся сосуды
6.штативы с лапками
7.ареометр.
8.барометр.
9.вольтметр
10.амперметр
11.гальванометр.
12.камертон
13.электрические лампочки
14.тонометр
15.магниты
16.железные опилки.
17. таблицы по физике
18.компьютер
19. DVD-диски
20. спектроскоп
21. микроскоп.
22. призмы
23. осветительные приборы












Оборудование для учащихся..
1.весы рычажные.
2.разновесы
3.динамометры
4.термометры
5.сообщающиеся сосуды
6.штативы с лапками
7.ареометр.
8.барометр.
9.вольтметр
10.амперметр
11.гальванометр.
12.камертон
13.электрические лампочки
14.магниты
15.железные опилки.
16. бытовые принадлежности.


















Основные формы организации обучения.

теоретические семинары,
практические работы,
эвристические беседы. исследования,
участие в олимпиадах демонстрации,
просмотры видеофильмов,
КВН, игры, занятие-загадка с
решением задач, конкурсы

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ






Словесные Наглядные Практические
- Рассказ - Наблюдение -Лабораторная работа
-Объяснение -Демонстрация -Игры-соревнования
-Эвристическая -Просмотр видеофильмов -Занятия-КВН
Беседа -Работа с таблицами - Изготовление
-Работа с книгами; эмблем
умение находить
необходимую
информацию.
- Работа со
сценарием














Содержание
Содержание..-2
1.Введение.. -3
2.Пояснительная записка.. -4-6
3.Основыные формы организации обучения
Методы обучения..-7
4.Примерный учебно-тематический план
первого года обучения..-8-9
5.Содержание программы первого года
обучения-10-13
6.Примерный учебно-тематический план
второго года обучения...-14-15
7.Содержание программы второго года
обучения-16-19
8.Примерный учебно-тематический план
третьего года обучения.-20-21
9.Содержание программы третьего года
обучения-22-25
10. Оборудование для учителя-26
11. Оборудование для учащихся-.27
12. Литература для учителя, для учащихся...-28




 `ћ °ґАЖ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Программа дополнительного образования
КРУЖОК
"Юный физик"Times New RomanПояснительная записка.Times New Roman15