Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи


HYPERLINK "http://logopeddoma.ru/publ/stati/izuchenie_osobennostej_slovesno_logicheskogo_myshlenija_u_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_tjazhelymi_narushenijami_rechi/2-1-0-262" Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В младшем школьном возрасте у детей совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению, что обуславливает важность данного возрастного периода для формирования всех последующих психологических процессов. Психолого-педагогические исследования должны быть направлены на внедрение новых методик и разработку комплексной системы диагностики с учётом возрастных и психологических особенностей данной категории детей, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Словесно-логическое мышление можно определить как вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения [1, с.206].
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Наиболее часто встречаются алалия, ринолалия, дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относят также выраженные формы заикания [1, с. 234].
Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей словесно-логического мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи проводилась на базе ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат 5 вида» и МОУ СОШ №3 городского округа «Город Якутск».
В эксперименте приняли участие учащиеся 3-го  класса в количестве 20 человек: 10 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с тяжелыми нарушениями речи.
 Для выявления и сравнения уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и младших школьников без речевых нарушений было проведено исследование, в котором использовалась методика Э.Ф.Замбацявичене, состоящая из 4-х субтестов.
В результате анализа проведенного исследования словесно-логического мышления среди младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи и нормально развивающихся детей были выявлены следующие особенности развития словесно-логического мышления:
уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи в среднем значительно ниже (согласно исследованию в среднем на 25-30%), чем у нормально развивающихся детей;
средний уровень успешности выполнения словесных субтестов у нормально развивающихся детей значительно выше (составляет 74 % и соответствует третьему уровню), чем у детей с тяжёлыми нарушениями речи (46%, что соответствует первому уровню). 
Кроме особенностей, выделенных выше, с помощью практической части работы было установлено, что при выполнении заданий дети с тяжёлыми нарушениями речи испытывали следующие трудности:
затруднения в понимании и удерживании  инструкции (субтест 1, 3);
замена обобщающих понятий словами конкретного значения (субтест 4);
неумение выделить общий понятийный признак при классификации, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению (субтест 2);
неумение определить ключевое слово, несформированность семантических полей  (субтест 1, 3);
трудности в актуализации словаря (субтест 1 – 4).
Из всего вышесказанного следует, что сформированность логического действия «умозаключения» у детей с тяжелыми нарушениями речи находится на низком уровне.
В исследовании было показано, в какой степени взаимосвязаны и взаимозависимы речевое развитие и развитие словесно-логического понятийного мышления. Исследование показало, что снижение уровня словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи указывает на необходимость организации коррекционной работы, которая должна предусматривать возможность воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно, и в целом, на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).
Таким образом, можно отметить, что для последующего эффективного обучения младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи необходимо закладывать полноценную основу словесно-логического мышления.
 
Список литературы:
1.Дефектология: Словарь-справочник/ Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Новаяшкола, 1996. Defectology: reference Dictionary/ Ed.-comp. S. S. Stepanov
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, М.: Лабиринт, 1999г. Vygotsky, LS Thinking and speech. Ed. 5, M .: Labyrinth, 1999.