Конспект урока по технологии Лепка филимоновской игрушки


Тема. Основы художественной обработки разных материалов. Беседа «Русская глиняная игрушка». Изготовление из пластилина филимоновской игрушки.
Цели урока.
•Образовательный аспект: продолжить знакомство с народным творчеством, познакомить с новыми способами выполнения некоторых деталей.
•Развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса, умения наблюдать и анализировать; совершенствовать навыки культуры труда; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.
•Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.
Предварительная подготовка. Нескольким учащимся заранее даются темы сообщений о народных промыслах: дымковская, абашевская, каргопольская, филимоновская игрушка. Ребята готовят сообщение, стихи, иллюстрации.
ХОД УРОКА
I. Организация урока.
1. Подготовка рабочего места
-Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте.
-Садитесь.
2. Постановка темы, цели, задач урока.
– Прежде чем мы начнём выполнять работу, давайте вспомним пословицы о труде.
– «Без труда …».
(Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь).
– «Терпенье и труд…».
(Терпение и настойчивость в работе победят все препятствия).
-Объясните смысл каждой пословицы.
-Как вы думаете, какая пословица нам сегодня поможет в работе?
-Докажите. Почему?
( Правильно, у кого-то может не сразу получиться работа. Поэтому нужно проявить терпение).
II. Объяснение нового материала.
-Сегодня на уроке мы с вами станем мастерами-игрушечниками.
-А игрушки мы с вами будем лепить из пластилина.
1. Повторение
Издавна многие города и сёла России славились изделиями своих гончаров.
На доске вывешивается слово «ГОНЧАР».
-Как вы думаете, кто такой ГОНЧАР?
-Кто может объяснить значение этого слова?
(Мастер, изготавливающий глиняную посуду, керамику).
-А, Лена Макаренкова хочет загадать вам загадку.
-Отгадайте, что являлось главным материалом для работы этих мастеров.
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнём закаляется,
В посуду превращается. (Глина).
-Правильно.
-Для того чтобы мы с вами вспомнили о некоторых глиняных игрушках, а с некоторыми познакомились , ребята нашего класса подготовили для вас сообщения.
-Лепить из глины люди начали давным-давно. В основном этим ремеслом занимались мужчины. Из глины они лепили различные сосуды. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмёт да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников.
Глиняная игрушка – это особый вид народного творчества. Её лепила повсюду, где занимались гончарным мастерством. Глиняных игрушек бытовало великое множество, самых разнообразных, в разных регионах были свои особенности изготовления глиняных игрушек - в зависимости от местных традиций, местной глины.
-Я хочу вам рассказать о дымковской игрушке.
(На доске вывешивается слово «Дымковская игрушка»)
Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это фигурки высотой в среднем 15—25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры.
Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, ,сказочности
-А я вам расскажу о каргопольской игрушке.
(На доске вывешивается слово «Каргопольская игрушка»)
Продолжается в наше время жизнь традиционного искусства народной глиняной игрушки в Каргопольском районе Архангельской области, где работает несколько мастеров. Центром промысла была Д. Гринево, где проживали мастера, И. В. Дружинин и У. И. Бабкина. В музеях хранятся игрушки, созданные в 1935—1940 гг. Это по-крестьянски мощные, коренастые фигуры людей, а также стоящие подобно людям, на двух ногах олени, медведи, птицы - то ли сказочные персонажи, то ли изображения ряженых. Каждый персонаж показан в действии: одни несут сосуды, другие играют на гармошке или на рожке, мужчина курит, развалясь в кресле. Цветовое решение этих игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены желтой, розовой, серой, сиреневой, бирюзовой, коричневой, черной матовыми гуашевыми красками в изысканных сочетаниях. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние знаки. Пятнами, полосами, штрихами намечены формы одежды, черты лица. Все образы полны большой жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными.
-Я расскажу вам об абашевской игрушке.
(На доске вывешивается слово «Абашевская игрушка»)
Большую популярность приобрела в последнее время.ранее забытая абашевская игрушка. Известность, которую приобретает промысел, связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области. Зоткин автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.
Игрушки-свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелёными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.
-Итак, ребята, мы с вами прослушали сообщения о дымковской, абашевской, каргопольской, игрушках. (В это время показываю названия игрушек и вешаю название и картинки филимоновской игрушки).
-Посмотрите внимательно на доску. На ней мы видим название еще одной игрушки.
-Давайте прочитаем как она называется.
(Филимоновская)
-Кто знает, что это за игрушка? Кто может о ней рассказать?
-А у меня для вас сюрприз.
- Чтобы узнать что это за игрушка и где она появилась мы с вами посмотрим видеосюжет.
(Видеосюжет о филимоновской игрушке)
-Итак, скажите, какими отличительными особенностями обладают филимоновские игрушки?
– Каким способом выполняют лепку филимоновских игрушек?
(Вытягиванием из целого куска).
-Итак, вы прослушали сообщения и просмотрели видеосюжет о разных игрушках.
- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что общего и чем отличаются эти игрушки?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Солнце глянуло в окно,Время отдохнуть пришло,Надо всем нам дружно встать, Раз – присесть, достать до пяткиИ плечами покачать,А затем, как на зарядкеПрямо и красиво встать,Руки вытянуть поширеИ на месте поскакать,На носок, потом на пяткуФизкультминутка – как зарядка!
3. Анализ образца
– А, теперь посмотрите внимательно на образец нашей игрушки.
Показ образца.
-Какую особенность мы должны помнить при лепке нашей игрушки?
Сообщение темы урока.
-Вот сегодня на уроке мы с вами и поучимся лепить эту игрушку способом вытягивания.
-Давайте наметим план нашей работы.
3. Планирование работы
1.Разминаем пластилин.
2.Скатываем цилиндр.
3.Методом вытягивания и отглаживания придаем пластилину форму игрушки.
-Я вам предлагаю вылепить свою игрушку.
-Прежде чем вы приступите к выполнению работы давайте вспомним правила безопасности при работе с пластилином.
-Итак, в добрый путь.
III. Практическая работа
Овладение приёмом работы (по плану)
IV. Итог урока
1.Демонстрация готового изделия
-Итак время, отведенное на изготовление игрушки подходит к концу. Заканчивайте работу.
– Покажите свои игрушки.
2.Практическое назначение изделия .-Скажите, где бы вы использовали свою игрушку?
– В Сергиевом Посаде есть уникальный музей игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки от самых древних до современных. И сейчас об этом мы с вами посмотрим видеосюжет.
3. Оценивание работы.
-А сейчас каждый из вас попробует самостоятельно оценить свою работу, используя критерии оценивания.
-Возьмите листки и ознакомьтесь с критериями оценивания.
-У кого-нибудь есть вопросы.
-Тогда к делу.
-Встаньте те, кто себе поставил оценку 5,(4,3).
-Хорошо на перемене я поставлю вам эти оценки в дневник и в журнал.
Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на уроке рисования.
- Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились?
-Что вам понравилось?
-Что не понравилось?
-Мне тоже очень понравилось то, как вы сегодня работали и отвечали на мои вопросы.
На этом наш урок закончен, благодарю всех за работу можете быть свободны.
Критерии:
Правильность выполнения работы согласно полученному заданию .Творческий подход к выполнению изделия.
Организация рабочего места.
Время, затраченное на изготовление изделия.
Оценивание:
«5» – когда выполнены все критерии;«4» – с учётом тех же требований, но допускаются исправления и недочёты в работе;«3» – если работа выполнена неаккуратно, но без нарушения конструкции изделия.