Культурное наследие народа. 3 класс


ДАТА КЛАСС 3
УРОК №25
ТЕМА: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДА.
Ценность - любовь
Качества - духовность, патриотизм.
Цель: углубить представления учащихся о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира. 
Задачи:
расширение знаний о духовных основах культурного наследия.
развитие творческих способностей и умения анализировать, сравнивать, выделять главное и устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями мировой культуры;
воспитание патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию. Ресурсы: (материалы, источники)
1.Ролик «Самая красивая мелодия»
2. Ролик «Люди на планете»
3.Ролик «Изготовление домбры»
Ход урока:
Орг.момент.
Приветствие друг друга.
Позитивный настрой на свет (ролик «Самая красивая мелодия.»)
Елена Муралева
Как древо пьет корнями сок,
Из почвы к кроне жизнь качая,
Так ищет человек исток,
Своей истории не зная.
Но древо корни бережет
И знает: в них — судьбы основа.
И только с ними ствол растет,
И семя жизнь кидает снова.
Примечания
Рассказ учителя.
Беседа
Как вы понимаете смысл выражения "времен связующая нить "?
Что связывает поколения людей между собой?
Что понимают под культурным наследием народа?
Для чего современному человеку нужно знать культурное наследие своего парода?
Какие культурные и трудовые традиции своего народа вы знаете?
Назовите, какие культурные ценности есть в вашем регионе? Что вы знаете о них?
Рассмотрите фотографию гобелена казахстанского художника И. Яремы. Что изображено на ковре? Для чего служат эти предметы? О каких национальных казахских традициях рассказывает это произведение искусства?(ответы учащихся)- Домбра, кобыз, кумысный набор(торсык, тегене, ожау, тостаган, табак), канжар в чехле – предметы, доносящие до современников черты быта и культуры казахского народа, пришедшие из далеких времен. Все это изображено на гобелене, который сам по себе является образцом мастерства, освоенного далекими предками. Обращение современного художника к данной теме говорит о стремлении понять душу народа сквозь призму времени.
Проверка домашнего задания.
Почему люди приходили не только послушать, но и запомнить мелодии Коркыта?
Почему народ хранит в своей памяти легенду о Коркыте?
Почему мелодии Коркыта стали культурным достоянием народа?
Рассказ учителя.
КАЗАХСКАЯ ПРИТЧА
Мухтар Шаханов
В давние времена некий могущественный хан, задумавший покорить народ, привел свои войска к границе и послал нескольких лазутчиков, наказав им: "Выведай те ка, какие у них силы против нас".
Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения:
Мы побывали во многих местах, - сказал один из посланных,- и как-то раз оказались на большом пиру. Был там и правитель этого народа. Когда пиршество было в самом разгаре, в юрту вошел юноша лет шестнадцати с домброй в руках. И сидевший на самом почетном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Пораженные таким поступком хана, мы спросили, почему такой почет какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: "Это же наш поэт!"...
- Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан, дозвольте выдвигать войска! страстно заговорил военачальник. И тогда безмолвно слушавший донесение хан тяжелым взглядом смерил своего полководца и молвил:
- Нет. Поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, свое духовное достояние, народа, у которого столь высокая культура.
В чем проявилась мудрость хана?
Почему народу важно беречь духовное достояние? Позитивное высказывание (цитата).
«У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура»
Мухтар Шаханов
Как вы понимаете смысл изречения? Творческая деятельность, групповая работа.
Рабочая тетрадь Задание 1-2. Домашнее задание.
Стр. 81 «Старик и дерево» притча, прочитать. Групповое пение. С.Мусалимов «Люди на планете»
Заключительная минута тишины.
Я много разных слов сказал.
Обдумав, рифмой их связал.
Дорогу к совести и чести
И к исправленью указал.
Храни, народ мой, слова суть,
Вперед определяя путь.
Встречай со всеми праздник жизни
Достойно, а не как –нибудь.
А.Кунанбаев