УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ: « ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ ОБРАЗЦА ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ»


УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В 6 КЛАССЕ




НА ТЕМУ: « ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ ОБРАЗЦА ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ»











Подготовила и провела учитель ИЗО
Бутузова Ирина Николаевна






г.Обнинск
Урок ИЗО в 6 классе

на тему: «Декоративная роспись образца Филимоновской игрушки»


Цель: Формирование умений и навыков при декоративной росписи образца народной игрушки.
Задачи: Развитие графических навыков и умений при изображении элементов геометрического узора по народным мотивам, совершенствование умений при работе с красками, воспитание аккуратности, усидчивости, внимания, умения доводить работу до конца, коррекция познавательной деятельности, мелкой моторики рук.

Материалы к уроку. Для учителя: образцы народной глиняной Филимоновской игрушки (фотографии или изделия), динамическая таблица (с образцами геометрического узора для росписи).
Для учащихся: художественные материалы, шаблоны силуэтов игрушки.

Ход урока

1. Подготовительная часть.
2.Вводная беседа. Знакомство с Филимоновской глиняной игрушкой, истоками происхождения промысла, пропорциями фигурок, особенностями росписи.
3. Анализ работы над образцом, последовательность выполнения рисунка.
4.Самостоятельная работа: роспись силуэтов шаблонов глиняных игрушек, (учитель напоминает правила безопасной работы с красками).
5. Подведение итогов работы, просмотр рисунков.





Здравствуйте, ребята!

- Сегодня вы познакомитесь с Филимоновской глиняной игрушкой.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники, павлины
И солдатики – войска цвет.

- Игрушечный промысел возник в деревне Филимоново Тульской области издавно. В облике деревни и сегодня видны признаки гончарного промысла и соседства немалых залежей глины: дома не деревянные, а кирпичные, многие крыши крыты черепицей.
Делали из филимоновской глины разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульку и для праздников: зверушек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них прятались свистки.
Удлинённые пропорции фигурок объясняются свойствами местной глины. Филимоновцы называют глину синикой за маслянисто – чёрный цвет и жирность. Глина при сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. «Подтягивать» и подглаживать её приходится несколько дней, поэтому фигурки и удлиняются в пропорциях.
Изображения людей примитивны: вытянутые плоские фигуры с небольшой головой на длинной шее. Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, переходящее в очень длинную, толстую, плавно изогнутую шею с маленькой головой.
Главное, что поражает при первом взгляде на филимоновскую игрушку - её смелая роспись. Здесь применяются разведённые на яйце анилиновые краски. Орнамент росписи простой: узкие чёрточки-полоски, изредка еловые веточки или графический древний символ солнца- розетки; круги, ромбы.
Гамма росписи почти не меняется: белое сочетается с малиновым, зелёным (реже синим), лимонно-жёлтым. Роспись ведётся и сейчас не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, а с гусиного пера – ложится.
В раскраске человеческих фигурок – меньше всего уделяется внимания лицам: зелёные, чёрные или синие мазки точки изображают брови глаза, малиновый штрих – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, зелёная шляпка, лихо написанная узорами юбка – в глазах рябит, как от солнышка.
Животные или птицы всегда раскрашиваются по определённой схеме: поперёк туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы, голова окрашивается одним, чаще зелёным, цветом. (Учитель показывает образцы росписи по динамической таблице).
- Приступим к самостоятельной работе. Я раздам вам шаблоны силуэтов филимоновских игрушек, вы будете рисовать декоративный орнамент и расписывать его, соблюдая аккуратность и правила безопасной работы с красками.
(Школьники работают самостоятельно над декоративной росписью образцов).
- А сейчас рассмотрим наши работы и подведём итоги. (Учащиеся рассматривают работы, оценивают каждого, выделяя наиболее удачные и аккуратные).
- Сегодня, ребята, вы узнали о Филимоновской глиняной игрушке, которая имеет свой неповторимый стиль, оригинальный приём лепки.
Народная глиняная игрушка, наивная и забавная, отражающая в условной форме многие стороны окружающей жизни, ловко вылепленная, ярко расписанная, всегда дарит большую эстетическую радость людям.
Благодарю вас за урок, всего доброго!

Литература
1.Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство В 1 классе»,1981г.
2. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Вместе учимся мастерить».1998г.
3.И.А.Грошенков «Уроки рисования», Просвещение, 1975г.
4. А.П.Рогов «Про филимоновские свистульки»,Малыш,1987г.
5.Г.Федотов «Послушная глина».Основы художественного ремесла,Аст-Пресс,1997г.
15