Урок Повторим орфографию: слитные, раздельные и дефисные написания слов.

Урок 77. Тема. Повторим орфографию: слитные, раздельные и дефисные написания слов.
Цель. 1.Обуч. Знать правила слитного, раздельного, дефисного написания наречий.
2.Развив. Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач. Формировать навыки грамотного письма.
3.Воспит. Формирование внимательности, самостоятельности при решении грамматических задач.

Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Фронтальный опрос.
- Что называется наречием?
- Перечислите значения наречий.
(Места, образа действия, времени, цели)

Работа с текстом.
(Листочки с текстами лежат на каждой парте).

(С)перва (по)думай, а потом и говори.
Лучше брат (в)дали, чем враг (в)близи.
Окна распахнуты настеж_.
Я уронил чашку с чаем, но (во)время успел отпрыгнуть проч_.
Рыбак рыбака видит (из)далека.
(По)осеннему небу медленно плыли тучи.
Григорий Александрович между тем учился (по)татарски, и Бэла начинала понимать (по)нашему.
(По)нашему переулку после дождя пройти соверше_о (не)возможно.
Корабль (в)плотную подошел к пристани.
(В)плотную толпу вклиниться было трудно.
Все цветы пахнут (по)разному.
Словами туда(сюда), а делом (ни)куда.
(В)месте тесно, а (в)розь скучно.

- Объясните орфограммы в словах. (Работа «по цепочке»).
- Объясните смысл пословицы №13.
- Морфемный и словообразовательный разбор слов: сперва – первый, по-татарски – татарский, совершенно – совершенный.
Вывод: О написании –н- и –нн- в наречиях.
- Фонетический разбор: прочь.
Вывод: О написании ь в наречиях. (Уж, замуж, невтерпеж, настежь).
- Синтаксический разбор предложения №1.
- Выпишите словосочетания, укажите в них главное слово.

1ряд - согласование
2 ряд - управление
3ряд - примыкание

По осеннему небу
Уронил чашку
Сперва подумай

По нашему переулку
Чашку с чаем
Потом говори

В плотную толпу
Рыбак рыбака
Лучше брат

Все цветы
Плыли тучи
Враг вблизи


Подошел к пристани
Распахнуты настежь



Отпрыгнуть прочь



Вовремя успел



Видит издалека



Медленно плыли



Учился по-татарски



Понимать по-нашему



Пройти невозможно



Подошел вплотную



Вклиниться трудно



Пахнут по-разному


Объяснительный диктант.
Вдогонку, вкратце, вкрутую, впору, врассыпную, сзади, снова, докрасна, сослепу, бок о бок, во что бы то ни стало, точь-в-точь, в обнимку, в охапку, из-под мышек, под мышки, в рассрочку, из-за границы, на ура, с боку на бок.

Тестовые задания. Работа по карточкам.
Творческое задание. Запись на доске.
- запишите предложения об утре понедельника, используя слова: еле-еле, кое-как, едва-едва, как-никак, мало-мальски, всего-навсего, не сегодня-завтра, как-нибудь.

Подведение итогов. Оценки.
Дом.зад: составить и записать 10 предложений с наречиями.


Ключи к тесту.
Вариант 1.
– 1
– 1
вариант 2.
– 3
– 2























Тестовые задания по теме «Наречие». Вариант 1.
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
пробовать (по)всякому; (мало)мальски грамотный, (в)пятых, опять-таки.
Поговорить (по)свойски, (в)пятых классах, (по)видимому, как(будто), будь (по)вашему.
Заклеить (крест)накрест, дойти (в)одиночку, все(таки), (всего)навсего три года, куда(нибудь).
Когда(то), понимать (по)латыни, (во)вторых, (на)двоих, (по)вашему заданию.

В каком ряду все наречия пишутся слитно?
(на)перегонки, (на)встречу, (на)прокат, (во)век.
(до)упаду, (в)сердцах, (с)плеча, (по)одаль.
(на)стороже, (в)смятку, (до)суха, (в)одиночку.
(на)завтра, (на)угад, (без) умолку, (в)рукопашную.











Тестовые задания по теме «Наречие». Вариант 2.

В каком ряду все наречия пишутся раздельно?
(на)смерть, (на)удалую, (на)выпуск, (на)глаз.
(на)двое, (на)изусть, (на)редкость, (на)утек.
(со)зла, (без)толку, (с)налету, (на)совесть.
(на)скаку, (на)половину, (в)тайне, (в)обхват.


2. В каком ряду все наречия пишутся слитно?
1) (на)бело, (до)полусмерти, (с)голоду, (по)полудни
2) (на)показ, (в)брод, (за)мужем, (на)взничь.
3) (в)полоборота, (в)начале, (на)бекрень, (на)удачу.
4) (на)конец, (в)расплох, (в)общем, (в)далеке.













1) Сперва (по)думай, а потом и говори.
2) Лучше брат (в)дали, чем враг (в)близи.
3) Окна распахнуты настеж_.
4) Я уронил чашку с чаем, но (во)время успел отпрыгнуть проч_.
5) Рыбак рыбака видит (из)далека.
6) (По)осеннему небу медленно плыли тучи.
7) Григорий Александрович между тем учился (по)татарски, и Бэла начинала понимать (по)нашему.
8) (По)нашему переулку после дождя пройти соверше_о (не)возможно.
9) Корабль (в)плотную подошел к пристани.
10) (В)плотную толпу вклиниться было трудно.
11) Все цветы пахнут (по)разному.
12) Словами туда(сюда), а делом (ни)куда.
13) (В)месте тесно, а (в)розь скучно.





1) Сперва (по)думай, а потом и говори.
2) Лучше брат (в)дали, чем враг (в)близи.
3) Окна распахнуты настеж_.
4) Я уронил чашку с чаем, но (во)время успел отпрыгнуть проч_.
5) Рыбак рыбака видит (из)далека.
6) (По)осеннему небу медленно плыли тучи.
7) Григорий Александрович между тем учился (по)татарски, и Бэла начинала понимать (по)нашему.
8) (По)нашему переулку после дождя пройти соверше_о (не)возможно.
9) Корабль (в)плотную подошел к пристани.
10) (В)плотную толпу вклиниться было трудно.
11) Все цветы пахнут (по)разному.
12) Словами туда(сюда), а делом (ни)куда.
13) (В)месте тесно, а (в)розь скучно.






1) Сперва (по)думай, а потом и говори.
2) Лучше брат (в)дали, чем враг (в)близи.
3) Окна распахнуты настеж_.
4) Я уронил чашку с чаем, но (во)время успел отпрыгнуть проч_.
5) Рыбак рыбака видит (из)далека.
6) (По)осеннему небу медленно плыли тучи.
7) Григорий Александрович между тем учился (по)татарски, и Бэла начинала понимать (по)нашему.
8) (По)нашему переулку после дождя пройти соверше_о (не)возможно.
9) Корабль (в)плотную подошел к пристани.
10) (В)плотную толпу вклиниться было трудно.
11) Все цветы пахнут (по)разному.
12) Словами туда(сюда), а делом (ни)куда.
13) (В)месте тесно, а (в)розь скучно.
15