Урок в 5 классе Повторим орфографию:правописание о, а.Конспект урока.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Брут»
Повторим орфографию: правописание О, А в корнях слов.

Касаева А. В., учитель русского
языка и литературы.


2013 г.
Тема: «Повторим орфографию: правописание гласных О , А в корнях слов.».
.
Цели урока:
-проверить и закрепить теоретические знания по теме;
-развитие орфографической зоркости и интереса к предмету;
-отрабатывать умения и навыки через индивидуальный подход к обучению;
прививать интерес и любовь к предмету через игровые моменты;
обогащение словаря учащихся, формирование
навыков связной речи;
. -формирование навыков контроля и оценки своей
деятельности;
-развитие речи посредством коммуникативного
общения.

Ход урока
Презентация (Слайд 1)
I. Организационный момент.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!(пауза )
Улыбнулись?
Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение.
2.Перед вами текст. Ваша задача- прочитать его и постараться определить тему урока . Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь?
Работать будете в парах.
Военная операция.
Раз играли мальчишки в войну, да не на пустыре каком-нибудь, а на берегу речки, за которой лес густой стоит, а в нем зверья всякого полно.
Отдает Алеша, командир первого отряда, письменный приказ своим воинам: «Нужно захватить лиса и доложить мне о выполнении приказа».
До самой темноты ждал Алеша донесения, а его отряд тем временем весь день за лисами гонялся.
Так по вине командира проиграл отряд .Какую ошибку допустил Алеша?
Какой раздел науки о языке помог нам это сделать?
(Орфография)
Что такое орфография?
Что является единицей орфографии?
Что такое орфограмма.
Запись числа (с проговариванием) и темы урока.(Слайд)
Мы выполним упражнения, которые нам помогут в реализации нашей с вами задачи.
3. А)Лексико-орфографическая работа:
А.Отгадать загадку.
Б. Какие слова вам помогли догадаться, что это береза?
В. Реализация домашнего задания. (Слайд)
В белом сарафанеВстала на п...ляне.Л...тели птицы,Сели на к...сицы.
– Что это?
- Это береза.
- Какие слова помогли догадаться, что это береза?
-Белый сарафан – это ствол березы, косицы – это ее ветви.
Я знала, что это слово нам понадобится и поэтому дала его вам в словари.
Дома вам нужно было составить ссч , п. и текст. Кто готов отвечать?
У. Вернемся к нашему стихотворению-загадке. В некоторых словах пропущены буквы. Вам надо записать текст в тетради, вставив пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.
Взаимопроверка.(Слайд).
Вывод: Какую орфограмму мы повторили?
Итак, мы повторили «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».
4. Работа с сигнальными карточками.
Дома я вас просила повторить тему «Правописание О, А в чередующихся корнях».
А.Устная работа.
А- красная карточка; О- синяя карточка.
Предлагать, зори, зарница, загорать, положение, располагаться, росток, растение, отрасль, косичка, росинка, заря, загар, полог,Б. В тетради запишите слова в 2 столбика, выделите в них корни , подчеркните гласные(два ученика работают у доски).Объясните графически условие выбора О или А.. С выделенными словами составьте ссч.
1 группа 2 группа
А О
Предлагать зори
Зарница загорать
Располагаться положение
Растение росток
Отрасль косичка
Заря росинка
Загар полог
- Итак, что мы повторили?( правописание гласных в чередующихся корнях.)
( По каким признакам их можно сгруппировать?(правописание зависит от суффикса и от ударения). В корнях ….продолжить
Почему выделены три слова красным цветом, а одно- синим?
Или
Вы знаете, что орфограммы есть не только в чередующихся корнях, но и другие. А какие?
(безударные гласные в коне слова, проверяемые ударением, непроверяемые ,то есть словарные слова, непроизносимые согласные в корне слова. Правописание звонких согласных на конце слова).Физминутка.(Слайд)
5. Самостоятельная работа.
Списать текст, вставляя пропущенные орфограммы, к словам с орфограммами в скобках записать проверочные слова. Произвести синтаксический разбор первого предложения. Начертить простую схему.
Весной.(Слайд )
Наступила ранняя в_сна , и пригрело теплое со_нце. (с) Всюду начал таять сне_. Опустели зимние кв_ртиры. Жители вылезли на п_ляны. У зверей и птиц забот полон рот.
Птицы из сырой травы и соломки сп_шат устроить гнезда. Из отдохнувшей за зиму з_мли пок_залась тра_ка. На п -лянке стоит м_л_дая бере_ка в нежной зелени листвы.
Х_р_шо в природе в_сной.
6.Зрительный диктант.
Записать четверостишие по памяти, обозначить орфограммы зеленым цветом, назвать их количество.(13)
Она весну встречает - серёжки надевает.
Накинута на спинку зелёная косынка
И платьице в полоску.
Ты узнаёшь берёзку?
Ребята, я вам предлагаю тест , который на шаг приблизит нас к экзамену .
.
Тест «Орфография. Буквы О-А в корнях с чередованиемНачало формы
1. . В каком слове пропущена буква А?
1) прик...сновение2) заг...реть3) выр...щенный4) изл...жить
2. В каком слове пропущена буква О?
1) з...рница2) ср...стись3) заг...рать4) предл...гать
3. В каком слове пропущена буква А?
1) оз...рённый2) уг...реть 3) несг...раемый4) водор...сли4. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) з...ря, сл...жение, подр...сли2) к...саться, р...стовщик, пор...сль3) предл...жение, р...стовский, выг...реть4) з...ревать, предл...гать, р...стение5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?
1) р...скошный, выр...сший2) р...стениеводство, ср...статься3) соприк...саться, к...соворотка4) г...ристый, г...релый - Хорошо. Спасибо.
VII. Итог урока.Рефлексия.

- Сегодня мы хорошо поработали. Мне бы хотелось, чтобы вы нарисовали на маленьких листочках смайликов с таким настроением, с каким вы уходите с урока. Покажите их всем.
- Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не вся орфография. Мы познакомимся ещё с другими орфографическими правилами.
Спасибо вам за работу.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.1 Составить словарный диктант по теме урока.2 Сочинение-миниатюра о весне.

Дополнительные материалы.
Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.
Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочкам, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря “Мир вам, люди добрые!”.
Известно, что березы растут во многих странах мира, но не в одной из них к берёзке не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Березка мила душе русского человека. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек он всегда, тоскуя о Родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку. Русский композитор М.И. Глинка, когда возвращался на Родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой березке, символу своей Родины.
Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов. Берёза – Родина, берёза – память, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.
Без березы не мыслю России, -так светла по-славянски она,что, быть может, в столетья иныеот березы – вся Русь рождена.
О. Шестинский
И быть берёзе на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
. ПОЛОГ
а,м. Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.).
О́трасль — обособленная часть какой-либо системы. Деление на отрасли является первым уровнем деления системы. Главным образом термин «отрасль» применяется к экономике, праву и науке.